Открытый урок по биологии" Моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Якупова Гульнара Ирфановна

Урок биологии с использованием ИКТ в  7 классе по книге Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mollyuski.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности организации моллюсков

Цель:  Ознакомить учащихся  с  особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков.

Задачи:   1. Научить учащихся различать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.

                 2.Развивать умения самостоятельной деятельности : работы с живыми объектами, с инструктивной картой, определителем, дополнительной литературой.

                 3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе; красоты и гармонии.

Новые знания: моллюск, мантия,  мантийная полость, Беззубка,  Двустворчатые, Головоногие, Брюхоногие, шупальца.

Опорные знания: строение дождевого червя , метанефридии, параподии, герудин, Сосуды Мальпиги, мандибулы.

Форма урока:  урок рассказ, практическая работа.

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

  - коллекция раковин моллюсков,

- систематическая кодограмма моллюсков,

- определительная таблица пресноводных моллюсков,

- инструктивная карта лабораторной работы,

- живые объекты,

- специальная литература,

- проектор для показа слайдов,

- компьютер с установленной программой Power Point,

- информационный носитель Открытая биология версия 2,5. Автор курс Д.И. Мамонтов под редакцией кандидата биологических наук А.В. Маталина;

Использованная литература: :

1. А.А.Яхонтов «Зоология для учителя» Москва «Просвещение» 1982 г. ;

2. Н.В.Чебышев Биология. Москва «Новая волна» 2001 г. ;

3. А.Теремов, В.Рохлов Занимательная зоология Москва « АСТ-ПРЕСС» 1999

 

                                                  ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

- Здравствуйте   ребята. Садитесь. Кто у нас сегодня дежурный?


- Здравствуйте. Сегодня 19 марта, в классе все. Дежурный Салихов.


2.




















































































3.















4.
















5










































































6

















































































































7.





































8.





















9.



Актуализация чувственного опыта

1.Работа со схемами. ( Рассмотрите рисунок и напиши, что обозначено на нём )











2. Задания с выбором ответов. Выберите 3 правильных суждений из 15.

  1. Насекомые - самый многочисленный класс типа Членистоногие.
  2. Тело насекомых разделено на два отдела: головогрудь и брюшко.
  3. Грудь насекомых образована 4-мя слившимися сегментами.
  4. Сяжки - это усики насекомых.
  5. На брюшке насекомых неразличимы сегменты.
  6. На каждом сегменте брюшка насекомых есть одна пара дыхалец (стигм).
  7. Мандибулы-это верхние челюсти насекомых.
  8. Мальпигиевы сосуды – это сосуды, по которым движется гемолимфа.
  9. У водных насекомых органы дыхания-жабры, у наземных-трахеи.
  10. Ротовой аппарат насекомых соответствует способу их питания.
  11. В жилках крыльев не проходят нервы, трахеи и гемолимфа.
  12. Кожа насекомых не имеет желёз.
  13. Органы выделения насекомых-почки.
  14. Кровеносная система насекомых незамкнутая.
  15. Крылья насекомых-это видоизменённые конечности.

.

Закончите предложения:


а) Самцы медоносных пчёл называются….

б) Жёсткие надкрылья жуков называются…

в) Личинка бабочки называется…

г) У насекомых, развитие которых происходит с неполным превращением, отсутствует стадия..

д) Кузнечики относятся к отряду…

е) Взрослая стадия насекомых называется…






Задания на составление сравнительной характеристики.


- Сравните развитие бабочки-капустницы и кузнечика. Чем оно отличается у этих животных?

-  Сравните органы чувств паука-крестовика и майского жука. Найдите сходства и отличия. У какого животного они более развиты? Почему?






Мотивация учебной  деятельнос


Ребята вы любите гулять по берегу реки?

Находили ли вы когда – нибудь ракушки на берегу рек?

А что вы знаете о них?

Стоит ли собирать по берегам рек о озёр раковины моллюсков? Может быть лучше просто пронаблюдать за их жизнедеятельностью в естественной среде обитания или организовать домашний аквариум и заботиться о его обитателях.


Сообщение темы и целей урока

 Сегодня мы  будем работать с моллюсками и узнаем о их строении много нового.

 Оснавная цель нашего урока это -

познакомиться  с  особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков.









Первичное восприятие  и осознание  


Для того чтобы начать изучение мы должны определить систематическое положение моллюсков. Это первый этап нашей работы. Для этого нам понадобится графопроектор

В графопроекторе дана кодограмма,

Давайте его расшифруем.







А теперь самостоятельно определяем остальных моллюсков с помощью информационного носителя ( см. Приложение 2)

Ребята, как вы думаете всегда ли раковина защищает моллюска?







Правильно, интересно, а что находится под раковиной?

Прежде чем рассказать что находится под раковиной, давайте посмотрим видеофрагмент. « Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков» Обратите внимание на следующие аспекты:

- Роль слизистых желёз в передвижении;

- Промежуток времени между открытием дыхательного отверстия;

- Предпочитаемые объекты питания;

- Механизм поглощения пищи;

- Поведение животного в минуту

опасности.

- Значит, внутри моллюск состоит из мантийной полости и мантии ( исп. таблица, см приложение 3. и биологический объект беззубки)

Нервная система узлового типа, надглоточный узел намного больше, и представляет собой как бы « головной мозг». Есть органы химического чувства, и органы равновесия существуют почти у всех представителей. Кровеносная система незамкнутого типа, своеобразен наличием сердца и кровеносных сосудов,

Пищеварительная система состоит  из терки

Пищевода

Глотки

Желудка

Кишечника

Анального отверстия

Имеются почки

Выделительная система это почки

Моллюски раздельнополы организмы, редко гермофродиты.










Осмысление внутренних закономерно

предметами ( явлениями) в процессе

ния познавательных заданий.  


Моллюсков, так же как и всех остальных животных изучает зоология, которая является составной частью предмета биологии.

А что изучает биология?


Сейчас мы с вами выполним лабораторную работу.

.«Строение и особенности жизнедеятельности брюхоногих моллюсков».

 Цель этой работы :

Изучить внешнее строение брюхоногих моллюсков на примере обыкновенного прудовика. Провести наблюдение за движением, дыханием и питанием моллюска.


 Оборудование: Живой объект –обыкновенный прудовик, лупы, кусочки чеснока, ломтики яблока. Инструктивная карта (Приложение№1).


      Выводы по этапам инструктивной карты заносятся в маршрутный лист. По окончании работы предлагается сделать вывод о приспособленности моллюсков и  её относительности.


Инструктивная карточка


  1. Возьмите банку с обыкновенным прудовиком, когда моллюск начнёт ползать по стеклу, рассмотрите его строение. Найдите голову со щупальцами, у основания которых располагаются небольшие глаза, ротовое отверстие на нижней стороне головы, подошву ноги. Из каких отделов состоит тело брюхоногого моллюска?
  2. Обратите внимание на плавное скольжение прудовика по стеклу, хорошо видны волнообразные сокращения мышц ноги.


  1. Когда моллюск поднимается к поверхности воды, понаблюдайте, как открывается дыхательное отверстие, ведущее в лёгочную полость. Определите, как долго дыхательное отверстие будет открыто.
  2. Пересадите моллюска на стеклянную пластину, и когда улитка начнёт ползать, прикоснитесь осторожно карандашом к её щупальцам. Понаблюдайте, как убираются щупальца, при этом глаза ввёртываются в них. При более сильном раздражении происходит сжатие всего тела, постепенно убирающегося в раковину. Какую роль в жизни моллюсков играют щупальца?
  3. Когда моллюск успокоится, проведите перед ним по стеклу кусочком чеснока, не прикасаясь к телу улитки. Понаблюдайте за её поведением. О чём  говорит этот опыт?
  4. Положите перед моллюском кусочек яблока. Проследите, как моллюск питается. Если сидеть тихо, то можно слышать, как улитка соскребает челюстью кусочек пищи. Закончив наблюдение , пересадите моллюска в банку. Вспомните, чем питаются наземные брюхоногие моллюски.

А теперь давайте заполним таблицу

сравнительной характеристики моллюсков и кольчатых червей с целью обнаружения черт сходства доказывающих единство происхождения

Приложение 3.

(Для данной работы необходим цифровой носитель.)


( см. Приложение 4.)


Ответить на вопросы:

  1. В чём состоит усложнение органов у моллюсков в эволюционном процессе?



  1. Что говорит о единстве происхождения этих групп животных?







Обобщение и закрепление изученных

усвоенных знаний.

А теперь давайте выполним задания

1 это задания на выявление связей.

  1. Кровеносная система: движение крови ------сосуды;

а) печень

б) сосуды «сердца»

в) сердце

        2)  Пищеварительная система: измельчение пищи------ротовая

полость;

              а) тёрка

              б) желудок

              в) кишечник

         3)  Нервная система: проведение нервных импульсов------«головной

 мозг»;

               а) нервные стволы

               б) нервная трубка

               в) надглоточный узел




2 это задания на обобщение групп понятий


            1)  Виноградная улитка + слизень + прудовик =

2)  Створки + эластичная связка + мышцы =

 3) Рот + пищевод + кишечник =






Подведение итогов урока.  Оценка

отдельных учеников.

Что мы сегодня узнали?


Какую лабораторную работу мы выполняли?


Какое строение у моллюсков?














Домашнее задание


Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов. стр. 134-137. Подготовить сообщения в группах « Многообразие брюхоногих моллюсков».



и опорных знаний.


См. приложение 1.




Верными суждениями являются

  1. 10.14.








































- гусеница

- куколки




- Прямокрылые


- имаго









Развитие бабочки:

Яйцо--- гусеница--- куколка---бабочка.

Развитие кузнечика:

Яйцо--- личинка--- имаго.

Органы чувств у паука

глаза простого строения,  обычно они располагаются по 12,8,6, очень редко парами по 2. Механические раздражения они воспринимают чувствительными волосками на своем теле.


ти школьников


Да.


Да находили.


Ракушки, это покровы моллюска, которые оберегают их от воздействия неблагоприятных факторов.  






















учащимися нового материала


По предложенной кодограмме определить:

1.  систематическое положение биологического объекта (Моллюск Беззубка).

Пример: Царство Животные.  Подцарство Многоклеточные животные.

 Тип Моллюски.

 Класс Двустворчатые

 Вид Моллюск Беззубка



(Самостоятельная работа)




Вороны на отмелях входят по брюхо в воду и отыскивают ракушек, а затем поднимаются со своей добычей в воздух и летят к ближайшим на берегу камням; бросают с высоты ракушку и колотят ,пока раковина не расколется

Органы моллюска.


















































стей, связей между изучаемыми

мыслительной работы и выполне



Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.



































Тело моллюска состоит из головы, туловища и ноги.























С помощью щупалец моллюск передвигается.






Этот опыт говорит о раздражимости маллюска и его чувствительности к чесноку.






Брюхоногие моллюски питаются в основном растениями, и в очень редких случаях являются хищниками.














В процессе эволюции по сравнению с насекомыми и червями органы моллюска  усложняются.

Например, в нервной системе имеет более крупные размеры по сравнению с вышеназванными организмами надглоточный узел, в кровеносной системе имеется сердце и кровеносные сосуды, органы выделения – почки.



на уроке понятий и ранее






сердце






терка







надглоточный узел








Брюхоногие моллюски


Двустворчатые моллюски


Пищеварительная система






работы всего класса и знаний


Мы узнали какое строение у моллюсков, и как они живут.

Лабораторную работу по строению и жизнедеятельности моллюсков.

У моллюсков сложное строение,

С наружи они покрыты раковиной, внутри находится мантия и мантийная полость. Голова, туловища и нога основные части моллюска.

В мантийной полости расположены органы моллюска, сюда входят: сердце и кровеносные сосуды, органы пищеварения, нервная система, почки, яичники и семенники.


10´



















































































































10´












































































10´




















































































































































































Приложение 1.

Приложение 2.

        

Приложение 3.

Признаки

Тип Кольчатые черви

Тип Моллюски

1. Нервная система

 


2. Дыхание



3. Пищеварение



4. Выделение



5. Кровеносная система

                                                          Приложение № 4.

Инструктивная карточка

  1. Возьмите банку с обыкновенным прудовиком, когда моллюск начнёт ползать по стеклу, рассмотрите его строение. Найдите голову со щупальцами, у основания которых располагаются небольшие глаза, ротовое отверстие на нижней стороне головы, подошву ноги. Из каких отделов состоит тело брюхоногого моллюска?
  2. Обратите внимание на плавное скольжение прудовика по стеклу, хорошо видны волнообразные сокращения мышц ноги.
  3. Когда моллюск поднимается к поверхности воды, понаблюдайте, как открывается дыхательное отверстие, ведущее в лёгочную полость. Определите, как долго дыхательное отверстие будет открыто.
  4. Пересадите моллюска на стеклянную пластину, и когда улитка начнёт ползать, прикоснитесь осторожно карандашом к её щупальцам. Понаблюдайте, как убираются щупальца, при этом глаза ввёртываются в них. При более сильном раздражении происходит сжатие всего тела, постепенно убирающегося в раковину. Какую роль в жизни моллюсков играют щупальца?
  5. Когда моллюск успокоится, проведите перед ним по стеклу кусочком чеснока, не прикасаясь к телу улитки. Понаблюдайте за её поведением. О чём  говорит этот опыт?
  6. Положите перед моллюском кусочек яблока. Проследите, как моллюск питается. Если сидеть тихо, то можно слышать, как улитка соскребает челюстью кусочек пищи. Закончив наблюдение , пересадите моллюска в банку. Вспомните, чем питаются наземные брюхоногие моллюски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...