План работы учебного опытного участка
календарно-тематическое планирование (биология, 6 класс) по теме

Якупова Гульнара Ирфановна

План работы учебно- опытного  участка в котором описываються все необходимые разделы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образованя и науки Республики Татарстан

МБОУ « Марсовская средняя школа»

Дрожжановского муниципального района РТ

Учебно-опытный участок

МБОУ « Марсовская средняя школа»

 Дрожжановского муниципального района РТ

2012 год.

Оглавление:

  1. Цели и задачи на учебно-опытном пришкольном участке
  2. План работу на участке в 2012 году
  3. Краткая характеристика участка
  4. Отделы  начальных классов.
  5. Отдел биологии.
  6. Цветочно- декоративный отдел.
  7. Отдел овощных культур.
  8. Плодово-ягодный отдел.
  9. Полевой отдел.
  10. Производственный отдел.
  11. Дендралогический отдел.
  12. Анализ проведенных учебно-опытнических работ.
  13.  Биологический метод борьбы на пришкольном участке.
  14.  Сведения о собранном урожае.
  15.  План пришкольного участка.
  16.   Инструкция по охране труда.

  1. Цели и задачи на учебно-опытном пришкольном участке.

Цель: привести внешний и содержательный вид учебно-опытного участка в соответствие предъявляемым требованиям нашей школы.

Задачи:

  • Обеспечить глубокие знания закономерностей растительных организмов с помощью опытов и наблюдений, проводимых на УОУ учащимися.
  • Давать возможность широко применять полученные знания, умения и навыки на практике.
  • Способствовать развитию самостоятельности школьников к проявлению ими инициативы.
  • Прививать любовь к родной природе, сельскому хозяйству, повышать интерес к науке.
  • Вести работу по внедрению новых сельскохозяйственных культур.
  • Формировать у учащихся понятия о рациональном использовании земель.
  • Практиковать опытническую работу на УОУ.
  • Использовать возможности УОУ для учебно-воспитательных целей.

  Работа на школьном учебно-опытном участке позволяет педагогическим работникам образовательного учреждения развивать у учащихся биологические понятия, формировать агробиологические знания, умения и навыки, воспитывать культуру труда, любовь и правильное отношение к природе и сельскохозяйственному труду.

В теории методики преподавания биологии и практической работе в школе сложилась определенная структура практических занятий на школьном участке. Практические занятия на учебно-опытном участке включают повторение материала из школьного курса, постановку задачи, изучение агробиологических правил выращивания растений, инструктаж учителя по формированию первичных умений и навыков, работу учащихся в соответствующих отделах школьного участка, подведение итогов работы и оценку знаний, умений и навыков. Сущность работы на учебно-опытном участке – соединить умственный и физический труд учащихся на основе биологических и экологических знаний, вывести правила выращивания растений и уметь их применять.

  1. План работы на участке в 2012 году.

Январь

Февраль

Март

Апрель

1. Подготовка почвы под рассаду.

1.  Подготовка ящиков для рассады.

1. Посев средне-поздних сортов капусты и томатов.

1. Посев и выращивание рассады поздней капусты и томатов.

2.  Приобретение удобрений, покупка защитных средств от вредителей.

2.  Посев и выращивание рассады цветов и перца

2. Пикировка  рассады. Подкормка рассады

2. Уход за рассадой цветов, капусты и томатов

3. Подготовка инвентаря

Май

Июнь

Июль

Август

1. Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок

1.Высадка рассады томатов в грунт.

2. Уход за овощными культурами: полив, прополка, уход за саженцами фруктового сада

1. Уход  за  овощными культурами и саженцами фруктового сада, кустарниками и цветниками.

1. Профилактическая борьба с фитофторой

2.Высадка рассады капусты  в грунт

2. Подкормка овощных культур.

3. Посадка овощных культур и уход за ними. 

3. Срезка и сушка зелёной культуры

4. Уборка огурцов и томатов.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Уборка моркови, свёклы, огурцов, лука и чеснока.

1. Уборка растительных остатков с грядок.

1. Приведение в порядок всего садового инвентаря.

1. Составление перспективного плана:

2. Обработка почвы

2. Праздник урожая.

2. сорта для посадки, севооборот

3. Сбор капусты. 

  1. Краткая характеристика участка.

  1. Общая площадь 1,5 га
  2. Год организации участка 1974 г.
  3. Заведующая участком Якупова Гульнара Ирфановна.
  4. Количество обучающихся, привлеченных к работе на УОУ – 132 человек.
  5. Отделы учебно-опытного участка

Отделы

Площадь

Число представленных видов и сортов растений

1

Начальных классов

0,01 га

6

2

Отдел биологии

 (коллекционный)

·  

             0,007 га

4

3

Цветочно-

декоративный

0,04 га

  1. ида и 41 сорт

4

Овощной

0,29 га

21

5

Плодово-ягодный

0,36 га

5

6

Полевой

0,095 га

5

7

Экологический

0,0057 га

3

8

Дендрологический

0,065 га

                         6

 

I . Отдел начальных классов.

НА КАЖДЫЙ КЛАСС ВЫДЕЛИТЬ ПО ОДНОМУ ПОЛЮ.

1-й класс: горох, фасоль.

2-й класс: лук , огурцы.

3-й класс: кабачки, капуста.

4-й класс: томаты, перец.

№ п/п.

Название работ по отделам

Объём работы

 Весна

    Лето

     Осень

1.

Обработка почвы

Сделать грядки, вскопать, забороновать.

Май

 

 

2.

Посев

 ( посадка)

Посадить сельскохозяйственные культуры в соответствии с агротехническими приёмами

Май

 

 

3.

Уход за растениями

Рыхление грядок после дождя, прополка грядок от сорняков, полив в сухую погоду, прореживание.

 

Июнь, июль

 

4.

Уборка и учёт урожая

Убрать весь урожай и взвесить его.

 

Август

Сентябрь

5.

Сбор семян

Собрать семена и подготовить их к хранению.

 

Август

Сентябрь

           ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

1-й класс  Раимова Р.

2-й класс. Низамова Л.

3-й класс Алиакберова Г..

4-й класс Алиакберова Д.

II.  Отдел биологии ( коллекционный)

                                Подотдел морфологии  растений.

    Для получения наглядного материала по теме «Виды корней» высеивают :

Горох, лен, репа, морковь – стержневая система; Овес, пшеница, лук репчатый- мочковатая система; Георгин – клубневидный; Капуста, томаты – придаточные корни; Кукуруза – воздушные.

 Для демонстрации видов стеблей:

Ячмень – прямостоячий, огурец – ползучий, горох – лазящий, фасоль – вьющийся, крапива – подземный, корневище, картофель – клубни, лук – репчатый – луковица, одуванчик – укороченный.

Для демонстрации типов соцветий:

Капуста, редис – кисть, тысячелистник – щиток, клевер – головка, укроп – зонтик, пшеница – сложный колос, просо – метелка, подсолнечник – корзинка, кукуруза – метелка и початок.

Подотдел систематики растенй.

СЕМЕЙСТВА:

1.Крестоцветные: капуста кочанная (1-го и 2-го года), редька посевная.

2.Розоцветные: земляника,

3.Пасленовые: томат , перец сладкий.

4.Сложноцветные: подсолнечник однолетний, подсолнечник клубненосный.

5.Бобовые: горох посевной.

6.Лилейные: лук репчатый, чеснок, лилия тигровая.

7.Злаки: пшеница, овес, кукуруза.

Овощные культуры:

  • капустные – капуста ранняя и поздняя, краснокочанная;
  • плодовые – томат, перец, баклажан, патиссоны, кабачки, огурцы;
  • корнеплодные – морковь, свекла, петрушка, редька;
  • луковые – лук репчатый, чеснок;
  • зеленые – салат, укроп, щавель;
  • малораспространенные – ревень, горчица, базилик.

Подотдел лекарстенных растений.

Выращиваются лекарственные растения характерные для данного региона ( крапива, мята, чистотел, земляника, малина.

                                III. Цветочно- декаротивный отдел.

Семейство

Вид

Сорт

                                     Многолетники

1

Бобовые

Люпин

Смесь

2

Сложноцветные

Рудбекия

Золотой шар

3

Лилейные

Лилия тигровая

Прима

4

Синюховые

Флоксы

Смесь

                         Двулетники, однолетники

1

Сложноцветные

Бархатцы

Смесь

2

Сложноцветные

Космея

Смесь

3

Сложноцветные

Ноготки лекарственные

Смесь

4

Гвоздичные

Гвоздика турецкая

Смесь

5

Сложноцветные

Циния изящная

Смесь

6

Маковые

Эштольция

Смесь

7

Наричниковые

Львиный зев большой

Смесь

8

Мальвовые

Лаватера

Смесь

9

Сложноцветные

Астра китайская

Смесь

10

Сложноцветные

Ленок красочный

Смесь

                           IV.Отдел овощных культур

Годы

1 поле

2 поле

3 поле

4 поле

5 поле

2008

Капуста

Огурцы, томаты

Корнеплоды

Лук

Картофель

2009

Огурцы,

Томаты

Корнеплоды

Лук

Картофель

Капуста

2010

Корнеплоды

Лук

Картофель

Капуста

Огурцы, томаты

2011

Лук

Картофель

Капуста

Огурцы, томаты

Корнеплоды

2012

Картофель

Капуста

Огурцы, томаты, перец

Корнеплоды

лук

Площадь 1 поля:  0,058 га

Из корнеплодов  выращивается: столовая свекла, морковь.

                      V.  Плодово-ягодный отдел

Яблоки посажены 1989 году

Группа культур

Культура

Сорт

1

Семечковые

Яблоня

Антоновка

Анис

2

Косточковые

Вишня

Владимирская

3

Ягодники

Смородина

Ирга

Земляника

Голубка

                                            VI. Полевой отдел.

   В этом отделе размещаются растения,  имеющие производственное значение. Учащиеся 5-8 классов проводят опытно – практические работы с полевыми культурами по программам биологии или по заданию хозяйства.

   Полевые культуры выращиваются в севооборотах типичных для базового хозяйства: 1)горох, 2)ячмень, 3)полусахарная свёкла, 4) овёс, 5)кукуруза, 6)подсолнечник, 7)гречиха, 8)люпин кормовой, 9) пшеница.

VII . Производственный участок.

          Площадь 35 сотых. Занят картофелем сорта Невский.

                                VIII. Дендрологический отдел.

Год основной закладки -1975-1977 г.

Площадь 6,5 ар вместе с лугом.

 Лиственные растения.

  1. Береза бородавчатая
  2. Липа мелколистная
  3. Осина
  4. Тополь
  5. Черемуха
  6. Акация желтая

    Анализ проведенных учебно-опытнических работ.

      Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, воспитания у них интереса и бережного отношения к ней. Он является лабораторией под открытым небом, в которой ученики не только подкрепляют свои теоретические знания, но и развивают практическую деятельность, приобщаются к научно-исследовательской работе. На территории учебно-опытного участка проводятся уроки и практические занятия по биологии и экологии.

   Организация и содержание работы на учебно-опытном участке нашей школы обуславливается требованиями программы по биологии, курса «Окружающий мир».

   Работа учебно-опытного участка расширяется с каждым годом.

   Этой работой в школе занимаются учителя биологии, начальных классов и трудового обучения.

   Основными направлениями работы учащихся на участке являются: выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программой трудового обучения, природоведения, биологии, экологии и занятий кружков, изготовление коллекций и гербариев, проведение фенологических наблюдений за древесно-кустарниковыми породами.

  Учащиеся на участке работают в процессе обучения технологии, изучения экологии, биологии. Здесь организуется полезный общественный труд, трудовая практика, внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа.

  В 2011-2012 учебном году была проведена большая работа по благоустройству учебно-опытного участка и прилегающей к школе территории.

  В этом году школой проведена экологическая работа (теоретическая, практическая, исследовательская.

    Учебно-опытный участок используется учителями биологии при изучении овощных, полевых, плодово-ягодных и цветочно-декоративных растений; учителями химии – определение кислотности почв, географии –альпийская горка, цветочные часы, математики- определение площади прямоугольных делянок.

     На учебно-опытном участке учащиеся школы (5-7 кл.) проходят летнюю сельскохозяйственную практику, проводят опыты с овощными и полевыми культурами.

         В учебно- опытном участке в 2011 году были проведены разнообразные опыты. Опытническая работа велась с  разными классами по разным темам состветсвующим учебным рабочим программам.

Были проведены следующие опыты:

  1. Опыт 1. Тема: Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность.
  2. Опыт 2. Тема: Влияние сроков прореживания всходов на урожайность свеклы.
  3.    Опыт  3.  Тема:  Влияние пасынкования на урожайность томатов.
  4. Опыт 4. Тема: Влияние ширины междурядий и густоты посадки на урожайность. картофеля
  5. Опыт 5. Тема: Влияние обработки семян на урожайность моркови.

( Ход опытов и соостветсвующие выводы в приложении)

Биологический метод борьбы на пришкольном участке.

  1. Лук репчатый. Он употребляется против растительных тлей, паутинных клещей.

На 200 гр. сухой шелухи наливаем 10 л теплой воды, настаиваем 4-5 дней, процеживаем. Полученным настоем 3 раза ( через 5 дней) обрабатываем растения.

  1. Чеснок. Употребляется против растительных тлей, паутинных клещей. 100-150 г сухой шелухи заливаем 10л воды, настаиваем сутки,  при необходимости опрыскиваем.
  2. Бархатцы. Использование против растительных тлей. Собранные в период цветения, сухие побеги нарезаем, полведра сырья заливаем 10 л теплой воды, настаиваем 2 суток, перед употреблением добавим 40 г хозяйственного  мыла.



Предварительный просмотр:

                                                                            Тематическое планирование  кружка по ботаники.

№ п\п

      Тема урока

Основные понятия

Основные     умения

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Оборудование


1







Ботаника – биологическая наука. Растение- живой организм.



Ботника, растение, Теофраст





Умение называть основные особенности растений как живого организма.








Ботаника, биология








Экология, химия







Гербарий дикорастущих растений, коллекция шишек, семян. Портреты ученых


2





Устройство микроскопа, его возможности, микроскопическая техника на современном этапе.

Микроскоп, предметный стол, окуляр, объектив, тубус, зеркало, электронный микроскоп, микропепарат, лупа, бинокль

Называть основные части микроскопа, умение пользоватся световым микроскопом.

Ботаника, зоология, физиология растений




Физика





Микроскопы, микропрепараты, лупа, бинокль,


3

Клетка, основные компоненты.





Цитоплазма, мембрана, ядро,

Препаральные иглы, микропрепараты

Уметь готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом



Ботаника, физиология растений

Физика


Микроскопы, препаральные иглы, микропрепараты



4


Основные особенности растительной  клетки



Вакуоль, хлоропласт,

Пластиды, лейкопласт,

Хромопласт,

Включения и .тд.

Диффузия, осмос

Уметь отличать растительные и животные клетки




Ботаника,

зоология

Экология, Химия, физика

Рисунки, пластилин. Картон, Соль, вода, KI

5


Лист, его характерные особенности и различные типы. Происхождение листа.

Листовая пластинка, черешок, прилистники, Жилкование: дуговое, параллельное, мутовчатое, сетчатое и тд., простые и сложные листья.

Называть основные особенности и различные типы листьев

Ботаника, физиология растений, систематика растений

Экология, география

Таблица «Строение листа», гербарный материал, рисунки различных видов листьев.

6

Лист как орган фотосинтеза и как орган транспирации. Старение листа и явление листопада, биологический смысл.

Хлорофилл, пигменты листа

Каротиноиды, ксантофилл,

листопад

Умение проводить опыты над листьями.

Физиология растений,

Экология, химия

Фарфоровая ступка, листья сухие и свежие, пробирки,

7

Стебель, его происхождение. 3 анатомо-топографических зоны стебля.

Покровная ткань, кора, центральный цилиндр.

 

Уметь объяснять строение стебля и показывать на рисунке топографические зоны стебля

Морфология растений, гистология

Химия, Экология

Таблица

 « Строение

 стебля», видеофильм « топографические зоны стебля

8


Стебель как орган проведения веществ. Ксилема и восходящий транспорт. Флоэма, транспорт сахаров.

Проводящие пучки,

флоэма,

ксилема,

Называть особенности строения проводящих пучков стебля.

Физиология растений

География, экология

Таблицы

 « Проводящие пучки стебля», «Строение стебля», слайды, компьютер.

9


Стебель как опора. Расположение механических тканей в стебле.

Эпидерма,

тилла,

Паренхима, целлюлоза, углевод





Уметь характеризовать расположение механических тканей в стебле

Физиология растений. гистология

Химия

Таблица « Ткани растений», «Строение стебля», пластилин, картон.

10

Стебли травянистых и древесных растений, деятельность камбия.

Луб, камбий, древесина, сердцевина,

 Годчные кольца,

Называть отличительные особенности травянистых и древесных растений.

Физиология растений.

География, экология

Гербарный материал, таблицы « Формы жизни растений», « Строения стебля, Камбий»

11


Образовательные ткани. Типы меристем, их строение.

Меристема,

Первичная и вторичная меристема, флоэма,

Ксилема







Уметь характеризовать типы меристем и  особенности их строения.

Гистология, ботаника,

цитология

Химия, Физика, Экология, география.

Живые корешки проростков пшеницы, готовые микроперпараты – кончик корня и конус нарастания стебля элодеи.

Верхушки побегов элодеи., микроскоп


12


Понятие о побеге. Почка – зачаточный, не развернувшийся побег.

Почка, конус нарастания, зачаточные лисья, пазуха листа, лист, стебель, междоузлие.

Называть особенности  строения побега, характеризовать почку – как зачаточный побег.

Гистология, цитология.

Экология

Таблица

«Строение побега», «Строение почки» Микропрепараты « Разрез почки», микроскоп.

13

Корень. Характерные особенности корней. Происхождение корня.

Корень,  ткани корня, придаточные корни, основной корень, первичная кора, центральный цилиндр.

Уметь характеризовать корень как орган растения.

Гистология, физиология растений.

Экология, Физика

3-4 дневные проростки пшеницы, отрезки корня лука, купены, ландыша, микропрепараты : корень, первичное строение корня,

14

Зоны корня. Корень как орган всасывания. Корень в зоне проведения. Механические свойства корня, распределение механических тканей.

Корневой чехлик, зона всасывания, зона роста, зона проведения, конус нарастания.

Называть основные зоны корня, характеризовать механические свойства тканей.

Гистология, систематика растений

Химия, физика

Таблица

« Строение корня», микроперпараты

15


Пигменты листа. Фотосинтез, световая и темновая стадии

Пластиды: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт, пигмент.

Уметь разделять в школьных условиях пластиды и пигменты.

Физиология растений






Химия

Терка, корнеплод, пробирки, бензин, свежие и сухие листья,фарфоровая ступка, фильтровая бумага

16


Регуляция роста и развития растений, гормоны растений.

 Гормон,

Гетероауксин, камбий, луб, древесина, годичные кольца



Умение называть основные особенности роста и развития растений


Ботаника, физиология растений

химия

Видеофильм, гетероауксин, химические вещества: раствор иода, спирт, хлорид калия

17

Экологические абиотические и биотические факторы, влияющие на растение.

Свет, тепло, вода, почва, живые организмы

Уметь показывать на примерах факторов влияющих на растение

Физиология растений

Экология

Химия

Видеофильм « Рост растений» 4 вида растений любых древесных форм, колбы, вода, спирт, бензин.

18

Экологические группы растений по отношению к различным экологическим факторам.

Гидрофиты, мезофиты, ксерофиты,

Уметь характеризовать

растение в зависимости по отношению к различным экологическим факторам.

Систематика растений

Экология

Гербарий « Водных, пустынных, дикорастущих растений», компьютер. Электронный носитель

« Определитель растений»

19


Преобразование вегетативных органов растения как результат приспособления к конкретным экологическим условиям

Корень, воздушные корни, листья, стебель , вьющийся стебель

Называть особенности приспособления растений к окружающим условиям среды

Эволюция, систематика растений

Экология

Рисунки различных растений с приспособлениями.

20


Цветок, его неотъемлемые части.

Околоцветник,  чашечка,

венчик, цветоложе, андроцей, гинецей  

Называть основные части цветка

Систематика растений

Экология

Модель цветка, таблица

 « Строение цветка»

21


Опыление и оплодотворение.

Зигота,

гаметы,

яйцеклетка,

сперматозоиды,

двойное

оплодотворение


Называть основные этапы процесса двойного оплодотворения



Ботаника

Физиология растений


Экология

География


Таблицы

« Строение цветка», « Двойное оплодотворение цветковых растений»

Муляжи

« Цветок»

Тычинка и Пестик

Семена

Лупа

23



 Различные типы опыления.

Опыление насекомыми, перекрестное опыление, самоопыление.

Уметь характеризовать различные типы опыления.

Систематика растений, зоология беспозвоночных.

Экология, география

Таблицы

« Опыление растений»

24

Соцветие.

Простые: кисть, колос, головка, початок, зонтик, корзинка, щиток,

Сложные: Двойная кисть, сложный колос, сложный зонтик, метелка, цимоиды, тирс.

Уметь различать типы соцветий, в связи  со способом ветвления и порядком распускания.

Физиология растений

Экология

Гербарный материал по типам соцветий

25

Плод – зрелый цветок.

Плод

Уметь называть особенности строения плода.

Систематика растения.

Экология

Микроскоп, микропрепарат, набор муляжей.

26

Строение и разнообразие плодов и семян




семенная кожура, эндосперм, зародыш, микропиле.

Различать разнообразие плодов и семян.

Систематика растений

Экология

Коллекция семян, набор муляжей, гербарный материал

27

Распространение плодов и семян.

Яблоко, тыквина, померанец, многоорешек, многокостянка, земляничка

Уметь характеризовать особенности распространения плодов и семян

Эволюция, систематика растений

Экология

Карта мира, Красная книга.

28

Введение в номенклатуру растений

Отделы: водорослей, моховидные, хвощевидные, плауновидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные однодольные, двудольные.

Уметь характеризовать отделы  и классы царства растений

Систематика растений.

Экология География

Гербарий «Отделы  и классы царства растений» , слайды, компьютер

29

32

Изучение флоры  России.

Классы растений

Уметь определять растения с помощью определителя и готовить растения для гербария

Систематика растений








География, экология

Гербарный материал

33

Исторические сведения о происхождении растений

Онтогенез, филогенез, псилофиты

Называть основные этапы  исторического

развития  растений

Эволюция

География, история

Таблица « Происхождение растений»

Доп. Материал : роль фотосинтеза в развитии растений.

34

Обобщающий урок

Ботаника

Уметь характеризовать ботанику как науку и его основные части.

Морфология растений, систематика растений, физиология растений

География, экология,

 химия,

физика

Гербарий, Красная книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учебно-опытного участка

Учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью. Она играет важную роль в повышении качества знаний обучающихся по биологии, пробуждает и разви...

Организация работы на учебно-опытном участке.

Жизнь не стоит на месте. В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные  факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких пере...

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

План работы на учебно - опытном участке 2015 год

Программа летнего экологического лагеря предназначена для детей 4- 8 классов и рассчитана на  7 дней (7 часов учебных занятий). Учебные занятия распределены на изучение экологического материала и...

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучной направленности по теме: «Современный УОУ образовательной

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных  за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучн...

План работы на учебно-опытном участке

Перед школой стоят ответственные задачи – сформировать у обучающихся глубокие и прочные знания основ наук, привить интерес и любовь к природе, воспитать ответственное отношение к ней. Важное мес...