Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Залялова Алсу Икрамовна

Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии

Тема урока: Особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом

Цель: Изучить внутреннее строение птиц, научиться применять полученные знания на практике.

Задачи:

 Образовательные  ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с рыбами, земноводными,  пресмыкающимися, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).

         Развивающие – а) Развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; б) развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; в)развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук; г) развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.

Воспитательные – а)воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, б) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями ;в) продолжить формирование биологической  картины мира, используя межпредметные связи с географией, литературой, математикой, физикой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания; г) в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу. 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные УУД: Развить и углубить потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, усвоение новых способов         умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный, способов решения тестовых заданий. устанавливать  причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

  Регулятивные УУД: 

  Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и формирование умения слушать и понимать других; мыслить в устной форме; работать в парах, в группах.

.Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД: Формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение птиц», «Внешнее строение птиц», презентация «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПТИЦ», ноутбок, проектор,  влажные препараты, учебник.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: Урок-исследование.

Форма обучения: фронтальная форма, групповая (парная) форма, индивидуальная форма.

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

УУД

I.Организационный момент.

Цель этапа: 

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний. Создать условия для мотивации у  ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствие учителя.

-Здравствуйте!

-Я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке.

Итак, дорогие гости и ученики на  секунду закрыли глаза.

-Вспомните самое радостное событие в своей жизни.

- Какие ощущения оно у вас вызывает?

- Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими?

- Мне хочется, чтобы вы поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и теми, которые получите сегодня, с таким же желанием, как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни.

До начала урока учащиеся, заходят в класс, произвольно формируют рабочие группы по 5 человека.

Приветствие учителя.

 

Личностные УУД   

-эмоциональный настрой на урок.

 -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

-активное слушание

Коммуникативные УУД

  -слушание собеседника

-построение понятных для собеседника высказываний.

II.Мотивация.

(предкоммуникативный)

III.Подводящий к теме диалог.

Постановка проблемы.

Диалогом подводит учеников к теме урока.

Ребята, сегодня на уроке вы будете юными исследователями, а я вашим научным руководителем. Исследования будут, посвящены одному из самых мистических и  интересных классов животных.  На прошедшем уроке мы начали знакомство  с классом Птиц. Поговорили о внешнем строении и скелете птиц. Узнали, что природа подарила птицам  универсальную одежду – перьевой покров, который их обогревает в холод, защищает от нападения и главное приспособлена  эта одежда для полёта.

А ещё узнали, что и скелет птиц имеет свои особенности, и они тоже связаны с полётом.

1. Какие особенности внешнего строения птиц помогают им приспособиться к полету?

2. Какую функцию выполняют разные виды перьев?

3. Из каких отделов состоит позвоночник птицы?

4. Какие особенности скелета птиц связаны с полетом?

5. Какие части позвоночника неподвижны? Какое это имеет значение?

6. Какова роль киля?

Звучит музыка полет птицы 

Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев… и летали? Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать.

 Когда птицы приобрели способность к полету, их внутреннее строение сильно изменилось по сравнению с предковым, свойственным рептилиям. Для уменьшения веса животного одни органы стали более компактными, другие были утрачены, а чешуи сменились перьями. Более тяжелые, жизненно необходимые структуры переместились ближе к центру тела ради улучшения его балансировки. Вдобавок повысились эффективность, скорость и регулируемость всех физиологических процессов, что обеспечило требуемую для полета мощность.

Слайд 1.

Итак, тема нашего урока будет посвящена?

При изучении разных классов мы в каком порядке их изучали?

Следовательно, целью нашего урока является:

Что предстоит изучить?

 

Запишем тему урока.

птицам

внешнее строение, скелет, внутреннее строение.

Изучить особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом

Особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, и нервной систем

Личностные УУД

-активное погружение в тему высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

Регулятивные УУД  

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения;

  - планирование;
 - прогнозирование;

Коммуникативные УУД слушать  и слышать других, пытаться принимать  точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

-слушают вопросы учителя;

  • отвечают на вопросы учителя.

III.Открытие новых знаний. Выявление первичных восприятий исследуемого вещества.

 Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

 Приступим к ее исследованию. Всё это вы изучите самостоятельно в группах в течение 8-10 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками.

Каждая группа получает  задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника и дополнительный материал.

 Перед вами  задания, внимательно читайте их. Найдите  и запишите в тетрадях строение кровеносной, пищеварительной , выделительной , нервной систем ,используя  учебник и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы письменно. 1 группа будет изучать пищеварительную систему,  2 -кровеносную, 3 дыхательную ,4-нервную систему.

Ребята, зафиксируйте в рабочей карточке.

Пищеварение и выделительная система

Схема пищеварительной системы птиц:  

 Особенности пищеварительной системы птиц, связанные с полетом:

— отсутствие зубов в ротовой полости, облегчает вес птиц;

— появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов.  Зоб Пища вначале попадает в железистый отдел, где переваривается под действием желудочного сока, а затем в мускульный отдел. Он образован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до кашицеобразного состояния. Перетиранию пищи способствуют камешки, которые заглатывают птицы;

— хорошо развиты пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому перевариванию пищи;

— кишечник птиц короче, чем у пресмыкающихся. Экскременты в нем не накапливаются, и это также облегчает вес птиц.

Особенности строения выделительной системы:

— выделительная система представлена парными тазовыми почками, от которых отходят мочеточники;

— мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;

— отсутствует мочевой пузырь — эта особенность способствует облегчению веса во время полета.

Кровеносная система и обмен веществ.

Учитель отмечает, что кровеносная система птиц, как и пресмыкающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:

— сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению крови на артериальную и венозную;

— в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;

— все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кислородом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности.  Температура тела птиц не зависит от температуры окружающей среды.

 Учащиеся зарисовывают на доске схемы кругов кровообращения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки вверх-тянемся за знаниями

Руки назад-оставляем позади неудачи

Рывком вперед – забираем накопившийся опыт

Пожимаем  руки друг другу- делимся знаниями, опытом.

Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.

 

Дети просматривают рисунки и читают материал

Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга.

ротовая полость (язык,

слюнные железы) - глотка - пищевод - зоб —расширение пищевода - желудок (железистый и мускульный) - кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) - клоака.

 

Схема малого круга кровообращения

— правый желудочек (венозная кровь)

— легочные артерии (венозная кровь)

— легкие (газообмен)

— легочные вены (артериальная кровь)

— левое предсердие (артериальная кровь)

Схема большого круга кровообращения

— левый желудочек (артериальная кровь)

— аорта

— артерии

— органы (газообмен)

— вены (венозная кровь)

— полые вены

— правое предсердие (венозная кровь)

Регулятивные УУД

-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом;
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения  мыслить в устной форме;

-формирование умения работать в парах, в группах.

Познавательные УУД

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

-развитие умения строить простые рассуждения.

Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

1 мин

  Дыхательная система

 Дыхательная система птиц :

 Учитель отмечает, что легкие птиц имеют губчатое строение. В них входят бронхи, которые разветвляются и образуют бронхиальное дерево. От бронхов отходят выросты — воздушные мешки.

 Учитель знакомит класс с механизмом дыхания в покое и во время полета.

— вне полета дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц — грудная клетка расширяется и легкие заполняются воздухом. Воздушные мешки в полном объеме не функционируют. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка уменьшается в объеме, легкие сжимаются, и происходит выдох;

— во время полета грудная клетка остается неподвижной, так как служит опорой для крыльев. Дыхательные движения осуществляются за счет движения крыльев: при подъеме крыльев расширяются воздушные мешки и воздух поступает в легкие. При опускании крыльев воздух из воздушных мешков вытесняется.

 Далее учитель раскрывают понятие двойное дыхание и его значение:

— двойное дыхание обеспечивается наличием воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в легкие, где кровь насыщается кислородом, но часть воздуха проходит в задние воздушные мешки. Во время выдоха воздух из задних воздушных мешков поступает в легкие, и в них кровь вновь обогащается кислородом;

— газообмен в легких происходит и при вдохе и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ, позволяет поддерживать постоянную температуру тела.:

.

Нервная система и органы чувств

1. У птиц, по сравнению с ранее изученными животными, увеличен объем головного мозга, особенно больших полушарий.

2. В связи с приспособленностью к полету хорошо развит мозжечок.

3. У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изменяется форма хрусталика, что обеспечивает более совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое.

4. Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое

основано на сложных инстинктах и способности образовывать условные рефлексы.

Во время отчетов групп все учащиеся заполняют сводную таблицу.

После заполнения таблицы учащиеся формулируют вывод, в котором перечисляют особенности внутреннего строения птиц, связанные с приспособленностью к полету.

Заполнение таблицы. Особенности строения птиц ,связанные с полетом.

 

ноздри-рот-гортань-трахея-бронхи-легкие-воздушные мешки

функциями воздушных мешков

— участвуют в процессе дыхания;

— охлаждают тело птицы;

— облегчают вес;

— уменьшают трение между органами

IV.Социализация и афиширование результатов деятельности учащихся в форме самостоятельной работы.

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
  • проверить умения  работать учащихся по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащихся
  • организовать самопроверку самостоятельной работы
  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа (Приложение 2)

Слайд

А теперь мы мысленно переместимся на лесную поляну и под пение птиц выполним тест.

Выполнение тестового задания.

В каждом задании один правильный вариант ответа.

На оценку «5»- 9-10 правильных ответов

                    «4»- 7-8 правильных ответов

                    «3»- 5-6 правильных ответов

Познавательные УУД

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

усвоение новых способов   умственной деятельности через разные виды получения информации.

  • умение структурировать знания
  • выбор наиболее эффективных способов решения тестовых заданий.
  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений
  • выдвижение гипотез; их обоснование.

V.Рефлексия.

Слайд 11.Ребята, как вы думаете, знания о птиц пригодятся  вам в жизни?

  • Что вам больше всего понравилось?
  • Что нового узнали?
  • Чтобы еще хотели узнать?

VI.Домашняя работа.

Слайд 12.Домашняя работа

  1. .Подготовить проектную работу по теме «Развитие и размножение птицы»

   ( презентация).

2.У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет мочевого пузыря?

Познавательные УУД: пользоваться изученным материалом , извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

.

Приложение 3.

Тест.

Особенности внутреннего строения птиц.

Вариант №1.

 

 

1.Напишите орган птиц, расширением которого является зоб.

1) глотка                       2) гортань         3)пищевод                   4)трахея

2.Сколько камер имеет сердце птиц?

1)1            2) 2                 3) 3                4)4

3.В какие органы птиц попадает воздух при вдохе?

1)только лёгкие          2)только воздушные мешки         3)лёгкие и воздушные мешки

4. Дополните схему большого круга кровообращения, вставьте вместо пропусков необходимые по смыслу термины.

 Левый желудочек-> Аорта -> Артерии ->Капилляры ( Газообмен)-> .....> Правое предсердие

 

5. Куда открываются мочеточники у птиц?

1)в прямую кишку      2)в мочевой пузырь         3)в толстую кишку         4)в клоаку

 

6. Какие органы пищеварения возникли в связи с отсутствием зубов?

 1)зоб           2)мускульный желудок       3)двенадцатиперстная кашка

 

7. Почему  у птиц нет мочевого пузыря?

1) Для облегчения массы тела в полёте      2) Т.к. у них очень концентрированная моча

3) В связи с интенсивным обменом веществ

 

8.Какой отдел головного мозга птиц крупнее и развит лучше, чем у пресмыкающихся?

1)Полушария переднего мозга          2)Промежуточный мозг          3)Продолговатый мозг

9. Быстрое переваривание пищи - это приспособление к:

1) характеру пищи         2) вскармливанию детёнышей    3) полёту       4) необходимости всё время запасать пищу

 

10.Выберите правильное утверждение:

1) У птиц функционирует, как правило, один яичник.           2) В яичнике созревает сразу  много яиц.

3) Оплодотворенье у птиц наружное. 

                                                                                                              Тест.

Особенности внутреннего строения птиц.

Вариант №2.

 

1.Напишите отдел желудка птиц, который расположен первым по ходу движения пищи.

1)железистый                              2)мускулистый

2.Сколько камер сердца птиц содержит артериальную кровь, богатую кислородом?

1)1            2) 2                 3) 3                4)4

3. Что из перечисленного ниже хорошо развито у птиц и отсутствует у пресмыкающихся?

1)воздушные мешки             2)клоака            3)грудная клетка

4. Дополните схему малого круга кровообращения, вставьте вместо пропусков необходимые по смыслу термины.

Правый желудочек -> Лёгочные артерии> Капилляры в лёгких -> Легочная вена -> .....

5.Зоб относится к:

1)Дыхательной системе   2) Пищеварительной системе    3) Выделительной системе          4) Кровеносной системе

 

6. За счет какого из дыхательных путей образуются воздушные мешки?

1)трахеи    2)бронхов   3)легких

 

7. Укажите функции дыхательных мешков у птиц:

1) пищеварение;   2) обеспечение двойного дыхания;   3) уменьшение трения внутренних органов;   4) кроветворение.

 

8.С развитием какого отдела мозга связано хорошее зрение у птиц?

1)среднего мозга      2)промежуточного               3)переднего

 

9 Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

1) строение сердца               2) увеличение количества крови в организме

3) высокая скорость течения крови               4) невысокая скорость течения крови

 

10.Выберите правильное  утверждение.

1) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг  и особенно мозжечок

2) у всех птиц пища удерживается зубами                3) все птицы холоднокровные животные

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

«Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполненными функциями»

В ходе урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верху...

Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету.

Конспект урока изучения нового материала для учащихся 7 класса с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"

Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....