БОЛЬШОЙ ПОРТРЕТ МАЛЕНЬКИХ ЖИВОТНЫХ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТЕЙШИХ)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Седых Нина Николаевна

Урок-художественная мастерская дляусвоения и закрепления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchaya_kharakteristika_prosteyshikh.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морозовская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

план-конспект урока

БОЛЬШОЙ ПОРТРЕТ МАЛЕНЬКИХ ЖИВОТНЫХ

(ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТЕЙШИХ)

7 класс

подготовила и провела

учитель биологии

Седых Нина Николаевна

Цели урока :

  • раскрыть характерные признаки одноклеточных животных на примере амебы обыкновенной;показать значение этих животных в природе и жизни человека;
  • развитие навыков обобщения знаний и использования их в качестве опорных в ходе изучения нового материала;
  • продолжить формирование экологической, санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Оборудование : таблицы «Одноклеточные зеленые водоросли», «Простейшие»; дидактический материал по зоологии, аппликация «Расчлененная модель внешнего и внутреннего строения амебы обыкновенной.

Тип урока : урок усвоения и закрепления новых знаний.

Форма урока : урок - художественная мастерская.

Основные этапы урока :

  1. Оргмомент.
  2. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Прежде чем приступить к изучению основных групп животных, давайте вспомним их общие признаки. (Клеточное строение, питание, дыхание, размножение).

2. Чем отличаются животные от растений по способу питания? (Для растений характерен процесс фотосинтеза).

3. Чтобы правильно охарактеризовать животное, необходимо знать его принадлежность к определенным систематическим категориям. Какая систематическая категория является основной в определении животных? (Вид). Дайте определение вида. Какие систематические категории вам еще известны? (Вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство).

  1. Изучение нового материала.

Эпиграф к уроку:

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы. (Н.Заболоцкий).

Кто такой Левенгук и о каком приборе идет речь? (Микроскоп). Для каких целей в науке используют микроскоп? (Чтобы изучить живые и неживые объекты, не видимые человеческим глазом).

Итак, сегодня на уроке мы попытаемся нарисовать «Большой портрет маленьких животных», увидеть которых можно только при увеличении. Для этого создадим «художественную мастерскую» и все вместе нарисуем такой портрет.

Как известно, для создания любого портрета необходимо изучить особенности строения объекта, а поэтому познакомимся с рассматриваемым животным поближе.

В 1673 году голландский натуралист и оптик Антони ван Левенгук разглядел сквозь линзу своего микроскопа в капле дождевой воды, простоявшей в бочке несколько дней, странные существа. Они беспорядочно двигались, начинали вдруг вытягиваться, затем делились на две части. Эти части начинали расти, принимать «взрослую» форму, и все повторялось сначала. Микроскоп, изобретенный Левенгуком, был очень неудобен для наблюдений. Но ученому все же удалось не только рассмотреть крошечные создания, но и зарисовать их. Он назвал их «наливочными», или «настоечными» животными, а т.к. языком науки в то время была латынь, то за ними закрепилось название «инфузории» (от лат «инфузиус» - настой).

Впрочем, позднее это имя сохранилось только за одним определенным видом простейших организмов, другие получили собственные названия.

Все простейшие организмы имеют общий отличительный признак: их тело состоит из одной – единственной клетки. Иногда эти клетки составляют колонии, иногда существуют самостоятельно, не испытывая от этого никаких неудобств. Многие простейшие живут в воде, некоторые – в почве, есть среди них и паразиты.

Мы нарисуем портрет амебы обыкновенной. Это, пожалуй, самый известный из простейших организмов. Она встречается чаще всего в стоячих водоемах, которые хорошо прогреваются солнцем. Амеба достигает довольно крупных размеров – полмиллиметра.

Какова форма тела амебы? Сравните особенности строения клеток хламидомонады и амебы. (У амебы форма тела непостоянная, представляет собою клетку с отростками, напоминающими щупальца – это ложноножки). Зарисуем контуры клетки амебы.

Вы знаете, что форму клетки поддерживает оболочка. Судя по изменяющимся очертаниям тела амебы, что вы можете сказать о плотности ее оболочки? (Неплотная, эластичная, легко растяжимая, поэтому легко образуются ложноножки). Как вы думаете, какова роль ложноножек? (С их помощью амеба движется).

Вспомните, какие части клетки, кроме оболочки, вам известны.(Ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды).

В животных клетках есть такие же органоиды, но нет пластид. Под оболочкой клетки находится жидкое полувязкое вещество - ... (цитоплазма), в ней – ядро. Есть в цитоплазме и два вида вакуолей – сократительные и пищеварительные. Название последней говорит о ее назначении – в ней переваривается пища. Рассмотрим, как образуется пищеварительная вакуоль.

Медленно передвигаясь по илистому дну среди гниющих остатков растений со скоростью 1 см/час, амеба отыскивает себе пищу. Вот бесформенный комочек слизи медленно выпустил ложноножки и начал плавно перетекать в них. Через некоторое время на месте щупальцев оказалось все ее тело – амеба сделала один шаг. Наткнувшись на добычу, кусочек микроскопической водоросли, амеба своей слизистой оболочкой – протоплазмой обволакивает ее и постепенно вбирает внутрь тела. Как только протоплазма сомкнется, захватив добычу, вокруг кусочка пищи образуется капелька пищеварительного сока. Водоросль постепенно переваривается, превращается в питательные вещества. После окончания процесса пищеварения протоплазма раскрывается и выталкивает несъедобные остатки наружу. Причем, как захват пищи, так и выбрасывание остатков могут происходить в любом месте тела амебы. (Pисунок – схема «Амеба захватывает добычу»).

Сократительная вакуоль служит для накопления жидких вредных продуктов обмена и их удаления из тела амебы, а также для удаления избытка воды из организма.

Давайте предположим, как протекает у амебы процесс дыхания (сходство с одноклеточными водорослями). Верно, амеба дышит всей поверхностью своего крошечного тела, поглощая растворенный в воде кислород и выделяя углекислый газ.

Простой опыт показывает, что амебы реагируют на внешние раздражители. Если часть водяной капли с амебами осветить, животные начнут уползать от света в затененное место. Крупинка соли, брошенная в ту же каплю, заставляет амеб втягивать ложноножки внутрь тела и принимать округлую форму. Откликается амеба и на действие тепла, кислорода, приспосабливаясь к изменениям, которые происходят в окружающем пространстве. Если водоем пересыхает, тело амебы покрывается плотной оболочкой – цистой. В таком состоянии она легко переносит засуху и мороз, все жизненные процессы в ней останавливаются. Когда вновь потеплеет и вода смочит цисту, оболочка лопнет, и амеба выйдет наружу.

Давайте рассмотрим процесс размножения амебы, пользуясь рисунком в учебнике. Как называется такой способ размножения? (Бесполый, деление). У каких живых организмов мы уже наблюдали этот способ? (Одноклеточные водоросли). Расскажите о нем.

  1. Закрепление.

Итак, портрет амебы готов. Если обобщить все, что вы узнали на уроке, то можно выделить следующие особенности амебы:

1)это одноклеточное животное;

2)имеет неопределенную форму тела;

3)в клетке есть оболочка, цитоплазма, ядро и два вида вакуолей – пищеварительные и сократительные;

4)образует ложноножки – выпячивания на теле, служащие для передвижения и захвата пищи;

5)для перенесения неблагоприятных условий образует цисту;

6)размножается бесполым путем – делением тела на две части;

7)дышит всей поверхностью тела;

8)имеет большое сходство с одноклеточными водорослями, что свидетельствует о родстве простейших с растениями.

А сейчас приглашаем вас в «портретную галерею», где вы познакомитесь с некоторыми представителями амеб разных видов и их значением. (сообщения учащихся на темы: «Дизентерийная амеба», «Морские корненожки», «Амеба пчелиная».).

  1. Итог урока.

Сегодня вы писали портрет представителя простейших – амебы на примере амебы обыкновенной, которая занимает в природе следующее систематическое положение:

Царство Животные

Подцарство Простейшие

Тип Саркодовые

Класс Корненожки

Отряд Амебовидные

Семейство Настоящие амебы

Род Амеба

Вид Амеба обыкновенная.

Дома вы можете изобразить ее портрет в виде аппликации, вышивки или др..

  1. Работа с терминами.

-ложноножки;            

 -пищеварительная вакуоль;          

-сократительная вакуоль;

-циста;                        

-амеба;                              

-дизентерия.

Используемая литература :

  1. Бацылев, Зоология, М., Высшая школа, 1985;
  2. Биология в школе, №4, 1997;
  3. Бровкина, Казьмина, Уроки зоологии, М., Просвещение, 1987;
  4. Популярная Энциклопедия животных, СПб., МиМ – Экспресс, 1997;
  5. Толмачева, Окно в удивительный мир природы, Д-Сталкер, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

урок по теме "Общая характеристика Простейших"

Изучение многообразия типа Простейших; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления с использованием приемов: "Кластеры", "Ин...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

подготовка к ОГЭ по биологии. Животные - общая характеристика, простейшие.

Данный материал в содержит основную информацию по общей характеристике организмов царства Животные по вопросам:   1. черты сходства и различия между животными...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...