Урок биологии в 8 классе "Эти чудесные витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Тип урока - Изучение нового материала
Форма урока – эвристическая беседа, групповая поисково-исследовательская работа на этапе изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе "Эти чудесные витамины"
Цель: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах и мерах профилактики; изучить роль витаминов в образовании ферментов.
Развивающая: продолжать развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, переносить имеющиеся знания на новый объект.
Воспитательная: осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание школьников; убедить учащихся в том, что витамины – биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Тип урока - Изучение нового материала
Форма урока – эвристическая беседа, групповая поисково-исследовательская работа на этапе изучения нового материала.
Методы обучения
• Словесный (беседа,)
• Наглядный (демонстрация наглядных пособий, образцов витаминных препаратов)
• Практический (работа в группах, определение витаминной ценности продуктов и т.д.).
Оборудование
образцы продуктов, муляжи фруктов и овощей, мультимедиа проектор.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изложение нового материала:
• Краткие исторические сведения
• Дать понятие витамины.
• Многообразие витаминов.
• Влияние витаминов на организм человека.
• Сохранение витаминов в пище; нормы рационального питания.
IV. Обобщение - закрепление.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день! Добро пожаловать к нам на урок! Меня зовут Светлана Ивановна и мы с вами проведем урок биологии.
Я уверена, что он будет полезен! Сегодня мы затронем очень интересную и очень важную для каждого из нас тему. А какую ? Попробуем с вами определить
Но прежде ответьте мне на вопрос:
II. Актуализация знаний.
- В чем заключается значение пищи? (Пища содержит питательные вещества, которые выполняют две функции: строительную и энергетическую)
- Скажите пожалуйста какие вещества поступают в наш организм в процессе питания? (органические вещества: белки, жиры и углеводы, вода и минеральные вещества. Витамины)
- Что такое обмен веществ и энергии?один из основных признаков живого. В процессе пластического обмена организм усваивает вещества и накапливает энергию. В процессе энергетического обмена органические вещества в организме распадаются с выделением энергии.
III. Изложение нового материала.
Жизнь и здоровье - самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм, и заменить его невозможно! Поэтому необходимо заботиться о себе каждую минуту. Многие заболевания – всего лишь результат неправильного питания. Я надеюсь, что с прошлых уроков, вы уяснили что:
1. питание должно быть правильным
2. экологически чистое - т. е. натуральное, не размениваться на зарубежные яркие упаковки,
3. питание должно быть сбалансированное – это достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов.
Итак, ребята, мы с вами выяснили, что в организм человека с пищей попадают не только белки, жиры и углеводы, но еще минеральные соли и витамины.
На основании нашей беседы попробуйте определить тему нашего урока (витамины)
Ребята перед нами стоит Проблема «Нужны ли человеку витамины, и в каком количестве?»
Цель нашего урока: раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Витамины - это с раннего детства знакомое слово
Что же такое витамины? ( витамины – это органические вещества которые поступают с пищей , необходимые для регуляции обмена веществ нормального течения процессов жизнедеятельности)
В настоящее время известно более 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита. Сегодня на уроке мы поговорим о наиболее известных витаминах А, В, С, Д.
Для этого мы проведем творческую лабораторию, разделимся на 4 группы витаминов, каждая группа получит секретный конверт. Ваша задача используя дополнительный материал из конверта и П. 37 учебника определить:
- Какое значение в организме имеет ваш витамин?
- Суточная потребность витамина.
- Основные источники. ( из вы должны будете выбрать продукты, в которых находится ваш витамин.) ВАЗА С ФРУКТАМИ
Класс условно делится на 4 зоны, по группам витаминов: А, В, С, Д. Работаем 5 минут
Группа 1. Витамин А.
Показывает свою экспозицию фотографии и рисунки, муляжи перца, абрикоса, продукты- морковь, яйца, упаковка от сливочного масла, сыра, упаковка от препарата витамина А или рыбьего жира. Рассказывает о жирорастворимом витамине А, об авитаминозах “куриная слепота” - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении.
Группа 2. Витамины группы В.
показывает экспозицию: рисунки, упаковки от молока, кисломолочных продуктов, сыра, яиц, мяса, печени, черный хлеб в полиэтиленовой упаковке, рис, гречневая крупа, овес. Рассказывает о водорастворимых витаминах группы В, об авитаминозах “бери-бери”, что означает “оковы”, которая сопровождается параличами и судорогами.
Группа 3. Витамин С.
Показывает свою экспозицию: рисунки, муляжи лимона, яблока, помидор, овощи картофель, лук, банка с квашенной капустой, варенье из смородины, витаминные препараты аскорбиновой кислоты. Рассказывает о витамине С, об авитаминозах – цинга, которым болели большинство мореплавателей во время своих путешествий, При этом заболевании кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать, человек слабеет и может погибнуть.
Группа 4. Витамин Д.
показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, фотографии, упаковки от витаминных препаратов витамина Д, продуктов – масла сливочного, яиц, печени. Рассказывает о витамине Д, об авитаминозах – рахите, когда кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчивым к инфекционным заболеваниям.
Итак, время вышло. Прошу группы раскрыть секрет вашего витамина.
- А к какой группе витаминов относится ваш витамин?( водорастворимые С, В и жирорастворимыеА,D)
Ребята, а у меня такая проблема раньше у меня был красивый маникюр, но последнее время ногти мои почему- то слоятся и не растут нужной длины . Как вы думаете в чем причина? (не достаточно витамина).
- К чему ведет недостаток витаминов? ( к особому нарушению обмена веществ- гиповитаминозу. В некоторых случаях гиповитаминозы развиваются при достаточном содержании витаминов в пище, но при плохом их усвоении органами пищеварения. )
- А если витамин совсем отсутствует в организме? ( авитаминоз)
- Иногда бывает, что передозировка витамина и тогда наступает интоксикация – гипервитаминоз
При длительном хранении овощей и фруктов количество витаминов снижается. Большую роль в сохранении витаминов играет правильное приготовление пищи.
При высокой температуре:
- мясо теряет от 15% до 60% витаминов группы В;
- овощи теряют 20% витаминов группы В, и 40% витаминов группы С.
IV. Закрепление обобщение нового материала.
- А теперь давайте вспомним, какая проблема стояла перед нами в начале урока? («Нужны ли человеку витамины, и в каком количестве?»)
- Скажите решили мы эту проблему? Нужны ли человеку витамины и в каком количестве?
V. Подведение итогов урока.
Молодцы, а теперь я предлагаю вам оценить друг друга. В начале урока каждый из вас получил жетончик в виде лимончика. Отдайте свой лимончик тому, кто на ваш взгляд был сегодня на уроке самым активным.
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня молодцы!
Хочу я вам сказать, что помогли вы мне
и ставлю всем вам 5,
Работали вы дружно - как коллектив один
За это вам вот этот - безвредный витамин,
Но хоть безвредный он - смотрите в оба
На этикетке справа- норма!
А при уходе можете оставить смайлик – впечатления
Для мне так нужного сегодня вдохновенья!
VI. Домашнее задание:
В магазине мы покупаем сок, который часто рекламируют по телевидению. Предлагаю вам провести частное расследование и сделать вывод
( изучите состав сока).
Список литературы:
1. Колесов, Д.В. (и др.). Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. \ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа: 2002. – 332 с. – С.188.
2. Зверева, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”: 1983. – 223 с. – С. 119-124.
3. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. – М.: “Просвещение”: 1989. – 192 с. – С.125.
4. Хрипкова, А.Г. Пособие для учителя.- М.: “Просвещение”:1975. – 403 с.- С.226-231.
5. Энциклопедический словарь юного биолога. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель Аспиз, М.Е. – М.: Педагогика: 1986. – 352 с. – С.65-67.
6. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. – Методическое пособие. – Часть 2. – Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Под общей редакцией Казина Э.М., Заруба Н.А., Ред. Коллегия: Никифорова О.А., Федоров А.И. – Кемерово: 2004. – 193 с. – С.50, С.90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс. ...
урок биологии по теме "Витамины" 8 класс учебник Драгомилов Маш
Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения....
конспект урока биологии 8 класс "Витамины"
конспект урока...
Урок биологии по теме "Витамины" в 8 классе по программе В.В. Пасечника
Знакомство учащихся с разнообразными витаминами, их функциями, источниками витаминов. Урок прививает культуру ЗОЖ, повышает творческую активность учащихся, помогает запоминать продукты по содержанию в...
Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"
Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...