«Многообразие насекомых и их роль в природе» «Шестиногие соседи по планете».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии 7 класс
Якушина Надежда Николаевна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
МОУ «СОШ №30 имени Н.Н. Колокольцова»
Тема урока: «Многообразие насекомых и их роль в природе»
«Шестиногие соседи по планете».
Цель: Формирование исследовательских способностей обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания обучающихся о многообразии насекомых.
2. Раскрыть характерные признаки представителей отрядов насекомых.
3.Показать их значение в разнообразных сообществах.
Развивающие:
1. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности.
2. Развивать у учащихся умения делать выводы о взаимосвязях особенностей внешнего строения и условий обитания.
Воспитательные:
- Бережное отношение к природе
- Экологическое значение для человека.
Методы: Частично – поисковый, проектная работа,
Оборудование:
Мультимедиа, карточки-коллекции отрядов насекомых, презентация к уроку «Шестиногие соседи по планете», презентации проектов учащихся: «Отрядов: Жесткокрылые, Бабочки, Стрекозы, Прямокрылые, Перепончатокрылые».
Тип урока: Изложение нового материала
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Методы и средства |
Орг. момент | Здравствуйте! На предыдущем уроке мы с вами изучали тему « Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика» | Слайд 1 беседа |
Проверка знаний. Актуализация | Фронтальный опрос 1.Подставьте подписи к рисунку «Внешнее строение кузнечика». 2. Подставьте подписи к рисунку «Внутреннее строение черного таракана» 3. Составьте схему развития насекомого с неполным превращением? 4. Что такое непрямое развитие? 5. Составьте схему развития насекомого с полным превращением. Что такое прямое развитие? 6. В чем различие полного и неполного превращения? 7. Какие крылья бывают у насекомых? 8. Как питаются насекомые? Как дышат насекомые? 9. Что такое мальпигиевы сосуды? 10. А теперь давайте дадим общую характеристику насекомых? Вывод | Слайд 2-4 Работа с тренажером |
Изучение нового материала Изучение нового материала Изучение нового материала Закрепление знаний | Скоро лето и насекомые в великом изобилии наполнят наши леса, поля, сады, водоемы. Сколько насекомых на планете? Сосчитать и выразить цифрами шестиногое население планеты невозможно. Как предполагают их около 10 миллиардов миллионов! Распространены они от Заполярья до тропиков, все низины, высоты (до ледников), все пресные водоемы (даже горячие до 55 градусов), воздух над нами, земля под ногами, почва, травы, деревья, грибы, мертвые и живые организмы. Это место обитания насекомых. Сегодня отмечено около 1,5 миллионов видов насекомых. Это 70-75% . Внимательно посмотрите на экран. А теперь назовите тему нашего урока? Многообразие насекомых и их роль в природе. «Планета насекомых» «Шестиногие соседи по планете»
Формулирование проблемного вопроса.
Процветание класса насекомых совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.
Итак, мы получили характеристику Класса Насекомых перейдем к практической части нашего урока. Нам предстоит составить характеристику основных отрядов насекомых, и сделаем мы это в 3 этапа. Этап первый.
Учащиеся должны, указать под какими цифрами находятся представители их отряда. Этап второй
На основе, каких признаков, вы отнесли насекомых к предложенным вам отрядам? Отобранных насекомых выбранного отряда собираем в энтомологическую коробку( конверт), при этом даем краткую характеристику отряда. ( По окончанию ответа исправляются ошибки и их комментирование). Вывод: что служит основой выделения отрядов
Физкультминутка А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело Этап третий
Для защиты презентации
К содержанию презентации
Итог: заполнение таблицы «Отряды насекомых» Этап четвертый Оценка значения насекомых для человека.
А теперь, вы готовы ответить на проблемные вопросы, которые были поставлены в начале урока.
| Слайд 5 Слайды 6-21 Слайд 22 Слайд 23-24 Слайд 24-25 Практическая работа по карточкам в группах. Слайд 26 Работа в группах Папки «Моя коллекция», «Фото насекомых» Работа со слайдами – 28-32 Заполнение таблицы «отряды насекомых» Эл. микроскоп «Типы конечностей насекомых», или слайды -35-37 Слайд 34-39 Проектная работа мини – проекты учащихся (защита) Слайд - 40 Заполнение таблицы «Значение насекомых» Слайд 41-44 Слайд -45 |
Рефлексия | В наш бурный технический век растет влияние человека на насекомых. Как многие другие виды животных и растений, представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнения водоемов. Роль насекомых в общем балансе живой природы огромна. Поэтому насекомых необходимо беречь и охранять. | Показ слайдов 46-50 «Насекомые Красной Книги Кемеровской области». |
Итог урока | В ходе урока вы проявили необходимые знания по предмету. Показали умение пользования работы на ПК. Все оценки, полученные в ходе урока будут выставлены в журнал. Ваши проекты послужат материалом для работы над общим проектом «Тип Членистоногие», где авторство ваших презентаций будет сохранено.
| Слайд – 51-52 |
Домашнее задание |
стр. 158-165
| Слайд 53-54 |
Список литературы
- Акимушкин И. Мир животных(насекомые, пауки, домашние животные) [Текст]: И.Акимушкин. - .М.: Мысль, 1993. – 225с
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. ) [Текст]: И.Акимушкин. М.: Мысль,1985.- 305 с.
- Фабр Ж. Жизнь животных – 3 том, «Жизнь насекомых» ) [Текст]: Фабр Ж. – М.: Мысль. 1997. - 580 с.
- Сонин Н.И., Захарова В.Б. Биология. Поурочное планирование[Текст]: учебное пособие / Н.И. Сонин. В.Б. Захарова. - Издательство «Учитель»,2006. – 447с.
Приложение
Таблица «Отряды насекомых»
Признаки отряда | Стрекозы | Прямо кылые | Жесткокрылые | Бабочки | Перепончатокрылые |
Всего на Земле | |||||
Конечности | |||||
Крылья | |||||
Ротовой аппарат | |||||
Развитие | |||||
Представители | |||||
Значение |
Таблица «Оценочный лист работы в группе»
«Отряд Жесткокрылые»
Ф.И. участника группы | Д/з | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | Заполнение таблицы | Ответы на другие вопросы |
Ответственный группы -
-----
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"
Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...
“Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”
Разработка урока бисероплетения по теме “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”...
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение
Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов. Во время занятия применялись различные виды деятельности: работа ...
Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."
Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....
Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
Дать представление о многообразии голосеменных, их роли в биосфере и жизни человека....
урок Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение
Интегрированный урок "Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" 7 класс. Предусмотрена лабораторная работа....
Открытый урок по биологии 5 кл ФГОС " Многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека"
Откратый урок по биологии....