Урок по биологии "Генетика человека"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Урок биологии 10 класс
Признаки: доминантные и рецессивные.
Наследование, сцепленное с полом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_cheloveka.docx | 51.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Генетика человека
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания. Место генетики среди биологических наук и особый интерес к ней определяются тем, что она изучает основные свойства организмов, а именно наследственность и изменчивость.
В результате многочисленных – блестящих по своему замыслу и тончайших по исполнению – экспериментов в области генетики современная биология обогатилась многими открытиями, которые уже нашли широкое отражение в жизни общества. Без преувеличения можно сказать, что генетика человека относится к наиболее прогрессирующим разделам генетики в целом. Ее исследования простираются от биохимического до популяционного, с включением клеточного и организменного уровней.
Данный урок позволяет учащимся сформировать знания о генетике человека, как о важнейшей науке современности. В ходе урока учащиеся знакомятся с особенностями наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами, учатся решать задачи на сцепленное с полом наследование.
Содержание данного урока предполагает развивающие виды деятельности учащихся: самостоятельная работа с учебником, анализ статистического материала, практическое решение задач по генетике человека.
Как известно, у большей части школьников визуальное восприятие развито намного лучше, чем аудиальное. Именно поэтому зачастую прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение в урок иллюстраций дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение большого объема учебного материала.
Самостоятельное оценивание работы на уроке обеспечивает личностное развитие учащихся.
Цель и задачи урока:
- сформировать знания о генетике человека, генетическом определении пола и наследовании признаков, сцепленном с полом;
- научить решать стандартные задачи на сцепленное с полом наследование;
- развивать умение работать с учебным и дополнительным материалом, самостоятельно отвечать на поставленные в процессе урока вопросы;
- развивать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды;
- формировать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки статистических данных, схемы сцепленного наследования, схема генеалогического древа королевы Виктории и заболеваемости потомков гемофилией, таблица «Кариотип человека»
Описание конкурсного материала
Автор | Старостина Елена Витальевна, учитель химии и биологии МАОУ СОШ № 41 с.Аксаково МР БР РБ |
Название | «Генетика человека» |
Форма | Презентация |
Учебный предмет, класс | Биология, 9 класс |
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал | Microsoft Office PowerPoint |
Цели и задачи дидактического материала |
|
Содержание дидактического материала | 1.Организационный момент. Эпиграф учебного занятия - слайд № 1. 2. Актуализация знаний. Постановка вопросов - слайд № 2. Работа со статистическим материалом. Поиск ответов на поставленные вопросы. Проверка ответов на вопросы и самооценка по баллам - слайд № 3. 3. Новая тема Запись темы урока - слайд № 4. Беседа о закономерностях наследования признаков, открытых Г.Менделем и Т.Морганом и возможности распространения данных законов на наследственность и изменчивость человека. Определение антропогенетики как науки – слайд № 5. Работа по учебнику, ответы на вопросы – слайд № 6. Обсуждение, озвучивание выводов - слайд № 7. Изучение доминантных и рецессивных признаков человека. Просмотр слайдов и практическое определение доминантных и рецессивных признаков - слайд № 8,9. Решение задачи на наследование признаков – слайд № 10,11. Подробный разбор хромосомного набора человека, запись определений в тетради – слайд № 12. Решение задачи по предложенной на слайде № 13 схеме. Выводы о наследовании пола ребенком – слайд № 14. Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. Знакомство учащихся с дополнительной информацией по теме урока – слайд № 15-19. Знакомство учащихся с примером решения задачи на наследование, сцепленное с половыми хромосомами – слайд № 20. 4. Закрепление изученного материала. Решение задачи по пройденной теме - слайд № 21, 22. 5. Итог урока. Самооценка. По баллам ученики выставляют себе оценку в тетрадях - слайд № 23. Запись домашнего задания - слайд № 24. |
Ресурсы дидактического материала | Фотоизображения, графические изображения, анимационные эффекты |
Используемые источники информации | - Интернет, ucip.ru › sostoyanie_zdor.html; twirpx.com › file/216106/; - учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.: ил.; - учебник «Решение задач по генетике» В. Н. Мишакова, Л. В. Дорогина, И. Б. Агафонова Изд-во: Дрофа, 2010. |
Возможности использования дидактического материала | Данный материал используется на протяжении всего урока, начиная с орг.момента и заканчивая подведением итога урока и записью домашнего задания. Учащимися может быть использован при решении задач на наследование, сцепленное с полом |
Ход урока:
1. Орг. момент.
Эпиграф учебного занятия (слайд № 1):
«Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья
и благополучия больше, чем любой врач,
любая больница, любое лекарство,
любое медицинское средство».
(Дж. Калифано)
2. Актуализация знаний.
Самое главное для человека в жизни – это его здоровье. Ведь недаром, испокон веков известна фраза «В здоровом теле - здоровый дух!». И это, действительно так, ведь, если Вы здоровы, значит у Вас – прекрасное настроение и спорится любое дело. А потому от всей души желаю Вам самого наикрепчайшего здоровья!
- Мы говорим: «Здравствуйте! Здравия желаю! Бывайте здоровы!».
А что такое «здоровье»? Какой смысл кроется за этой, такой простой, фразой?
Попытаемся ответить на следующие вопросы (слайд № 2):
- Что такое здоровье? Дайте определение.
- От каких четырёх факторов зависит здоровье человека (ваше здоровье)?
- Какой из этих факторов будет определяющим?
У вас на партах находятся данные о состоянии здоровья населения России.
Прежде, чем ответить на вопросы, проанализируйте факты.
Состояние здоровья населения России (Приложение 1)
- Продолжительность жизни россиян (2003 год):
Пол | Продолжительность жизни | Место России в мире по продолжительности жизни |
мужской | 57 лет | 147 – ое место |
женский | 61 – 71 год |
|
- За последние 10 лет уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн человек.
- Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% (достижение порога 30% приводит популяцию к полной гибели!!).
- Детская и подростковая заболеваемость:
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3%;
- из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья;
- среди 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 % имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания;
- растёт детское и подростковое употребление алкоголя и табака;
- более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции;
- более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания.
- В 231 из 294 городов России регулярно превышаются ПДК вредных веществ; 2/3 территории страны загрязнены канцерогенами – диоксинами.
- Только у 17% работающих условия труда соответствуют нормам.
7. Репродуктивное здоровье взрослых
- растёт заболеваемость женщин ВИЧ-инфекцией;
- сохраняется высокий уровень употребления алкоголя, табакокурения у женщин фертильного возраста и мужчин.
Проверь свои ответы (слайд № 3):
- Согласно формулировке ВОЗ, «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
- Факторы:
А) генетический (наследственность), (1б)
Б) экологический (состояние окружающей среды), (1б)
В) поведенческий (образ жизни), (1б)
Г) медицинский. (1б)
- Определяющий фактор – генетический, т.е. наследственность (1б)
3.Новая тема
Запишите тему нашего урока «Генетика человека» (слайд № 4)
* На предшествующих уроках мы уже изучили основные закономерности наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании Г.Менделя, познакомились с принципами сцепленного наследования признаков, сформулированными Т.Морганом. выяснили, что понятие «один ген – один признак» распространяется в основном на растительные организмы, у животных наследование признаков происходит значительно сложнее.
* Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г.Менделем, на человека? (ответы детей - частично)
Человек – сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметов многочисленных исследований, в том числе и генетических.
Генетика человека – раздел науки генетики, который объясняет многое из того, что ранее было загадочным в биологической природе человека. Этот раздел науки называется антропогенетика.
(определение записать в тетради)
Антропогенетика - специальное направление генетики человека, биологии человека и антропологии, основанное на применении подходов и методов генетики к исследованиям современных и древних популяций человека
(слайд № 5).
В настоящее время ясно, что наследственность человека подчиняется тем же самым биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. Так как генетический материал заключен в хромосомах, которых 23 пары, генетическая программа тоже подвержена мутациям.
Как происходит наследование отдельных признаков у человека, это мы и выясним на уроке.
Основываясь на знаниях предыдущего материала и текста параграфа (5-7 минут)
Ответьте на вопросы: (слайд № 6)
- Сколько всего хромосом в клетках тела человека?
- Сколько хромосом в половых клетках?
- Каким термином обозначается двойной, одинарный набор хромосом?
- Все ли хромосомы ответственны за пол человека?
- Как называются неполовые хромосомы? Сколько их пар?
- Сколько пар половых хромосом в клетках тела человека?
- Какими символами обозначаются половые хромосомы мужчин, женщин?
- Обсуждение, озвучивание выводов (слайд № 7)
Законы наследственности и характер наследования отдельных признаков у человека и животных едины.
У человека, также как и у всех живых организмов, есть доминантные и рецессивные признаки. Изучите их: (Приложение 2)
Признаки | Доминантные | Рецессивные |
Глаза: - цвет - размер - разрез - зрение | Карие, светло-карие, зеленые Большие Монголоидный Дальнозоркость, норма | Серые, голубые Маленькие Европеоидные Близорукость, дальтонизм |
Ресницы | Длинные | Короткие |
Нос: - форма - переносица - кончик - ноздри | С горбинкой Узкая Прямой Широкие | Прямой, вогнутый Широкая Курносый Узкие |
Уши: - размер - мочка | Широкая Свободная | Узкие Приросшая |
Губы: - размер - нижняя губа | Широкие Толстая отвисающая | Тонкие Нормальная |
Волосы: - цвет - тип - поседение - облысение - брови | Темные Жесткие, курчавые До 25 лет У мужчин Широкие, пушистые | Светлые Мягкие, прямые После 25 У женщин нет узкие |
Пальцы рук | Указательный длиннее безымянного, праворукость | Указательный не длиннее безымянного, леворукость |
Пальцы ног | 2-ой палец длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца | 2-ой палец короче большого, норма |
- Просмотрите слайды и определите доминантные и рецессивные признаки человека (слайд № 8,9).
Решите задачу, самостоятельно определив доминантные и рецессивные признаки
(слайд № 10)
Светловолосая девушка вышла замуж за темноволосого мужчину, мать которого была светловолосой. Сколько процентов детей от этого брака будет: а) светловолосыми, б) темноволосыми?
Решение данной задачи подчиняется законам Г.Менделя (слайд № 11)
- Сегодня нашей задачей является научиться решать задачи на наследование, сцепленное с полом.
Еще раз подробно рассмотрим хромосомный набор человека (плакат). Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга – это половые или гетерохромосомы. Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.
Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х– и Y-хромосомы, образующий два типа гамет – гетерогаметным. (Запишите определения в рабочую тетрадь) (слайд № 12)
Решите задачу по схеме. (слайд № 13)
Определите пол рожденных детей.
Ответьте на вопрос: от гамет какого из родителей зависит рождение мальчика, девочки?
Р ХХ х ХУ
G ? ?
F1 ?
Сделаем вывод (слайд № 14): Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто.
Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.
Пол будущего ребенка полностью зависит от гамет отца.
Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом.
(Дополнительный материал (слайд № 15)) Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У человека на У-хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявления антигенов гистосовместимости, влияющих на размер зубов и т. д. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в У-хромосоме, характерно голандрическое наследование, т. е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов. (слайд № 16)
Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-, либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе. (слайд № 17, 18)
У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом. К ним относится, например, гемофилия (повышенная кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета). Частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.
Гемофилия (слайд № 19)— сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.
Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния – подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. Молекулярный дефект в Х– хромосоме способен самым жестоким образом распоряжаться жизнью многих поколений его потомков. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.
Пример решения задачи (слайд № 20):
Девушка, носительница рецессивного аллеля мутантного гена гемофилии, выходит замуж за здорового мужчину. Какое потомство следует ожидать от этого брака, при условии, что ген, кодирующий признаки гемофилии, сцеплен с Х-хромосомой?
4. Закрепление изученного материала.
Решите задачу (слайд № 21, 22): Отсутствие потовых желез наследуется как рецессивный сцепленный с Х-хромосомой признак. В семье, где у мужа наблюдается отсутствие потовых желез, а у жены они есть, родилась дочь с отсутствием потовых желез. Какова вероятность рождения в этой семье детей без патологии. Если дочь вступит в брак с нормальным мужчиной, какое потомство можно ожидать?
- Итог урока.
Самооценка. По баллам поставьте себе оценку в тетрадях (слайд № 23)
Максимальное количество баллов – 27
«5» - 22-27б
«4» - 17-22б
«3» - менее 17б
Д/З: параграф 3.10 прочитать. Подобрать и решить задачи по генетике. Подобрать материал по теме «Вредные и полезные мутации» (слайд № 24)
Приложение 1
- Состояние здоровья населения России
- Продолжительность жизни россиян (2003 год):
Пол | Продолжительность жизни | Место России в мире по продолжительности жизни |
мужской | 57 лет | 147 – ое место |
женский | 61 – 71 год |
|
- За последние 10 лет уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн человек.
- Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% (достижение порога 30% приводит популяцию к полной гибели!!).
- Детская и подростковая заболеваемость:
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет включительно выросла на 9,3%;
- из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья;
- среди 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 % имеют первую группу здоровья, а 21% - хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания;
- растёт детское и подростковое употребление алкоголя и табака;
- более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции;
- более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания.
- В 231 из 294 городов России регулярно превышаются ПДК вредных веществ; 2/3 территории страны загрязнены канцерогенами – диоксинами.
- Только у 17% работающих условия труда соответствуют нормам.
7. Репродуктивное здоровье взрослых
- растёт заболеваемость женщин ВИЧ-инфекцией;
- сохраняется высокий уровень употребления алкоголя, табакокурения у женщин фертильного возраста и мужчин.
Приложение 2
- Доминантные и рецессивные признаки человека
Признаки | Доминантные | Рецессивные |
Глаза: - цвет - размер - разрез - зрение | Карие, светло-карие, зеленые Большие Монголоидный Дальнозоркость, норма | Серые, голубые Маленькие Европеоидные Близорукость, дальтонизм |
Ресницы | Длинные | Короткие |
Нос: - форма - переносица - кончик - ноздри | С горбинкой Узкая Прямой Широкие | Прямой, вогнутый Широкая Курносый Узкие |
Уши: - размер - мочка | Широкая Свободная | Узкие Приросшая |
Губы: - размер - нижняя губа | Широкие Толстая отвисающая | Тонкие Нормальная |
Волосы: - цвет - тип - поседение - облысение - брови | Темные Жесткие, курчавые До 25 лет У мужчин Широкие, пушистые | Светлые Мягкие, прямые После 25 У женщин нет узкие |
Пальцы рук | Указательный длиннее безымянного, праворукость | Указательный не длиннее безымянного, леворукость |
Пальцы ног | 2-ой палец длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца | 2-ой палец короче большого, норма |
Методические рекомендации к уроку
Личностная значимость изучаемого материала для учащихся заключается в следующем:
учащиеся, выясняя влияние факторов среды на состояние здоровья человека, могут применить эти знания в отношении сохранения собственного здоровья и здоровья своих близких;
знания особенностей наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами можно использовать в дальнейшей жизни, например, при создании семьи;
навыки решения задачи по генетике пригодятся при изучении курса биологии в 10-11 классах.
Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.
Формы работы: индивидуальная, групповая, общеклассная.
В результате изучения материала ученик должен:
знать/понимать
особенности наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами;
сущность биологических процессов, обусловливающих зависимость состояния здоровья от внешних и внутренних факторов;
уметь
объяснять: роль антропогенетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
объяснять взаимосвязь состояния здоровья человека и окружающей среды; необходимость сохранения собственного здоровья;
анализировать дополнительную информацию, статистические данные;
проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить в тексте учебника ответы на поставленные вопросы урока;
решать стандартные задачи на сцепленное с полом наследование;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер по сохранению и укреплению собственного здоровья;
по внешним признакам характеризовать генотип человека и строить предположения о проявлении того или иного признака в будущих поколениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"
Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами....
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...
Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»
1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...
Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».
Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".
Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....