Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_k_uroku_ptitsy.doc | 123 КБ |
prezentatsiya_uroka_ptitsy.ppt | 767 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии
Тема урока: Особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом
Цель: Изучить внутреннее строение птиц, научиться применять полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные – ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).
Развивающие – а) Развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; б) развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; в)развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук; г) развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.
Воспитательные – а)воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, б) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями ;в) продолжить формирование биологической картины мира, используя межпредметные связи с географией, литературой, математикой, физикой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания; г) в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные УУД: Развить и углубить потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный, способов решения тестовых заданий. устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Регулятивные УУД:
Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и формирование умения слушать и понимать других; мыслить в устной форме; работать в парах, в группах.
.Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные УУД: Формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности
Оборудование: таблицы «Внутреннее строение птиц», «Внешнее строение птиц», презентация «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПТИЦ», ноутбок, проектор, влажные препараты, учебник.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: Урок-исследование.
Форма обучения: фронтальная форма, групповая (парная) форма, индивидуальная форма.
Этапы урока | Деятельность Учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Цель этапа:
| Приветствие учителя. -Здравствуйте! -Я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. Итак, дорогие гости и ученики на секунду закрыли глаза. -Вспомните самое радостное событие в своей жизни. - Какие ощущения оно у вас вызывает? - Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими? - Мне хочется, чтобы вы поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и теми, которые получите сегодня, с таким же желанием, как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни. | До начала урока учащиеся, заходят в класс, произвольно формируют рабочие группы по 5 человека. Приветствие учителя.
| Личностные УУД -эмоциональный настрой на урок. -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д. Познавательные УУД -активное слушание Коммуникативные УУД -слушание собеседника -построение понятных для собеседника высказываний. |
II.Мотивация. (предкоммуникативный) III.Подводящий к теме диалог. Постановка проблемы. | Диалогом подводит учеников к теме урока. Ребята, сегодня на уроке вы будете юными исследователями, а я вашим научным руководителем. Исследования будут, посвящены одному из самых мистических и интересных классов животных. На прошедшем уроке мы начали знакомство с классом Птиц. Поговорили о внешнем строении и скелете птиц. Узнали, что природа подарила птицам универсальную одежду – перьевой покров, который их обогревает в холод, защищает от нападения и главное приспособлена эта одежда для полёта. А ещё узнали, что и скелет птиц имеет свои особенности, и они тоже связаны с полётом. 1. Какие особенности внешнего строения птиц помогают им приспособиться к полету? 2. Какую функцию выполняют разные виды перьев? 3. Из каких отделов состоит позвоночник птицы? 4. Какие особенности скелета птиц связаны с полетом? 5. Какие части позвоночника неподвижны? Какое это имеет значение? 6. Какова роль киля? Звучит музыка полет птицы Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев… и летали? Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать. Когда птицы приобрели способность к полету, их внутреннее строение сильно изменилось по сравнению с предковым, свойственным рептилиям. Для уменьшения веса животного одни органы стали более компактными, другие были утрачены, а чешуи сменились перьями. Более тяжелые, жизненно необходимые структуры переместились ближе к центру тела ради улучшения его балансировки. Вдобавок повысились эффективность, скорость и регулируемость всех физиологических процессов, что обеспечило требуемую для полета мощность. Слайд 1. Итак, тема нашего урока будет посвящена? При изучении разных классов мы в каком порядке их изучали? Следовательно, целью нашего урока является: Что предстоит изучить?
Запишем тему урока. | птицам внешнее строение, скелет, внутреннее строение. Изучить особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом Особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, и нервной систем | Личностные УУД -активное погружение в тему высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Регулятивные УУД
- планирование; Коммуникативные УУД слушать и слышать других, пытаться принимать точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения. -слушают вопросы учителя;
|
III.Открытие новых знаний. Выявление первичных восприятий исследуемого вещества. Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации | Приступим к ее исследованию. Всё это вы изучите самостоятельно в группах в течение 8-10 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками. Каждая группа получает задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника и дополнительный материал. Перед вами задания, внимательно читайте их. Найдите и запишите в тетрадях строение кровеносной, пищеварительной , выделительной , нервной систем ,используя учебник и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы письменно. 1 группа будет изучать пищеварительную систему, 2 -кровеносную, 3 дыхательную ,4-нервную систему. Ребята, зафиксируйте в рабочей карточке. Пищеварение и выделительная система Схема пищеварительной системы птиц: Особенности пищеварительной системы птиц, связанные с полетом: — отсутствие зубов в ротовой полости, облегчает вес птиц; — появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Зоб Пища вначале попадает в железистый отдел, где переваривается под действием желудочного сока, а затем в мускульный отдел. Он образован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до кашицеобразного состояния. Перетиранию пищи способствуют камешки, которые заглатывают птицы; — хорошо развиты пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому перевариванию пищи; — кишечник птиц короче, чем у пресмыкающихся. Экскременты в нем не накапливаются, и это также облегчает вес птиц. Особенности строения выделительной системы: — выделительная система представлена парными тазовыми почками, от которых отходят мочеточники; — мочеточники выводят продукты обмена в клоаку; — отсутствует мочевой пузырь — эта особенность способствует облегчению веса во время полета. Кровеносная система и обмен веществ. Учитель отмечает, что кровеносная система птиц, как и пресмыкающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц: — сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению крови на артериальную и венозную; — в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся; — все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кислородом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от температуры окружающей среды. Учащиеся зарисовывают на доске схемы кругов кровообращения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Руки вверх-тянемся за знаниями Руки назад-оставляем позади неудачи Рывком вперед – забираем накопившийся опыт Пожимаем руки друг другу- делимся знаниями, опытом. Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.
| Дети просматривают рисунки и читают материал Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга. ротовая полость (язык, слюнные железы) - глотка - пищевод - зоб —расширение пищевода - желудок (железистый и мускульный) - кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) - клоака.
Схема малого круга кровообращения — правый желудочек (венозная кровь) — легочные артерии (венозная кровь) — легкие (газообмен) — легочные вены (артериальная кровь) — левое предсердие (артериальная кровь) Схема большого круга кровообращения — левый желудочек (артериальная кровь) — аорта — артерии — органы (газообмен) — вены (венозная кровь) — полые вены — правое предсердие (венозная кровь) | Регулятивные УУД -осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;
-формирование умения работать в парах, в группах. Познавательные УУД
-развитие умения строить простые рассуждения. Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 1 мин |
Дыхательная система Дыхательная система птиц : Учитель отмечает, что легкие птиц имеют губчатое строение. В них входят бронхи, которые разветвляются и образуют бронхиальное дерево. От бронхов отходят выросты — воздушные мешки. Учитель знакомит класс с механизмом дыхания в покое и во время полета. — вне полета дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц — грудная клетка расширяется и легкие заполняются воздухом. Воздушные мешки в полном объеме не функционируют. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка уменьшается в объеме, легкие сжимаются, и происходит выдох; — во время полета грудная клетка остается неподвижной, так как служит опорой для крыльев. Дыхательные движения осуществляются за счет движения крыльев: при подъеме крыльев расширяются воздушные мешки и воздух поступает в легкие. При опускании крыльев воздух из воздушных мешков вытесняется. Далее учитель раскрывают понятие двойное дыхание и его значение: — двойное дыхание обеспечивается наличием воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в легкие, где кровь насыщается кислородом, но часть воздуха проходит в задние воздушные мешки. Во время выдоха воздух из задних воздушных мешков поступает в легкие, и в них кровь вновь обогащается кислородом; — газообмен в легких происходит и при вдохе и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ, позволяет поддерживать постоянную температуру тела.: . Нервная система и органы чувств 1. У птиц, по сравнению с ранее изученными животными, увеличен объем головного мозга, особенно больших полушарий. 2. В связи с приспособленностью к полету хорошо развит мозжечок. 3. У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изменяется форма хрусталика, что обеспечивает более совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое. 4. Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое основано на сложных инстинктах и способности образовывать условные рефлексы. Во время отчетов групп все учащиеся заполняют сводную таблицу. После заполнения таблицы учащиеся формулируют вывод, в котором перечисляют особенности внутреннего строения птиц, связанные с приспособленностью к полету. Заполнение таблицы. Особенности строения птиц ,связанные с полетом. |
ноздри-рот-гортань-трахея-бронхи-легкие-воздушные мешки функциями воздушных мешков — участвуют в процессе дыхания; — охлаждают тело птицы; — облегчают вес; — уменьшают трение между органами | ||
IV.Социализация и афиширование результатов деятельности учащихся в форме самостоятельной работы. Цель этапа:
| Самостоятельная работа (Приложение 2) Слайд А теперь мы мысленно переместимся на лесную поляну и под пение птиц выполним тест. Выполнение тестового задания. В каждом задании один правильный вариант ответа. На оценку «5»- 9-10 правильных ответов «4»- 7-8 правильных ответов «3»- 5-6 правильных ответов | Познавательные УУД
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации.
| |
V.Рефлексия. | Слайд 11.Ребята, как вы думаете, знания о птиц пригодятся вам в жизни?
| ||
VI.Домашняя работа. | Слайд 12.Домашняя работа
( презентация). 2.У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела. | Познавательные УУД: пользоваться изученным материалом , извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"
Данная презентация использовалась на уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ. На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...
Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины
Данный урок был проведен в рамках программы инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...
«Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполненными функциями»
В ходе урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верху...
Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.
Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету.
Конспект урока изучения нового материала для учащихся 7 класса с использованием обучающих структур....
Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"
Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И....
Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....