Загадочные земноводные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок биологии для учащихся 7 класса по теме Земноводные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadochnye_zemnovodnye.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ
ТЕМА: ЗАГАДОЧНЫЕ ЗЕМНОВОДНЫЕ
Цель: активизация экологического воспитания обучающихся, углубление знаний в области биологии, географии, экологии.
Задачи:
познакомить обучающихся с ролью земноводных в природе и жизни человека, с видовым разнообразием амфибий, углубить знания обучающихся в области зоологии и экологии; продолжить развитие познавательной активности учащихся, навыков частично-поисковой деятельности; формирование высокого уровня экологической и эстетической культуры; воспитание высоконравственного отношения к природе.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с, пожалуй, самыми удивительными и загадочными существами, обитающими рядом с нами, с земноводными.
II. Изучение нового материала.
Отгадайте загадку:
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – светлее стала,
Хвост на ноги променяла. (Лягушка, жаба)
Учитель: Наш урок посвящен всем известным лягушкам и их родственникам – жабам, тритонам, квакшам, саламандрам. Всем тем, кого мы, в общем, называем земноводными.
Вопрос: Почему этих животных назвали земноводными?
(Ответ детей: Живут на суше, но размножаются, и первое время обитают в воде.)
Давайте попытаемся рассмотреть земноводных с трех позиций: с позиции обычного человека, с точки зрения ученого - зоолога, и с точки зрения эколога.
Согласны?
Ученик в роли «Обычного человека»
С давних времен лягушек считали дьявольскими животными. Колдуньи и ведьмы использовали их в своем колдовстве. Люди сочиняли сказки о том, как ведьмы превращали красивых девушек в жаб и лягушек. Под покровом ночи заколдованная красавица сбрасывала с себя лягушачью кожу и становилась прекрасной принцессой, а с наступлением нового дня снова превращалась в лягушку.
Наши бабушки в крынку с молоком бросали лягушек, и молоко не закисало. Считалось, что это они своим колдовством не дают молоку прокиснуть.
По поведению лягушек и жаб люди предсказывали погоду.
Учитель:
1. Вопрос: Почему же люди считали самых обыкновенных, на наш взгляд, животных такими загадочными?
2. Вопрос: Каким образом лягушки и жабы могут предсказать погоду?
(Квакши издают звуки тогда, когда изменяется атмосферное давлении, чем предсказывают дождь; лягушки отходят на достаточное расстояние от водоема, значит скоро будет дождь.
Ученик: Можно даже самим поставить опыт: лягушку сажают в аквариум с небольшим количеством воды и помещают туда маленькую лестницу. Если лягушка поднимается по лестнице из воды, будет плохая погода; барахтается на поверхности воды – тепло, солнечно, сухо (кожа лягушки легко испаряет влагу и, если воздух становится сухим и теплым, лягушка остается в воде.)
Учитель:
Жаба. Одно это слово вызывает у большинства людей неприятные ассоциации – и в руки ее взять противно, потому что вся кожа в бородавках, и морда у нее отвратительная, и вообще это что-то холодное, мерзкое, гадкое.
3. Вопрос: Если взять лягушку или жабу в руки, появятся бородавки или нет? От чего появляются бородавки?
(Ответы детей: Нет. Жабы имеют сухую бугорчатую кожу, что связано с частичным ороговением ее верхних слоев. На кожу рук они не влияют. От грязи на руках - нужно мыть руки с мылом.)
4.Вопрос: Какие сказки, в которых главным героем выступает лягушка или жаба, вы знаете?
( Ответы детей: Царевна-лягушка, Лягушка-путешественница Сказка о двух лягушках.)
5. Вопрос: Как обыкновенный человек, ответьте на вопрос: нужны ли нам земноводные? Согласны ли вы с тем, что это удивительные и загадочные существа? (Ученики высказывают мнения)
Ученик в роли «Ученого-зоолога»
Земноводные появились на Земле много миллионов лет назад, задолго до того как появился первый человек. И вот на протяжении всего этого времени земноводные настолько приспособились к разнообразным условиям жизни на Земле, что встречаются практически повсюду, кроме тех мест, где они просто-напросто не смогут жить.
Учитель:
1. Вопрос: В каких местах не могут жить земноводные? Почему?
(Ответы учеников: Не могут жить вдалеке от воды, и там, где холодно, так как непостоянная температура тела. Многочисленны в тропиках и не встречаются на полюсе.)
2. Вопрос: Вернемся к загадке:
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – светлее стала,
Хвост на ноги променяла.
*Как размножаются и растут земноводные?
(Ответы учеников: Икра, личинка, головастик, лягушонок.)
3. Вопрос: Куда пропадает хвост у головастика?
(Ответы учеников с комментариями учителя: Рассасывается с помощью специальных органоидов - лизосом, находящихся в клеточках хвоста головастика. Эти органоиды наполнены веществом похожим на кислоту. Органоиды лопаются, содержимое разливается, и хвостик растворяется – пропадает. Все происходит, конечно же, гораздо сложнее.)
4. Вопрос: Как вы думаете, чем дышит головастик, и чем – лягушонок?
(Ответы учеников: Жабры; легкие и кожа.)
5. Вопрос: Как пьет лягушка?
(Ответы учеников: Не ртом, а впитывает через кожу. Попав в водоем или во влажное место, набирает воду с запасом и хранит под кожей.)
6. Вопрос: Какие ноги у лягушки длиннее и почему?
(Ответы учеников: Задние – с их помощью - и прыгает и плавает.)
7. Вопрос: Жует ли лягушка пищу?
(Ответы учеников: Нет. Зубы у нее очень мелкие и расту только на верхней челюсти. Пищу лягушка захватывает языком, а ее глаза, способные погружаться вниз, помогают проталкивать добычу в желудок.)
8. Вопрос: Если в террариум к голодной лягушке положить мертвых насекомых, то она их не тронет. Почему?
(Ответы учеников: Все земноводные реагируют только на движущиеся предметы. Не зная того, многие ребята пытаются держать лягушек дома, но не могут их накормить.)
9. Вопрос: Как земноводные ловят добычу?
(Ответы учеников: Их язык прикреплен во рту передним концом и способен далеко выбрасываться.)
10 Вопрос: Могут ли лягушки летать?
(Ответы учеников: Древесная лягушка, обитающая на о. Ява, может совершать планирующие прыжки с дерева на дерево.)
11 Вопрос: В Париже перед зданием Пастеровского университета, установлен памятник лягушке. Второй памятник был воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. За что лягушка удостоена такой чести?
(Ответы учеников: Памятники – дань уважения и признания заслуг лягушек перед наукой. Огромное количество этих животных погибло под лабораторным скальпелем, помогая человеку понять причины многих болезней.)
12 Вопрос: Как ученый - зоолог, ответьте на вопрос: нужны ли нам земноводные? Согласны ли вы с тем, что это удивительные и загадочные существа? (Высказывают свое мнение)
Ученик в роли «Ученого-эколога»
Экология, как вы все уже знаете, это наука о доме, доме для всего живого – растений, животных и, конечно же, человека. Этот дом – среда обитания живых организмов – обширен и разнообразен. В нем и живут главные герои нашего урока – земноводные. На них мы уже посмотрели сточки зрения простого человека, ученого-зоолога. Пришло время определить значение земноводных в природе и жизни человека с точки зрения ученого-эколога.
Ведь именно экологи занимаются изучением всех проблем нашего общего дома, имя которому Планета Земля.
Учитель:
1. Вопрос: Чем питаются земноводные?
(Ответы учеников: Мухи, комары, жучки, слизни, улитки, черви.)
2. Вопрос: Для каких животных они сами служат пищей?
(Ответы учеников: Аисты, журавли, цапли, головастиками – хищные рыбы, выдры.)
3. Вопрос: Представьте себе, что с лица Земли исчезли все земноводные. Что тогда произойдет?
(Ответы учеников: Разрушение цепей питания, вредных насекомых никто не будет поедать.)
Учитель: Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но, если лягушку посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого.
4. Вопрос: В связи с чем, именно экологи упоминают эту особенность?
(Ответы учеников: Ученые предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь, если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но, если все так и будет ухудшаться, только медленно, то человек может погибнуть, даже не осознав этого.)
5. Вопрос: Как ученый - эколог, ответьте на вопрос: нужны ли нам земноводные? Согласны ли вы с тем, что это удивительные и загадочные существа?
III. Рефлексия. Подведение итогов
Итак, все согласны с тем, что земноводные – это загадочные животные?
Побывав в роли простого человека, ученого-зоолога и ученого-эколога, вы ответили на вопрос: «В чем кроится загадка земноводных?»
Учитель задает вопросы: «Чего мы достигли на уроке? Что нового узнали?»
Подводя итоги работы, отмечает вклад каждой группы в решение проблемы, выдвинутой в начале урока. Отмечает работу наиболее активных учащихся.
Свободный обмен мнениями и впечатлениями о рабочем процессе урока, удовлетворенности полученным результатом и отношениями сотрудничества.
IV. Домашнее задание
- Повторить Главу 9 по учебнику Биология. Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб. – 304 с.:ил. Авторы: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.
- Составить кроссворд по теме «Многообразие земноводных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"
Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...
Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок
К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 9 урок...
«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...
«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».
Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....
Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».
Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...
методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС...