Олимпиадные задания для учащихся 10 класса
олимпиадные задания по биологии (10 класс) по теме
Задания олимпиады составлены для внутришкольного тура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_biologii_10_klass.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по биологии 10 класс.
Часть 1 (Задания А1 –А30)
А1. Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения называют:
- Генеалогическим
- Близнецовым
- Гибридологическим
- Цитогенетическим
А2. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию:
- Защитную
- Каталитическую
- Аккумулятора энергии
- Транспорта веществ
А3. Обмен веществ между клетками и окружающей средой регулируется:
- Плазматической мембраной
- Эндоплазматической сетью
- Ядерной оболочкой
- Цитоплазмой
А 4. Хроматиды – это:
- Две субъединицы хромосомы делящейся клетки
- Участки хромосомы в неделящейся клетке
- Кольцевые молекулы ДНК
- Две цепи одной молекулы ДНК
А5. Организмы, которым для нормальной деятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют:
- Аэробами
- Анаэробами
- Гетеротрофами
- Автотрофами
А 6. При партеногенезе организм развивается из:
- Зиготы
- Неоплодотворенной яйцеклетки
- Соматической клетки
- Вегетативной клетки
А7. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?
- Один
- Два
- Три
- Четыре
А8. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?
- ААхаа
- АахАА
- АахАа
- ААхАА
А 9. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной:
- Носит обратимый характер
- Передается по наследству
- Носит массовый характер
- Не связана с изменениями хромосом.
А10. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относятся к группе
- Сапротрофов
- Паразитов
- Автотрофов
- Симбионтов.
А11. Плод покрытосеменных образуется из
- Семязачатков
- Завязи пестика
- Околоплодника
- Пыльцевых зерен
А12. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют
- Проводящей системы
- Цветков и плодов
- Хлоропластов в клетках
- Эпидермиса с устьицами
А13. Размножение малярийного паразита в крови происходит в
- Лейкоцитах
- Эритроцитах
- Тромбоцитах
- Лимфоцитах
А14. Признак приспособленности птиц к полету –
- Появление четырехкамерного сердца
- Образование роговых щитков на ногах
- Наличие полых костей
- Наличие копчиковой железы
А15. Артериальная кровь у человека превращается в венозную в
- Печеночной вене
- Лимфатических сосудах
- Капиллярах малого круга кровообращения
- Капиллярах большого круга кровообращения
А16. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих
- Наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюсти
- Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым
- Наличием швов между костями мозгового отдела
- Особенностью строения костной ткани
А17. В свертывании крови участвуют
- Эритроциты
- Лимфоциты
- Лейкоциты
- Тромбоциты
А18. При умственной работе в клетках мозга человека усиливается
- Образование гликогена
- Накопление инсулина
- Энергетический обмен
- Пластический обмен
А19. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утопление мышц
- Изменяющих кривизну хрусталика
- Верхних и нижних век
- Регулирующих размер зрачка
- Изменяющих объем глазного яблока.
А20. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
- Географическому
- Генетическому
- Морфологическому
- Экологическому
А21. Пример внутривидовой борьбы за существование –
- Соперничество самцов из-за самки
- «борьба с засухой» растений пустыни
- Сражение хищника с жертвой
- Поедание птицами плодов и семян
А22. Приспособленность организмов к среде обитания – результат
- Стремление особей к самоусовершенствованию
- Проявление конвергенции
- Методического отбора
- Взаимодействия движущих сил эволюции
А23. У человека в связи с прямохождением
- Сформировался свод стопы
- Когти превратились в ногти
- Срослись фаланги пальцев стопы
- Большой палец противопоставляется остальным
А24. К абиотическим факторам среды относят
- Подрывание кабанами корней
- Нашествие саранчи
- Образование колоний птиц
- Обильный снегопад
А25. Причинами смены одного биогеоценоза другим является
- Сезонные изменения в природе
- Изменения погодных условий
- Колебания численности популяций одного вида
- Изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов
А26. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –
- Создание искусственных агроценозов
- Сокращение численности хищных животных
- Развитие промышленности с учётом экологических закономерностей
- Уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур
А27. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденоидом в этой молекуле?
- 10%
- 20%
- 40%
- 90%
А28. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое ,если бы в ходе эволюции не сформировался процесс
- Митоза
- Мейоза
- Оплодотворения
- Опыления
А29.Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа
- Пар гомологичных хромосом
- Аллельных генов
- Доминантных генов
- Молекул ДНК в ядре клетки
А30. Энергия, необходима для мышечного сокращения, освобождается при
- Расщеплении органических веществ
- Раздражении мышцы нервными импульсами
- Окислении органических веществ в мышцах
- Синтез АТФ
Часть 2.
В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести.
В1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том , что они имеют
- Оформленное ядро
- Цитоплазму
- Митохондрии
- Плазматическую мембрану
- Гликокаликс
- Рибосомы
В2. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно -полосатой,
- Состоит из многоядерных волокон
- Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром
- Обладает большей скоростью и энергией сокращения
- Составляет основу скелетной мускулатуры
- Располагается в стенках внутренних органов
- Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно
В3. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
- Остаток третьего века у человека
- Отпечатки растений на пластах каменного угля
- Окаменевшие остатки папоротников
- Рождение людей с густым волосяным покровом на теле
- Копчик в скелете человека
- Филогенетический ряд лошади
В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
- Оплодотворение внутреннее
- Оплодотворение у большинства видов наружное
- Непрямое развитие
- Размножение и развитие происходит на суше
- Тонкая кожа, покрытая слизью
- Яйца с большим запасом питательных веществ
Класс:
- Земноводные
- Пресмыкающиеся
В5. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.
Процесс пищеварения:
- Обработка пищевой массы желчью
- Первичное расщепление белков
- Интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками
- Расщепление клетчатки
- Завершение расщепления белков, углеводов, жиров
Отдел пищеварительного канала:
- Желудок
- Тонкая кишка
- Толстая кишка
В6. Установите соответствие между характеристикой мутации и её типом.
Характеристика мутации
- Включение двух лишних нуклеотидов в молекуле ДНК
- Кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке
- Нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка
- Поворот участка хромосомы на 180 градусов
- Уменьшение числа хромосом в соматической клетке
- Обмен участками негомологичных хромосом
Типы мутаций:
- Хромосомные
- Генные
- Геномные
Часть 3(С1-С3)
С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определённые правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приёмы лова, как травление и глушение рыбы взрывчатыми веществами.
С2. Назовите не менее трёх особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
С3. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
Олимпиадные задания для учащихся 6-7 класса
Разработкая включает в себя:- задания, направленные на понимание письменного текста (чтение - Reading)- задания, направленные на выполнение лексико-грамматического теста (Use of English)- задания для ...
Олимпиадные задания для учащихся коррекционных классов
Задания олимпиадного характера составлены для учащихся коррекционного класса VII вида:. Материал включает в себя тестовые задания, работу с историческими фактами, понятиями, предлагает учащимся подума...
Олимпиадные задания для учащихся 7 класса
Олимпиадные задания составлены в виде тестов и могут быть использованы для внутришкольного тура...
Олимпиадное задание для учащихся 8 класса
Олимпиадные задания составлены в форме тестов имогут быть использованы для внутришкольного тура...
олимпиадные задания для учащихся 7-9 классов по биологии
задания по биологии...
Олимпиадные задания для учащихся 5-6 классов
Комплект олимпиадных заданий для учащихся 5-6 классов...