Урок "Кожа.Строение, значение игииена"
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Данная презентация может быть использована для объяснения нового материала по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_znachenie_i_gigiena_kozhi.doc | 350.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Кожа». Строение, значение и гигиена кожи. Терморегуляция и закаливание.
План урока
Цели: дать представление о покровной системе человека и ее значение; познакомиться с условиями терморегуляции в организме человека; показать значение гигиены кожи и одежды.
Задачи:
- Выработать навыки установления связи между макро- и микроструктурами;
- Раскрыть связь строения органа с выполняемыми функциями;
- Раскрыть значение терморегуляции показать необходимость закаливания;
- Сформировать основные правила гигиены кожи;
- Формирование умений поиска необходимой информации средствами ИКТ, использовать учащимися на уроке ЦОР. Оборудование:
- компьютеры, проектор, рельефная таблица «Кожи человека», лупа.
Слайд 1
- Актуализация знаний
Учащимся предлагается угадать, используя подсказки, о каком органе человеческого тела пойдет речь на этом уроке.
Утверждения-подсказки:
- Это самый тяжелый орган человеческого тела со многими функциями
- Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2, 7 кг.
- Его называют зеркалом здоровья и болезными».
- Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.
- Этот орган формирует особые образование – ногти и волосы.
Вопросы для фронтальной беседы.
Учитель: Я надеюсь, вы догадались, что тема урока посвящается – коже. Вспомним разновидности покровы у животных.
Слайд 2
Различные покровы тела
- Дождевой червь
- лягушка
- Насекомое
- Рыба
- Млекопитающее
Слайд 3
- Что такое покровы тела?
- Чем представлены покровы тела у животных?
- Перечислите особенности покровов у млекопитающих.
- Какое значение имеют покровы для млекопитающего?
Слайд 4
- Почему говорят, что кожа – зеркало организма?
- Почему одному человеку, чтобы простудиться достаточно, ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать?
- Зачем следить за своей кожей, волосами и ногтями?
II Изучение нового материала
Учитель: У человека и животных кожа представляет собой специальное образование, служащие границей между живым организмом и внешней средой, ограждающее его от различных внешних влияний, позволяющие сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи в среднем 1,5-2м^2. Какие функции выполняет кожа?
Слайд 5
Схема «Функции кожи» (заполняется в процессе фронтальной беседы с учащимися).
Функции кожи:
Защитная депо крови
Чувствительная
Терморегуляция
Выделительная
Учитель: Так что же представляет собой кожа? Из чего она состоит?
Ответы на данные вопросы учащиеся находят, выполняя в парах задание 1.
Слайд 6
Задание 1
Изучите определенный слой клеток. В ходе работы заполните таблицу
После обсуждения один из учеников показывает основные части кожи на рельефной таблице «Кожи человека».
Практическая работа «Самонаблюдение»
Слайд 7-8
Строение кожи: изображение кожи и кожных складок, ногтей, различных отпечатков пальцев.
- Кожа и кожные складки
- Различные отпечатки пальцев
- Ногти
Инструктивная карточка
Оборудование: ручная лупа.
- Рассмотрите без лупы, а потом с ее помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Каково значение этих складок кожи?
- Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?
- Рассмотрите строение ногтя. Объясните, чем можно доказать отсутствие на ногтях кровеносных сосудов и нервных окончаний?
- Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните: почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большей чувствительностью?
Слайд 9
Выводы учащиеся формируют самостоятельно и после обсуждения записывают в тетради:
- Кожные складки (структурные образования) связаны с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек может захватывать предметы;
- на коже много мышечных и эластичных волокон, способны растягиваться;
- мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют индивидуальный узор;
- в углублении бороздок много рецепторов, отсюда чувствительность повышенная.
Задание 2
Учитель: Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4°С до 37,5°С. Ее повышение 43°С и падение ниже 25°С смертельны.
Используя приведенную ниже информацию, объясните, почему температура тела практически не меняется.
В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. Если бы тело было покрыто непроницаемым для тела футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1.5 градусов, а часов через 40 тело достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается в несколько раз. И все же температура тела не меняется. Почему?
Ответ: Постоянство температур тела поддерживаются путем регуляции отдачи тепла организмом. И эта роль принадлежит нашей коже, так как этот орган, который непосредственно контактирует с внешней средой и, следовательно, регистрирует изменения ее температуры. Происходит уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме, т.е. терморегуляция.
Самостоятельное чтение текста учебника «Выработка тепла и теплоотдачи», с 209-210.
Вопросы для обсуждения схемы (фронтальная беседа):
Слайд 10
- Какие виды терморегуляции можно выделить у человека?
- С чем связана химическая терморегуляция.
- Каковы механизмы усиления теплообразования?
- Каковы основные пути физической терморегуляции?
Далее учащиеся заполняют в тетради схему.
Слайд 11
Схема «Регуляции температуры тела» (схема постепенно заполняется в процессе фронтальной беседы).
Задание 3
Учитель: Английский доктор Ч. Блэгден более 200лет назад провел следующий опыт: вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 минут в сухой камере при температуре 126 градусов без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взята в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.
Проанализируйте следующие данные и определите зависимость теплоотдачи организмом от условий внешней среды. Заполните таблицу подставить знак «+» в соответствующую графу.
Слайд 12-13
«Зависимость теплоотдачи организмов от условий внешней среды».
Учитель: Тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1 грамма воды затрачивается 2.45 кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметно для нас испарины. Пот – это водянистая жидкость, содержащие 0.1 – 0.4 % хлористого натрия, лактата натрия (соль молочной кислоты) и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости благодаря активности потовых желез, находящихся под контролем особых нервных волокон симпатической нервной й системы, принимающей импульсы из гипоталамуса.
У человека потоотделение начинается тогда, когда температура тела поднимается с 36.7 градусов. При нормальных условиях за сутки выделяется 900 мл пота, но при очень сильной жаре и достаточном снабжение водой и солями это величина может возрасти до 12л.
Слайд 15
Учитель: Уменьшение теплоизлучения во внешнюю среду способствует теплоизоляции между внутренней областью тела и окружающей средой. Теплоизоляция тела обеспечивается с прослойкой неподвижного воздуха над поверхностью кожи (пограничный слой), а затем кожным и подкожным жиром.
Одежда человека сохраняет пограничный слой воздуха, а поскольку воздух – плохой проводник тепла, он уменьшает теплоотдачу.
Степень достигаемой при этом изоляции зависит от толщины воздушной прослойки. При низкой температуре в результате рефлекторного сокращения кожной мускулатуры волосы шерстяного покрова млекопитающих или перья птиц приподнимаются, и слой неподвижного воздуха становится толще. У человека эта реакция еще сохранилась, но так как волос на теле у него мало, она лишь дает эффект, известный под названием «гусиной кожи». Отсутствие волос человек компенсирует теплоизолирующим действиям одежды.
Слайд 14
- Гусиная кожа
Слайд 16
Игра «Биолото»
Учащимся раздаются карточки, учитель зачитывает вопросы, учащиеся закрывают карточку с соответствующем ответом.
|
|
|
|
|
|
7.
| 8. эпидермис | 9.физическая |
10. Влажный воздух Ветреная погода | 11. закаливание | 12. волосы и ногти |
13. сальные | 14. выделительная | 15. химическая |
16. дрожь | 17. терморегуляция | 18. гиподерма |
Учитель:
- Наружный слой кожи.( 8)
- Средний слой кожи. (1 )
- Внутренний слой кожи. (18)
- Железы, смягчающие кожу.(13)
- Кожные роговые образования. (12)
- Витамин, синтезирующий в коже.( 5)
- Функции кожи (2,3,4,14,17).
- Состояние организма при тепловом ударе(.6)
- Состояние организма при солнечном ударе. (7)
10.Виды физиологической регуляции температуры
тела.( 9,1)
11.Защитная реакция органа человека от переохлаждения.( 16)
12.Факторы способствующие переохлаждению организма.( 10)
13.Постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду. (11)
Учитель: Учащимся предлагается, прочитав материал учебника (с. 211-212), сформулировать правила закаливания.
Учитель: Состояние кожных покровов является одним из показателей состояния здоровья человека. А связаны ли между собой здоровье и красота? Чтобы понять это, давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое красота человека»?
Это прежде всего здоровье, ухоженная сияющая и упругая кожа. Она является «лакмусовой бумажкой» нашего организма. Волдыри, сыпи, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Чтобы кожа могла справляться с возложенными на нее обязанностями, за ней прежде всего надо ухаживать, потому что она, пограничная ткань, подвергается воздействию огромного количества внешних и внутренних раздражителей.
Сообщение учащимся (подготовка заранее): «Правило ухода за кожей», «Уход за ногтями», «Уход за волосами», «Гигиены одежды и обуви».
III. Закрепление
Слайд 17
Ответьте на вопросы текста.
- Основные функции эпидермиса
А) восприятие температуры
Б) предохранение от ударов, накопление жира
В) защита, образование новых клеток
- Способность к регенерации имеет
А) эпидермис
Б) дерма
В) подкожная клеточная
- Кожа не осуществляет функцию
А) дыхание
Б) опоры
В) выделение
- Угревая сыпь появляется из – за
А) недостатка витаминов
Б) усиление потоотделения
В) изменение состава сальных желез
- Дактилоскопия – это наука, изучающая
А) кожу
Б) рисунок внутренних поверхностей пальцев
В) функции сальных желез
- Производные кожи
А) жировые клетки
Б) ногти, волосы
В) мышечные волокна
- Ноготь – это производные
А) дермы
Б) подкожные клетчатки
В) эпидермис
На заключительном слайде приведены правильные ответы, что дает возможность школьникам самостоятельно оценить выполнения тестовых заданий.
Слайд 18
1-В. 2-А. 3-Б. 4-В. 5-Б. 6-Б. 7-А.
Рефлексия
Учитель. Ребята настало время подвести итоги. Я бы хотела, чтобы вы высказали своё мнение о работе на уроке, материале, что мы изучили. Ответьте, пожалуйста на вопрос.
Я хорошо усвоил, ….
Теперь я смогу и научу других, …
Меня удивило…
Мне пригодиться в дальнейшем ….
Слайд 19
Источники информации:
Н.В Ляшенко; Е.В. Попова. Биология 11 класс « Секреты эффективности современного урока», Издательство «Учитель 2011 год».
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек 8 класс, издательство «Дрофа 2008 год».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».
Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»
Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных растений....
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...
"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"
Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...
Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции
Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...