Задачи по генетике С6
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии по теме

Подборка заданий С6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_po_genetike.doc408.83 КБ

Предварительный просмотр:

Часть С — повышенный уровень

(задание С6 по спецификации) (решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации)

  1. У кукурузы гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании двух растений с коричневыми гладкими семенами и белыми морщинистыми семенами было получено 400 растений с коричневыми гладкими семенами и 398 растений с белыми морщинистыми семенами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.
  2. Отсутствие потовых желез у человека наследуется как рецессивный признак (с), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей в этой семье.
  3. Известно, что при дигибридном анализирующем скрещивании у потомков происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1. Объясните, почему же в опытах, которые проводил Т. Морган, при скрещивании самки дрозофилы, имеющей серое тело и нормальные крылья (диге- терозиготная), с самцом, у которого чёрное тело и зачаточные крылья (рецессивные признаки), произошло расщепление по фенотипу в следующем соотношении: 41,5% дрозофил с серым телом и нормальными крыльями, 41,5% мух имели чёрное тело и зачаточные крылья, 8,5% — с серым телом, зачаточными крыльями и 8,5% — с чёрным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачу. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.
  4. У человека ген дальнозоркости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген дальтонизма рецессивный (d) и сцеплен с Х-хромосомой. Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей-дальтоников и их пол.
  5. У человека ген курчавых волос (А) не полностью доминирует над геном прямых волос, а оттопыренные уши (Ь) являются рецессивным признаком. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели нормальные уши и один — курчавые волосы, а другой — прямые, родился ребёнок с оттопыренными ушами и волнистыми волосами. Их второй ребёнок имел нормальные уши. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.
  6. Родители имеют II (гетерозигота) и IV группы крови. Определите генотипы родителей по группе крови. Укажите возможные генотипы и фенотипы детей по группе крови. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей I группы крови.
  7. У человека наследование серповидноклеточной анемии не сцеплено с полом (А — нормальный гемоглобин, а — серпо- видноклеточная анемия), а гипертрихоза (волосатые уши) — сцеплено с Y-хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины с серповидноклеточной анемией и гипертрихозом. Составьте схему решения задачи.
  8. У человека гемералопия (куриная слепота) наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Родители здоровы, но отец матери был болен. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы детей. Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье?
  9. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови — над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.
  10. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
  11. При скрещивании шиншилловых кроликов (серая масть) в потомстве наблюдается расщепление 3 : 1 (3 шиншиллы и 1 белый). Определите генотипы родителей и потомства, тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  12. При скрещивании двух серых мышей получено 86 серых, 54 чёрных и 9 белых мышей. Укажите генотипы родителей и потомков, определите тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  13. При скрещивании одного из сортов белоцветкового душистого горошка с другим сортом белоцветкового душистого горошка оказывается, что все гибриды растения F, — крас- ноцветковые. Определите генотипы родительских форм и потомства. Укажите тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  14. У кошек и котов ген чёрной окраски шерсти (А) и рыжей окраски (В) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование — черепаховую окраску (АВ). От чёрной кошки родились черепаховый и два чёрных котенка. Определите генотип кошки, фенотип и генотип кота, а также пол черепахового и чёрных котят. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  15. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. Каковы генотипы родителей и котёнка? Определите тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  16. От черепаховой кошки и чёрного кота родились два чёрных котёнка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, а также пол чёрных котят.
  17. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность владеть правой рукой — над способностью владеть левой рукой. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша, мать которого была голубоглазой правшой, а отец — кареглазым правшой, женился на голубоглазой левше. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Ответ поясните
  18. У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической. Какое потомство получится от скрещивания двух дигетерозиготных растений? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  19. Может ли от брака голубоглазой (рецессивный признак) женщины с I группой крови и кареглазого мужчины с IV группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребёнок с голубыми глазами и I группой крови? Ответ поясните. Определите генотипы родителей и детей. Составьте схему решения задачи.
  20. У человека нормальный обмен углеводов определяется доминантным геном, а рецессивный аллель несёт ответственность за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых родителей больна сахарным диабетом. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребёнок и какова вероятность этого события. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
  21. У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (Ь). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые Светки и колючие коробочки, получено 394 растения с пурпурными цветками и колючими коробочками и 402 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?
  22. В популяции озёрной лягушки появилось потомство — 420 лягушат с тёмными пятнами (доминантный признак) и 80 лягушат со светлыми пятнами. Определите частоту встречаемости рецессивного гена и число гетерозигот среди лягушат с тёмными пятнами.
  23. На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях 

Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.

  1. Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с волосатыми ушами и нестрадающего дальтонизмом. Какие дети могут родиться в этой семье, если рецессивный ген дальтонизма локализован в Х-хромосоме, а ген волосатых ушей в Y-хромосоме? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи.
  2. Единственный ребёнок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение (карий цвет глаз и одна из форм близорукости — доминантные, аутосомные признаки). Определите генотипы родителей, генотип ребенка и фенотипы возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  3. У женщины, носительницы гена дальтонизма, родился сын от здорового отца. Определите генотипы родителей и сына. Какова вероятность, что сын унаследует дальтонизм? Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
  4. Женщина с оттопыренными ушами вышла замуж за мужчину с нормальными ушами. От этого брака родились две дочери, у одной из которых были оттопыренные уши. Младшая дочь с нормальными ушами вышла замуж за человека с такими же ушами. У них было два сына, один из которых имел оттопыренные уши. Определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцепленный или не сцепленный с полом), генотипы родителей и детей первого и второго поколений.

Составьте схему решения задачи.

  1. У здоровой матери, родители которой тоже были здоровы, и больного дальтонизмом отца родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
  2. Скрестили дигетерозиготного самца дрозофилы с серым телом (А) и нормальными крыльями (В) с самкой с чёрным телом (а) и зачаточными крыльями (Ь). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства F,, если гены данных признаков попарно сцеплены (А + В; а + Ь), а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  3. Растение дурман с пурпурными цветками (К) и гладкими коробочками (г) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве оказались растения: с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с пурпурными цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей и потомков, а также характер наследования признаков и тип скрещивания. Составьте схему решения задачи.
  4. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Каковы генотипы родителей и детей? Составьте схему решения задачи. Каков характер наследования гена дальтонизма?
  5. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении. Определите генотипы родителей и детей в первом поколении. Составьте схему решения задачи.

  1. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей и детей первого и второго поколений. Составьте схему решения задачи

  1. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (С) и голые ноги (d), с дигетерозиготной курицей с гребнем и оперёнными ногами. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого поколения, вероятность появления потомков с признаками родителей. Составьте схему решения задачи.
  2. У кур чёрный цвет оперения (R) доминирует над красным, наличие гребня (S) — над его отсутствием. Гены не сцеплены. Красного петуха с гребнем скрещивают с чёрной курицей без гребня. Всё потомство имеет гребень, половина с чёрным оперением, половина — с красным. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Какова вероятность появления во втором поколении чёрных птиц с гребнем?
  3. Женщина с карими глазами (А) и длинными ресницами (В) (дигетерозиготная) вышла замуж за голубоглазого мужчину (а) с короткими ресницами (Ь). Определите генотипы роди телей, генотипы и фенотипы возможных потомков. Какова вероятность появления в этой семье голубоглазого ребёнка с длинными ресницами? Составьте схему решения задачи.
  4. У свиней чёрная окраска щетины доминирует над рыжей, длинная щетина — над короткой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного самца с дигомозиготной самкой. Какова вероятность появления потомков с признаками самки? Составьте схему решения задачи.
  5. Тёмный цвет волос у человека доминирует над светлым цветом, а карий цвет глаз — над голубым. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, родившихся от брака гетерозиготного тёмноволосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребёнка?
  6. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак, гипертрихоз (волосатые уши) сцеплен с Y-хромосомой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможных потомков, родившихся от брака, в котором один из супругов (гомозиготен) не имеет малых коренных зубов и с волосатыми ушами, а другой — не страдает гипертрихозом и имеет малые коренные зубы. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения здорового мальчика по двум признакам?
  7. На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и детей в первом и во втором поколениях.

Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания

  1. У мохнокрылки наличие сумки на брюхе наследуется как доминантный аутосомный признак, а мохнатые крылья — как рецессивный признак, локализованный в Х-хромосо- ме. Гетерогаметными по полу являются самки мохнокрылки. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков, появившихся от скрещивания гетерозиготной самки с сумкой на брюхе и мохнатыми крыльями и дигомо- зиготного самца с голыми крыльями и без сумки на брюхе. Составьте схему решения задачи.
  2. Рыжий цвет шерсти у лис доминирует над серебристым. В маленьком государстве Лисляндия разводят серебристых лис (они очень ценятся). Их провозить через границу запрещено по законам государства. Как контрабандисту обмануть таможню и провезти через границу пару лис, не нарушив законов Лисляндии? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.
  3. У шершуль длинный яйцеклад наследуется как рецессивный аутосомный признак, а наличие двух ноздрей на хвосте — как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак (одна ноздря на хвосте — доминантный признак). Самцы шер- шуль гетерогаметны. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков от скрещивания гетерозиготного с коротким яйцекладом и двумя ноздрями на хвосте самца с дигетерозиготной самкой, имеющей короткий яйцеклад и одну ноздрю на хвосте. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность появления самца шершули с длинным яйцекладом и одной ноздрёй на хвосте?
  4. У свинохвостого лапундёра пугливость наследуется как доминантный аутосомный признак, а смышлёность — как доминантный признак, локализованный в Х-хромосоме. Самки гетерогаметны по полу. Составьте схему решения задачи, если известно, что самец и самка имели фенотипическое проявление этих признаков, а у двух потомков они отсутствовали. Определите генотипы родителей и потомков, а также пол потомков.
  5. При скрещивании самца священной уховёртки с двумя выростами на брюшке и чёрной окраской тела с самкой, имеющей один вырост на брюшке и белую окраску тела, появилось потомство, которое (100%) имело два выроста на брюшке и серую окраску тела. Определите генотипы родителей и потомков, характер наследования этих признаков. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
  6. У пробанда вздорный характер. У его сестры характер мягкий. Мать пробанда имеет мягкий характер, а отец — вздорный. Пять тёток пробанда по материнской линии — с мягким характером, а двое дядек — со вздорным. Одна тётка пробанда по материнской линии замужем за мужчиной со вздорным характером. У них трое детей — дочь и сын с мягким характером и дочь со вздорным. Оба дяди пробанда по линии матери женаты на женщинах со вздорным характером. У одного из них два сына и дочь. Все они скандалисты. Мягкий характер имел дед пробанда, а бабка по материнской линии имела вздорный характер. Два брата деда по линии матери — вздорные мужчины. Прабабушка (мать деда по линии матери) и прапрабабушка (мать этой прабабушки) были очень покладистыми, а их мужья имели вздорный характер. Определите, какие дети могут быть у пробанда, если он вступит в брак с женщиной, гетерозиготной по указанному признаку. Вздорный характер считать аномалией. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.
  7. Амовратическая семейная идиотия (болезнь Тея-Сакса) приводит к поражению нервной системы, прогрессирующему снижению зрения в сочетании с деградацией интеллекта до идиотии и разнообразным неврологическим расстройствам. У людей встречается в соотношении 1 больной на 40 ООО человек с нормальным состоянием. Определите количество (%) носителей гена болезни Тея-Сакса. Составьте схему решения задачи.
  8. У малазийского магадука жадность доминирует над щедростью и наследуется как доминантный аутосомный признак, а клептомания (склонность к воровству) — как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Самцы малазийского магадука гетерогаметны по полу. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы потомства, появившегося от скрещивания жадной, не склонной к клептомании самки малазийского магадука с щедрым самцом-клептоманом. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность появления жадного самца-клептомана?
  9. От скрещивания между собой тригетерозиготных трёхголовых безмозглых огнедышащих драконов появилось многочисленное потомство. Определите фенотипы и генотипы родительских форм, фенотипы потомков и их соотношение. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность появления драконов с одной головой, с мозгом и снегодышащих?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Урок решения задач по генетике.

План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....

Задачи по генетике.

Задачи по генетике. Представлены несколько карточек. В каждой карточке четыре типа генетических задач....