Статья на тему "Анализ учебных программ по биологии"
статья (биология) по теме
Предварительный просмотр:
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
Адольф Дистервег
Эта цитата очень точно отражает мое отношение к профессии учителя. Педагогическая концепция, которой я придерживаюсь на протяжении трех лет педагогической деятельности, звучит следующим образом: «Деятельностный подход как основа развития творческого потенциала учащихся на уроках биологии». Она направлена на то, чтобы научить школьников «мыслить». Проверяя ту или иную теорию, анализируя факты, учащиеся сами приходят к правильному выводу. Причем усвоенные таким способом знания постепенно переходят во внутренние убеждения самого учащегося, что имеет гораздо большую ценности, нежели заученный материал учебника.
Цели, которые я ставлю перед собой при организации обучения биологии:
1)научить детей анализировать информацию из различных источников по изучаемой теме, сопоставлять ее;
2)способствовать формированию навыков применения теоретические знания на практике, осознанию их ценности в повседневной жизни;
3)сформировать у учащихся умение творчески относиться к подготовке домашнего задания;
4)научить школьников использовать на уроках биологии знания из смежных областей.
Определившись с вопросом «как учить?», необходимо ответить себе на еще один вопрос «Чему учить?». Содержательный аспект всех знаний на сегодняшний момент определяет государственный образовательный стандарт. Но огромное количество учебных программ и пособий порой заставляет задуматься над целесообразностью их использования в учебном процессе. В истории методики обучения биологии уже были случаи, когда уже «запущенные» в практику программы, учебники оказывались недостаточно эффективными. Одним из наиболее удачных УМК при изучении биологии, по моему мнению, является Программа системы биологических курсов 5-9 класса авторов В.В. Пасечника, В.М.Пакуловой, В.В.Латюшина. Изучаемый материал изложен научным языком, в учебниках есть хорошие иллюстрации, схемы, таблицы, подробное описание опытов, доказывающих протекание тех или иных процессов (дыхание растений, наличие корневого давления, образование крахмала в листьях растений), которые к тому же легко осуществить на уроке, интересные факты по изучаемой теме. Важно, что в учебнике есть задания исследовательского характера различного уровня сложности. Замечательным дополнением к учебнику служит рабочая тетрадь, содержащая разноуровневые задания. Вместе с тем, отмечен ряд недостатков. В пояснительной записке к программе показана последовательность изучения разделов по классам, дается краткая характеристика каждого из разделов. Авторы указывают, что курс 5 класса основывается на курсе природоведения начальной школы. Хорошо, что сделан акцент на дальнейшем изучении биологии в 6 классе. Но почему-то умалчивается о пропедевтическом значении курса «Природа» для других естественнонаучных предметов. Полагаю, что такое сужение функционального назначения курса 5 класса ошибочно. При изучении курса "Зоология" неудобно построен учебный материал. Сначала учащиеся изучают систематику отдельных типов животных, а особенности их строения освещены лишь в конце учебника, что на мой взгляд крайне неудобно. В этом курсе тоже достаточно иллюстраций, но не всегда виды животных, о которых идет речь в тексте параграфа, изображены на рисунках учебника. У учащихся возникает закономерный вопрос «как выглядит это животное?».
При изучении темы "Грибы" много внимания уделено их строению, сравнительным характеристикам и особенностям, но отсутствует информация о мерах первой медицинской помощи при отравлении грибами;
Успешно решить перечисленные недостатки в программах позволяет использование разнообразных форм и методов обучения, которые к тому же способствуют развитию творческого потенциала учащихся, углублению знаний в области биологии, а также повышению интереса к изучаемому предмету. Важнейшей формой активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии являются лабораторно-практические работы.
Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдения, эксперимента, через обсуждение гипотез к знаниям. На мой взгляд, наиболее интересны не те работы, где даются уже готовые результаты исследования, а задача учащихся состоит в том, чтобы их объяснить, а те, в которых предполагается участие школьника в исследовательской деятельности. Я часто включаю в свои уроки лабораторный эсперимент, который являясь средством наглядности, решает ряд важных задач: постановка учебной проблемы, демонстрация принципов работы отдельных приборов и особенностей протекания биологических процессов, формирование умения внимательно наблюдать за происходящим.
К сожалению, за столь короткое время работы в школе мне не довелось вести кружковые занятия, но не могу не отметить роль внеклассной работы по предмету. Эта работа позволяет значительно расширить, осознать и углубить знания, превратить их в стойкие убеждения. Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у учащихся исследовательские способности. Существенным преимуществом внеклассной работы является то, что учащийся в ней выступает как субъект обучения. Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, организацией биологических и выставок, она вызывает потребность в использовании научной биологической литературы.
Изучая научную литературу по биологии, учащиеся сталкиваются с информацией о новых достижениях и открытиях в этой области познания, что в свою очередь связано с развитием новых экспериментальных методик, основанных на реализации усовершенствованных технологий. Убеждаясь в том, что современные биологические открытия необходимы человечеству, учащиеся начинают рассматривать биологию не просто как школьный предмет, а как важную область исследования, в которой еще много нерешенных вопросов.
При подготовке к уроку я использую не только материал учебника, но и многие другие источники информации. Этого же требую и от учащихся, используя в качестве домашнего задания сообщения, доклады по тем темам, которых либо нет в школьных учебниках, либо эта информация в них освещена очень незначительно. Это побуждает учащихся заняться поиском дополнительной литературы, попросить помощи у родителей.
В эпоху преобладания информационных технологий, нельзя оставить без внимания процесс информатизации образования. Вопрос достаточно близок мне, поскольку тема плана самообразования звучит «Использование ИКТ как возможность для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся». Электронные ресурсы, презентации применяю в различных целях: для изучения нового материала и закрепления полученных знаний, для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом. При недостаточности раздаточного материала компьютерные технологии являются практически единственным средством для демонстрации. Работа с программными электронными продуктами позволяет проводить виртуальные опыты, эксперименты, которые невозможно провести в условиях школьной лаборатории. Мною активно используются электронные атласы по анатомии, электронные уроки и тесты по ботанике и химии. Используя компьютерную программу, дети наблюдают за физиологическими процессами, происходящими в организмах растений и животных. А как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В своей деятельности использую информационные технологии и при подготовке школьников к ГИА и ЕГЭ, что имеет ряд преимуществ: сочетание звука, изображения(особенно трехмерной графики) позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала, система обратной связи позволяет провести контроль и оценку знаний. Кроме того, учащиеся сами относятся с большим интересом к урокам, на которых применяются ТСО, сами участвуют в создании электронных проектов, презентаций по различным темам.
Еще одним важным элементом в обучении биологии является поддержка и развитие способностей школьников. Работа с одаренными детьми всегда является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Учитывая особенности одаренных детей и подростков необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Применительно к обучению одаренных учащихся использую методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности учащихся. Под моим руководством учащиеся проводят исследования состояния окружающей среды, их работы занимают призовые места на районных и областных конкурсах, что несомненно повышает самооценку ребят и их уверенность в собственных силах. Процесс обучения одаренных детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации. Использование инновационных технологий открывает для меня новые возможности в работе с детьми, обладающими высокими творческими способностями. Изучение любой дисциплины с использованием новых технологий дает детям простор для размышления и участия в создании элементов урока.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что несмотря на небольшой стаж педагогической работы, я стараюсь в своей работе опробовать различные подходы к обучению школьников биологии. Несомненно, путь этот долгий и сложный, но «опыт – главный учитель». Любое препятствие на пути всегда побуждает к поиску новых методов, форм в педагогической деятельности. Лишь стремление к поиску таких путей есть истинный смысл деятельности настоящего педагога – мастера.
Автор: Шкитина Ольга Вячеславовна, учитель биологии и химии МКОУ «Серебряноключевская СОШ» администрации Киреевский район Тульской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по биологии
рабочая учебная программа по биологии составлена на основе стандартов 2 поколения ФГОС. в программе рассмотрены цели основного общего образования, общая характеристика предмета, место курса в БУП и тр...
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая учебная программа по биологии. 6 класс. В.В. Пасечник.
Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения"....
Рабочие учебные программы по биологии для 8 и 11 классов
Рабочая программа для 8 класса составлена по учебнику Н. И. Сопина, М. Р. Сапина "Биология. Человек. 8 класс" в расчете на 2 часа в неделю. Рабочая программа для 11 класса составлена по учебнику...
Рабочие учебные программы по биологии 7- 11 класс (базовый уровень)
Рабочие программы по биологии 7-11 классов составлена на основании примерной государственной программы основного общего образования по биологии для 6-11 класса «Многообразие живых орга...
Учебная программа по биологии «Биология. Общие закономерности» для учащихся 9 класса
Этот материал может быть полезен учителям биологии работающим в 9 классе....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс Авторы УМК: В. В. Пасечник и др.) Срок реализации 2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка(5 класс, 35 часов в неделю) Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологическ...