урок биологии
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Биология
5-й класс
Урок 1.
Тема: Живой организм и его свойства.
Предметные результаты:
- Создать условия для: знакомства учеников с учебником, формирования умения перечислять отличительные свойства живого,
формирования умения понимать смысл биологических терминов: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражительность, приспособленность.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
- Осознавать единство и целостность окружающего мира.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Познавательные УУД
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
Коммуникативные УУД
- Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
- Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Этап | Содержание | Оборудование | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Оргмомент. | Знакомство с учебником и его условными знаками. – Как называется учебник? («Обо всём живом».) – Чему он посвящён? (Живым организмам.) – Похож ли учебник на учебник начальной школы? (Да, те же самые условные знаки, нам всё знакомо.) 1 | Учебник, Рабочая тетрадь. | Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. |
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. Диалог Антошки и Биолога на с. 8. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. (Какими свойствами обладает любой живой организм?) 1 2. – Вспомните, какие свойства живых организмов вы уже знаете из начальной школы. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1 – Какие черты живого есть у герани, гриба, кошки? (3-й класс.) – Все ли живые организмы дышат? Что они поглощают и выделяют? (3-й класс.) – Все ли живые организмы питаются? (3-й класс.) – Что такое фотосинтез? (3-й класс.) – Какими тремя «профессиями» владеют живые организмы? (3-й класс.) – Какие вещества мы называем минеральными? (3–4-й классы.) | Учебник, рисунки животных, растений, грибов. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
III. Совместное открытие знаний. | 1. Работа в паре. 2 – С помощью рисунка 1.1 предположите, что такое обмен веществ. 2 – Прочтите текст (1-й и 2-й абзац, с. 9) и оцените правильность своего предположения. 3 – Из чего состоит обмен веществ? – Найди отличия обмена веществ у коровы и растения. 2. Работа в паре. 2 – Рассмотрев и обсудив рисунок 1.2, объясните, чем отличается дыхание у потребителя, производителя и разрушителя. Где они на рисунке? 2 3. Работа в паре. 2 – Рассмотрите рисунок 1.3, объясните, что поглощают и выделяют растение, корова и гриб. 2 Работа с текстом. 3 – Прочтите последний абзац текста на с. 9. Объясните, какие два типа питания выделяют у растений? 4. – Рассмотрев рисунки 1.4–1.6, объясните, что происходит с дубом, гусеницей, человеком. Сделайте вывод, что такое рост. Проверьте себя по учебнику (с. 11, первое предложение). 2 5. – Сравните изменения, происходящие с человеком и гусеницей на рисунке 1.6. В чём разница? – Предположите, как называются эти изменения, проверьте себя по тексту (с. 11). 2 6. Работа в паре. 2 – Ответьте на вопрос: почему ни один вид живых организмов не обходится без размножения? 7. – Что такое раздражимость? Рассмотрите рисунки 1.8–1.11 и ответьте на вопрос: как реагируют на окружающие условия растения, животные и человек? 2 8. Работа в паре. 2 – С помощью текста и рисунков 1.12 и 1.13 ответьте на вопрос: как растения и животные приспособились к среде своего обитания? В чём причина этой приспособленности? 2 9. – Можно ли отличить живой организм от неживого объекта только по одному из признаков? 1 2 – Сделайте вывод, какими свойствами отличаются живые организмы. Сравните свой вывод с авторским. | Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира. 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы). 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. | |
IV. Самостоятельное применение знаний. | Вопросы на с. 14 (выборочно). Задания из задачника-практикума на выбор учителя. Одно-два задания на необходимом и одно-два задания на повышенном уровне. Самооценка по алгоритму. | ||
V. Итог урока. | – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили? – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем. | ТОУУ |
Худоярова Марина Усмановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...