подготовка к ОГЭ по биологии. Животные - общая характеристика, простейшие.
учебно-методический материал по биологии (9, 11 класс) на тему

Курошина Елена Николаевна

      Данный материал в содержит основную информацию по общей характеристике организмов царства Животные по вопросам:

   1. черты сходства и различия между животными и растениями

   2. роль животных в природе

   3. жизненные функции животных

   4. классификация царства Животные - одноклеточные и многоклеточные, колониальные формы

   5. полости тела, симметрии, типы кровеносной системы

   6. развитие животных, поведение

   7. характеристика животных подцарства Одноклеточные или простейшие.

  В тексте содержатся рисунки, наглядно характеризующие  строение животных - представителей подцарства Простейшие. Материал одинаково  полезен как ученику, так и учителю при подготовке к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_-_kopiya.docx835.25 КБ

Предварительный просмотр:

А6 – А7                     Царство Животные .  Теория

Черты сходства между растениями и животными.

1. общность происхождения одноклеточных форм

2. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение)

3. клеточное строение

4. рост и способы размножения

5. раздражимость

Сходство доказывает родство и единство происхождения, различия между ними – результат расхождения по признакам, возникающим в ходе эволюции.

Основные черты различия между растениями и животными

признаки

Зеленые растения

животные

Способ питания

Автотрофное (фототрофы)

гетеротрофное

Обмен веществ

За счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических

За счет расщепления органических веществ, получаемых с пищей

Целлюлозная клеточная стенка

Имеется на поверхности клеточной мембраны

Отсутствует

Запасающее вещество

крахмал

Чаще всего гликоген

пластиды

Лейко-, хлоро-, хромопласты

отсутствуют

вакуоли

Содержат клеточный сок

У высокоорганизованных отсутствуют, у низкоорганизованных пищеварительные и сократительные

Способность к росту

На протяжении всей жизни

У большинства животных рост только в молодом возрасте

Способность к передвижению

Активные движения отсутствуют, имеются только ростовые движения, тропизмы

Активное перемещение в пространстве

Активность в поисках пищи

Не активны, «сидят» на месте

Активны в поисках добычи

Роль в цепи питания

продуценты

консументы

Высшая нервная деятельность

отсутствует

Развита у высокоорганизованных форм; у низкоорганизованных отсутствует

Цикл развития

Зигота-зародыш-проросток-молодое растение-цветущее растение-плодоносящее растение-стареющее- отмершее растение

Зигота-зародыш-детеныш (личинка)-молодое животное-взрослое-половозрелое активное-стареющее животное-умершее.

Системы органов

Вегетативные: корневая, побеговая;  генеративные: цветок, семя, плод

Соматические: опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, покровная, эндокринная, нервная, кровеносная, органы чувств. Репродуктивная: половая

ткани

Образовательная, покровная, проводящая, механическая. основная

Эпителиальная, нервная, мышечная, соединительная

                Основные жизненные функции животного организма

Обмен веществ – совокупность процессов поступления веществ в организм, их химического и физического преобразования, использования и выделения продуктов жизнедеятельности (распада).

Питание – поступление питательных веществ в организм

Дыхание – поступление в организм кислорода и его использование клеткой на процессы окисления.

Выделение – удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

Размножение – увеличение числа особей:

- бесполое – деление, почкование;

- половое -  с участием половых клеток.

Рост – увеличение размеров тела, массы, объема.

Развитие – закономерно направленный процесс взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (созревание, дифференцировка) изменений особи с момента её рождения до смерти:  - прямое;  - непрямое.

Раздражимость – свойство организма отвечать на воздействия внешней и внутренней среды изменениями своего состояния.

                         Роль животных в природе и жизни человека

1. Биологическая очистка воды, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.

2. Образование осадочных пород (минеральные скелеты – основа известняков и сланцев).

3. Потребление продуктов жизнедеятельности растений (кислород и органические вещества) и выделение углекислого газа, необходимого для фотосинтеза.

4. Участие в почвообразовании путем переработки и минерализации органических веществ. Особенно важны беспозвоночные – клещи, насекомые, моллюски и дождевые черви. Именно там, где много почвообразователей - беспозвоночных, хорошо развивается растительный слой Земли.

5. Санитарное значение животных — использование ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы.

 6. Контроль популяции. Паразитические и хищные животные сдерживают размножение растительноядных. В противном случае последние всего за несколько лет могли бы полностью уничтожить определенные виды растений. Особенно важны насекомоядные птицы (значение птиц в природе велико: они сдерживают чрезмерное размножение насекомых и других животных), хищные птицы, жабы и лягушки, ящерицы, летучие мыши, мухи, жужелицы, муравьи, осы и другие группы беспозвоночных и позвоночных животных.
7. Перекрестное опыление практически всех видов покрытосеменных растений, распространение семян кустарников и деревьев. В опылении принимают участие десятки тысяч пчел, которые живут в саваннах, пустынях, степях, на высокогорных лугах. Даже на севере Гренландии есть популяция шмелей. В роли разносчиков семян деревьев, трав и кустарников выступают высшие позвоночные животные – зерноядные и плотоядные птицы, грызуны и копытные.

8. Животные могут наносить вред человеку, поедая растения, промысловых и сельскохозяйственных животных, нападая на человека, будучи паразитами человека, переносчиками гельминтов, возбудителей инфекционных заболеваний. Животные приносят пользу: объекты промысла: пушные звери (соболь, лисица), добываемые ради мяса (копытные, водоплавающая дичь); регулируя численность вредителей сельского хозяйства и паразитов: насекомоядные птицы, жужелицы, муравьи, наездники уничтожают растительноядных насекомых, божья коровка – тлю, рыбы – личинок комаров и т.д.

                                            Царство Животные

        

Клетки         ткани          органы          системы органов        организм

                 

                         Животные           организмы

 

                       Симметрия    тела   животных

           Полости тела

                              Опорный   аппарат

Внутренний скелет

Наружный скелет

(раковина, панцирь, хитиновый покров)

Гидроскелет

                                   Кровеносная система

        Развитие    животных

1. Количественные изменения – рост

2. Качественные изменения – созревание, дифференцировка

3. Прямое развитие – молодые особи похожи на взрослых

4. Непрямое развитие – имеется личиночная стадия (молодой организм не похож на взрослый ни строением, ни образом жизни):

А) с полным превращением – есть стадия куколки

Б) с неполным превращением – нет стадии куколки

        Поведение

А- врождённое                                             Б- приобретённое

1. Безусловные рефлексы                                    1. Условные рефлексы

2. Инстинкты

Рефлекс – ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды при участии нервной системы

Безусловные рефлексы – характерные для всех особей данного вида врождённые реакции организма на воздействия со стороны внешней или внутренней среды

Условные реакции – индивидуально приобретённые в процессе жизни реакции, выработка которых связана с определёнными условиями.

Инстинкт – совокупность сложных, наследственных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях

                                Подцарство  Одноклеточные или Простейшие

1. Эукариоты

2. Движение за счет ложноножек или специальных органоидов

3. Свободноживущие – аэробы; паразитические  - анаэробы

4. В основном гетеротрофы, некоторые – миксотрофы (эвглена зеленая), т.к. имеют в цитоплазме хлоропласты

5. Поддерживают гомеостаз

6. Размножение бесполое (деление надвое) и половое

7. Реагируют на воздействие окружающей среды- таксисы положительные на свет, отрицательные на химические вещества

8. Свободноживущие, паразитические

9. Пищей могут служить бактерии, детрит, соки и кровь организма хозяина (для паразитов).

                                    Классификация Простейших

Тип Саркожгутиковые

Класс Саркодовые:  амеба протей (обыкновенная), дизентерийная амеба

Класс Жгутиковые:  эвглена зеленая

2. Тип Споровики:

Класс Споровики: грегарина, кокцидии, токсоплазма. кровяные споровики.

Малярийный плазмодиум, мясные споровики. Саркоспоридии.

3. Тип Ресничные: инфузория туфелька, балантидум, инфузории из желудка жвачных

 Тип Саркожгутиковые.    Класс Саркодовые

1. Форма тела непостоянная, т.к. отсутствует клеточная стенка, а клеточная мембрана очень эластична

2. Одноядерные

3. Передвижение и захват пищи при помощи ложноножек (псевдоподии)

4. Гетеротрофный способ питания

5. Жидкие продукты обмена веществ выделяются через сократительную вакуоль

6. Размножение – деление клетки на две части

7. Раздражимость в виде таксисов

8. Пищеварительная вакуоль – органоид временный

9. Для перенесения неблагоприятных условий - циста

C:\Users\Макс\Desktop\8239_html_m671e7afc.jpg

                         

                                Класс    Жгутиковые

1. Форма тела постоянная, овальная, задний конец заострен. Наружный слой цитоплазмы уплотнён, выпячивания не образуются.

Тело, помимо цитоплазматической мембраны, покрыто снаружи пелликулой – специальной периферической пленкой (производной эктоплазмы). Она и обеспечивает постоянство формы клетки.

2. Имеется светочувствительный глазок, сократительная вакуоль, зеленые хлоропласты, одно ядро.C:\Users\Макс\Desktop\post-1053734-1340463022.jpg

3. Передвижение при помощи жгутика.

4. Способ питания – смешанный: на свету – фотосинтез; в темноте – поглощение растворённых в воде органических веществ.

5.  Выделение жидких продуктов распада (обмена веществ) через сократительную вакуоль

6. Дыхание – через всю поверхность тела

7. Размножение бесполое -  путем деления клетки надвое

8. Раздражимость в виде фототаксиса.

9. Характерная особенность всех представителей – наличие одного или более жгутиков, которые служат для передвижения. Расположены они преимущественно на переднем конце клетки и представляют собой нитевидные выросты эктоплазмы

10. Среда обитания - загрязненные пруды и лужи

11. Колониальные жгутиковые – вольвокс и др.

12. Эвглена запасает углеводы в виде вещества, близкого по строению к крахмалу (парамил)

                                          Тип      Ресничные  или Инфузории

1. Форма тела постоянная, цитоскелет - клеточный каркас или скелет, находящийся в цитоплазме живой клетки, выполняет три главные функции: а) служит клетке механическим каркасом, который придает клетке типическую форму и обеспечивает связь между мембраной и органеллами, б) действует как «мотор» для клеточного движения, в) служит в качестве «рельсов» для транспорта органелл и других крупных комплексов внутри клетки.

2. В клетке два ядра: большое – обеспечивает клетке жизнедеятельность; малое – участвует в половом размножении

3. Органоиды движения – реснички по всей поверхности тела, плавает, ввинчиваясь в воду 

4. Способ питания – гетеротрофный. Захват пищи и направление её в «предротовое углубление» благодаря сокращению ресничек

5. Дыхание всей поверхностью тела

6. Размножение – бесполое: поперечное деление клетки - сначала делятся их ядра, после это родительская клетка перетягивается в поперечном направлении, и образуются две дочерние клетки.; половой процесс – две клетки временно сближаются, обмениваются ядрами (коньюгация), а затем расходятся без увеличения числа клеток.

7. Фототаксис, хемотаксис, реакция на температуру.

8. Большинство  живет в пресной воде в ее толще или на дне и питается органическими остатками, бактериями и одноклеточными водорослями. Ряд инфузорий могут образовывать колонии.

9. Цисты имеют округлую форму, могут распространяться с помощью ветра и живых организмов.

 

C:\Users\Макс\Desktop\1553_001.jpg

                              Значение простейших

В природе

В жизни человека

1. Источник питания для обитателей водоёмов

2. Обогащение воды кислородом

3. раковинные простейшие образуют осадочные породы

4. Раковинные образуют осадочные породы (фотосинтезирующие)

5. Улучшают переваривание пищи у животных (жвачных)

1. Индикаторы чистоты водоемов

2. Искусственное разведение для питания молоди прудовых и аквариумных рыб

3. Паразиты вызывают опасные заболевания

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

урок по теме "Общая характеристика Простейших"

Изучение многообразия типа Простейших; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления с использованием приемов: "Кластеры", "Ин...

БОЛЬШОЙ ПОРТРЕТ МАЛЕНЬКИХ ЖИВОТНЫХ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТЕЙШИХ)

Урок-художественная мастерская дляусвоения и закрепления новых знаний...

Интегрированный урок (химия + биология): Витамины – общая характеристика.

Идея урока: создать условия для интеграции знаний о втаминах как незаменимых компонентах обменных процессов в организме человека на основе межпредметных связей между биологией и химией;на основе межпр...

Презентация к уроку по биологии "ПАПОРОТНИКИ. Общая характеристика" 6 класс

ОТДЕЛПапоротникообразные•Папоротникообразные – большая группа высших растений.•В нее входят плауны, хвощи и папоротники.•В большинстве своем они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных мес...

Методическое пособие по биологии. Урок. "Общая характеристика. Внешнее строение птиц"

Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме«Класс Птицы: общая характеристика. Внешнее строение птиц». Учитель биологии: Куликова И.В.ГБОУ школа № 469 Выборгского района...