Цифровые образовательные ресурсы на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии на тему

Синдеева Елена Анатольевна

В работе раскрываются возможности применения на уроках биологии различных типов цифровых образовательных ресурсов: flash-анимаций, интерактивных рисунков и схем, видеофильмов и иллюстраций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                       Синдеева Елена Анатольевна

учитель биологии Муниципального казенного образовательного учреждения

«Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Кудрявцева»

Каменский район Тульская область

Категория: высшая

Звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»

Стаж работы: 22 года

Призер муниципальных конкурсов «Мой лучший урок» и                                                 «Портфолио как современное средство обобщения педагогического опыта                                 и презентации профессиональных достижений»

Использование средств обучения на уроках биологии

Цифровые образовательные ресурсы на уроках биологии

В  Российской Федерации с 2005 года осуществляется реализация государственного проекта «Информатизация системы образования». Одной из основных задач проекта является обеспечение учащихся и учителей цифровыми образовательными ресурсами (ЦОРами).                      К настоящему времени ресурсы созданы,  и нам, учителям, остаётся только научиться эффективно применять их.

При проведении уроков биологии я использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (www.school-collection.edu.ru), ресурсы, размещенные на  сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), а также ресурсы из электронных учебников. С мая по июнь 2012 года повышала свою квалификацию по программе «Использование ЭОР в процессе  обучения в основной школе по биологии».

Для построения уроков биологии я применяю различные типы цифровых образовательных ресурсов: flash-анимации, интерактивные рисунки и схемы, видеофильмы, иллюстрации и т.д. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности применения в образовательном процессе. Но все они позволяют компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических процессов. Однако цифровые образовательные ресурсы целесообразнее применять в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами.

Flash-анимация– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов можно найти хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Для их воспроизведения нужен флеш-плеер, его бесплатно можно скачать из Интернета по ссылке http://biblprog.org.ua/ru/flash_player/. На уроках биологии анимации, как правило, я использую для иллюстрации механизмов биологических процессов и явлений.

Flash-анимации содержат чётко дозированный объём информации и хорошо продуманный дикторский текст. Длительность просмотра анимации от 30 секунд до 20 минут. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это даёт возможность мне, как учителю, остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия или схему. Я могу задать вопросы, чтобы проверить, правильно ли ученики поняли материал, а затем продолжить работу с flash-анимацией. При проведении урока в компьютерном классе анимации использую для выполнения индивидуальных заданий разной степени сложности:  описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации. 

Упрощённым вариантом интерактивных моделей являются интерактивные рисунки. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый.

Для работы с интерактивным рисунком в демонстрационном режиме я использую несколько опций. Для объяснения учебного материала при постепенном вводе новой информации выбираю опцию «Подсказка». При подведении курсора к определённой части интерактивного рисунка эта часть выделяется подсвечиванием, и появляются всплывающие подписи, которые можно зафиксировать на экране. Постепенно можно открыть и зафиксировать все подписи к рисунку, а при необходимости – убрать ненужные. Преимущество такого режима работы заключается в том, что на экране выделяется конкретная часть объекта, это позволяет ученикам лучше концентрироваться на конкретном изучаемом вопросе. Опцию «Подсказка» используют и обучающиеся при самостоятельном изучении учебного материала по специально разработанным к рисунку заданиям или при работе с учебником.

У отдельных интерактивных рисунков одновременно с всплывающими подписями                   в отдельном окне выводится краткая характеристика составной части биологического объекта. Например, интерактивный рисунок «Зоны корня». В таком варианте всплывающие подписи интерактивного рисунка использую в качестве опорных конспектов как при фронтальной работе с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером.

Если необходимо открыть все подсказки сразу, то выбираю опцию «Показать все».  Рисунок, у которого открыты все подписи, применяю для обобщения или закрепления учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ.

Опция «Спрятать всё» переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант использую как при закреплении материала, так и при контроле знаний, например, при проведении опроса, когда ученик вызывается для объяснения рисунка. В этом случае ученик поясняет выделяемые подсвечиванием части, или если работает с интерактивной доской, делает поясняющие подписи.

Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ. Этот режим работы применяю при самостоятельной работе учащихся с интерактивными рисунками на персональном компьютере, так  и при проведении устного опроса в классе, когда вызываемый ученик выполняет задание и затем комментирует его выполнение.

Для ряда интерактивных рисунков реализована возможность проигрывания анимации. Используя такие рисунки, можно наглядно продемонстрировать не только строение части организма, но и динамические процессы, проходящие в них. Такую возможность имеет интерактивный рисунок «Поглощение воды и минеральных веществ корнем».

Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Такие схемы использую при объяснении нового учебного материала, в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала.

В качестве наглядных пособий в современный урок органически включаются и учебные видеофильмы. Видеофильмы, которые подобраны по всем темам в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, имеет ряд преимуществ:

1. демонстрация занимает немного учебного времени;

2. показываются действия, движения, процессы, пространство;

3. сопровождаются кратким и четким пояснением;

4. дают большие возможности проверки и закрепления знаний.  

        Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение. Перед демонстрацией  видеофильма ставлю перед учащимися вопросы, на которые они должны ответить после его просмотра.  Это придает целенаправленность и возбуждает интерес учащихся к  теме урока. При просмотре видеофильма использую и такие приемы, как останавливаю демонстрацию на любом кадре и прошу учащихся прокомментировать его, раскрыть содержание терминов, используемых в комментарии, или при  проведении демонстрации отключаю звук и предлагаю учащимся самостоятельно озвучить видеофрагмент. Видеофильмы эффективно использую при знакомстве с многообразием животного и растительного мира нашей планеты. 

Иллюстрации включают фотографии, коллажи и рисунки клеток, организмов, разнообразных объектов природы, а также портреты ученых. Иллюстрации применяю на разных этапах обучения и в разных технологических приемах. Например, при подготовке презентаций для объяснения учебного материала. Такой способ подачи материала дает возможность учащемуся получить больший объем информации при просмотре, по сравнению с просмотром отдельно взятой иллюстрации. На этапе закрепления использую те же рисунки или фотографии, но уже без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения. Иллюстрации используют и учащиеся, например, для создания презентаций для более наглядного представления докладов, рефератов, отчетов по проектной деятельности.

Цифровые образовательные ресурсы помогают мне делать учебный процесс интересным и эффективным, уроки красочными, живыми и динамичными. Слабоуспевающие учащиеся проявляют заинтересованность в изучении биологии, для сильных учеников учебный процесс приобретает характер исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Каждый современный учитель использует в своей работе цифровые образовательные ресурсы, которых с каждым днем становится все больше и больше...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии.

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так н...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии (из опыта работы)

В данной публикации обобщен собственный опыт использования современных цифровых средств обучения на уроках биологии в средней школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СПО

В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование Интернета, телевидения, компьютерных программ, сформировался новый тип вос...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....