Урок по биологии в 9 классе на тему: "Гипотезы возникновения жизни на Земле".
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Выскребенцева Светлана Вячеславовна

Данный урок разработан мной вместе с презентацией и просмотром видеофильма, что повышает интерес учащихся не только к данной теме, но и к предмету в частности. Все гипотезы изложены последовательно их возникновению, в полной мере раскрывают ту или иную точку зрения по вопросам происхождения жизни на нашей планете. А видеофильм показывает еще и возможную гипотезу происхождения все вселенной. За 10 минут вся эволюция сотворения мира! Сам видеофильм можно скачать на "ю-тубе" под названием "Краткая история Вселенной".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока по биологии в 9 классе

«Гипотезы возникновения жизни на Земле».

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с основными гипотезами

                          возникновения жизни на Земле.

                       2. Рассмотреть опыты Ф. Реди и Л. Пастера, доказавшие

                         «живое – из живого».

                       3. Познакомить с теорией Опарина и опытами С.Миллера,

                         подтвердившего предположения русского академика.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка Д/з. (устный опрос по предыдущему параграфу).
  3. Изучение нового материала.

  1. Жизнь – одно из сложнейших явлений природы. (слайды 1,2,3)

Со времен глубокой древности жизнь казалась таинственной и непознаваемой – вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между материалистами и идеалистами.

  1. Гипотезы возникновения жизни: 
  • Гипотеза креационизма
  • Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни
  • Гипотеза  стационарного состояния
  • Гипотеза панспермии
  • Биохимическая гипотеза

Креационизм (создание) – религиозно-философская концепция, в рамках которой все живые существа и сама планета в целом созданы неким божеством.

Гипотеза креационизма находится вне поля научных изысканий, так как она неопровержима: невозможно научно доказать, как то что Бог не создавал жизнь, так и то, что Бог её сотворил.

Самозарождение жизни:

На протяжении тысячелетий люди верили в самопроизвольное зарождение жизни, считая его обычным способом появления живых существ из неживой

материи.

Например, Аристотель приписывал вшам происхождение из мяса, дождевым червям – из ила прудов.

Эксперименты Франческо Реди:

В 1688 году итальянский биолог и врач Ф. Реди опровергнул возможность зарождения мух из мяса.  Реди покрыл мясо кисеей, не  ограничивающей доступ воздуха, и  показал, что при этом на мясе не появляется личинок мух.  

Опыт Луи Пастера:    

В 1860 году в результате ряда экспериментов  французский  химик Луи Пастер окончательно опроверг теорию  спонтанного зарождения жизни.

Принцип «все живое только из живого» был доказан!

 

Гипотеза стационарного состояния:

Согласно этой теории Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь. Гипотеза в корне противоречит данным современной астрономии, которые указывают на конечное время существования любых звезд и планетных систем. Возраст Земли исчисляется в 4,6 млрд. лет.

Гипотеза панспермии:

Согласно этой гипотезе жизнь на Земле появилась в результате переноса с других планет неких зародышей жизни (Г. Рихтер в 1865 г.) Наиболее вероятно попадание  на планету живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью.  (Нет достоверных фактов).

Гипотеза биохимической эволюции:

В 1924 году русский академик А.И. Опарин одним из первых решил проблему возникновения жизни на Земле. Он утверждал, что при мощных электрических разрядах и жестком ультрафиолетовом излучении в первичной земной атмосфере могли из неорганических соединений возникнуть простейшие органические вещества, необходимые для возникновения жизни.

Опыт Стенли Миллера:

Предсказание Опарина в 1953 г. подтвердил американский ученый С. Миллер, который, пропуская электрические разряды через смесь метана, аммиака, водорода и паров воды под большим давлением и высокой температуре, получил в лабораторных условиях простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот.

  • В настоящее время теории самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический и философский интерес, так как результаты научных исследований противоречат выводам этих теорий.
  • Теория панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, хотя и не может исключаться как гипотеза об источниках возникновения жизни на нашей планете.
  • Теория биохимической эволюции является предметом научных изысканий.

!!! Возникновение живых организмов в настоящее время возможно только в результате размножения.

Просмотр видеофильма о возникновении жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Урок по биологии в 9 классе. Подготовила – учитель химии и биологии Выскребенцева С.В. МБОУ СОШ №6 ст. Октябрьской Крыловского района

Слайд 2

Жизнь – одно из важнейших явлений природы.

Слайд 3

Со времен глубокой древности жизнь казалась таинственной и непознаваемой – вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между материалистами и идеалистами .

Слайд 4

Гипотезы возникновения жизни : Гипотеза креационизма Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни Гипотеза стационарного состояния Гипотеза панспермии Биохимическая гипотеза

Слайд 5

Божественное сотворение мира. Креационизм (создание) – религиозно-философская концепция, в рамках которой все живые существа и сама планета в целом созданы неким божеством. Гипотеза креационизма находится вне поля научных изысканий, так как она неопровержима: невозможно научно доказать, как то что Бог не создавал жизнь, так и то, что Бог её сотворил.

Слайд 6

Самозарождение жизни На протяжении тысячелетий люди верили в самопроизвольное зарождение жизни, считая его обычным способом появления живых существ из неживой материи. 384-322 гг. до н.э. Например, Аристотель приписывал вшам происхождение из мяса, дождевым червям – из ила прудов.

Слайд 7

Эксперименты Франческо Реди В 1688 году итальянский биолог и врач Ф. Реди опровергнул возможность зарождения мух из мяса. Реди покрыл мясо кисеей, не ограничивающей доступ воздуха, и показал, что при этом на мясе не появляется личинок мух. Франческо Реди

Слайд 8

Опыт Луи Пастера В 1860 году в результате ряда экспериментов французский химик Луи Пастер окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения жизни. Принцип «все живое только из живого» был доказан!

Слайд 9

Гипотеза стационарного состояния Согласно этой теории Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь. Гипотеза в корне противоречит данным современной астрономии, которые указывают на конечное время существования любых звезд и планетных систем. Возраст Земли исчисляется в 4,6 млрд. лет.

Слайд 10

Гипотеза панспермии Согласно этой гипотезе жизнь на Земле появилась в результате переноса с других планет неких зародышей жизни (Г. Рихтер в 1865 г.) Наиболее вероятно попадание на планету живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью. (нет достоверных фактов)

Слайд 11

Гипотеза биохимической эволюции В 1924 году русский академик А.И. Опарин одним из первых р ешил проблему возникновения ж изни на Земле. Он утверждал, ч то при мощных электрических р азрядах и жестком ультрафиолетовом излучении в первичной земной атмосфере могли из неорганических соединений в озникнуть простейшие органические вещества, необходимые для возникновения жизни.

Слайд 12

Опыт Стенли Миллера Предсказание Опарина в 1953 г. п одтвердил американский ученый С. Миллер, который, пропуская электрические разряды через смесь метана, аммиака, водорода и паров воды под большим давле - н ием и высокой температуре, п олучил в лабораторных условиях п ростейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот.

Слайд 13

В настоящее время теории самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический и философский интерес, так как результаты научных исследований противоречат выводам этих теорий. Теория панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, хотя и не может исключаться как гипотеза об источниках возникновения жизни на нашей планете. Теория биохимической эволюции является предметом научных изысканий.

Слайд 14

Возникновение живых организмов в настоящее время возможно только в результате размножения. Просмотр видеофильма о возникновении жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...

Тестовая проверочная работа 11 класс по теме "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Проверочная работа по теме"Гипотезы происхождения жизни на Земле" составлена в форме ЕГЭ, имеет два вида заданий: с выбором одного правильного ответа, с выборм нескольких ответов....

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"Работу выполнила учитель биологии МБОУ СОШ № 15 им. В. П. Михалько , Ускова Е. А.

Цель: развитие интеллектуальной и духовной сфер учащихся, их творческих способностей на основе содержательного и деятельностного компонентов по теме “Развитие представлений о возникновении жизни”.Зада...

Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...

Методическая разработка урока-обобщения по теме "Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы возникновения жизни на Земле" 9 класс

Разработка содержит презентацию к уроку, конспект и технологическую карту урока. Кроме того, представлен дополнительный раздаточный материал и маршрутные листы(инструктивные карты) для учащихся....

Разработка урока биологии в 9 классе по теме: Гипотезы происхождения жизни на Земле

Основная идея урока - создать условия для обсуждения современных  гипотез происхождения жизни на Земле, раскрытие различий в подходах к объяснению проблемы, эволюции взглядов на проблему по мере ...