Элективные курсы
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Программа
Экология человека
«Культура здоровья и влияние окружающей среды на организм человека».
Курс по выбору для учащихся 9 классов, участвующих в предпрофильной подготовке (с ориентацией на естественнонаучный профиль)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективные курсы | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области
МБОУ ДОД «КИНГИСЕППСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД "КЦВР" ______________Иванова Т.В. Дата __________________ | Программа рассмотрена на педагогическом совете «КЦВР» Дата ________________ |
Программа
Экология человека
«Культура здоровья и влияние окружающей среды на организм человека».
Курс по выбору для учащихся 9 классов, участвующих в предпрофильной подготовке (с ориентацией на естественнонаучный профиль)
Автор программы, педагог д.о. ____________ Черакшева О.П. |
Кингисепп
2012 г.
- Пояснительная записка
Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.
В этом курсе рассматриваются вопросы влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека, правила здорового образа жизни.
Аннотация для учащихся и родителей.
Из средств массовой информации мы знаем об экологических проблемах, стоящих перед человечеством. Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Так загрязнение среды обитания ведет к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечет за собой уменьшение двигательной активности человека, оказывающей отрицательное влияние на его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действуют на здоровье. Человек – это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна! Нам нужно осознать это и поучиться исправлять свои ошибки.
Цель курса: изучение приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а так же влияние природных и антропогенных факторов на здоровье и различные стороны жизнедеятельности человека.
Задачи:
- Воспитание осознанного отношения к экологическим проблемам, как угроза состоянию здоровья человека.
- Ознакомление с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья человека.
- Расширение знаний о здоровом образе жизни.
Структура программы
Данный курс рассчитан на 34 часа и используется для расширения знаний по экологии и укреплению здоровья.
Формы организации
Это лекции, беседы, практические и лабораторные работы, подготовка докладов, семинаров.
Контроль за усвоением знаний будет проводиться в форме тестирования, в анализе результатов практических и лабораторных работ, при проведении итоговой конференции по защите рефератов.
Ожидаемые результаты
Учащиеся углубляют знания и усваивают:
-показатели здоровья, человека, особенности жизнедеятельности здорового человека,
-факторы, влияющие на здоровье человека,
-механизмы адаптации человеческого организма к окружающей среде и к действию неблагоприятных факторов, механизмы и значение стресса в жизни человека,
- составляющие здорового образа жизни, значение здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.
Учащиеся так же овладевают знаниями:
-объяснять значение и влияние различных факторов в формировании индивидуального здоровья человека,
-понимать значение образа жизни для сохранения здоровья человека и планировать свою жизнедеятельность на основе знаний о здоровом образе жизни.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекции | Практика | ||||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | Лекция л/р | тезисы |
2. | Экология и человек | 4 | 3 | 1 | Лекция л/р | Конспект тезисы |
3. | Окружающая среда и гигиена опорно-двигательной системы | 2 | 1 | 1 | л/р Беседа | Схема «Скелет человека» |
4. | Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы | 5 | 2 | 3 | П/р, Проектная деятельность (п/д), дискуссия, рассказ | Собственное решение научной проблемы |
5. | Окружающая среда и гигиена кровеносной и сердечно-сосудистой системы | 5 | 2 | 3 | Л/р, п/р, П/Д, рассказ с элементами беседы. | эксперимент |
6. | Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами. Железы внутренней секреции | 2 | 1 | 1 | П./р., семинар | Обсуждение контрольных вопросов |
7. | Воздействие окружающей среды на высшую нервную деятельность | 6 | 3 | 3 | лекция, беседа, л./р. | эксперимент |
8. | Репродуктивное здоровье | 4 | 4 | - | Дискуссия, рассказ с элементами беседы. | Обсуждение контрольных вопросов |
9. | Итоговая викторина «Здоровый образ жизни». Проведение реферативной конференции. Оформление выставки «Лучшие рефераты» | 4 | 4 | - | Конференция, викторина | Отчет формулирование выводов |
ИТОГО: | 34 | 21 | 13 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Экология человека
- Введение – 2 ч.
- Что изучает экология человека.
- Здоровье и образ жизни.
- Л/р. «Оценка состояния физического здоровья»
- Экология и человек – 4 ч.
- Человек и среда его обитания.
- Космос и здоровье человека.
- Биоэнергетическое поле человека.
- Гипотезы открытия факты.
- Биологические часы нашего организма. Биоритмы и причины их нарушений.
- Л/р. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей».
- Окружающая среда и гигиена опорно-двигательной системы – 2 ч. –
- Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.
- Воздействие двигательной активности на организм человека.
- Л/р. «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».
- Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека – 5 ч.
- Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.
- Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.
- Рациональное питание и культура здоровья.
- П/д «Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)».
- П/р. «Рассматривание под микроскопом гистологических препаратов строения вкусовых сосочков языка».
- Окружающая среда и гигиена кровеносной и сердечно-сосудистой системы. – 5 ч.
- Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье.
- Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
- Л/р. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
- П./р. «Определение кровяного давления у человека. Исследование пульса в спокойном состоянии и после десяти приседаний».
- Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами. Железы внутренней секреции
- Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции, их реакция в обмене веществ.
- Патология и профилактика обменных процессов в организме.
- П./р. «Составление пищевого рациона для школьников, занимающихся спортом».
- ВНД – 6 ч.
- Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
- Чувствительность к внешним воздействиям и тип в н.д.
- Л./р. «Развитие утомления»
- Л./р. «Определение некоторых свойств нервных процессов , лежащих в основе деления на типы ВНД».
- Стресс, как негативный биосоциальный фактор.
- Л./р. «Оценка температурного режима учебных помещений».
- Репродуктивное здоровье.
- Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор.
- Проблемы взросления и культура здоровья.
- Гендерные роли.
- Итоговые занятия – 4 ч.
- Викторина «Здоровый образ жизни».
- Проведение реферативной конференции. Оформление выставки «Лучшие рефераты»
ЛИТЕТАРУРА
- Анастасова Л.П. и др. «Человек и окружающая среда» Учебное пособие. М.: Просвещение, 1997
- Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Агар, 1999
- Титов Е.В. «Олимпиада по экологии»: подготовка и проведение « М.: - Школьные технологии, 2004
- Програмно-методические материалы: экология 5-11 кл. /Составитель, В.Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 1998
- Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: 1978
- Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека» Учебное пособие. – М.: «Вентана-Граор», 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Проектная деятельность.
Цель: развивать навыки правильного питания.
Тема 1. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей)
Ход работы
1. Самонаблюдения или наблюдения с ведением дневника, в который в течение недели записывается режим и рацион питания.
2. Анализ режима питания (регулярность, часы приема пищи, характер пищи, рациональность питания).
3. Анализ состава пищи и ее энергетической ценности.
4. Защита проекта: альбом «Мои рекомендации» или сообщения в классе.
Цель: сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.
Тема 2. Роль прививок в поддержании здоровья населения
Ход работы
1. Распределение обязанностей в группе учащихся.
2. Посещение медицинского кабинета для составления графика обязательных прививок (с указанием названий, сроков проведения, противопоказаний).
3. Работа с литературой по вопросу: «Вакцинация населения в нашей стране».
4. Беседа с учениками, учителями, родителями о значении прививок и их отношении к вакцинации.
5. Защита проекта: стенд для медицинского кабинета школы «Значение прививок» или диспут в классе «Прививки: «за» и «против».
Лабораторная работа № 1
Тема: Оценка состояния физического здоровья
Цель: научиться объективно оценивать состояние своего здоровья. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы
1. Подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.
2. Выполните 20 приседаний за 30 с.
3. Подсчитайте пульс после физической нагрузки.
4. Проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы.
Средние значения величины пульса до и после нагрузки
Характеристика | Спортсмены | Здоровые нетренированные люди | Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы |
1 | 2 | 3 | 4 |
В состоянии покоя | 58 | 72 | 80 |
1 | 2 | 3 | 4 |
В состоянии после | 88 | 107 | 122 |
нагрузки | |||
Прирост частоты | 30 | 35 | 42 |
сердцебиений |
5. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.
Лабораторная работа № 2
Тема: Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.
Цель: оценить уровень подготовленности к занятиям спортом. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, скамья или ступенька высотой 40-45 см.
Ход работы
1. Обследуемый учащийся поднимается на ступеньку, а затем спускается с нее. Темп восхождений на ступеньку постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Высота ступеньки для девушек 40 см, для юношей — 45 см.
2. Каждый цикл состоит из четырех шагов: первый — левая нога встает на ступеньку, второй — правая нога поднимается на ступеньку, третий — левая нога спускается со ступеньки, четвертый — правая нога спускается со ступеньки.
3. Время восхождения — 4 мин. Если обследуемый из-за усталости начинает отставать от заданного темпа, то через 15-20 с тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах. Обследования прекращают и при появлении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыкании и т. п.
4. После завершения работы учащийся садится на стул и через 1 мин в течение
30 с подсчитывает пульс.
5. Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле
ИТ = Т*100
F*5,5
где Т — время восхождения на ступеньку в секундах;
F пульс - за 30 с.
6 Физическая подготовленность оценивается по значениям полученного ИТ.
ИТ | Оценка |
Менее 55 | Слабая |
55-64 | Ниже среднего |
65-79 | Средняя |
80-89 | Хорошая |
90 и более | Отличная |
Лабораторная работа № 3
Тема: Оценка состояния противоинфекционного иммунитета
Цель: воспитывать культуру здоровья.
Ход работы
1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.
2. При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы.
Вопросы | Вычесть из 100 баллов |
1 | 2 |
1 раз 2-3 раза 4-5 раз более 5 раз
| 10 25 40 60 10 15 15 |
3. Подведите итоги, сложив полученные после вычитания цифры,
4. Сделайте вывод о причинах, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет.
Лабораторная работа № 4
Тема: Развитие утомления
Ход работы
1. В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы в тетрадь (в начале урока - из первой карточки, в конце - из второй).
2. Подсчитайте процент правильно решенных примеров. (Количество правильно решенных примеров умножить на 10.)
3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.
Задания
Карточка 1
1. [(13 • 12 + 444) : 15] • 20 =
2. [(300:15-20)-113]: 7=
3. [(16 -12 +208): 16] -7=
4. [(350-80): 3-8]+200=
5. [(260 + 440) : 70 + 290] • 3 =
6. (3-37+589): 10+80=
7. [(342 + 308 + 70) : 90] • 120 =
8. [(11 • 11 + 122) : 3] • 5 =
9. [(146 + 354 + 310) : 270] • 108 --
10. [(658 + 342 - 280) : 80] • 105 =
Карточка 2
1. [(11-14+54) ; 16]-20=
2. [(400: 16-20)-140] -.5=
3. [(14-12+192): 18]-5=
4. [(370-90): 4-7]+200=
5. [(240 + 360) : 12 + 340] • 2 =
6. [(2-49+502) : 10]+180=
7. [(308+362+130) : 160]-120=
8. [(12-12+156) : 3] • 7 =
9. [(154 + 356 + 300) : 90] • 104 =
10. [(642 + 456 - 290) : 90] • 106 =
Лабораторная работа № 5
Тема: Оценка температурного режима учебных помещений
Цель: учиться оценивать воздействие условий окружающей среды. Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.
Ход работы
1. Измерить среднюю температуру в классе. (Норма в холодных климатических районах 20-23 С, в умеренных —18-23 °С.)
2. Измерить температуру у пола и потолка, у стены с окнами и у противоположной. (Разница не должна превышать 2 °С.)
3. Измерить температуру пола. (Нижняя допустимая температура пола — 17-18 °С. Оптимальная температура пола: деревянного - 24-25 °С, бетонного -27 °С, мраморного — 29 °С.)
4. Сделать вывод о том, является ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.
Лабораторная работа № 6
Тема: Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности
Цель: изучить отдельные свойства нервных процессов.
Метод: теппинг-тест.
Ход работы
1. Альбомный лист (формат А4: 21х29 см) делят на 6 равных прямоугольников.
2. Перед началом работы ручка или карандаш устанавливается перед первым прямоугольником.
3. По команде испытуемые выставляют максимальное число точек в каждом прямоугольнике так, чтобы они не накладывались друг на друга. Общее время эксперимента — 30 с, по 5 с на каждый сектор.
4. После выполнения работы подсчитывают число точек в каждом прямоугольнике и строят график. По оси ОУ откладывают количество точек, а по оси ОХ — последовательно номер прямоугольников по порядку выполнения задания.
5. Для того чтобы не ошибиться в оценке результатов, лучше сделать работу несколько раз.
6. Подведение итогов.
А. По результатам теппинг-теста можно судить о подвижности нервных процессов при отсутствии дефекта кисти или лучезапястного сустава. Если число точек в прямоугольнике колеблется от 25 до 35 — у испытуемого средняя подвижность нервных процессов; ниже 25 — низкая подвижность, выше 35 — высокая. Б. Так как работа выполнялась в максимально быстром темпе, то возможно проявление утомления, что можно увидеть на графике. Так, «нисходящий» тип кривой работоспособности свидетельствуете слабости нервной системы, невысокой выносливости. «Промежуточный» и «вогнутый» типы характеризуют среднюю силу нервной системы. «Выпуклый» и «ровный» типы говорят о сильной нервной системе.
Лабораторная работа № 7
Тема: Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей Цель: изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток.
Оборудование: медицинский термометр, часы с секундной стрелкой или секундомер.
Ход работы
1. В выходной день или во время каникул начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну через каждые 1-2 ч в одном и том же положении тела (лучше сидя) определите у себя температуру тела и частоту пульса.
2. Результаты запишите в заранее подготовленный протокол.
Время, ч | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 |
Температура тела, | |||||||
°С | |||||||
Частота пульса, | |||||||
уд./мин |
3. После проведения исследования постройте графики (используя разные цвета) изменения этих показателей в течение дня. По горизонтальной оси отложите время, по одной вертикальной оси — частоту пульса, а по другой — температуру тела. В качестве примера используйте предложенный график (рис. 44).
4. Определите, в какое время дня регистрируются наиболее высокие и в какое — наиболее низкие величины частоты пульса и температуры тела. Совпадают ли суточные изменения этих показателей? Объясните полученные результаты.
Практическая работа
Тема: О чем может рассказать упаковка
Цель: научить учеников использовать информацию о продуктах питания.
Оборудование: упаковки от соков, молочных продуктов, этикетки крупяных,
кондитерских изделий, консервов.
Ход работы
1. Определите срок годности продукта.
2. Определите его состав.
3. Уточните состав и энергетическую ценность компонентов.
4. Ответьте на вопросы: какие еще сведения содержатся на упаковках пищевых продуктов? Для чего они необходимы?
5. Составьте рекомендации по использованию информации о продуктах питания.
6. Предложите свой вариант представления необходимой информации о продукте на упаковке для домашних консервов или других пищевых продуктов.
Словарь терминов и понятий
Абиотические факторы — совокупность условий неживой природы, влияющих на организм (солнечная и космическая радиация; распределение тепла и света, в зависимости от климатической зоны и высоты над уровнем моря; циркуляция воздушных масс и др).
Адаптация — приспособление живых организмов к условиям среды обитания.
Аллерген — вещество, вызывающее аллергию (растительная пыльца, пищевые продукты, лекарства и др.).
Аллергия — извращенная реакция организма на вещества (аллергены), которые у здорового человека не вызывают иммунного ответа.
Биологические ритмы — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов (суточные, сезонные и т. п.).
Биотические факторы — влияние на организм других живых организмов.
Гиподинамия — пониженная двигательная активность. –
Загрязнение среды — привнесение в среду нехарактерных для нее физических, химических, биологических или информационных агентов.
Здоровый образ жизни — поведение, основанное на санитарно-гигиенических нормах и направленное на сохранение и укрепление здоровья.
Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Иммунитет — способность организма защищаться от воздействия чужеродных тел и веществ.
Канцероген — вещество или физический агент, способные вызвать развитие злокачественных опухолей.
Конституция — особенности организма, выражающиеся в определенном типе телосложения.
Культура экологическая — совокупность знаний, умений и норм, руководствуясь которыми человек осознает себя частью природы, а его поведение основывается на чувстве ответственности перед собой, другими людьми и будущими поколениями за сохранение природы.
Метеочувствителъность — зависимость функций организма от погоды или ее компонентов (давление, напряженность магнитного поля и др.).
Наследственность — свойство организмов передавать при размножении своим потомкам информацию о признаках и особенностях своего развития.
Наркогенные вещества — вещества, вызывающие наркотический эффект.
Образ жизни — способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежат условия жизни, культура, привычки.
Психическое здоровье — состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.
Рациональное питание— питание с пользой для здоровья, при котором учитываются: калорийность пищи и энергетические траты организма, сбалансированность по составу, режим приема пищи.
Социальное здоровье—система мотивов и ценностей, регулирующих поведение.
Стресс — общая реакция напряжения организма на воздействие сильных внешних или внутренних факторов. У человека чаще встречается нервно-психический или эмоциональный стресс. Причиной эмоционального стресса могут быть трудные жизненные ситуации, конфликты в семье, по месту учебы или работы, переутомление при отсутствии условий для отдыха, сильный шум и др.
Укрепление здоровья — мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья.
Условия среды — совокупность факторов, воздействующих на живые организмы.
Утомление — изменения в психическом и физическом состоянии человека, развивающиеся в результате работы.
Физическое здоровье— состояние органов и систем органов, жизненных функций организма.
Экология человека — наука, изучающая влияние природных и социальных факторов среды на человека и группы людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...