Урок по биологии 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Методическая разработка урока по биологии "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов".В методической разработке урока имеются тест на повторение темы "Кровь. Кровообращение", схема, таблицы по новой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №588
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
урока по биологии
8 класс
«Предупреждение заболеваний
сердца и сосудов»
Учитель биологии: Трунова М.П.
БИОЛОГИЯ
8 класс
Тема урока « Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»
Задачи: Раскрыть значение тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; вредное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды, обобщить полученные знания по теме ”Кровь и кровообращение".
Оборудование: таблицы по анатомии « Круги кровообращения», «Значение тренировки сердца», «Влияние алкоголя на кровеносную систему», «Влияние курения на кровеносную систему», модель сердца.
Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент на протяжении всего урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
- Что относится к органам кровообращения?
- Каково строение сердца?
- Назовите виды кровеносных сосудов.
- Какие кровеносные сосуды имеют клапаны?
- Сколько кругов кровообращения у человека?
- Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?
- Где начинается и заканчивается малый круг кровообращения?
- Что такое кровяное давление?
- Каким должно быть кровяное давление у молодого здорового человека?
- По каким сосудам кровь течет с большой скоростью?
- Почему в капиллярах наименьшая скорость течения крови?
Письменная работа
Выберите правильный ответ:
а) Большой круг кровообращения
б) Малый круг кровообращения
- Начинается в правом желудочке.
- Начинается в левом желудочке.
- Заканчивается в левом предсердии.
- Заканчивается в правом предсердии.
В каких кровеносных сосудах происходит обмен веществ между кровью и тканями:
а) в артериях,
б) в венах,
в) в капиллярах,
г) во всех сосудах.
Какая кровь называется:
а) артериальной,
б) венозной
Кровь, насыщенная кислородом.
Кровь, насыщенная углекислым газом.
Из перечня сосудов выберите ответы на вопросы.
а) артерии,
б) вены,
в) капилляры,
г) аорта
- Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды
- Выносят кровь от сердца
- Стенки состоят из одного слоя клеток
- Стенки тонкие и мягкие
- Прощупывается пульс
- Даже при уколе иглой вытекает кровь
- Самый толстостенный кровеносный сосуд
- Несут кровь к сердцу
- Сосуды с плотными упругими стенкам
- Место обмена между кровью и тканями
- Выносят кровь из левого желудочка
- Видны на тыльной стороне руки
Тестирование
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия
2). Сердце человека:
а) трехкамерное , находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное , находится в грудной клетке.
3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.
4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.
5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.
6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;
Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а
III. Изучение нового материала
1. Причины заболеваний органов кровообращения.
В большинстве развитых стран за последнее время изменилась структура заболеваний.
Несмотря на новые методы лечения, улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, создание современной медицинской аппаратуры на первое место среди заболеваний, ведущих к смерти, вышли болезни сердечнососудистой системы, в первую очередь самого сердца. Эта проблема не может не волновать людей.
Вопрос: Каковы причины на ваш взгляд, приводящие к заболеванию органов кровообращения?
Сердечно - сосудистые заболевания - это самые тяжелые и часто встречающиеся заболевания. Медицинская статистика всех стран показывает, что люди в большин-
стве случаев остаются инвалидами именно от этих заболеваний.
Сообщения учащихся:
- Влияние алкоголя на сердце и сосуды.
- Влияние табака на сердечнососудистую систему
Учитель: Одной из причин сердечно - сосудистых заболеваний являются употребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то его сердце покрывается жиром и увеличивается 1,5 - 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.
Сообщение учащегося о вредном влиянии спиртных напитков.
«- Злоупотребление алкоголем неблагоприятно сказывается на здоровье: возникают различные заболевания внутренних органов, утяжеляется течение уже имеющихся болезней.
Особенно характерны для алкоголиков заболевания сердечно - сосудистой системы . По наблюдениям медиков, сердечно - сосудистые заболевания у злоупотребляющих алкоголем наблюдаются чаще.
При систематическом употреблении алкоголя возникают стойкие нарушения функций сердечно - сосудистых систем. Алкоголь нарушает нормальный ритм сокращений сердца, вызывает спазм сосудов сердца и мозга, что особенно опасно для лиц, страдающих атеросклерозом и стенокардией. Проявляется это различными неприятными ощущениями - давлением, «замиранием» сердца, сжиманием и. т. д. Под влиянием алкоголя изменяется и артериальное давление, в большинстве случаев в сторону повышения. При этом нередко формируется стойкая гипертония. Особенно значительны подъемы артериального давления в состоянии алкогольного похмелья.
Длительное употребление алкоголя приводит к перерождению сердечной мышцы (мио -карда) вследствие нарушений обменных процессов. В результате этого мышечная ткань становится дряблой, мышечные волокна частично замещаются жировой и соединительной тканью, что приводит к снижению сократительной способности сердца, и оно перестает справляться с нагрузкой: при усиленной мышечной работе появляются сердцебиение, одышка, слабость».
Учитель:
У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. У систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови.
Сообщение учащегося о вредном влиянии курения:
«- В составе табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т. д. Курение - источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной систем, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта.
Никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте.
Статистические данные говорят, по сравнению с не курящими, длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка».
Учитель:
«Мы едим, чтобы жить, а живем не для того чтобы есть», - сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.
Излишнее переедание является причиной сердечно - сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3, 4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбра -сывает 150 млн. литров крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20 - 30 %.
Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде - залог здоровья и долго- летия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «Обжора роет себе могилу зубами».
Сообщение учащегося о вреде переедания:
«- Особенно опасно переедание в наши дни. Ведь вследствие гипокинезии люди стали меньше тратить энергии, и, если количество энергии, получаемой с пищей, превышает энергозатраты, человеку угрожает ожирение, а вместе с ним многие другие болезни и продолжительность жизни. Переедание может стать причиной артериальной гипертонии.
При избыточном потреблении с пищей животных жиров нарушается обмен холестерина, что, как известно, способствует развитию и прогрессированию атеросклероза».
Учитель:
Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие - отрицательно. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечнососудистым заболеваниям.
С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отношениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций.
Учитель: читает стихотворение «Добродушие».
Учитель:
Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, физический труд, активный образ жизни. При этом увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается ее снабжение кислородом, питательными веществами. У тренированных спортсменов частота сердечных сокращений намного меньше, чем у нетренированных людей.
В спокойном виде у тренированных людей частота сердечных сокращений за 1 минуту составляет до 40, а иногда до 28 ударов в минуту.
Хорошо тренированное сердце работает в экономном режиме, чем у нетренированных людей. Нетренированное сердце должно будет сокращаться чаще, чтобы выдавливать кровь в малом объеме.
(Учитель показывает и объясняет по таблице «Значение тренировки сердца»).
В настоящее время перед человечеством возникла экологическая проблема. Мы загрязняем природу и тем самым вредим себе. Природу превратили в свалку. Загрязнение и отравление природы вредно для здоровья и становится причиной возникновения различных заболеваний. Поэтому на данный момент глобальная проблема - сохранение окружающей среды и охрана природных богатств.
Учитель:
Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Систематическое употребление алкоголя способствует развитию атеросклероза -болезни сосудов, при которых артерии утрачивают эластичность, формируются бляшки, сужающие просвет сосудов. Какие последствия могут вызвать такие изменения в состоянии кровеносных сосудов?
2. В разговоре один из приятелей жаловался на частые боли в области сердца. Другой ему посоветовал во время приступа выпить рюмку коньяка или водки, утверждая, что это расширяет сосуды, вследствие чего боли прекратятся. В чём ошибочность этого мнения:
В чём вред алкоголя и каковы его последствия?
Рассказ сердца о себе,…
Мне так плохо, так устало,
Наверное, осталось мало…
Могли бы только вы понять -
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А он так непобедим.
Мои сосуды кровяные,
В дыму сгорают день за днём,
И если вы нас не спасёте,
Мы только от куренья пропадём.
Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечнососудистой системы и сохранения здоровья.
Вопрос: Какое значение для предупреждения сердечнососудистых заболеваний имеет
тренировка сердца?
Учитель:
Поразительна выносливость сердца. Тренированный человек может, например, за два часа подняться на несколько километров в гору или проплыть большое расстояние. Почти 2500 лет назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за три часа. Появившись на площади, он крикнул: ”Мы победили”- упал замертво. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения.
Составление схемы с учащимися:
Записи учащихся в тетрадь, используя текст учебника, рассказ учителя, сообщения учащихся:
Влияние никотина | Влияние алкоголя |
|
|
Избыточное питание | Психические нагрузки |
1. Повышение уровня холестерина в крови. 2. Развитие ишемической болезни сердца. 3. Атеросклероз сосудов. | 1. Чрезмерное эмоциональное напряжение. 2. Расстройства сна. 3. Поведение, характеризующееся чрезмерной активностью. 4. Стремление к лидерству, |
Причины:
Избыточное потребление жира, продуктов богатых холестерином.
Соперничество, нетерпимость, агрессивность.
Снижение физической активности - гиподинамия.
Мало занимаемся физическим трудом и физической культурой.
Учитель:
Еще Марк Твен писал, что единственный способ сохранить здоровье: Есть то, что не хочешь, пить то, что не любишь, делать то, что не нравиться. В этой шутки Твена есть доля истины - в борьбе за здоровье, за активное долголетие необходимо перестроить свой образ жизни, сделать так, чтобы определенные его особенности стали составной, естественной, неотъемлемой частью жизни человека.
Таким образом, можно сказать следующее:
XXI век - век огромных скоростей. Не каждому человеку удается поспевать за жизнью, его часто предостерегают стрессы. Люди спасаются по разному: одни , находят отдушину в табакокурении, алкоголе, т. е. смерти.
Сделаем для себя выводы:
Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие в возрасте 30 - 40 лет.
Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями - одна из основных проблем здравоохранения. Создана специальная наука - кардиология. Много достижений сделано в области кардиологии, этому способствуют научные исследования ученых:
- в области хирургии сердца
- рентгеновские лучи позволяют видеть тень сердца, сфотографировать его в движении
- метод электрокардиографии позволяет регистрировать электрические биопотенциалы
- эхокардиография - основана на использовании ультразвука
- новый метод - использование микрофона для прослушивания работы сердца
- пересадка сердца - лягушке, собаке, а затем человеку
- создание вживляемого искусственного сердца
- развитие лазерной хирургии
Операции на сердце в настоящее время стали массовыми. Прокомментируем слова американского ученого Бол Уайта «Если бы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца». Таким образом, запомните:
- Здоровье - это не личное дело каждого.
- Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит пользу обществу.
- Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включающая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих - от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, соблюдения рационального суточного режима.
III. Оценка знаний учащихся.
IV. Домашнее задание.
Изучить 21 параграф, выполнить практическую работу «Функциональная сердечно-сосудистая проба», ответить на вопросы с использованием записей в тетрадях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»
Уникальность разработки заключается в методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...