Ткани животных: эпителиальная и соединительная
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_urok_tkani_zhivotnykh.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ткани животных: эпителиальная и соединительная»
Цель: изучить особенности строения тканей животного организма
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о строении тканей животного организма: эпителиальной и соединительной;
- сформировать умение доказывать соответствие строения животных тканей выполняемым функциям;
Развивающие:
-развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с микроскопом и микропрепаратами;
- развитие самоконтроля;
- развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
Воспитательные:
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: учебник, микроскоп, микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Костная ткань», «Хрящ», «Кровь», «Жировая ткань», рабочая тетрадь к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Ткани животных».
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и умений.
На прошедшем уроке, мы, рассмотрели основные типы тканей растительного организма.
Фронтальный опрос.
- Дайте определение понятию «ткань»?
- Какие ткани относят к тканям растительного организма?
- Какие функции они выполняют в организме?
Тестовая работа по теме «Ткани растений».
1 вариант.
1. Образовательная ткань обеспечивает:
А) форму растения
Б) рост растения
В) передвижение веществ
Г) придает прочность и упругость
2. Мякоть листа образована:
А) покровной тканью
Б) механической тканью
В) основной тканью
Г) проводящей тканью
3. Функция покровной ткани:
А) защита растения от повреждений и неблагоприятных воздействий
Б) придает опору растениям
В) накапливает питательные вещества
Г) придает прочность и упругость
4. Проводящие ткани находятся в
А) только в листьях
Б) в зародыше растения, кончике корня
В) в листьях, стебле и корне
Г) скорлупе грецкого ореха
5. Механическая ткань состоит из:
А) живых клеток
Б) утолщенных и одревесневших клеток
В) мертвых клеток
Г) живых и мертвых клеток
2 вариант.
1. Образовательная ткань состоит из:
А) мертвых клеток
Б) мелких, постоянно делящихся клеток
В) живых и мертвых клеток
Г) утолщенных и одревесневших клеток
2. Прочность и упругость придает:
А) покровная ткань
Б) механическая ткань
В) образовательная ткань
Г) проводящая ткань
3. Функция проводящей ткани
А) защита
Б) запас питательных веществ
В) передвижение воды, минеральных и органических веществ.
Г) рост растения
4. Месторасположение основной ткани
А) кончик корня, зародыш растения
Б) мякоть листа и плодов, мягкие части цветка
В) кожица листа, пробковые слои стволов деревьев
Г) корень, стебель и лист
5. Какова функция кожицы листа
А) защита растения от повреждений и неблагоприятных воздействий
Б) придает опору растениям
В) накапливает питательные вещества
Г) придает прочность и упругость
- Изучение нового материала.
Продолжаем изучение темы «Ткани». Рассмотрим основные ткани животного организма. Тема урока: «Ткани животных: эпителиальная и соединительная»
Рассказ учителя.
Ткань - системы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям. В состав ткани входят также межклеточные вещества и структуры — продукты клеточной жизнедеятельности. Выделяют 4 типа тканей животных – эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает поверхность тела, выстилает стенки полых внутренних органов, образуя слизистую оболочку, железистую (рабочую) ткань желез внешней и внутренней секреции. Эпителий отделяет организм от внешней среды, выполняет покровную, защитную и выделительную функции. Эпителий представляет собой слой клеток, лежащих на базальной мембране, межклеточное вещество почти отсутствует.(слайд 2)
Соединительная ткань состоит из основного вещества — клеток и межклеточного вещества — коллагеновых, эластических и ретикулярных волокон. Различают собственно соединительную ткань (рыхлую и плотную волокнистую) и ее производные (хрящевую, костную, жировую, кровь и лимфу). Соединительная ткань и ее производные развиваются из мезенхимы. Она выполняет опорную, защитную и питательную (трофическую) функции. Обладая регенераторной (восстановительной) способностью, соединительная ткань принимает активное участие в заживлении ран, образуя соединительнотканный рубец.
Костная ткань - разновидность соединительной ткани, из которой построены кости - органы, составляющие костный скелет. Костная ткань состоит из взаимодействующих структур: клеток кости, межклеточного органического матрикса кости(органического скелета кости) и основного минерализованного межклеточного вещества. (слайд 3)
Хрящ — один из видов соединительной ткани, отличается плотным упругим межклеточным веществом, образующим вокруг клеток-хондроцитов и групп их особые оболочки, капсулы.(слайд 4)
Кровь — соединительная ткань, наполняющая сердечно-сосудистую систему позвоночных животных, в том числе человека, некоторых беспозвоночных. Состоит из плазмы (межтканевой жидкости), клеток: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. (слайд 5)
Жировая ткань — разновидность соединительной ткани животных организмов, образующаяся из мезенхимы и состоящая из жировых клеток —адипоцитов. Почти всю жировую клетку, специфическая функция которой — накопление и обмен жира, заполняет жировая капля, окруженная ободком цитоплазмы с оттеснённым на периферию клеточным ядром. У позвоночных жировая ткань располагается главным образом под кожей (подкожная клетчатка) и в сальнике, между органами, образуя мягкие упругие прокладки. (слайд 6)
- Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей»
Просмотр готовых микропрепаратов. Особенности каждого вида ткани. Сравнение изображения под микроскопом с рисунками 7-10 учебника, таблицей «Ткани животных», иллюстрациями в мультимедийной презентации.
Режим просмотра.
Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8.
По мере просмотра, формулируя выводы, заполняем таблицу.(слайд 8)
Название ткани | Место расположения | Особенности строения | Выполняемые функции |
Эпителиальная | наружная поверхность тела животных; полости внутренних органов; железы | Клетки очень плотно прилегают друг к другу. Межклеточное вещество почти отсутствует. | 1. Защита от: высыхания микробов, механических повреждений. 2. Образование желез |
Соединительная А) костная Б) хрящевая | Кости Хрящи | Плотное межклеточное вещество рыхлое межклеточное вещество | 1. Опорная 2. Опорная и защитная |
В) жировая | Жировые прослойки | 3. Защитная | |
Г) кровь | Кровеносные сосуды | жидкое межклеточное вещество. Общее: Клетки удалены друг от друга; межклеточного вещества много. | 4. Транспортная |
- Закрепление изученного материала.
Вопросы.
1.Все живые организмы образованы тканями?
2. Чем соединены клетки в тканях?
3. Как устроена эпителиальная ткань?
4. Какие функции выполняет эпителиальная ткань?
5. Какие функции выполняет соединительная ткань?
6. Какие ткани относятся к соединительной?
7. Что общего в соединительных тканях?
Работа с утверждениями учебника «Какие утверждения верны?»
- Итог урока. Рефлексия.
Какие открытия вы для себя сделали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, знания которые вы получили на уроке, пригодятся в будущем?
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ткани животных и человека".
Сравнение и изучение строения и функций тканей животных и человека....
Материаловедение Ткани животного происхождения
Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...
Рабочий лист к теме: "Соединительные ткани животных"
Рабочий лист к теме: "Соединительные ткани животных"...
Ткани животных: мышечная ткань. 6 класс
Урок биологии в 6 классе. ВиЭксМ 2011. Проектирование современного урока биологии по УМК Сонина Н.И. в условиях реализации ФГОС второго поколения.Это третья тема в разделе «Ткани», после изучения соед...
Ткани животных
Презентация содержит яркие рисунки животных тканей и может быть использована при изучении человека и животных. А можно презентацию разобрать на части и смастерить что - то своё. Рисунки сжаты (150 пик...
Ткани животных
Обобщение материала в игровой форме...
Презентация к обобщающему уроку биологии в 5 классе по т. "Ткани животных"
Данная презентация может быть использована на обобщающем уроке по теме "Ткани животных", а также при контроле знаний и закреплении изученного ранее. В презентации даны задания на определение тканей, с...