Решение генетических задач ЕГЭ 2014
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Презентация содержит задания С6  и схемы решения задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon reshenie_zadach_po_genetike.zip851.16 КБ

Подписи к слайдам:

Решение задач по генетике
Задания ЕГЭ 2014 С6Подготовила учитель биологии МКОУ СОШ №3 г. Исилькуля Омской области Павлова Татьяна Николаевна
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ И СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ТОМАТА С ГЛАДКИМИ МНОГОКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ С РАСТЕНИЕМ, ИМЕЮЩИМ ОПУШЁННЫЕ ДВУХКАМЕРНЫЕ ПЛОДЫ, В F1 ВСЕ РАСТЕНИЯ ИМЕЛИ ГЛАДКИЕ МНОГОКАМЕРНЫЕ ПЛОДЫ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ МЕЖДУ СОБОЙ ГИБРИДОВ F1 БЫЛИ ПОЛУЧЕНЫ РАСТЕНИЯ: С ГЛАДКИМИ МНОГОКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ И ОПУШЁННЫМИ ДВУХКАМЕРНЫМИ ПЛОДАМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИП РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ПОТОМКОВ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. КАКИЕ ЗАКОНЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ДАННЫХ СКРЕЩИВАНИЯХ?
Схема решения задачи
1) aabb x AABB (опушённые двухкамерные скрестили с гладкими многокамерными)F1- 100% AaBb гладкие многокамерные2) AaBb x AaBb (гладкие многокамерные скрестили с гладкими многокамерными)F2 - 1AABB, 2AaBb (гладкие многокамерные) и 1aabb (опушённые двухкамерные)В F1 проявляется закон доминирования, в F2 – закон сцепленного наследования, что приводит к появлению 2х фенотипических групп
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ И НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ
СКРЕСТИЛИ БЕЗУСЫЕ РАСТЕНИЯ ЗЕМЛЯНИКИ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ И РАСТЕНИЯ ЗЕМЛЯНИКИ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ, С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУЧИЛИ БЕЗУСЫЕ С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ И РАСТЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ С РОЗОВЫМИ ПЛОДАМИ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ БЕЗУСЫХ РАСТЕНИЙ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ С РАСТЕНИЯМИ, ОБРАЗУЮЩИМИ УСЫ, ВСЕГДА ПОЛУЧАЛИ ТОЛЬКО РАСТЕНИЯ, ОБРАЗУЮЩИЕ УСЫ С БЕЛЫМИ ПЛОДАМИ.ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ГИБРИДОВ F1, F2. СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ СКРЕЩИВАНИЙ. КАКОЙ ЗАКОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Схема решения задачи
1) P aabb x AaBB (безусые с белыми плодами скрестили с образующими усы с розовыми плодами)F1 – AaBb образуюие усы с розовыми плодами aaBb безусые с розовыми плодами2) P aabb x Aabb (безусые с белыми плодами скрестили с образующими усы с белыми плодами)F2 AaBB образующие усы с белыми плодами3) проявляется закон независимого наследования признаков
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
У ЧЕЛОВЕКА КАТАРАКТА (R) – ВРОЖДЁННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ГЛАЗ И ОДНА ИЗ ФОРМ АНЕМИИ – ЭЛЛИПТОЦИТОЗ (W) НАСЛЕДУЮТСЯ СЦЕПЛЕННО, КАК АУТОСОМНО-ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ. В СЕМЬЕ, ГДЕ МАТЬ ЗДОРОВА, А ОТЕЦ СТРАДАЕТ КАТАРАКТОЙ И АНЕМИЕЙ, ДВОЕ ДЕТЕЙ. СЫН УНАСЛЕДОВАЛ ПРИЗНАКИ МАТЕРИ, А ИХ ДОЧЬ – ПРИЗНАКИ ОТЦА. ДОЧЬ ВЫХОДИТ ЗАМУЖ ЗА ЗДОРОВОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. КАКОЕ ПОТОМСТВО МОЖНО ОЖИДАТЬ? ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОТОМКОВ. КАКОЙ ЗАКОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Схема решения задачи
1) P rrww x RrWw (мать здорова у отца катаракта, анемия)F1 RrWw ( девочка с катарактой, анемией) rrww (мальчик здоров)2) P RrWw x rrww (мать с катарактой, анемией, отец здоров)F2 – RrWw катаракта, анемия rrww норма3)гены R и W сцеплены, кроссинговер не происходит; наблюдается закон сцепленного наследования Т.Моргана
СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ
У КАНАРЕЕК НАЛИЧИЕ ХОХОЛКА НАСЛЕДУЕТСЯ КАК АУТОСОМНЫЙ ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК, А ЗЕЛЁНАЯ ОКРАСКА ОПЕРЕНИЯ КАК ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК, ЛОКАЛИЗОВАННЫЙ В Х-ХРОМОСОМЕ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ЗЕЛЁНОГО НЕХОХЛАТОГО САМЦА С КОРИЧНЕВОЙ ХОХЛАТОЙ САМКОЙ ПОЛУЧИЛИ ПОТОМСТВО: 50% -ХОХЛАТЫЕ, 50% - БЕЗ ХОХЛА. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ, ГЕНОТИПЫ, ФЕНОТИПЫ И ПОЛ ПОТОМКОВ. КАКОВ МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА У ПТИЦ?
Схема решения задачи
1) ♀ AaXвY x ♂ aaXBXB (коричневая хохлатая и зелёный без хохла)2)зелёные с хохлом: ♂ AaXBXb , ♀ AaXBY, зелёные без хохла: ♂aaXBXb, ♀ aaXBY3) гомогаметными по полу являются самцы(XX), гетерогаметными – самки (XY)
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
ПРИ ОПЫЛЕНИИ КРАСНОПЛОДНЫХ АБРИКОСОВ НОРМАЛЬНОГО РОСТА ПЫЛЬЦОЙ ЖЁЛТОПЛОДНЫХ КАРЛИКОВЫХ РАСТЕНИЙ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ БЫЛО ЕДИНООБРАЗНО – НОРМАЛЬНОГО РОСТА С КРАСНЫМИ ПЛОДАМИ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ РАСТЕНИЙ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ В ПОТОМСТВЕ НАБЛЮДАЛОСЬ РАСЩЕПЛЕНИЕ:1/4 – КРАСНОПЛОДНЫЕ НОРМАЛЬНОГО РОСТА, ј - КРАСНОПЛОДНЫЕ КАРЛИКИВОВГО РОСТА, ј - ЖЁЛТОПЛОДНЫЕ НОРМАЛЬНОГО РОСТА, ј - ЖЁЛТОПЛОДНЫЕ КАРЛИКОВЫЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?
Схема решения задачи
1) P AABB X aabb (красноплодные нормального роста скрестили с жёлтоплодными карликового роста)F1 AaBb красноплодные нормального роста2) P AaBb X aabb (красноплодные нормального роста скрестили с жёлтоплодными карликового роста)F1 AaBb – красноплодные нормального роста, Aabb – красноплодные карликового роста, aaBb – жёлтоплодные нормального роста, Aabb – жёлтоплодные карликового роста3)Гены, определяющие красный цвет плодов и нормальный рост – доминантные, так как при 1м скрещивании всё поколение красноплодное нормального роста. Независимое наследование признаков, так как во 2м скрещивании произошло расщепление в соотношении 1:1:1:1
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
ПРИ СКРЕЩИВАНИИ МУХ ДРОЗОФИЛ С СЕРЫМ ТЕЛОМ И НОРМАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ С МУХАМИ ДРОЗОФИЛАМИ С ЧЁРНЫМ ТЕЛОМ И ЗАЧАТОЧНЫМИ КРЫЛЬЯМИ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ ИМЕЛО СЕРОЕ ТЕЛО И НОРМАЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ ПОЛУЧИЛИ ПОЛОВИНУ ОСОБЕЙ С СЕРЫМ ТЕЛОМ И НОРМАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ И ПОЛОВИНУ ОСОБЕЙ С ЧЁРНЫМ ТЕЛОМ И ЗАЧАТОЧНЫМИ КРЫЛЬЯМИ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. ОБЪЯСНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?
Схема решения задачи
1) P AABB x aabb (серое тело нормальные крылья скрестили с чёрным телом зачаточными крыльями)F1 AaBb – серое тело нормальные крылья2) P AaBb x aabb (серое тело нормальные крылья скрестили с чёрным телом зачаточными крыльями)F1 AaBb – серое тело нормальные крылья, aabb – чёрное тело зачаточные крылья3)Гены, определяющие серое тело и нормальные крылья, являются доминантными, так как при 1м скрещивании всё поколение серое с нормальными крыльями. Сцепленное наследование, так как при 2м скрещивании произошло расщепление в соотношении 1:1
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
ПРИ СКРЕЩИВАНИИ КРОЛИКОВ С ОДНОТОННЫМ (ДИКИМ) ОКРАСОМ ШЕРСТИ И КОРОТКИМ ТИПОМ ШЕРСТИ С КРОЛИКАМИ С ПЯТНИСТЫМ (ГОЛЛАНДСКИМ) ОКРАСОМ ШЕРСТИ И ДЛИННЫМ (АНГОРСКИМ) ТИПОМ ШЕРСТИ ВСЁ ПОКОЛЕНИЕ БЫЛО ЕДИНООБРАЗНО И ИМЕЛО ОДНОТОННУЮ КОРОТКУЮ ШЕРСТЬ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ДРУГОЙ ПАРЫ С ТАКИМИ ЖЕ ФЕНОТИПАМИ ПОЛУЧИЛИ ПОЛОВИНУ С ОДНОТОННОЙ КОРОТКОЙ ШЕРСТЬЮ И ПОЛОВИНУ С ПЯТНИСТОЙ ДЛИННОЙ ШЕРСТЬЮ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМСТВА. КАК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДОМИНАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ?
Схема решения задачи
1) P AABB x aabb (однотонные с короткой шерстью скрестили с пятнистыми с длинной шерстью)F1 AaBb – однотонные с короткой шерстью2) P AabB x aabb (однотонные с короткой шерстью скрестили с пятнистыми с длинной шерстью)F1 AaBb – однотонные с короткой шерстью , aabb – пятнистые с длинной шерстью3) Гены, определяющие однотонную короткую шерсть – доминантные, так как при 1м скрещивании всё потомство однотонное с короткой шерстью. Сцепленное наследование, так как при 2м скрещивании расщепление в соотношении 1:1
КОДОМИНИРОВАНИЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
ГРУППА КРОВИ И РЕЗУС-ФАКТОР – АУТОСОМНЫЕ, НЕ СЦЕПЛЕННЫЕ ПРИЗНАКИ. ЖЕНЩИНА СО 2 ГРУППОЙ КРОВИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУС-ФАКТОРОМ, РОДИТЕЛИ КОТОРОЙ ИМЕЛИ ТАКУЮ ЖЕ ГРУППУ КРОВИ И РЕЗУС-ФАКТОР, ВЫХОДИТ ЗАУЖ ЗА МУЖЧИНУ С 3 ГРУППОЙ КРОВИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ РЕЗУС-ФАКТОРОМ, МАТЬ КОТОРОГО ИМЕЛА 1 РЕЗУС-ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ КРОВЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ГЕНОТИПЫ И ФЕНОТИПЫ ИХ ДЕТЕЙ. КАКОЙ ЗАКОН НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Схема решения задачи
1) P ♀ AARR x ♂ B0rr ( у матери 2+, у отца 3-)2)Возможные генотипы и фенотипы детей : F1 ABRr 4+, A0Rr 2+3) независимое наследование признаков
НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
НА ПТИЦЕФАБРИКЕ ОТ СКРЕЩИВАНИЯ ЧЁРНЫХ КУРЧАВЫХ ПЕТУХОВ С БЕЛЫМИ КУРАМИ, ИМЕЮЩИМИ ГЛАДКОЕ ОПЕРЕНИЕ, ВСЕГДА ПОЛУЧАЛИ ПОТОМСТВО С ГОЛУБЫМ СЛАБОКУРЧАВЫМ ОПЕРЕНИЕМ. ПРИ АНАЛИЗИРУЮЩЕМ СКРЕЩИВАНИИ ПОТОМКОВ (ИЗ F1) ПОЛУЧАЛИ: ГОЛУБЫХ СЛАБОКУРЧАВЫХ,ГОЛУБЫХ ГЛАДКИХ, БЕЛЫХ СЛАБОКУРЧАВЫХ, БЕЛЫХ ГЛАДКИХ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ В F1 И F2. ОБЪЯСНИТЕ ХАРАКТЕР НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.
Схема решения задачи
1) P ♀ aaee x ♂ AAEE (Белую с гладким оперением скрестили с чёрным курчавым)F1 AaEe – голубые слабокурчавые2) P ♀ AaEe x ♂ aaee (голубую слабокурчавую скрестили белым гладким)F2 AaEe – голубые слабокурчавыеAaee – голубые гладкиеaaEe – белые слабокурчавыеAaee – белые гладкие3) неполное доминирование; чёрное курчавое оперенение неполно доминирует над белым гладким, так как получили птиц с промежуточными признаками
СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
У КУР ТЁМНАЯ КОЖА ДОМИНИРУЕТ НАД БЕЛОЙ, ПОЛОСАТОЕ ОПЕРЕНИЕ – НАД ЧЁРНЫМ. ГЕН, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ОКРАСКУ ОПЕРЕНИЯ, ЛОКАЛИЗОВАН В Х-ХРОМОСОМЕ. СКРЕЩИВАЛИ ЧЁРНУЮ КУРИЦУ С ТЁМНОЙ КОЖЕЙ С ПОЛОСАТЫМ ПЕТУХОМ СО СВЕТЛОЙ КОЖЕЙ. ВСЕ ЦЫПЛЯТА ОКАЗАЛИСЬ ПОЛОСАТЫМИ, ИЗ НИХ 50% ИМЕЛИ ТЁМНУЮ КОЖУ И 50 % - СВЕТЛУЮ. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ. ОБЪЯСНИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СКРЕЩИВАНИЯ.
Схема решения задачи
1) P ♀ x ♂ aaXBXB (чёрную с тёмной кожей скрестили с полосатым со светлой кожей) F1 AaXBY ♀ полосатая с тёмной кожейAaXBXb ♂ полосатый с тёмной кожейaaXBY ♀ полосатая со светлой кожейaaXBXb ♂ полосатый со светлой кожей3) у птиц гетерогаметными по полу являются самки
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
У ФАСОЛИ ЖЁЛТАЯ ОКРАСКА БОБОВ ДОМИНИРУЕТ НАД ЗЕЛЁНОЙ ОКРАСКОЙ, А ЧЁРНАЯ ОКРАСКА СЕМЯН – НАД БЕЛОЙ. ПРИ СКРЕЩИВАНИИ ФАСОЛИ С ЖЁЛТЫМИ БОБАМИ И ЧЁРНЫМИ СЕМЕНАМИ С РАСТЕНИЕМ, ИМЕЮЩИМ ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА, ПОЛУЧИЛИ 53 – ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И ЧЁРНЫЕ СЕМЕНА, 48 - ЖЁЛТЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА, 19 – ЗЕЛЁНЫЕ БОБЫ И ЧЁРНЫЕ СЕМЕНА, 15 – ЗЕЛЁНЫЕ БОБЫ И БЕЛЫЕ СЕМЕНА. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕНОТИПЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПОТОМКОВ. КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ 4Х ФЕНОТИПОВ?
Схема решения задачи
1)P AaBb x Aabb (жёлтые с чёрными семенами скрестили с жёлтыми с белыми семенами)F1 AABb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белые, AaBb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белыеAaBb – жёлтые чёрные, Aabb – жёлтые белые, aaBb – зелёные чёрные, Aabb – зелёные белые2) независимое наследование
Используемая литература
А.А.Кириленко, С.И.КолесниковПодготовка к ЕГЭ 2014УМК Легион Ростов-на –Дону 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач

Разработка уроков на профильном уровне по теме "Решение генетических задач", 10 класс....

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ"

Элективный курс "Практикум по решению генетических задач, с использованием ИКТ" для обучающихся 9 класса. Основная цель: Создание обучающимися проекта "Генетические задачи"....

Элективный курс «Практикум по решению генетических задач с использованием ИКТ»

Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету «Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно и...

Основы наследственности. Решение генетических задач.

Урок путешествие по решению генетических задач.Работа по группам, где учащиеся должны из виртуального путешествия вернуться с полным кариотипом хромосом. У групп будет возможность отыграться в интелле...

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"

Презентация по биологии "Один из методов решения генетических задач"      Хочу ознакомить с методикой решения биологических задач по генетике курса 10-го класса на дигибридное скре...