план-конспект урока в 7 классе Отряд Перепончатокрылые
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Разинова Вера Александровна

В этом материале дан план-конспект урока биологии в 7 классе по теме "Отряд Перепончатокрылые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otryad_pereponchatokrylye.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 19. Отряд Перепончатокрылые

Цели: ознакомить учащихся с отрядом насекомых Перепончатокрылые.

Задачи: образовательные: выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых;

            развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, развивать навыки работы с книгой;

             воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарии насекомоопыляемых растений, коллекции «Медоносная пчела», таблица «Жизнь медоносной пчелы».

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать особенности строения пчел, муравьев;
  • представлять жизнь и структуру пчелиной и муравьиной семьи;
  • знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе;

-        называть представителей отряда Перепончатокрылые, которые используются при биологических методах борьбы с вредителями.

Ход урока:

I.        Проверка знаний.

  1. Почему бабочки относятся к отряду Чешуекрылые?
  1. Почему древние римляне называли бабочек ожившими цветами?
  2. Как по форме и окраске тела бабочек можно определить, ночная она или дневная? Какие еще признаки ночных и дневных бабочек вам известны?
  3. Чешуекрылые - одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд). Какое значение тутовый шелкопряд имеет в хозяйственной деятельности человека?
  4. Как происходит развитие насекомых с полным превращением?
  1. Чем опасны комары? Как с ними бороться?
  1. Особенности строения и жизнедеятельности комнатной мухи.
  1. Какой вред человеку наносят блохи и равнокрылые?

II.        Изучение нового материала.

Природа наиболее удивительна в малом.

К. Линней

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Знакомство с медоносной пчелой лучше всего начать с выяснения мест ее обитания и характера питания.
  2. При изучении строения пчелы отметить подвижное соединение брюшка с грудным отделом. Такой характер связи позволяет пчеле жалить.
  3. Показать расположение жала на конце брюшка, его защитное значение и относительность этой защиты.
  4. Обратить внимание на расположение в брюшке восковых желез и раскрыть их роль в образовании воска, который используется пчелами для постройки ячеек.
  5. Рассказать о применении воска человеком: воск используется в пчеловодстве для изготовления искусственной вощины; в деревообрабатывающей, текстильной, стекольной, парфюмерной, оптической, ювелирной промышленности.
  6. Вспомнить медоносные растения, растущие в данной местности.
  7. Подчеркнуть роль пчел в опылении садов и сельскохозяйственных растений. Урожай гречихи повышается на 41 %, подсолнечника - на 40 %, семян красного клевера - на 75 %.

1.        Жизнь пчелы связана с цветковыми растениями - источником пищи. При поиске пищи пчелы ориентируются посредством органов чувств, из которых у пчел развилось цветное зрение, очень тонкое обоняние и чувство вкуса. Пчел разводят с глубокой древности с целью получения меда, который является не только ценнейшим пищевым продуктом, но и обладает целебным свойствами.

Пчелиный мед не только высококалорийный продукт питания, но и ценное лечебное средство. Бактерицидные свойства меда знали еще в Древнем Египте. Так, тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в мед.

Мед обогащает организм человека витаминами, белками, углеводами, ферментами, повышает его тонус. Издавна считают, что мед - это долголетие. Сейчас мед успешно применяется при лечении заболеваний кроветворных органов, сердечно-сосудистой системы, кожных заболеваний, при простудах.

В медицине используется «пчелиное молочко» апилак, перга, пчелиный яд, прополис (смола, которой пчелы промазывают щели улья).

2.         Когда говорят о муравьях, то в первую очередь имеют в виду рыжих лесных муравьев, сооружающих в лесах из веточек и хвои большие надземные купола муравейников. Муравьи живут семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи. Крылья имеются у самцов и самок только в период вылета из гнезда во время размножения. У рабочих муравьев крыльев не бывает, они не способны к размножению и заняты строительством, заготовкой пищи, выкармливанием личинок и другими работами. Наиболее крупные особи защищают муравейник, их называют солдатами. Средств защиты у муравьев несколько: острые жвалы, ядовитая жидкость, состоящая в основном из муравьиной кислоты, которую они выбрызгивают, направляя на врагов конец брюшка; у многих муравьев есть жало. При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет, а рабочие муравьи - 3 года. Муравьи питаюся в основном белковой пищей, то есть другими насекомыми, которых убивают и пр иносят в муравейники, и углеводной - сахаристыми выделениями растений, древесным соком, а также особенно богатыми сахаром выделениями тлей. Большую часть белковой пищи муравьи скармливают личинкам, а углеводной питаются взрослые особи. Для муравьев характерен обмен пищей - трофаллаксис. Голодный муравей ударами усиков побуждает своего собрата отрыгнуть капельку пищи, которую слизывает.

Рабочие муравьи - фуражиры - за лето приносят в гнездо 3-8 млн различных насекомых, около 20 ведер сладких соков, в основном выделений тлей, и 40-60 тыс. семян различных растений.

У муравьев превосходно развито чувство гравитации. Они угадывают наклон поверхности уже при 2 градусах.

Муравьи не имеют жала, но ядовитые железы, вырабатывающие муравьиную кислоту, сохранились. Муравей может «выстрелить» струйкой яда на расстояние в 500 раз большее своего размера. Семья рыжих муравьев за лето уничтожает от 4 до 10 млн вредителей леса.

3. Наездники - обобщенное название различных перепончатокрылых, личинки которых являются паразитами других насекомых. Нападая на свою жертву для откладки яиц, эти стройные насекомые набрасываются на нее сверху и внешне напоминают наездников, стремящихся усидеть на другом насекомом.

Белянковый наездник интересен тем, что исторически это был первый открытый учеными паразитический вид. Он паразитирует в гусеницах капустницы, репницы, боярышницы.

Трихограмма - яйцеед, имеющий очень мелкие размеры - до 1 мм. Трихограмма способна развиваться в яйцах более чем 80 различных видов чешуекрылых. Но у каждой расы трихограммы есть свой предпочитаемый хозяин. Из яйца трихограммы уже через несколько часов после откладки отрождается личинка. Полностью развитие завершается за 9-20 суток. Использование паразитов для истребления вредных насекомых является примером биологического способа борьбы с вредителями.

4. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Задание учащимся: Составить таблицу «Значение насекомых в природе и жизни человека».

Значение

Представители

Стадии развития, на которых приносится вред или польза

Вредители растений

Саранча,      медведки, тли, яблонный цветоед,         свекловичный долгоносик,       кузька хлебный

На взрослой и личиночной стадиях - вредители растений. На всех стадиях развития - пища для насекомоядных птиц и др. животных

Переносчики

возбудителей

болезней


Комнатная муха

Взрослое насекомое является переносчиком возбудителей различных заболеваний. Входит в цепи питания насекомоядных животных

Малярийный комар

Взрослые насекомые при укусах заражают малярией. Комары и их личинки - пища многих животных

Насекомые-паразиты

Бычий кожный овод

Личинки паразитируют в тканях крупного рогатого скота, взрослые оводы входят в цепи питания насекомоядных животных

Вши

Взрослые особи и личинки питаются кровью, передают возбудителей болезней

Насекомые, сокращающие численность других насекомых


Хищные    -    божьи коровки, жужелицы

Взрослые насекомые и личинки уничтожают насекомых - вредителей растений

Наездники

Личинки паразитируют в теле гусениц

Яйцееды (трихограмма, теленомус)

Откладывают яйца в яйца других насекомых

Опылители растений

Медоносная пчела, шмели, дневные бабочки

Взрослая пчела дает все продукты пчеловодства

()домашненные    насекомые

Тутовый шелкопряд, пчелы

Гусеницы выращиваются с целью получения коконов, а из них - нитей шелка; взрослая пчела дает все продукты пчеловодства

  III. Закрепление изученного.

  1. В чем заключается особенность жизни пчелиной семьи?
  2. Каково практическое значение пчел?
  3. Какой образ жизни ведет медоносная пчела?
  4. В чем значение паразитических перепончатокрылых?
  5. Кто из насекомых выполняет санитарную роль в лесу?

Задание на дом: § 19. Подготовить сообщения о методах биологической борьбы с вредными насекомыми, повторить § 1-9, подготовиться к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....