Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс УМК И.Н.Пономарёвой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_8_klass.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Курс «Человек и его здоровье»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» . Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., утвержденного приказом Минобразования Р.Ф.; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Рабочая программа составлена на основании Примерной образовательной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 6-9 классов (авторский коллектив под руководством проф. И.Н. Пономарёвой). Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания общего биологического образования. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 9 лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учётом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.212.2003 г. №21/12, утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03. 2004 № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. Человек» 8 класс. Издательство «Вентана-Граф» 2005 год.
Изучение биологии в 8 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать / понимать:
• сущность биологических процессов:
- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
• объяснять:
- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации:
- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Список методической литературы по предмету
Для учащихся - Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь «Биология – 8 класс»
«Вентана- Граф» 2010 год;
Согласно действующему в ОУ учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
- в 8а,8б общеобразовательных классах предполагается обучение в объеме 68 часов
- в 8г гимназическом классе предполагается обучение в объеме 68 часов;
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по биологии
и с учетом направленности классов реализуются уровни: базисный в 8а, 8б, 8г классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
www.km.ru/educftion
- в соответствии с «Перечнем учебно-наглядных пособий и оборудования для основной школы» в программе предусмотрено использование учебного оборудования, натуральных, изобразительных и экранно-звуковых средств обучения
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 6 |
2 | Опорно-двигательная система | 9 |
3 | Кровь и кровообращение | 9 |
4 | Дыхательная система | 6 |
5 | Пищеварительная система | 7 |
6 | Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа | 8 |
7 | Эндокринная и нервная системы | 7 |
8 | Органы чувств. Анализаторы. Поведение и психика | 11 |
9 | Индивидуальное развитие организмов | 5 |
Итого | 68 |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема |
1 | Клетки и ткани под микроскопом |
2 | Строение костной ткани |
3 | Состав костей |
4 | Строение крови лягушки и человека |
5 | Пульс и движение крови |
6 | Первая помощь при кровотечениях |
7 | Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха |
8 | Действие ферментов слюны на крахмал |
9 | Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы |
Рабочее календарно-тематическое планирование
по биологии 8 класс
2013/2014 учебный год
Учебник – А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Человек и его здоровье»
За год – 68 часов (2 часа в неделю)
№п/п | Название раздела, темы урока, тип урока | Плановые сроки | Элементы обязательного минимума образования Прогнозируемый результат ЗУН | Формы и средства контроля | Практическая часть программы (Лабораторные, практические работы, экскурсии) | Домашнее задание |
1 2 3 4 5 6 | Введение 6 часов Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Повторительно-обобщающий урок по теме | Приводить доказательства (аргументацию) родства человека с млекопитающими животными. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Различать на таблицах органы и системы органов человека. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах.
| Тестовый контроль/Тест №1 | Демонстрации: таблицы и модели «Строение клетки», «Ткани», «Человек» Лабораторная работа №1 «Клетки и ткани под микроскопом» Демонстрации: таблицы и модели «Системы органов человека» | Стр. 3-5 П.1 П. 2 П.3 П.4 П. 5 | |
7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Опорно-двигательная система 9 часов Скелет, строение и состав костей Соединение костей. Скелет головы и туловища Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. Повторительно-обобщающий урок по теме | Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивать приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
| Тестовый контроль/Тест №2 | Лабораторная работа №2, №3 «Строение костной ткани. Состав костей» Демонстрации: таблицы и модели «Опорно-двигательная система», «Строение скелета», «Мышцы человека», «Строение костей» | П.6 П.6 П.7 П.8 П.9 П.10 П.11 П.12, 13 Повт. | |
16 17 18 19 20 21 22 23 24 | Кровь и кровообращение 9 часов Внутренняя среда организма, значение крови и её состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Повторительно-обобщающий урок по теме | Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процесс свёртывания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы. Осваивать приёмы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях.
| Тестовый контроль/Тест №3 | Лабораторная работа №4 «Сравнение крови человека и лягушки» Демонстрации: таблицы и модели «Сердечно-сосудистая система», «Строение сердца», «Круги кровообращения» Лабораторная работа №5 «Пульс и движение крови» Лабораторная работа №6 «Первая помощь при кровотечениях» | П.14 П.15 П.16 П.17 П.18 П.19 П.20 П.21,22 Повт. | |
25 26 27 28 29 30 | Дыхательная система 6 часов Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания. | Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в лёгких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Различать на таблицах органы дыхательной системы. Осваивать приёмы определения жизненной ёмкости лёгких; профилактики простудных заболеваний; оказании первой помощи при отравлении угарным газом, спасением утопающего
| Тестовый контроль/Тест №4 | Лабораторная работа №7 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Демонстрации: таблицы и модели «Органы дыхания», «Строение лёгких» | П.23 П.24 П.25 П.26 П.27 П.28 | |
31 32 33 34 35 36 37 | Пищеварительная система 7 часов Значение пищи и её состав. Органы пищеварения. Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер соблюдения мер профилактики нарушения работы пищеварительной системы.
| Тестовый контроль/Тест №5 | Демонстрации: таблицы и модели «Пищеварительная система», «Строение зубов», гигиена органов пищеварения» Лабораторная работа №8 «Действие ферментов слюны на крахмал» | П.29 П.30 П.31 П.33 П.34 П.35 Повт. | |
38 39 40 41 42 43 44 45 | Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа 8 часов Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины. Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим Значение кожи и её строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах. | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики нарушения обмена веществ в организме и развития авитаминозов. Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.
| Тестовый контроль/Тест №6 | Демонстрации: таблицы и модели «Строение и функции почек», «Строение кожи» Лабораторная работа №9 «Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы» | П.36 П.37 П.38 П.39 П.40 П.41 П.42 П.43 | |
46 47 48 49 50 51 52 | Эндокринная и нервная система 7 часов Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Значение, строение и функционирование нервной системы Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Спинной мозг Головной мозг: строение и функции. | Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной системы. | Тестовый контроль/Тест №7 | Демонстрации: таблицы и модели «Нервная система», «Эндокринная система», «Строение головного мозга» | П.44 П.45 П.46 П.47 П.48 П.49 П.50 | |
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 | Органы чувств. Анализаторы. Поведение и психика 11 часов Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Орган слуха. Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Врождённые и приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание, труд, познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание. Динамика работоспособности. Режим дня. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха. Выделять существенные особенности поведения и психики человека. | Тестовый контроль/Тест №8 | Демонстрации: таблицы и модели «Орган зрения и зрительный анализатор», «Орган слуха и слуховой анализатор», «Органы чувств» | П.51 П.52 П.53 П.54 П.55, 56 П. 56, 57 П.58 П.59 П.60 П.61 П.62 | |
64 65 66 67 68 | Индивидуальное развитие организма 5 часов Половая система человека. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. О вреде наркогенных веществ. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Психологические особенности личности. | Выделять существенные признаки воспроизведении и развития организма человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний человека. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём; ВИЧ – инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждении наследственных заболеваний человека. Осваивать приёмы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Выявлять эстетические достоинства человеческого тела. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. | Демонстрации: таблицы и модели «Половая система человека», «Внутриутробное развитие организма» | П.63 П.64 П.66 П.65 П.67 |
Лабораторные работы – 9
Тесты – 8
№ | Тема урока. Тип урока. | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы дополнительного содержания |
Тема 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (6 ЧАСОВ) | |||||
1. | Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | ||
2. | Структура тела. Место человека в живой природе. Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения. Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | ||
3. | Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность. Комбинированный урок | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. | Называть: - органоиды клетки -процессы жизнед-ти клетки -роль ферментов в процессе обмена веществ Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки Сравнивать клетки растений, животных и человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | ||
4. | Ткани животных и человека. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей» Комбинированный урок | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определение понятию ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями . Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | ||
5. | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Комбинированный урок | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга: чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция. Органы и системы органов. | Давать определения понятиям: Ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | ||
6. | Проверочная работа №1 «Общий обзор организма человека». Урок контроля и оценки знаний. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий | ||
Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (9 ЧАСОВ) | |||||
7. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка. Суставная жидкость. | Называть: -особенности строения скелета человека; -функции ОДС Распознавать на таблицах основные части скелета человека. Устанавливать взаимосвязь: -между строением и функциями костей -между строением и функциями скелета. | ||
8. | Скелет головы и туловища. Комбинированный урок | Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнее- и нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина).Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Назвать особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | ||
9. | Скелет конечностей Комбинированный урок | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхних конечностей(плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление к прямохождению . | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | ||
10 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Комбинированный урок | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС. Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок. | Использовать приобретенные знания и умения для: -соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки. -оказание первой помощи при травмах. | ||
11 | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Комбинированный урок | Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. | ||
12 | Работа мышц. Комбинированный урок | Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | ||
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. Комбинированный урок | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Использовать приобретенные знания и умения для: -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -соблюдение мер профилактики нарушения осанки. | ||
14 | Развитие опорно-двигательной системы
Комбинированный урок | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Развитие ОДС : роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. | Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС. Находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий на с.66-67. | Тренировочный эффект и способы его достижения. | |
15 | Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная система» Урок контроля и оценки знаний. | Задания «Проверь себя» на с. 66-67 учебника. | |||
Тема 3. «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» (9 ЧАСОВ) | |||||
16 | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Лабораторная работа № «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Комбинированный урок | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Называть признаки биологических объектов: -составляющие внутренней среды организма - составляющие крови (форменные элементы) -составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови лягушки и человека. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. | Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. | |
17 | Иммунитет. Комбинированный урок | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний. | Факторы, влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И Мечникова в области иммунитета | |
18 | Тканевая совместимость и переливание крови. Комбинированный урок | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | Белки эритроцитов А, В, антитела. | |
19 | Строение и работа сердца Комбинированный урок | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). | Называть особенности строения организма человека - органы кровообращения Распознавать на таблицах -систему органов кровообращения -органы кровеносной системы Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца | ||
20 | Круги кровообращения. Комбинированный урок | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры. Вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения. | Давать определение понятиям: аорта, артерия, вена, капилляр Называть признаки биологических объектов –кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: -систему органов кровообращения -органы кровеносной системы Характеризовать: -сущность биологического процесса – транспорта веществ -сущность кругов кровообращ. | ||
21 | Движение лимфы. Комбинированный урок | Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы. | Называть особенности строения организма человека - органы лимфатической системы Распознавать и описывать на таблицах: -систему лимфообращения -органы лимфатической системы Характеризовать: -сущность биологического процесса- транспорта веществ. - сущность биологического процесса – лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. | ||
22 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Комбинированный урок | Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение АД. АД : верхнее и нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. | Характеризовать сущность биологического процессов: -движение крови по сосудам -регуляция жизнедеятельности организма -автоматизма сердечной мышцы Объяснять роль гормонов в организме Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | ||
23 | Предупреждения заболеваний ССС. Первая помощь при кровотечениях. Комбинированный урок | СС заболевания, причины и предупреждения (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. ЧСС. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные привычки. Виды кровотечений. Приемы оказания первой помощи. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для -проведения наблюдений за состоянием собственного организма -профилактика вредных привычек Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов) | ||
24 | Контрольная работа №2 ««Кровь и кровообращение». Урок контроля и оценки знаний. | Задания «Проверь себя» на с. 99-100 учебника. | |||
Тема 4. ДЫХАНИЕ (5 ЧАСОВ). | |||||
25 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Легкие, плевра, плевральная полость. Связь с кровеносной системой. | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания | ||
26 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Комбинированный урок | Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | Диффузия, гемоглобин, артериальная и венозная кровь, альвеолярный воздух. Грудная полость. Диафрагма. | |
27 | Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания. Комбинированный урок | Нейрогуморальная регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровье. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | ЖЕЛ. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | |
28 | Первая помощь при поражении органов дыхания. Комбинированный урок | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего. | Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | |
29 | Контрольная работа №3 «Дыхание» Урок контроля и оценки знаний. | Задания «Проверь себя» на с. 120-121 учебника. | |||
Тема 5. «ПИЩЕВАРЕНИЕ» (7 ЧАСОВ) | |||||
30 | Значение и состав пищи. Комбинированный урок | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | ||
31 | Органы пищеварения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень). | Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения. | ||
32 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Комбинированный урок | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал,. Глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | Форма и функции зубов. Исследования И.П Павлова в области пищеварения. | |
33 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения Комбинированный урок | Строение и функции пищеварительной системы Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка: желудочный сок, пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | безусловный и условный рефлексы. Условное и безусловное торможение . Исследования И.П Павлова в области пищеварения. | |
34 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Комбинированный урок | Строение и функции пищеварительной системы Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в 12-персной кишке. Ферменты поджелудочной железы, роль печени в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. | Давать определение понятиям: фермент Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | ||
35 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Комбинированный урок | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Режим питания. | |
36 | Контрольная работа №4 «Пищеварение.» | Задания «Проверь себя» на с. 145-146 учебника. | |||
Тема 6 «ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ» (3 ЧАСА) | |||||
37 | Обменные процессы в организме. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | ||
38 | Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов. Комбинированный урок | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки | Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. | ||
39 | Витамины. Комбинированный урок | Витамины, их роль в организме. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А,В1,С,Д. Проявление авитаминозов («куриная слепота», бери – бери, цинга, рахит) и их предупреждение. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся. Характеризовать роль витаминов в организме. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов. | ||
Тема 7. «ВЫДЕЛЕНИЕ» (2 ЧАСА) | |||||
40 | Строение и работа почек. Комбинированный урок | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов выделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма. | Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. | Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Образование 1 и 2 мочи. | |
41 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Комбинированный урок | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. Профилактика вредных привычек. | Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. | |
Тема 8. «КОЖА» (4 ЧАСА) | |||||
42 | Кожа. Строение и значение кожи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. | ||
43 | Роль кожи в терморегуляции. Комбинированный урок | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание , рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | ||
44 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Комбинированный урок | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений. Нарушения кожных покровов и их причины. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. | ||
45 | Контрольная работа №5 «Обмен веществ. Выделение. Кожа» Урок контроля и оценки знаний. | Задания «Проверь себя» на с. 171-172 учебника. | |||
Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (2 ЧАСА) | |||||
46 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Комбинированный урок | Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции. | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, Железы внешней, внутренней секреции. Различать железы внутренней и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | ||
47 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Комбинированный урок | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни связанные с гипофункцией(карликовость)и гиперфункцией(гигантизм) гипофиза); гормоны щитовидной железы (болезни: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, сахарный диабет). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям ). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. | Давать определение понятию гормоны Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте , развитии и поведении организма Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | ||
Тема 10. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5ЧАСОВ) | |||||
48 | Строение и значение нервной системы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. | Давать определение понятию рефлекс Называть особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | ||
49 | Вегетативный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Комбинированный урок | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Называть отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме. | ||
50 | Строение и функции спинного мозга. Комбинированный урок | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | ||
51 | Головной мозг: строение и функции. Комбинированный урок | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть особенности строения и отделы головного мозга а так же функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | ||
52 | Контрольная работа № 6 «Эндокринная и нервная системы» Урок контроля и оценки знаний. | Задания «Проверь себя» на с. 194-195 учебника. | |||
Тема 11. «ОРГАНЫ ЧУВСТВ И АНАЛИЗАТОРЫ (5 ЧАСОВ)» | |||||
53 | Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор. Комбинированный урок | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки. Стекловидное тело . Зрительный нерв. И анализатор. | Давать определение понятиям орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека; Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. | Органы равновесия, кожно-мышечного чувства. | |
54 | Заболевания и повреждения глаз. Комбинированный урок | Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость,….. проникающее ранение глаза. Гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек | Роль глазных мышц в формировании зрения. Бинокулярное зрение. | |
55 | Орган слуха и равновесия. Комбинированный урок | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Улитка. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат-орган равновесия. | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха | ||
56 | Органы осязания, обоняния, вкуса. Комбинированный урок | Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Называть особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов. | ||
57 | Проверочная работа №2 «Органы чувств и анализаторы» Урок контроля и оценки знаний. | Задания «Проверь себя» на с. 211-212 учебника. | |||
Тема 12. «ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА» (6 часов) | |||||
58 | Врожденные и приобретенные формы поведения Комбинированный урок | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Исследования И.М.СеченоваИ.П. Павлова | |
59 | Закономерности работы головного мозга. Комбинированный урок | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение. | Давать определение понятиям безусловный и условный рефлексы Называть принцип работы нервной системы Характеризовать -особенности работы головного мозга. -биологическое значение безусловный и условный рефлексы -сущность регуляции жизнедеятельности организма. | ||
60 | Биологические ритмы. Сон и его значение. Комбинированный урок | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение. | Характеризовать значение сна Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Сновидения. | |
61 | Особенности ВНД. Познавательные процессы. Комбинированный урок | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности и появлений речи и осознанных действий. Особенности мышления, его развитие. Память, виды. | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков). | Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. | |
62 | Воля и эмоции. Внимание. Комбинированный урок | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Называть особенности ВНД Характеризовать особенности ВНД и поведения человека(речь, память, мышление), их значение знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков). | Количество воли. | |
63 | Динамика работоспособности. Режим дня. Комбинированный урок | Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | ||
64 | Половая система человека. Комбинированный урок | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. | Называть особенности строения половой системы. Распознавать и описывать на таблицах женские и мужские половые органы Объяснять причины наследственности Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | ||
65 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Комбинированный урок | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем. (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции. | ||
66 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Комбинированный урок | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.. | Давать определение понятию размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | ||
67 | О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенность. Комбинированный урок | Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.. Вредные м полезные привычки. Влияние наркогенных на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, способности. | Называть психологические особенности личности Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | ||
68 | Заключительный урок Урок контроля и оценки знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....