Рабочая программа 6 класс
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 53
Рассмотрено на заседании экспертного совета Пр.№ ___от_____________ Председатель _______/________________ | Согласовано Зам. директора по УВР _________________ _______/__________ | Утверждено Директор гимназии _______________
_______С.Н. Голубева |
Рабочая программа
по биологии
6класс
Разработчик: | Замилова Ольга Оттовна учитель биологии высшей квалификационной категории |
Разработана на основе программы: | Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. Составитель: Г.М.Пальдяева. М.:Дрофа, 2010. |
Рассчитана на: | 34 часа в год (1час в неделю) |
г.Нижний Новгород
2013 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии
для 6 класса
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.
Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
- понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
- сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
- дать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;
- сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;
- познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Тамбовской области.
Программа реализуется с помощью учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2011.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Биология. 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения биологии в 6 классе ученики должны знать:
- устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними, строение клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы, основные виды тканей;
- особенности строения бактерий и грибов, место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- что изучает ботаника, представителей различных отделов растительного царства и особенности их строения, приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным условиям;
- строение семян цветковых растений, внешнее и внутреннее строение корня, стебля, листьев, их видоизменения, зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания, строение цветка и основные типы соцветий, строение и классификацию плодов, роль цветковых растений в природе и жизни человека;
- основные процессы жизнедеятельности у растений, фотосинтез, рост и развитие растений, способы вегетативного размножения растений, процессы опыления, оплодотворения и образования плодов и семян;
- основные систематические группы растений, основные признаки семейств, классов однодольных и двудольных;
- основные этапы и доказательства исторического развития растительного мира.
Уметь:
- пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки;
- распознавать представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;
- распознавать растения различных отделов, сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания;
- распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания;
- определять всхожесть семян, сравнивать способы размножения растений различных систематических групп, распознавать типы плодов;
- выделять основные признаки растений, составлять их морфологическое описание, сравнивать растения разных систематических групп, находить сходства и различия в их строении;
доказывать, что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития.
Содержание программы
Введение 1ч
Биология – наука о живой природе. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.
Клеточное строение организмов 3 ч
Устройство увеличительных приборов(лупа, микроскоп) Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани.
Лабораторные работы:
- Устройство увеличительных приборов.
- Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
Царства Бактерии и Грибы 3 ч
Строение и жизнедеятельность бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Профилактика отравления грибами. Плесневые грибы. Дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторные работы.
Строение шляпочных грибов.
Царство Растения 6 ч
Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли. Лишайники. Мхи. Многообразие, среда обитания, строение и значение мхов. Папоротники. Хвощи Плауны. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания, распространение, значение в природе и жизни человека. Покрытосеменные, их строение многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы.
Изучение строения мха.
Изучение строения хвои и шишек.
Строение и многообразие покрытосеменных растений 7 ч
Строение семян однодольных и двудольных растений. Прорастание семян. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листа. Строение стебля. Видоизменённые побеги. Строение цветка. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы.
Виды корней и типы корневых систем.
Типы жилкования листьев.
Изучение видоизменённых побегов.
Изучение строения семян.
Жизнь растений 8 ч
Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Передвижение воды по стеблю. Растительный организм как единое целое. Размножение споровых и голосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у цветковых растений.
Классификация растений 3 ч
Основы классификации растений, основные систематические категории. Класс двудольные. Морфологическая характеристика семейств. Класс однодольные. Морфологическая характеристика семейств.
Развитие органического мира 1 ч
Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Литература и средства обучения
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.
- Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2010.
- Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: учитель, 2007.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.
- Экология растений: Пособие для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2001.
- Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии / Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: «Владос», 2002.
- Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Тематическое планирование
к программе Пасечника В. В.
Биология. Бактерии, Грибы, Растения.
(учебник: В.В. Пасечник. М., Дрофа)
6 класс. 1 час в неделю (34 часа)
Учитель биологии: ЗамиловаО.О.
Введение. 1 час. | |||
1 | Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. | Введение | |
Клеточное строение организмов. 3 часа. | |||
2 | Устройство увеличительных приборов. | Л/р.1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним. | § 1 |
3 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды). | Л/р 2 «Приготовление препарата кожицы лука» | § 2 |
4 | Жизнедеятельность клетки. Ткани. | § 3- 4 | |
Царства Бактерии. 1 час. | |||
5 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | § 5- 6 | |
Царство Грибы. 2 часа. | |||
6 | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. | Л/р 3 «Строение шляпочных грибов» | § 7- 8 |
7 | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы паразиты. | § 9- 10 | |
Царство Растения. 6 часов. | |||
8 | Разнообразие, распространение и значение растений. | § 11 | |
9 | Одноклеточные и Многоклеточные водоросли. | § 12 | |
10 | Лишайники. | § 13 | |
11 | Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны. | Л/р 4 «Изучение строения мхов и папоротников» | § 14- 15 |
12 | Голосеменные. | Л/р 5 «Изучение строения хвои и шишек хвойных» | § 16 |
13 | Покрытосеменные или цветковые. | § 17 | |
Строение и многообразие покрытосеменных растений. 7 часов. | |||
14 | Строение семян двудольных и однодольных растений. | Л/р 6 «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений» | § 18 |
15 | Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменение корней. | Л/р 7 «Изучение типов корневых систем.» | § 19-21 |
16 | Побег и почки. | § 22 | |
17 | Строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. | Л/р 8 «Типы жилкования листьев» | § 23-25 |
18 | Строение стебля. Видоизмененные побеги. | Л/р9«Строение видоизмененных побегов» | § 26-27 |
19 | Строение цветка. Соцветия. | § 28-29 | |
20 | Плоды. Распространение плодов и семян. | Л/р 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами» | § 30-31 |
Жизнь растений. 8 часов. | |||
21 | Химический состав растений. Минеральное питание растений. | § 32-33 | |
22 | Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. | § 34-36 | |
23 | Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. |
| § 37 |
24 | Прорастание семян. | § 38 | |
25 | Размножение споровых и голосеменных растений. | § 40 - 42 | |
26 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | § 43 | |
27 | Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. | § 44 | |
Классификация растений. 3 часа. | |||
28 | Основы классификации растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. | § 45-46 | |
29 | Класс Двудольные растения. Семейства Двудольных растений (по усмотрению учителя). | § 47 - 51 | |
30 | Класс Однодольные. Семейства Однодольных растений. | § 52-53 | |
Природные сообщества. 2 часа. | |||
31 | Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. | § 54 - 55 | |
32 | Растительное сообщество и их смена. Влияние деятельности человека. | § 56-57 | |
Развитие растительного мира. 1 часа. | |||
33 | Этапы развития растительного мира. Господство покрытосеменных. Влияние человека. | § 58-59 | |
34 | Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...