Карта урока биологии по ФГОС в 5 классе тема "Растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
карта урока биологиив 5 классе по теме "растения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_fgos.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17
города Вольска Саратовской области»
Учитель: Козлова Ольга Ивановна
Класс: 5
Тема: Растения
.
Тип учебного занятия: комбинированный
Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, решение биологических задач.
Список используемой литературы:
- Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена - Граф, 2012. - 128 с.: ил.
Цели урока:
- обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
- развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность
Оборудование: Мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку “Растения”, дидактический раздаточный материал , натуральные объекты (веточка сосны, яблоко, шишка, папоротник)
Этап урока | Содержание учебного материала. | Деятельность | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | - Внимание на слайд. Посмотрите на иллюстрации и выберите те организмы с которыми мы уже знакомы. (остались изображения растений). (Слайд 2) | Беседа с учителем. Работа с карточками. Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану | Ф
И | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. |
- Какие это организмы? Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)
- Каково значение бактерий в природе? | Беседа с учителем. Дополняют ответы одноклассников. | И | Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль.коррекция, оценка действий партнёра. | |
А теперь назовите положительную и отрицательную роль бактерий в жизни человека + девочки называют положительные + мальчики отрицательные. Вывод-обобщение о бактериях.
- Оцените свою работу. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной темы. | Высказывание своей точки зрения. Формулирование вывода о бактериях
Самооценка | Ф
Г
П |
| |
- Мы выбрали все изображдения бактерий. Что осталось? (Слайд 4) К какому царству относятся эти организмы. По каким признакам вы отнесли их к растениям? Расскажите о них по плану (слайд 5)
|
Учащиеся соотносят свои действия с используемым | И | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. | |
Выявление места и причины затруднения | - Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану? - Каких знаний не хватает? - Что хотели бы узнать? - Каким способом можно получить нужную информацию? | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения) - Предположите тему урока. - Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 6) | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта | 1) Отличительные особенности растений от других организмов - Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах. |
|
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Маршрутный лист № 1 (приложение 1) | Самостоятельная работа в парах с информационными источниками. Устное представление результатов совместной работы. |
П | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | |
Исходя из изученного материала расскажите по каким признакам можно определить растения. Словарная работа. - Сделайте вывод какие живые организмы называют растениями? | Устное представление результатов совместной работы. Словарная работа. Делают вывод по изученному материалу. |
И | Коммуникативные, умение выражать свои мысли. | |
Сообщение новых знаний учителем | Царство растений очень большое и разнообразное в него входят около 500 000 видов. Самыми древними растениями являются водоросли. - Как Вы думаете, почему они получили такое название? - А сейчас каждый из Вас с помощью учебника (с. 49 4 абзац) заполнит «слепой» текс в Маршрутном листе № 2 (приложение 2) и выяснит, какие же особенности имеют водоросли. -Читайте, заполняйте текст и готовьтесь рассказать о водорослях. | Активное слушание. | Г | умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию; |
Самостоятельная работа. | Маршрутный лист № 2 | Выполняют задание «слепой» текст | Ф | управление поведением; умение выделить из общего главное |
Зачитывают тексты. - Что же такое слоевище? -Кто может рассказать о водорослях? Оцените свою работу в листе самооценки. | Устное представление результатов совместной работы. Словарная работа. самооценка | Умение выражать свои мысли. | ||
Сообщение новых знаний учителем Проверка степени усвоения материала | Все растения на Земле, по способу размножения, можно разделить на 2 большие группы Растения образующие споры и растения образующие семена. -Растения размножающиеся спорами никогда не цветут. Споры – это мелкие клеточки предназначенные только для размножения. К таким растениям относятся мхи, плауны, хвощи и папоротники, появившиеся на земле миллионы лет назад. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. -К растениям размножающимся семенами относятся 2 крупные группы: голосеменные и цветковые. Голосеменные. Цветковые. - ну а теперь ребята вернемся к плану ответа. - Посмотрите можем ли мы теперь рассказать о растениях по этому плану? | Активное слушание Заполнение схемы в тетради Составление рассказа по плану | Г И И Г | умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию; Выделение главного. умение структурировать знания; |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Выберите правильные суждения(Слайд ) 1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах. 2. Растения растут только определённый период в жизни. 3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды. 4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода. 5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами. 6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем. Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1,3,5,6) | Делают вывод по изученному материалу. | И | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | Дайте обоснованный ответ. - Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? (Слайд ) - В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд ) - Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9) - Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10) - Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения? Оцените свою работу. Сравните с баллами на слайде и выставите оценку. -Выставление оценок. | Решение биологических задач | Ф | Регулятивные: прогнозирование |
Информация о домашнем задании | П.11, ответить на вопросы стр.51 Приготовить информацию о самых - самых растениях (индивидуально) (Слайд 11) |
|
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? Продолжите любое высказвание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что... (Слайд 12) Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся
(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ "СРЕДЫ ЖИЗНИ" 5 КЛАСС ПО ФГОС
УРОК СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС...
Технологическая карта урока технологии по ФГОС. 3 класс "Открытка к 23 февраля в технике "квиллинг"
Технологическая карта урока технологии , 3 класс "Открытка к 23 февраля в технике "квиллинг"...
Технологическая карта урока технологии по ФГОС 6 класс
План конспект урока "Декоративная отделка поверхностей подручными средствами"...
Технологическая карта урока физкультуры по ФГОС 6 класс баскетбол.
Технологическая карта урока физкультуры по ФГОС 6 класс баскетбол...
технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, автор учебника: С.М. Никольский
Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, автор учебника С.М. Никольский. Тема урока "Числовые выражения"...
Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".
Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)Задачи урока:Предметные:- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от пре...
Технологическая карта урока биологии "Зрительный анализатор" 8 класс
Технологическая карта по биологии в 8 классе "Зрительный анализатор"...