УГА - 2014 Изучение биологии с использованием ДОТ в учебной и внеурочной деятельности
статья по биологии по теме

Рыжих Ольга Николаевна

В статье рассматривается опыт работы учителя биологии МБОУ АСОШ №2. С 2011 года школа стала пилотной площадкой, где  на экспериментальном уровне, осуществляется внедрение дистанционных образовательных технологий в учебно - воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_dot_ryzhikh_o.n.dokument_microsoft_office_word.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа №2»

Алтайский район, Алтайский край

Изучение биологии с использованием ДОТ в учебной и внеурочной деятельности

Автор: Рыжих Ольга Николаевна

Учитель биологии

высшей квалификационной категории

2013

С 2011 года в пилотных школах Алтайского края, на экспериментальном уровне, осуществляется внедрение дистанционных образовательных технологий в учебно – воспитательный процесс. МБОУ АСОШ №2 вступила в эксперимент с сентября 2011года.

Цель внедрения ДОТ в систему общего образования состоит в обеспечении доступности качественного образования учащимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Дистанционное обучение требует достаточно высокого уровня самостоятельности обучающихся, которая во многом зависит от мотивации. Целевой аудиторией дистанционного обучения являются учащиеся средних и старших классов.

В статье рассматривается опыт работы по направлениям:

  1. Использование ДОТ учителем-предметником, для подготовки учащихся к конкурсам, работа с одаренными детьми  и учащимися девиантного поведения.
  2. Использование ДОТ для работы с вынужденно пропускающими занятия или  отстающими учащимися группы риска.
  3. Использование ДОТ для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА
  1. Использование ДОТ учителем-предметником, для подготовки

учащихся к конкурсам:

  • работа с одаренными детьми через информационные ресурсы: электронную почту, «Сетевой город. Образование»,  Skype;
  • оперативное распространение информации о школьных, районных, краевых и межрегиональных конкурсах среди учащихся: очного, заочного и надомного обучения;
  • просмотр работ с целью коррекции,  работы над ошибками и выбора лучших;
  • общение с организаторами,  учителями, классным руководителем, администрацией школы, родителями и поощрения ребёнка посредством почты.

Использование ДОТ учителем-предметником, для подготовки учащихся к конкурсам включает углубленное изучение тем уроков. К каждому уроку рассылаются домашние задания. Материалы урока представлены в портфолио проектов в виде презентаций и лекций. Ссылки на видео, фото или текстовые материалы помогают найти нужное задание по теме: задачу, тест, викторину, конкурс и др. Текстовые сообщения помогают оповещению участников конкурса, о сроках и месте проведения. Через прикрепленные документы легче отправлять и принимать большие тексты и таблицы. Работы учащихся можно просматривать в электронном виде и указывать на ошибки, не используя графическую печать. Общение с организаторами,  учителями, классным руководителем, администрацией школы и родителями  также осуществляется посредством почты. Уже не первый год организаторы конкурса: Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Тигирекский», Межрегиональная благотворительная общественная организация «Сибирский экологический центр» предлагают учащимся  школ района принять участие в противопожарных экологических акциях, а так же мероприятиях, направленных на спасение птиц в зимний период. В такой работе потребовалось сотрудничество педагогов и учащихся друг с другом и командами других школ.

Электронная почта используется в пересылке отчета, переписке с егерями, экологами, спонсорами и учеными. Сайт школы подробно освещает такую работу. На страницах сайта размещаются сведения о победителях, их фотографии, грамоты и  поощрения за проделанную работу.

2.Использование ДОТ для работы с отстающими учащимися или вынужденно пропускающими занятия:

  • работа с отстающими детьми через информационные ресурсы: электронную почту, «Сетевой город», Skype;
  • оперативное распространение информации для: родителей, воспитателей и заданий для учащихся ;
  • рассылку заданий учителем и прием ответов от учащихся;
  • просмотр с целью: коррекции,  работы над ошибками и оценки работ;
  • автоматическое выставление оценок в сетевой журнал и электронный дневник;
  • обсуждение с учителями, классным руководителем, администрацией школы по электронной почте  АИС «Сетевой город. Образование»

Использование ДОТ для работы с отстающими учащимися или вынужденно пропускающими занятия, особенно актуально во время карантина, длительных заболеваний учащихся, морозных дней и выезда учащихся на санаторно-курортные мероприятия, конкурсы и соревнования. Через АИС «Сетевой город. Образование» ежедневно даются домашние задания по внутренней почте, что позволяет учащимся, которые по какой-то причине отсутствовали на уроке, получить материал урока и изучить его самостоятельно не только при помощи учебника или учебного диска по курсу, но и при помощи тех материалов, которые выслал им учитель. Например, это может быть презентация к уроку или ссылка на ресурс сети Интернет. Связь с классным руководителем, учителем-предметником, родителем и учащимся позволяет отследить эффективность этой работы.

В нашей школе обучается много детей из детского дома. Это учащиеся  надомного, заочного и очного обучения. Это дети девиантного  поведения и ребята из группы риска. Учебный процесс удается наладить через ДО. Среди работ воспитанников есть примеры хорошо выполненных заданий, проведенных исследований, выполненных проектов. Такие ребята  удостоены  призовых мест на школьных, районных и краевых конкурсах.

3.Использование ДОТ для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА

Используя портфолио проектов в АИС «Сетевой город. Образование» были созданы дистанционные курсы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, где размещен теоретический материал, тестовые, проверочные работы и  ссылки на ресурсы сети Интернет, которые, по мнению учителя, могут пригодиться учащимся для подготовки к ЕГЭ или ГИА.

Использования ДОТ мне позволило:

  • повысить уровень  мотивации у учащихся;
  • повысить качество знаний по биологии ;
  • улучшить посещаемость занятий учащимися;
  • объединить всех участников образовательного процесса в единое образовательное пространство и поднять на новый уровень взаимосвязь «учитель-ученик- учитель»;
  • повысить информационную компетентность всех участников образовательного процесса;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

Изучение биологии с использованием ДОТ в учебной и внеурочной деятельности

Цель внедрения ДОТ в систему общего образования состоит в обеспечении доступности качественного образования учащимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.Дистанц...

Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности

С целью  повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии....

Изучение биологии с использованием ДОТ в учебной и внеурочной деятельности

Изучение биологии с использованием ДОТ в учебной и внеурочной деятельности...

«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...

Использование элементов робототехники при организации внеурочной деятельности учащихся по изучению алгоритмизации и программирования

Использование элементов робототехники при организации внеурочной деятельности учащихся по изучению алгоритмизации и программирования...