Авторская разработка "Географо-биологический полевой практикум для учащихся 5-7-х классов"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Авторская разработка "Географо-биологический полевой практикум для учащихся 5-7-х классов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografo-biologicheskiy_polevoy_praktikum_5-7_klass.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Москва ВАО
ГБОУ СОШ № 405
Географо-биологический полевой практикум
для учащихся 5-7-х классов
Работа проводилась в
парке «Терлецкая дубрава»
с ______________________20___г. по ___________________________20___г.
Руководители: Першина О.В.
Исследователь:___________________________________________
______________________________________ класс
20___г.
Схематично изобразите план парк – «Терлецкая дубрава».
Подпишите названия объектов, указанных в плане парка.
Фенологические наблюдения.
Опишите состояние погоды на день наблюдения.
Дата | Температура | Облачность | Виды облаков | Осадки | Ветер |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. |
Примечание:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЕСНА.
· Используя календарь, узнайте продолжительность дня
1 марта _________________________ | 1 мая ___________________________ |
15 марта ________________________ | 15 мая __________________________ |
1 апреля ________________________ | 31 мая __________________________ |
15 апреля _______________________ |
Что происходит с продолжительностью дня весной?
_____________________________________________________________________________
· Используя календарь погоды, определите среднюю температуру месяца
Март_________________ Апрель ______________ Май __________________
Что происходит с температурой воздуха весной?
· Используя календарь погоды, определите количество дней с осадками
Март_________________ Апрель ______________ Май _________________
Каков характер осадков весной?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Используя календарь погоды, определите количество облачных дней
Март_________________ Апрель ______________ Май _________________
С чем связано количество пасмурных и солнечных дней?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСЕНЬ.
Заполните таблицу «Состояние погоды осенью»
Дата | Прод-ть дня от… до… | Средняя температура | Облачность | Осадки | Ветер |
1 (сент.) | |||||
2 (окт.) | |||||
3 (нояб.) |
Что происходит с продолжительностью светового дня и температурой осенью? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Природный комплекс.
Назовите основные компоненты природного комплекса:
- _____________________ 3. ___________________________
2.______________________ 4. ___________________________
Назовите виды природных комплексов в парке «Терлецкая дубрава»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение природного комплекса (биогеоценоза) луга.
Изучение растительности луга.
- Выберите участок луга размером 30м*30м (или 50м*50м), характерный для данной местности
- Дата наблюдения ___________________________________________
- Определите количество видов трав на этом участке _________________
из них злаков ______________________________________________
разнотравья _______________________________________________
- Определите, в какой фазе вегетации находятся травы (прорастание, формирование листьев и стеблей, цветение, формирование плодов, созревание плодов, увядание).
Злаки | Разнотравье | ||
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
6 | 6 | ||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 |
- В какой фазе вегетации находятся большинство растений весной?_________________________________________________________________________________________________________________
- Примечание: ________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Дата наблюдения ______________________________________________
- Определите фазу вегетации
Злаки | Разнотравье | ||
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
6 | 6 | ||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
- Как изменилась растительность за период между двумя наблюдениями? ____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение фазы вегетации растений луга осенью.
Дата _____________________________ (сентябрь)
Злаки | Разнотравье | ||
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 |
Дата _____________________________ (октябрь)
Злаки | Разнотравье | ||
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 |
Что происходит с растительностью луга осенью?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие вопросы возникли у Вас при наблюдении?
Запишите их. _______________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экземпляры неизвестных Вам растений возьмите с собой для определения их названий. Сделайте из них гербарий.
Примечание: ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Для класса.
Найдите растения и заполните таблицу.
Растения, имеющие: | Название |
Мочковатую корневую систему | 1. 2. |
Стержневую корневую систему | 1. 2. 3. |
Простые листья | 1. 2. 3. |
Сложные листья | 1. 2. |
Прикрепление листьев к стеблю с черешком | 1. 2. |
Прикрепление листьев к стеблю без черешка | 1. 2. |
Параллельное жилкование | 1. 2. |
Дуговое жилкование | 1. |
Сетчатое жилкование | 1. 2. 3. |
Одиночные цветки | 1. 2. |
Цветки, собранные в соцветия (назовите соцветие) | 1. 2. 3. 4. 5. |
Наблюдение за животными луга.
Беспозвоночные луга (черви, улитки).
Дата ___________________________ Количество ____________________
Заполните таблицу
Название | Место наблюдения | Жизнедеятельность |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Какие вопросы возникли при наблюдении? _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ___________________________ Количество ____________________
Заполните таблицу
Название | Место наблюдения | Жизнедеятельность |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Примечание: ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Насекомые луга.
Дата ___________________________ Количество ____________________
Заполните таблицу
Название | Место наблюдения | Жизнедеятельность |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
Какие вопросы возникли при наблюдении? _____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование влияния автомобильного транспорта
на видовой состав луга.
- Выберите три участка, равные по площади:
Участок А – вблизи автодороги;
Участок В – 200 – 500м от дороги;
Участок С – более 200 – 500м от дороги.
Заполните таблицу.
Количество видов | Участок А | Участок В | Участок С |
Трав | |||
Насекомых |
Сделайте выводы: ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Птицы луга и лесопарка.
Дата ___________________________ Количество ____________________
Опишите птиц (две и более) по плану:
1. Название _______________________________________________________
2. Размер (мелкие – как воробей, средние – как голубь, крупные, как сова) и окраска ___________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Место наблюдения ______________________________________________
4. Характер голосов (свист, пение, карканье и т.п.) _______________________
__________________________________________________________________
5. Общение с птицами своего и других видов (голосами, игры, драки, конкуренция) ______________________________________________________
________________________________________________________________
6. Кормление (что едят, как добывают пищу) ___________________________
________________________________________________________________
Вопросы, возникшие при наблюдении _________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Млекопитающие и пресмыкающиеся луга и лесопарка.
Дата наблюдения ___________________________________________________
Заполните таблицу «Млекопитающие и пресмыкающиеся лесопарка»
Название | Место | Деятельность |
1. | ||
2. | ||
3. |
- Таблицу можно заполнить по опросу посетителей парка.
- Виды деятельности – скрылись от наблюдателя, грелись на солнце, кормились и т.д.
Вопросы, возникшие при наблюдении: _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экология луга.
- Назовите важнейшие факторы и ресурсы среды для:
Растений: | Животных: |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
- Между организмами луга выявите:
Пример:
- конкуренцию _______________________________
- хищничество _______________________________
- паразитизм _______________________________
- полезно-нейтральные _______________________________
отношения _______________________________
- организмы, не вступающие _______________________________
во взаимоотношения с другими _______________________________
______________________________
_______________________________
Изучение природного комплекса (ПК) леса.
(биогеоценоза лесопарка).
Выберите участок лесопарка размером 30м*30м или 50м*50м
Дата наблюдения _________________________________________
Количество видов деревьев _______________ из них,
лиственные ___________,
хвойные _________________,
не характерные для данной природной зоны __________________.
Количество видов кустарников ______________, из них, не характерных для данной природной зоны _______________.
Заполните таблицу «Состояние деревьев лесопарка».
Количество деревьев | Большинство | Половина | Менее половины | 1 – 3 дерева | Нет |
Покрытых лишайником | |||||
Старых | |||||
Больших (имеют сухие ветки, облетает кора) | |||||
Поражены грибом – трутовиком |
Определение фазы вегетации деревьев лесопарка.
- набухание почек, распускание почек, формирование листьев и кроны, цветение, развитие плодов, распространение плодов, листопад, покой.
Дата _____________________________ (май)
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 |
В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев весной? _________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дата _____________________________ (июль)
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 |
В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев лесопарка летом?______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _____________________________ (сентябрь)
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 |
В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев ранней осенью?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _____________________________ (октябрь-ноябрь)
Название | Фаза вегетации | Название | Фаза вегетации |
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 |
В какой фазе вегетации находятся большинство деревьев поздней осенью?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Примечание: ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Ярусность леса»
Название яруса | Название растений | Название животных |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
В каком ярусе встречается наибольшее количество видов растений, животных? ________________________________________________________
Заполните таблицу «Травянистый ярус леса»
Весна | Лето | Ранняя осень | Поздняя осень | |
Количество | ||||
Из них цветущие |
Охарактеризуйте изменение растительного яруса по сезонам года _____
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите жизнь насекомых и других животных травянистого (или выбранного вами) яруса леса _________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучение почвы лесопарка.
Определите, какой тип почвы обладает в данной местности? _________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Возьмите образцы почв луга и леса, исследуйте ее и заполните таблицу.
«Почвы лесопарка и луга»
Характеристика | Луг | Лесопарк |
Цвет | ||
Влажность | ||
Структура | ||
Количество корней Растений | ||
Организмы в Почве |
Определите, можно ли отнести почву к живой или неживой природе? Почему?
_________________________________________________________________
Исследование пресноводного водоема.
Пруд.
- Дата исследования __________________________________________
- Название ________________________________________________
- Размер (в шагах) _________________________________________
- Сточный или бессточный (подчеркнуть)
- Водный режим. Покрытие льдом полное, частичное или отсутствует (подчеркнуть).
- Прозрачность воды. Мутная, слабо прозрачная, прозрачная (подчеркнуть).
- Цвет воды ________________________________________________
- Характер берегов. Обрывистые, крутые, пологие (подчеркнуть)
- Заросшие кустарником, травой, чистые (подчеркнуть)
Возьмите пробы грунта, исследуйте их. Заполните таблицу.
«Характеристика грунта пруда»
Состав | Размер (мм) | Наличие | Характеристика |
Валуны | Более 100 | ||
Галька | 10 - 100 | ||
Гравий | 2 - 10 | ||
Песок | 0,05 - 2 | ||
Глина | Менее 0,05 | ||
Ил | Отложение органического происхождения |
Примечание: _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соберите коллекцию минералов. Если возможно, определите их название. Как они здесь появились?
Изучение органического мира пруда.
Сделайте наблюдения и запишите в таблицу те организмы, которые вы увидели на пруду.
Дата наблюдения ____________________________________________
Под водой | На поверхности и у воды | |
Продуценты | ||
Консументы I порядка | ||
Консументы II порядка | ||
Всеядные | ||
Детрифаги |
Какую группу организмов наблюдать не удалось ___________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши впечатления и выводы о проделанной работе:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летний полевой практикум (фотолетопись)
На основании договора от 25.05.2011 года между Управлением образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский» с ФГУ «Государственный природный заповедник «Поронай...
Экологический дневник полевого практикума
Для получения детьми непосредственного опыта общения с природой в летний период крайне желательно организовывать полевой практикум. Полевой дневник поможет ребятам научиться фиксировать свои наблюдени...
Полевой практикум "Северо-Запад России"
РАУГ (Российская Ассоциация Учителей географии) организовала очередной ежегодный практикум по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск....
Полевой практикум МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Полевой практикумМЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ...
Летний полевой практикум
Данная методическая разработка является дополнением к программе «Твой дом», объединения «Игровая экология», для детей младшего школьного возраста в летний период времени. Разработка предста...
Методические рекомендации по организации полевого практикума по географии
Методические рекомендации предназначены для учителей географии...
Полевой практикум на территории памятника природы «Грачёвская лесная дача» для 8-ых классов.
Методическая разработка практикума для учащихся 8-ых классов...