Путешествие по пищеварительной системе
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Кулиева Дильбар Фаридовна

Урок обобщения и систематизации знаний в форме аукциона знаний учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по предмету биология

учителя 1 кв. категории

ГБСОУ «Зеленодольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида»

Кулиевой Дильбар Фаридовны.

Класс: 9

Тема: «Путешествие по пищеварительной системе»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели:

Образовательные - систематизация и обобщение знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья по теме пищеварительная система, определение способности к воспроизведению учащимися изученного материала.

Коррекционно-развивающие – развитие умений систематизировать, обобщать изученный материал, развитие познавательных способностей, памяти, внимания при обобщении материала.

Воспитательные – воспитание мотивации к учению, адаптации в социуме.

Форма организации: игра «Аукцион знаний»

Форма организации познавательной деятельности учащихся: класс делится на две команды.

 Методы:             1.по источникам знаний

  • словесные
  •  наглядные
  •  практические

2.по степени взаимодействия учителя и учащихся

  • беседа
  • самостоятельная работа

3.в зависимости от конкретных задач

  • подготовка к восприятию
  • подготовка к объяснению
  • подготовка к закреплению

4.по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе

  • объяснительно-иллюстративный

5.по принципу расчленения или соединения знаний

  • анализ
  • сравнение
  • обобщение

6.по характеру движения мысли от незнания к знанию

  • индуктивный.

Материал и оборудование:

  1. Набор продуктов растительного и животного происхождения
  2. Набор реактивов (йод, вода)
  3. Картофель и рис в стаканах
  4. Таблицы «Витамины», «Органы пищеварения»
  5. Бланки для ответов
  6. Анаграммы
  7. Буквенный текст
  8. Таблица Шульте и конверты с изображениями растений и животных
  9. Денежные купюры
  10. Молоток
  11. Аскорбиновая кислота (призы)

Технические средства обучения: проектор, компьютер, экран.

План урока:

  1. Организационный момент, настрой на успех – 1 мин.
  2. Пальцевые упражнения – активаторы – 2 мин.
  3. Объяснение правил – 2 мин.
  4. 1 лот, комиссионный сбор – 9 мин.
  5. Гимнастика для глаз «Моргание» - 2 мин.
  6. 2 лот, комиссионный сбор – 6 мин.
  7. Физ. минутка «Перекрестные шаги»- 2 мин.
  8. Гимнастика для глаз  «Ленивые восьмерки» - 2 мин.
  9. 3 лот, комиссионный сбор – 7 мин.
  10. 4 лот, комиссионный сбор – 7 мин.
  11. 5 лот, комиссионный сбор – 3 мин.
  12. Подведение итогов, награждение учащихся денежной купюрой и

аскорбиновой кислотой – 2 мин.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Время

(мин)

1.

Орг. момент

1)Настрой на успех

 

В этом классе все друзья?

В этом классе все друзья

Я, ты, он, она (хором)

Вот рука соседа слева

Вот рука соседа справа

В этом классе все друзья (берут за руку соседа, отвечают хором)

Подготовка к воспритяию

1

2.

Пальцевые упражнения – активаторы.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине  ладони, большим пальцем правой руки. Повторить 5 раз.

 При нажатии – вдох. Повторить 5 раз. Затем для правой руки.

Выполняют упражнения.

Объяс-

нение

2

3.

Объяснение правил.

Ребята, сегодня у вас урок обобщения знаний по теме «Пищеварительная система», а пройдет он у вас в форме аукциона.

Аукцион – это продажа товара на основе состязательности.

Товаром  будут ваши знания.

Вы продаете знания, я покупаю их у вас. Расчет будет  производиться денежными купюрами: 30 рублей – отлично, 20 рублей – хорошо, 10 рублей – удовлетворительно. На аукционе выставляется лот. Лот – это ваши знания. На продажу выставляется 4 лота. После каждого лота вас будет ожидать комиссионный сбор или налоговый сбор – уплата налога вашими знаниями. Знания будете продавать самостоятельно или командами.

Класс делится на 2 команды.

Активное слушание.

Класс делится на 2 команды.

Объяс-

нение

2

4.

Проведение аукциона знаний.

1 лот, комиссион-

ный сбор.

Объявляется 1 лот. (Удар молотком).

По таблице «Органы пищеварения» 1 команда должна показать органы пищеварения, 2 команда – железы пищеварительной системы.

Ответы оцениваются денежными купюрами.

Продано! (Удар молотком).

Комиссионный сбор (двойной):

  1. В бланках ответов вы должны соединить питательное вещество и пищевой продукт.

  1. В конвертах вы получаете иллюстрации животных и растений, вы должны выбрать те, которые представляют опасность для человека. Поместите выбранные иллюстрации на таблицу и объясните свой выбор.

Учащиеся выполняют упражнение на развитие умение сопоставлять.

Учащиеся выполняют упражнение на память и внимание.

Учащиеся выполняют упражнение на развитие внимания и умения классифицировать.

Объяснительно-иллюстративный

Работа с дидактическим материалом

9 мин

5

Гимнастика для глаз

«Моргание»

Удобная поза, быстро сжимайте и разжимайте веки (моргайте) – от 30 до 60 секунд.

Учащиеся выполняют упражнения.

Объяс-нение

2

6.

2 лот, комисион-ный сбор

В бланках ответов вам нужно поставить «+» или «-» рядом с вопросами. Ответы оцениваются денежными купюрами.

Комиссионный сбор.

В бланках  ответов в буквенном ряду вы должны найти слова, связанные с пищеварением

Учащиеся в бланке ответов выполняют задания на развитие памяти и внимания, затем команды оценивают друг друга и сверяют ответы с доской.

Индивидуальная работа учащихся в бланках ответов на тренировку распределения и избирательности внимания.

Объяс-нение, работа с дидактическим материалом.

Объяснение, работа с дидактическим материалом.

6

7.

Физминутка «Перекрест-ные шаги»

Для активизации работы головного мозга выполните упражнение: правым локтем касайтесь левого колена, затем левым локтем – правого колена.

Учащиеся выполняют упражнения.

Объяснение.

2

8.

Физминутка «Ленивые восьмерки»

А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть, для этого выполним упражнение «Ленивые восьмерки»: выставите правую руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы, примерно на расстоянии локтя, и начинайте движения  в форме восьмерки.

Учащиеся выполняют упражнения.

Объяснение.

2

9.

3 лот, комиссион-ный сбор

В этом лоте предлагается продать знания по практическим умениям. Работать необходимо в команде, условия выполнения указаны в бланке ответов.

Ответ оцениваются денежными купюрами.

Лот продан! (Удар молотком).

Учащиеся выполняют практическое задание.

Объяснение.

Контроль выполнения практ. задания.

7

Ну что, вы отлично справились с заданием и получите за этот лот денежные купюры. Продано! (Удар молотком).

А  теперь комиссионный сбор. Мы с вами сыграем в игру «Сильное звено». Каждый ученик получает вопрос и сразу отвечает. Проигравший выбывает из игры, остается сильнейший.

1.Этим углеводом богат картофель.

2.Первые зубы человека.

3.Чем покрыт зуб?

4.Самая широкая часть пищеварительной системы.

5.Начальный этап тонкой кишки.

6.Зеленовато-желтая жидкость, под действием которой расщепляются жиры.

7.Начальный отдел кишки.

8. Червеобразный отросток.

9.Сколько раз в день следует питаться?

10.Заболевание, возникающее при недостатке витамина D?

11.Другое название витамина С?

12.Вещество, которого в сутки требуется человеку 2,5 л?

13.Этого вещества необходимо 100-120 г. в сутки.

14.Начальный этап пищеварительной системы.

15.Сколько зубов у взрослого здорового человека в норме?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.крахмал

2.молочные

3.эмаль

4.желудок

5.12-ти перстная

6.желчь

7.слепая кишка

8.аппендикс

9.четыре

10.рахит

11.аскорбиновая кислота

12.вода

13.белок

14.ротовая полость

15. 32 зуба

10

4 лот, комиссион-ный сбор

4 лот. Каждая команда получает набор продуктов,  вам необходимо распределить их по происхождению. Ответы оцениваются денежными купюрами.

Продано! (Удар молотком).

А теперь, каждый из вас работает индивидуально. В бланке ответов даны анаграммы, из букв составьте слово. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

Команды готовьтесь к следующему заданию. Я раздаю вам конверты с изображениями продуктов питания. 1 команда выбирает продукты, содержащие витамины А и В. 2 команда выбирает продукты, содержащие витамины С и D. Карточки  помещайте в квадраты на доске:

А

В

С

D

Учащиеся выполняют упражнение на классификацию.

Учащиеся выполняют упражнение на развитие мышления.

Учащиеся выполняют задание, помещая карточки в таблицу:

морковь, хлеб, лимон, яйца, абрикос, яблоки, картофель, рыба, лук, молоко, капуста, рыбий жир, масло, дрожжи, апельсин, печень.

Объяснение.

Контроль выполнения практ. задания.

7

11

5 лот.

Ребята, посчитайте количество рублей в бланке ответов. Напоминаю, что если у вас не было ошибок вы получаете 30 рублей, 1-2 ошибки – 20 рублей, 3-4 ошибки – 10 рублей.

Комиссионный сбор не берется если у вас не было ошибок, если 1-2 ошибки – снимается 10 рублей, если 3-4 ошибки снимается 20 рублей.

Оценку «5» вы получаете за 120   рублей,

 «4» за 50-120 рублей,

 «3» за 30-50 рублей.

Продано!  (Удар молотком).

Я награждаю вас денежными купюрами и призами (таблетки аскорбиновой кислоты). Наш  аукцион закончен. До новых встреч!

Учащиеся подсчитывают рубли ставят себе оценки.

Само-контроль учащихся.

5

Приложение.

Бланк ответов.

Тема урока: Пищеварительная система.

Цель: повторить и обобщить знания о строении и функциях пищеварительной системы.

Класс:________

Фамилия, имя:______________________________________

ЛОТ 1.

1.Органы пищеварения. 1 команда показывает органы пищеварения. 2 команда – железы пищеварительной системы.

Нет ошибок – 30 рублей, 1-2 ошибки – 20 рублей, 3-4 ошибки – 10 рублей.

Комиссионный сбор

2.Соедините питательное вещество и пищевой продукт:

Мясо                                                        Крахмал        

Яблоко

Виноград                                                Сахар

Рис

Картофель                                                Белки

Орех

Горох                                                Жиры

Масло сливочное

Нет ошибок –  снимается 0 рублей, 1-2 ошибки – снимается 10 рублей, 3-4 ошибки – снимается 20 рублей.

3.Поместите иллюстрации опасных для человека  животных и растения в таблицу, объясните свой выбор.

Вороний глаз

Осторожно!

Окунь

Крыса

Белена

Кошка

Муха

Собака

Мышь

Дурман

Мухомор

Красавка

Бледная поганка

Таракан

Ложные опята

Нет ошибок –  снимается 0 рублей, 1-2 ошибки – снимается 10 рублей, 3-4 ошибки – снимается 20 рублей.

ЛОТ 2.

3.В колонке «Ответы» проставьте  «+»  или  «-».

№ вопроса

Ответ

Вопрос

Не обязательно употреблять в пищу фрукты и овощи, достаточно купить витамины в аптеке.

Пища в желудке находится от 3 до 10 часов.

Во время еды нельзя разговаривать.

Через больной зуб в организм могут попасть микробы.

Пища начинает перевариваться в желудке.

Курение не оказывает отрицательного влияния на органы пищеварения.

Овощи и фрукты необходимо мыть перед едой.

Можно пробовать сырое мясо и рыбу.

Всасывание питательных веществ происходит в кишечнике.

Перед употреблением яйца необходимо тщательно мыть.

Нет ошибок – 30 рублей, 1-2 ошибки – 20 рублей, 3-4 ошибки – 10 рублей.

Комиссионный сбор.

В буквенном ряду найдите слова, связанные с пищеварением:

ТМОЖАППЕТИТФХИНГИГИЕНАБУН

ОФЗХРСЕНУАВЖЕЛУДОКТМИКАБВ

ПЛЧПИЩАЭЯБЕНИФКРАХМАЛТРСЕ

УЖЬШИКНЕФЭМАЛЬОПРИНАБЛНСИ

ЖФВЖЕЛЧЬАЫДРМЕНФХИВОДАУЩ

ТОРМЕЖДЕНТИНОКСЭБОРФЖЮЗЪЛ

ТЫМАВУПЕЧЕНЬКОТУЛРИШЩОГТН

Нет ошибок –  снимается 0 рублей, 1-2 ошибки – снимается 10 рублей, 3-4 ошибки – снимается 20 рублей.

Лот 3.

В выданном стакане с водой  находится рис (картофель). Определите наличие крахмала в выданных образцах с помощью йода. Заполните таблицу:

Что брали

Что делали

Результат, вывод

30 рублей получает каждый участник.

Лот 4.

Распределите продукты по происхождению.

Продукт

Происхождение

Нет ошибок – 30 рублей, 1-2 ошибки – 20 рублей, 3-4 ошибки – 10 рублей.

Комиссионный сбор.

Составьте слова из анаграмм, найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

УЕЛЖОКД         -______________         ИВПЕЩДО - _____________

ЬЕЧПЕН -         _______________         КИЧИКШЕН - ____________

КЕБЛИ-__________________

Лишнее слово - ____________, потому, что _____________________________ __________________________________________________________________.

Нет ошибок – 0 рублей, 1-2 ошибки – 10 рублей, 3-4 ошибки – 20 рублей.

Количество заработанных рублей ______ - комиссионный сбор =

Я себе ставлю оценку – «___».

Оценка учителя – «___».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока Пищеварительная система

урок презентация к уроку: " Пищеварительная система человека"...

Болезни пищеварительной системы

Болезни пищеварительной системы в картинках...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".

Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...

Эволюция пищеварительной системы животных.

Данная презентация может быть использована  на уроках биологии в 7 классах.  Учебный материал разработан на основании программы В.В.Пасечника....

Пищеварительная система. Технология модульного обучения

Технология индивидуального изучения позволяет учащимся самостоятельно в интересной поисковой форме изучить материал. Учитель на уроке является консультантом. Данную технологию целесообразно применять ...

Открытый урок по биологии в 7 классе на тему "Эволюция пищеварительной системы"

Интерактивный материал для проведения открытого урокадля начала просмотра открыть START.html...

Интегрированный урок по пищеварительной системе

Цель урока: развитие экологически целесообразной культуры поведения, разумного отношения к своему здоровью, его сохранению, умения принимать решения и разрешать практические задачи....