Олимпиадные задания для учащихся 10 класса
олимпиадные задания по биологии (10 класс) по теме

Пулеменова Ирина  Александровна

Задания олимпиады составлены для внутришкольного  тура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_biologii_10_klass.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по биологии 10 класс.

Часть 1 (Задания А1 –А30)

А1.  Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения называют:

  1. Генеалогическим
  2. Близнецовым
  3. Гибридологическим
  4. Цитогенетическим

А2. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию:

  1. Защитную
  2. Каталитическую
  3. Аккумулятора энергии
  4. Транспорта веществ

А3. Обмен веществ между клетками  и окружающей средой регулируется:

  1. Плазматической мембраной
  2. Эндоплазматической сетью
  3. Ядерной оболочкой
  4. Цитоплазмой

А 4. Хроматиды – это:

  1. Две субъединицы хромосомы делящейся клетки
  2. Участки хромосомы в неделящейся клетке
  3. Кольцевые молекулы ДНК
  4. Две цепи одной молекулы ДНК

А5. Организмы, которым для нормальной деятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют:

  1. Аэробами
  2. Анаэробами
  3. Гетеротрофами
  4. Автотрофами

А 6. При партеногенезе организм развивается из:

  1. Зиготы
  2. Неоплодотворенной яйцеклетки
  3. Соматической клетки
  4. Вегетативной клетки

А7. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?

  1. Один
  2. Два
  3. Три
  4. Четыре

А8. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?

  1. ААхаа
  2. АахАА
  3. АахАа
  4. ААхАА

А 9. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной:

  1. Носит обратимый характер
  2. Передается по наследству
  3. Носит массовый характер
  4. Не связана с изменениями хромосом.

А10. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относятся к группе

  1. Сапротрофов
  2. Паразитов
  3. Автотрофов
  4. Симбионтов.

А11. Плод покрытосеменных образуется из

  1. Семязачатков
  2. Завязи пестика
  3. Околоплодника
  4. Пыльцевых зерен

А12. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

  1. Проводящей системы
  2. Цветков и плодов
  3. Хлоропластов в клетках
  4. Эпидермиса с устьицами

А13. Размножение малярийного паразита в крови происходит в

  1. Лейкоцитах
  2. Эритроцитах
  3. Тромбоцитах
  4. Лимфоцитах

А14. Признак приспособленности птиц к полету –

  1. Появление четырехкамерного сердца
  2. Образование роговых щитков на ногах
  3. Наличие полых костей
  4. Наличие копчиковой железы

А15. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в

  1. Печеночной вене
  2. Лимфатических сосудах
  3. Капиллярах малого круга кровообращения
  4. Капиллярах большого круга кровообращения

А16. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

  1. Наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюсти
  2. Преобладание мозгового отдела черепа над  лицевым
  3. Наличием швов между костями мозгового отдела
  4. Особенностью строения костной ткани

А17. В свертывании крови участвуют

  1. Эритроциты
  2. Лимфоциты
  3. Лейкоциты
  4. Тромбоциты

А18. При умственной работе в клетках мозга человека усиливается

  1. Образование гликогена
  2. Накопление инсулина
  3. Энергетический обмен
  4. Пластический обмен

А19. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утопление мышц

  1. Изменяющих кривизну хрусталика
  2. Верхних и нижних век
  3. Регулирующих размер зрачка
  4. Изменяющих объем глазного яблока.

А20. Совокупность внешних  признаков особей относят к критерию вида

  1. Географическому
  2. Генетическому
  3. Морфологическому
  4. Экологическому

А21. Пример внутривидовой борьбы за существование –

  1. Соперничество самцов из-за самки
  2. «борьба с засухой» растений пустыни
  3. Сражение хищника с жертвой
  4. Поедание птицами плодов и семян

А22.  Приспособленность организмов к среде обитания – результат

  1. Стремление особей к самоусовершенствованию
  2. Проявление конвергенции
  3. Методического отбора
  4. Взаимодействия движущих сил эволюции

А23. У человека в связи с прямохождением

  1. Сформировался свод стопы
  2. Когти превратились в ногти
  3. Срослись фаланги пальцев стопы
  4. Большой палец противопоставляется остальным

А24. К абиотическим факторам среды относят

  1. Подрывание кабанами корней
  2. Нашествие саранчи
  3.  Образование колоний птиц
  4. Обильный снегопад

А25. Причинами смены одного биогеоценоза другим является

  1. Сезонные изменения в природе
  2. Изменения погодных условий
  3. Колебания численности популяций одного вида
  4. Изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

А26. Необходимое условие устойчивого  развития биосферы –

  1. Создание искусственных агроценозов
  2.  Сокращение численности хищных животных
  3. Развитие промышленности с учётом экологических закономерностей
  4. Уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

А27. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденоидом в этой молекуле?

  1. 10%
  2. 20%
  3. 40%
  4. 90%

А28. Число хромосом при половом  размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое ,если бы в ходе эволюции  не сформировался процесс

  1. Митоза
  2. Мейоза
  3. Оплодотворения
  4. Опыления

А29.Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

  1. Пар гомологичных хромосом
  2. Аллельных генов
  3. Доминантных генов
  4. Молекул ДНК в ядре клетки

А30. Энергия, необходима для мышечного сокращения, освобождается при

  1. Расщеплении органических веществ
  2. Раздражении мышцы нервными импульсами
  3. Окислении органических веществ в мышцах
  4. Синтез АТФ

Часть 2.

В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести.

В1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том , что они имеют

  1. Оформленное ядро
  2. Цитоплазму
  3. Митохондрии
  4. Плазматическую мембрану
  5. Гликокаликс
  6. Рибосомы

В2. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно -полосатой,

  1. Состоит из многоядерных волокон
  2. Состоит из вытянутых клеток  с овальным ядром
  3. Обладает большей скоростью и энергией сокращения
  4. Составляет основу скелетной мускулатуры
  5. Располагается в стенках внутренних органов
  6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

В3. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

  1. Остаток третьего века у человека
  2. Отпечатки растений на пластах каменного угля
  3. Окаменевшие остатки папоротников
  4. Рождение людей с густым волосяным покровом на теле
  5. Копчик в скелете человека
  6. Филогенетический ряд лошади

В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

  1. Оплодотворение внутреннее
  2. Оплодотворение у большинства видов наружное
  3. Непрямое развитие
  4. Размножение и развитие происходит на суше
  5. Тонкая кожа, покрытая слизью
  6. Яйца с большим запасом питательных веществ

      Класс:

  1. Земноводные
  2. Пресмыкающиеся

В5. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.

  Процесс пищеварения:

  1. Обработка пищевой массы желчью
  2. Первичное расщепление белков
  3. Интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками
  4. Расщепление клетчатки
  5. Завершение расщепления белков, углеводов, жиров

  Отдел пищеварительного канала:

  1. Желудок
  2. Тонкая кишка
  3. Толстая кишка

В6. Установите соответствие между характеристикой мутации и её типом.

  Характеристика мутации

  1. Включение двух лишних нуклеотидов в молекуле ДНК
  2. Кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке
  3. Нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка
  4. Поворот участка хромосомы на 180 градусов
  5. Уменьшение числа хромосом в соматической клетке
  6. Обмен участками негомологичных хромосом

  Типы мутаций:

  1. Хромосомные
  2. Генные
  3. Геномные

Часть 3(С1-С3)

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определённые правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые  сети и такие приёмы лова, как травление и глушение рыбы взрывчатыми веществами.

С2. Назовите не менее трёх особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

С3. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания для учащихся 6-7 класса

Разработкая включает в себя:- задания, направленные на понимание письменного текста (чтение - Reading)- задания, направленные на выполнение лексико-грамматического теста (Use of English)- задания для ...

Олимпиадные задания для учащихся коррекционных классов

Задания олимпиадного характера составлены для учащихся коррекционного класса VII вида:. Материал включает в себя тестовые задания, работу с историческими фактами, понятиями, предлагает учащимся подума...

Олимпиадные задания для учащихся 7 класса

Олимпиадные задания составлены в виде тестов и могут быть использованы для внутришкольного  тура...

Олимпиадное задание для учащихся 8 класса

Олимпиадные задания составлены в форме тестов имогут быть использованы для внутришкольного тура...

Олимпиадные задания для учащихся 5-6 классов

Комплект олимпиадных заданий для учащихся 5-6 классов...