план-конспект урока в 7 классе Отряд Перепончатокрылые
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
В этом материале дан план-конспект урока биологии в 7 классе по теме "Отряд Перепончатокрылые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otryad_pereponchatokrylye.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 19. Отряд Перепончатокрылые
Цели: ознакомить учащихся с отрядом насекомых Перепончатокрылые.
Задачи: образовательные: выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых;
развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, развивать навыки работы с книгой;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: гербарии насекомоопыляемых растений, коллекции «Медоносная пчела», таблица «Жизнь медоносной пчелы».
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев;
- представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи;
- знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе;
- называть представителей отряда Перепончатокрылые, которые используются при биологических методах борьбы с вредителями.
Ход урока:
I. Проверка знаний.
- Почему бабочки относятся к отряду Чешуекрылые?
- Почему древние римляне называли бабочек ожившими цветами?
- Как по форме и окраске тела бабочек можно определить, ночная она или дневная? Какие еще признаки ночных и дневных бабочек вам известны?
- Чешуекрылые - одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд). Какое значение тутовый шелкопряд имеет в хозяйственной деятельности человека?
- Как происходит развитие насекомых с полным превращением?
- Чем опасны комары? Как с ними бороться?
- Особенности строения и жизнедеятельности комнатной мухи.
- Какой вред человеку наносят блохи и равнокрылые?
II. Изучение нового материала.
Природа наиболее удивительна в малом.
К. Линней
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Знакомство с медоносной пчелой лучше всего начать с выяснения мест ее обитания и характера питания.
- При изучении строения пчелы отметить подвижное соединение брюшка с грудным отделом. Такой характер связи позволяет пчеле жалить.
- Показать расположение жала на конце брюшка, его защитное значение и относительность этой защиты.
- Обратить внимание на расположение в брюшке восковых желез и раскрыть их роль в образовании воска, который используется пчелами для постройки ячеек.
- Рассказать о применении воска человеком: воск используется в пчеловодстве для изготовления искусственной вощины; в деревообрабатывающей, текстильной, стекольной, парфюмерной, оптической, ювелирной промышленности.
- Вспомнить медоносные растения, растущие в данной местности.
- Подчеркнуть роль пчел в опылении садов и сельскохозяйственных растений. Урожай гречихи повышается на 41 %, подсолнечника - на 40 %, семян красного клевера - на 75 %.
1. Жизнь пчелы связана с цветковыми растениями - источником пищи. При поиске пищи пчелы ориентируются посредством органов чувств, из которых у пчел развилось цветное зрение, очень тонкое обоняние и чувство вкуса. Пчел разводят с глубокой древности с целью получения меда, который является не только ценнейшим пищевым продуктом, но и обладает целебным свойствами.
Пчелиный мед не только высококалорийный продукт питания, но и ценное лечебное средство. Бактерицидные свойства меда знали еще в Древнем Египте. Так, тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в мед.
Мед обогащает организм человека витаминами, белками, углеводами, ферментами, повышает его тонус. Издавна считают, что мед - это долголетие. Сейчас мед успешно применяется при лечении заболеваний кроветворных органов, сердечно-сосудистой системы, кожных заболеваний, при простудах.
В медицине используется «пчелиное молочко» апилак, перга, пчелиный яд, прополис (смола, которой пчелы промазывают щели улья).
2. Когда говорят о муравьях, то в первую очередь имеют в виду рыжих лесных муравьев, сооружающих в лесах из веточек и хвои большие надземные купола муравейников. Муравьи живут семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи. Крылья имеются у самцов и самок только в период вылета из гнезда во время размножения. У рабочих муравьев крыльев не бывает, они не способны к размножению и заняты строительством, заготовкой пищи, выкармливанием личинок и другими работами. Наиболее крупные особи защищают муравейник, их называют солдатами. Средств защиты у муравьев несколько: острые жвалы, ядовитая жидкость, состоящая в основном из муравьиной кислоты, которую они выбрызгивают, направляя на врагов конец брюшка; у многих муравьев есть жало. При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет, а рабочие муравьи - 3 года. Муравьи питаюся в основном белковой пищей, то есть другими насекомыми, которых убивают и пр иносят в муравейники, и углеводной - сахаристыми выделениями растений, древесным соком, а также особенно богатыми сахаром выделениями тлей. Большую часть белковой пищи муравьи скармливают личинкам, а углеводной питаются взрослые особи. Для муравьев характерен обмен пищей - трофаллаксис. Голодный муравей ударами усиков побуждает своего собрата отрыгнуть капельку пищи, которую слизывает.
Рабочие муравьи - фуражиры - за лето приносят в гнездо 3-8 млн различных насекомых, около 20 ведер сладких соков, в основном выделений тлей, и 40-60 тыс. семян различных растений.
У муравьев превосходно развито чувство гравитации. Они угадывают наклон поверхности уже при 2 градусах.
Муравьи не имеют жала, но ядовитые железы, вырабатывающие муравьиную кислоту, сохранились. Муравей может «выстрелить» струйкой яда на расстояние в 500 раз большее своего размера. Семья рыжих муравьев за лето уничтожает от 4 до 10 млн вредителей леса.
3. Наездники - обобщенное название различных перепончатокрылых, личинки которых являются паразитами других насекомых. Нападая на свою жертву для откладки яиц, эти стройные насекомые набрасываются на нее сверху и внешне напоминают наездников, стремящихся усидеть на другом насекомом.
Белянковый наездник интересен тем, что исторически это был первый открытый учеными паразитический вид. Он паразитирует в гусеницах капустницы, репницы, боярышницы.
Трихограмма - яйцеед, имеющий очень мелкие размеры - до 1 мм. Трихограмма способна развиваться в яйцах более чем 80 различных видов чешуекрылых. Но у каждой расы трихограммы есть свой предпочитаемый хозяин. Из яйца трихограммы уже через несколько часов после откладки отрождается личинка. Полностью развитие завершается за 9-20 суток. Использование паразитов для истребления вредных насекомых является примером биологического способа борьбы с вредителями.
4. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Задание учащимся: Составить таблицу «Значение насекомых в природе и жизни человека».
Значение | Представители | Стадии развития, на которых приносится вред или польза |
Вредители растений | Саранча, медведки, тли, яблонный цветоед, свекловичный долгоносик, кузька хлебный | На взрослой и личиночной стадиях - вредители растений. На всех стадиях развития - пища для насекомоядных птиц и др. животных |
Переносчики возбудителей болезней | Комнатная муха | Взрослое насекомое является переносчиком возбудителей различных заболеваний. Входит в цепи питания насекомоядных животных |
Малярийный комар | Взрослые насекомые при укусах заражают малярией. Комары и их личинки - пища многих животных | |
Насекомые-паразиты | Бычий кожный овод | Личинки паразитируют в тканях крупного рогатого скота, взрослые оводы входят в цепи питания насекомоядных животных |
Вши | Взрослые особи и личинки питаются кровью, передают возбудителей болезней | |
Насекомые, сокращающие численность других насекомых | Хищные - божьи коровки, жужелицы | Взрослые насекомые и личинки уничтожают насекомых - вредителей растений |
Наездники | Личинки паразитируют в теле гусениц | |
Яйцееды (трихограмма, теленомус) | Откладывают яйца в яйца других насекомых | |
Опылители растений | Медоносная пчела, шмели, дневные бабочки | Взрослая пчела дает все продукты пчеловодства |
()домашненные насекомые | Тутовый шелкопряд, пчелы | Гусеницы выращиваются с целью получения коконов, а из них - нитей шелка; взрослая пчела дает все продукты пчеловодства |
III. Закрепление изученного.
- В чем заключается особенность жизни пчелиной семьи?
- Каково практическое значение пчел?
- Какой образ жизни ведет медоносная пчела?
- В чем значение паразитических перепончатокрылых?
- Кто из насекомых выполняет санитарную роль в лесу?
Задание на дом: § 19. Подготовить сообщения о методах биологической борьбы с вредными насекомыми, повторить § 1-9, подготовиться к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...
План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)
Технологическая карта урока 7б класс по ФГОС....