Рабочая программа 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 53

Рассмотрено

на заседании

экспертного совета

Пр.№ ___от_____________

Председатель _______/________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________________

_______/__________

Утверждено

Директор гимназии

_______________

       

_______С.Н. Голубева

Рабочая программа

по биологии

6класс

Разработчик:                                  

Замилова Ольга Оттовна

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Разработана на основе программы:

Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы.

Составитель: Г.М.Пальдяева.

М.:Дрофа, 2010.

Рассчитана на:

34 часа в год

(1час в неделю)

               

г.Нижний Новгород

2013 г.

       

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии

для 6 класса

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.  

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень   лабораторных  работ.

Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
  • понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
  •  сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
  •  дать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;
  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;
  • познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Тамбовской области.

Программа реализуется с помощью учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2011.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.  

   

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных

умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Биология. 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по  биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического  обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

              В результате изучения биологии в 6 классе ученики должны знать:

- устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними, строение клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы, основные виды тканей;

- особенности строения бактерий и грибов, место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

- что изучает ботаника, представителей различных отделов растительного царства и особенности их строения, приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным условиям;

- строение семян цветковых растений, внешнее и внутреннее строение корня, стебля, листьев, их видоизменения, зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания, строение цветка и основные типы соцветий, строение и классификацию плодов, роль цветковых растений в природе и жизни человека;

- основные процессы жизнедеятельности у растений, фотосинтез, рост и развитие растений, способы вегетативного размножения растений, процессы опыления, оплодотворения и образования плодов и семян;

- основные систематические группы растений, основные признаки семейств, классов однодольных и двудольных;

- основные этапы и доказательства исторического развития растительного мира.

Уметь:

- пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки;

- распознавать представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;

- распознавать растения различных отделов, сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания;

- распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания;

- определять всхожесть семян, сравнивать способы размножения растений различных систематических групп,  распознавать типы плодов;

- выделять основные признаки растений, составлять  их морфологическое описание, сравнивать растения разных систематических групп, находить сходства и различия в их строении;

доказывать, что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития.  

Содержание программы

Введение 1ч

Биология – наука о живой природе. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Клеточное строение организмов 3 ч

Устройство увеличительных приборов(лупа, микроскоп) Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани.

Лабораторные работы:

  • Устройство увеличительных приборов.
  • Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

Царства Бактерии и Грибы 3 ч

Строение и жизнедеятельность бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Профилактика отравления грибами. Плесневые грибы. Дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лабораторные работы.

Строение шляпочных грибов.

Царство Растения 6 ч

Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли. Лишайники. Мхи. Многообразие, среда обитания, строение и значение мхов. Папоротники. Хвощи Плауны. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания, распространение, значение в природе и жизни человека. Покрытосеменные, их строение многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы.

Изучение строения мха.

Изучение строения хвои и шишек.

Строение и многообразие покрытосеменных растений 7 ч

Строение семян однодольных и двудольных растений. Прорастание семян. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листа. Строение стебля. Видоизменённые побеги. Строение цветка. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы.

Виды корней и типы корневых систем.

Типы жилкования листьев.

Изучение видоизменённых побегов.

Изучение строения семян.

Жизнь растений 8 ч

Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений.  Испарение воды. Передвижение воды по стеблю.  Растительный организм как единое целое. Размножение споровых и голосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у цветковых растений.

Классификация растений 3 ч

Основы классификации растений, основные систематические категории. Класс двудольные. Морфологическая характеристика семейств. Класс однодольные. Морфологическая характеристика семейств.

Развитие органического мира 1 ч

Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

  Литература и средства обучения

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего   образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.
  2.  Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2010.
  3. Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: учитель, 2007.
  4.  Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.
  5. Экология  растений: Пособие для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора  В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
  6. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  7. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2001.
  8. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  9. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии / Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: «Владос», 2002.
  10. Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  11. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.

Тематическое планирование

к программе Пасечника В. В.

Биология. Бактерии, Грибы, Растения.

(учебник: В.В. Пасечник. М.,  Дрофа)

6 класс.  1 час в неделю (34 часа)

     Учитель биологии: ЗамиловаО.О.

                Введение. 1 час.

1

Биология – наука о живой природе.

Многообразие живых организмов.

Введение

Клеточное строение организмов. 3 часа.

2

Устройство увеличительных приборов.

Л/р.1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

§ 1

3

 Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды).

Л/р 2 «Приготовление препарата кожицы лука»

§ 2

4

Жизнедеятельность клетки. Ткани.

§ 3- 4

Царства Бактерии. 1 час.

5

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

§ 5- 6

Царство Грибы. 2 часа.

6

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Л/р 3 «Строение шляпочных грибов»

§ 7- 8

7

Плесневые грибы и дрожжи. Грибы паразиты.

§ 9- 10

Царство Растения. 6 часов.

8

Разнообразие, распространение и значение растений.

§ 11

9

Одноклеточные  и Многоклеточные водоросли.

§ 12

10

Лишайники.

§ 13

11

Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны.

Л/р 4 «Изучение строения мхов и папоротников»

§ 14- 15

12

Голосеменные.

Л/р 5 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

§ 16

13

Покрытосеменные или цветковые.

§ 17

Строение и многообразие покрытосеменных растений. 7 часов.

14

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Л/р 6 «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»

§ 18

15

Виды корней и типы корневых систем.

Зоны корня. Видоизменение корней.

Л/р 7 «Изучение  типов корневых систем.»

§ 19-21

16

Побег и почки.

§ 22

17

Строение листа.

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

Л/р 8 «Типы жилкования листьев»

§ 23-25

18

Строение стебля. Видоизмененные побеги.

Л/р9«Строение видоизмененных побегов»

§ 26-27

19

Строение цветка. Соцветия.

§ 28-29

20

Плоды. Распространение плодов и семян.

Л/р 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

§ 30-31

Жизнь растений. 8 часов.

21

Химический состав растений. Минеральное питание растений.

§ 32-33

22

Фотосинтез. Дыхание растений.

 Испарение воды.

§ 34-36

23

Передвижение минеральных и  органических веществ по стеблю.

 

§ 37

24

Прорастание семян.

§ 38

25

Размножение споровых и голосеменных растений.

§ 40 - 42

26

Вегетативное размножение покрытосеменных  растений.

§ 43

27

Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян.

§ 44

Классификация растений. 3 часа.

28

Основы классификации растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

§ 45-46

29

Класс Двудольные растения. Семейства Двудольных растений (по усмотрению учителя).

§ 47 - 51

30

Класс Однодольные. Семейства Однодольных растений.

§ 52-53

Природные сообщества. 2 часа.

31

Основные экологические факторы.

Характеристика основных экологических групп растений.

§ 54 - 55

32

Растительное сообщество и их смена. Влияние деятельности человека.

§ 56-57

Развитие растительного мира. 1 часа.

33

Этапы развития растительного мира.

Господство покрытосеменных. Влияние человека.

§ 58-59

34

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...