Места обитания и особенности внешнего строения птиц.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока. | 50 КБ |
vneshnee_stroenie_i_sreda_obitaniya_ptits_test.doc | 28 КБ |
prakticheskaya_rabota._ptitsy.doc | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Места обитания и особенности внешнего строения птиц.
(Вводная характеристика класса птиц.)
Основные технологии, используемые на уроке:
- развивающего обучения,
- информационные,
- проблемного обучения,
- исследовательские технологии.
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить знания отличительных признаков классов типа Хордовые;
- сформировать понятия связи организма и среды, т.к. большинство особенностей строения животных этого класса связанно с приспособлениями к полёту; к разным средам жизни и местообитаниям, к питанию различным кормом;
- сформировать представление о взаимосвязи между изменением формы жизни и условиями её существования.
- Развивающие:
- развитие умения выявлять черты сходства и различия в строении животных;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи факторов окружающей среды и особенностей строения и функционирования организмов;
- развитие умения пользоваться научно-популярной, энциклопедической и словарной литературой.
- Воспитательные:
- стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе;
- развитие интересов и способностей учащихся;
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний;
- формирование сознательного отношения к природным богатствам.
5. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесный (сообщения учащихся в ходе работы, рассуждение, беседа);
- исследовательский (изучение научно-популярной, учебной, энциклопедической и справочной литературы по теме урока; поиск других источников знаний);
- практический (заполнение схем, рисунков);
- репродуктивный (воспроизведение знаний о классах типа Хордовые);
- частично-поисковый (установление причинно-следственных связей факторов окружающей среды и особенностей строения и жизнедеятельности птиц);
- стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний).
- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).
6. Средства обучения:
а) технические – рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;
б) информационные:
- электронно-информационное пособие – учителя;
- сообщения учащихся;
- обучающая программа 1С.Биология;
- энциклопедии; справочники; научно-популярная литература.
в) наглядные пособия (чучело);
г) цифровой микроскоп (строение пера).
Ход урока.
В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит проверочную беседу об отрядах современных пресмыкающихся и значении пресмыкающихся в природе и жизни человека
Вопросы для устной проверки знаний:
- Какое из ныне живущих пресмыкающихся самое древнее и где оно сохранилось на Земле?
- Каковы внешний вид и образ жизни этого животного?
- К каким отрядам относят всех остальных ныне живущих пресмыкающихся?
- Какой отряд, пресмыкающихся самый крупный по числу видов и каких известных вам животных относят к этому отряду?
- Каковы общие признаки пресмыкающихся отряда чешуйчатых?
- По каким признакам змей можно отличить от ящериц?
- Каково значение пресмыкающихся в природных сообществах организмов?
- Какое значение имеют пресмыкающиеся в жизни человека?
- Почему в наше время необходима охрана пресмыкающихся?
После подведения итогов проверки знаний учитель демонстрирует представителей класса птиц (чучела, слайды презентации «Многообразие птиц») и предлагает назвать, как называются эти птицы, по каким признакам птицу нельзя спутать ни с одним из позвоночных животных. Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель перечисляет все названные признаки и подчеркивает, что все они развились в связи с приспособлением птиц к полету и дали им возможность широко распространиться по Земле и занять различные местообитания.
Отметив, что большинство птиц — обитатели леса, учитель предлагает сказать, какие птицы заселяют кроны деревьев, а какие живут в основном на стволах деревьев или на земле, назвать птиц, жизнь которых связана с кронами деревьев, а затем объяснить, с чем связано их такое распределение по ярусам в лесу. После обсуждения этих вопросов учитель знакомит учащихся с птицами других местообитаний: болотистых лугов, камышовых и тростниковых болот и мелководных участков пресных водоемов (серая цапля, большая и малая выпи, утки); лугов и полей (полевой жаворонок); открытых ковыльных (дрофа) и целинных степей (стрепет); открытых воздушных пространств (ласточки и стрижи). В заключение учитель отмечает, что местообитания птиц связаны не только с питанием, но и с наличием мест, удобных для устройства гнезд.
Далее учащиеся, используя чучела, и раздаточный материал (наборы перьев), самостоятельно изучают особенности внешнего строения птиц (заполняется лист практической работы). Также можно провести беседу, используя вопросы:
Из каких частей состоит тело птицы?
Каковы особенности головы и шеи птицы по сравнению с головой и шеей пресмыкающегося?
Из чего состоит клюв птицы, каковы его функции?
Какие другие органы расположены на голове птицы?
Каковы особенности строения глаз птицы?
Какова форма туловища птицы?
Какое значение имеет такая форма тела?
Чем покрыто тело птицы?
(используются слайды презентации)
Далее учащимся предлагается:
- рассмотреть контурное перо;
- найти в нем стержень, опахало, очин;
- установить, чем образовано опахало, как сцепляются между собой бородки первого и второго порядков;
- чем от контурного пера отличаются пуховое перо и пух (цифровой микроскоп).
В ходе этой части работы учитель поясняет, почему контурное перо имеет такое название, какова роль кроющих, маховых и рулевых контурных перьев, каково значение пуховых перьев и пуха, а также рассказывает о восстановлении птицами целостности расщепившихся опахал, поддержании оперения в чистоте и смазывании его жиром, сезонных линьках.
После изучения перьевого покрова учитель рассказывает, что для птиц характерны роговые чешуйки, в основном, на ногах и когтей на пальцах ног; подчеркивает, что перья, чешуи, чехлы клюва и когти — роговые образования кожи. Далее поясняет, что в коже птиц расположена только одна копчиковая железа, вырабатывающая маслянистую жидкость, которая очень хорошо развита у водоплавающих птиц.
В заключение учитель задает учащимся вопрос: какие особенности внешнего строения развились у птиц в связи с приспособлением к полету, и каково значение этих особенностей?
После обсуждения этого вопроса учитель дает тестовое задание для закрепления усвоенного материала и после его выполнения идёт самопроверка. Домашнее задание:
- Прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы.
- В тетради раскрыть содержание понятий: «перья», «контурное перо», «пуховое перо», «пух», «цевка», «копчиковая железа».
- Выполнить задания по изучению внешнего строения птицы, предложенные в учебнике.
Предварительный просмотр:
Внешнее строение и среда обитания птиц.
Контрольный тест
1. Для птиц наиболее благоприятные условия жизни в средах:
а) Организменной
б) Наземно-воздушной
в) Водной
г) Почвенной
2**. Оперение птицы:
а) Обеспечивает увлажнение кожи
б) Сохраняет тепло
в) Усиливает обтекаемость формы тела
г) Способствует полету
3**. Основную роль в полете играют перья:
а) Контурные на теле
б) Пуховые
в) Рулевые
г) Маховые
4.Отсутствие зубов у птиц:
а) Улучшает удерживание добычи
б) Обеспечивает быстрое проглатывание пищи
в) Облегчает массу головы птицы
г) Ослабляет защиту птицы
5. Нижняя часть стержня пера называется:
а) Крючок
б) Очин
в) Опохало
г) Бородка
6**. Форма и строение клюва птиц – приспособление к:
а) Добыче пищи
б) Подаче звуковых сигналов
в) Обработке пищи
г) Полету
7. Птицы — это:
а) Подтип типа Бесчерепные
б) Подтип типа Позвоночные
в) Класс типа Хордовые
г) Тип царства Многоклеточные
8. Главный признак, по которому среди позвоночных животных можно узнать птиц:
а) Теплокровность
б) Перьевой покров
в) Размножение яйцами
г) Четырехкамерное сердце
9. Часть пера, погруженная в кожу:
а) Очин
б) Опахало
в) Ствол
г) Бородка
10. Во внешнем строении птиц приспособлением к преодолению сопротивления воздуха в полете служит:
а) Сухая кожа, развитие копчиковой железы
б) Обтекаемая форма головы и туловища, черепицеобразное расположение перьев на теле
в) Подвижная шея, развитые органы чувств, расположение пальцев на ногах
г) Грубая кожа с роговыми чешуйками на пальцах ног
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
среда обитания и внешнее строение птиц
презентация к уроку...
среда обитания и внешнее строение птиц
презентация к уроку...
Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"
Данная презентация использовалась на уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ. На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...
Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины
Данный урок был проведен в рамках программы инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Особенности внешнего строения птиц
Разработка урока биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида...