Конференция "Биологическая роль насекомых"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) по теме
Конспект ученической конференции в 7-м классе "Биологическая роль насекомых", проводится после предварительной подготовки учащимися информационнох и демонстрационных материалов для представления той или иной точки зрения о роли насекомых разных отрядов в природе и жизни человека; подготовки жюри, принимающего решение о дальнейшей судьбе насекомых на планете Земля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_biologicheskaya_rol_nasekomykh.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока.
Обобщающая игра.
Конференция «Биологическая роль насекомых».
Данная коллективная игра проводиться в 8-ом классе в курсе «Животные»по окончании изучения темы «Тип Членистоногие класс Насекомые».
В игре участвует весь класс. Четыре ученика, показавшие лучшие знания в ходе подготовки к игре, вводятся в состав жюри – «Комиссия по делам Насекомых» («КПДН»). Остальные учащиеся разбиваются на пять команд – «Научно-исследовательские энтомологические лаборатории». Состав команд определяется в зависимости от эмоционально-психологического климата в классе: по желанию самих ребят или по усмотрению учителя. Состав команд объявляется за две недели до игры.
Подготовка к игре начинается с началом изучения темы. В ходе подготовки ребята придумывают название и эмблему своей «НИЭ лаборатории». Изучают дополнительную литературу о насекомых и их роли в природе и жизни человека, используя библиотеку кабинета «Биология» и другие. Вместе с учителем оформляют стенд «Подготовка к деловой игре «Конференция по теме «Биологическая роль насекомых», для этого используются биологические сочинения учащихся по этой теме (см. творческие работы, Приложение №1). Обдумывают варианты своего поведения во время защиты своего отряда насекомых на конференции и готовят доклад «В защиту прав насекомых» (по своему отряду). План доклада см. в Приложении №1. В процессе подготовки ребята подробнее знакомятся с таблицами, коллекциями, слайдами, диафильмами и видеофильмами по классу Насекомые, которые имеются в кабинете «Биология». При наличии времени на уроках можно отводить для подготовки к игре по 5-10 минут: для просмотра наглядных пособий и отбора литературы, чтобы ребята меньше задерживались после уроков.
Цели конференции:
- Привлечь внимание учащихся к экологическим аспектам следующих проблем:
- борьбы человека с насекомыми – вредителями сельского хозяйства;
- борьбы с переносчиками возбудителей тяжелых заболеваний человека и животных;
- защиты нужных природе и полезных для человека насекомых.
- Уделить внимание тому, что даже неприятные или вредные для человека насекомые имеют право на существование.
- Совершенствовать умение учащихся оценивать ответы и деятельность своих товарищей.
Задачи:
- закрепить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Тип Членистоногие класс Насекомые»: об особенностях строения организма, о типах развития насекомых;
- закрепить знания о систематике;
- проверить умения учащихся выявлять признаки насекомых разных отрядов;
- проверить умения учеников определять биологическую роль насекомых, основываясь на знании об их морфологии, развитии и образе жизни;
- продолжить обучение учащихся самостоятельно пользоваться наглядными пособиями (таблицы, плакаты, коллекции, слайды, диафильмы) и техническими средствами (диапроектор, видеомагнитофон и др.)
Оборудование:
табличка «Комиссия по делам Насекомых», печать, штемпельная
подушка, зачетная ведомость для «Комиссии», 5 паспортов насекомых, 5 таблиц «Значение насекомых в природе и жизни человека», инструктивная карточка для «КПДН», карточки с вопросами для каждой команды, таблички с номерами: «1», «2», «3», «4», «5», которые выставляются на столы «лабораторий» после жеребьевки; коробка с номерками для жеребьевки, экран, диапроектор, видеомагнитофон, слайды, диафильмы, видео фильмы, стенд «Подготовка к деловой игре «Конференция по теме «Биологическая роль Насекомых», таблицы по классу Насекомые, коллекции отрядов класса Насекомых, определители и книги о Насекомых.
Состав « Комиссии по делам Насекомых»:
- председатель,
- лаборант-консультант,
- эксперты-консультанты – 2-3 ученика.
Регламент.
- Вступительное слово председателя «КПДН» – 3 минуты.
- Жеребьевка.
- Биологи-лаборанты выполняют задание с микроскопами – 3-4 минуты.
- Заполнение паспортов представителей отрядов насекомых каждой «НИЭ лабораторией» – 6 минут.
- Выступления «НИЭЛ»: сообщение «В защиту прав насекомых данного отряда» - 3 минуты;
защита паспорта представителя отряда – 3 минуты.
- Заполнение таблиц «Значение насекомых в природе и жизни человека» - 3 минуты.
- Заключительное слово председателя комиссии «Насекомым жить и процветать!»: о неоценимом значении насекомых в природе, о значительной роли насекомых в жизни человека и о том, бороться с вредными для хозяйства и здоровья человека насекомыми стоит, только соблюдая экологические законы, руководствуясь принципом «Защищая себя, – не навреди Природе!» - 3 минуты.
Ход конференции.
- Вступительное слово председателя КПДН о целях и задачах конференции, о том какая проблема сделала необходимым проведение данной конференции (см. «цели»); пожелание удачи «Научно-исследовательским энтомологическим лабораториям»– 2 минуты.
- Жеребьевка. Лаборант-консультант проводит жеребьевку между командами. Для этого вызываются по одному человеку от команды.
Эксперт-консультант выдает представителям команд «ПАСПОРТА насекомых», которые требуется заполнить.
Во время заполнения «Паспортов» члены комиссии отвечают на обязательные вопросы для команд, которые могут задаваться «НИЭЛ» во время их защиты.
- После жеребьевки и раздачи «Паспортов» к лабораторному столу вызываются биологи-лаборанты для выполнения лабораторного задания с микроскопами.
- Заполнение «Паспортов представителей отрядов насекомых» НИЭ лабораториями – 5 минут.
- Во время заполнения паспортов биологи-лаборанты от каждой НИЭЛ выполняют индивидуальное задание: из предложенных микропрепаратов нужно выбрать один и установить его под микроскопом:
- «Ротовой аппарат комара обыкновенного» - № 1;
- «Ротовой аппарат таракана» - № 2;
- «Ротовой аппарат мухи» - № 3;
- «Конечность пчелы» - № 4;
- «Кровососущее насекомое – блоха» - № 5.
- Выступления НИЭЛ:
- защита паспорта представителя отряда – 1-2 минуты (в целях экономии времени можно опустить устную защиту паспортов);
- сообщение «Биологическая роль ……………. насекомых в природе и жизни человека» - 3 минуты;
- представление плаката «Особенности и биологическая роль ………….. » и наглядных пособий.
- Заполнение таблиц «Значение насекомых в природе и жизни человека» - 3 минуты. После выступлений всех «НИЭЛ», комиссия собирает «Паспорта насекомых», а командам объявляется следующее задание. Каждая лаборатория должна заполнить таблицу на тему «Значение насекомых в природе и жизни человека».
Названия таблиц:
- «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека».
- «Насекомые – помощники человека в сельском хозяйстве».
- «Насекомые – паразиты животных и человека».
- «Насекомые – кровососы».
- «Насекомые – вредители растений».
- Пока «лаборатории» заполняют таблицы, комиссия проверяет правильность заполнения «Паспортов», результаты заносятся в зачетную ведомость; эксперты-консультанты проверяют правильность и качество выполнения задания микробиологами.
- Заключительное слово председателя комиссии. Председатель дает оценку выступлениям НИЭЛ. Подводит итог конференции: «Насекомым жить и процветать!». Напоминает о неоценимом значении насекомых в природе, о значительной роли насекомых в жизни человека; о том, что бороться с вредными для хозяйства и здоровья человека насекомыми стоит, только соблюдая экологические законы, руководствуясь принципом «Защищая себя, – не навреди Природе!», т. е. биологическими способами, не наносящими вреда экологии Земли. Право на жизнь имеют практически все насекомые, т.к. их роль в природе и жизни человека неоднозначна; и т. д.
- Общим голосованием решается судьба предложенной резолюции - 2 минуты.
- Во время выступления председателя комиссии, остальные члены подводят итоги. Затем комиссия объявляет предварительные результаты игры.
- Окончательные результаты и оценки за игру объявляются учителем на следующем уроке после дополнительной проверки докладов, паспортов и таблиц. Членам «КПДН» то же выставляются оценки за качество заполнения зачетной ведомости, окончательное оформление «Паспортов», проверку таблиц; за оказание помощи в подборе наглядных пособий и дополнительной литературы; председатель – за достойное ведение конференции и убедительные выступления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
“Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”
Разработка урока бисероплетения по теме “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”...
«Многообразие насекомых и их роль в природе» «Шестиногие соседи по планете».
Открытый урок по биологии ...
Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."
Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....
Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...
Урок биологии в 7 классе "Роль насекомых в природе и жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: "Роль насекомых в природе и жизни человека" ...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе на тему "Роль насекомых в природе и в жизни человека"
"Табигатьтә һәм кеше тормышында бөҗәкләрнең роле" темасына 7 класста үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе...