Материалы к урокам биологии(стихи, высказывания)
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
Представлена подборка стихов. высказываний, которые можно использовать на уроках биологии в 5-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stikhi_k_urokam_biologii.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихи и высказывания к урокам биологии.
Р. Рождественский. Монолог царя зверей.
В катакомбах музея хранится пастушья свирель, бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки
«Человек, ты послушай царя терпеливых зверей и прости, что слова мои будут звучать не по-царски.
Я - последний из львов. Но пускай за меня говорят лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность
И дельфинья семья, за которой неделю подряд с вертолётов охотился ты, чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав, муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи
Оглушённая сёмга, дрожащий от страха жираф. Пусть они голосят, вопрошая карающий век,
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты бесспорно вершина творенья, мой брат Человек, только где и когда ты видал без подножья вершину?
Ты командуешь миром, пророчишь, стоишь у руля. Ты – хозяин. Мы спорить с тобой не хотим и не можем.
Но без нас, ты представь, разве будет Землёю Земля, но без нас, ты пойми, разве море останется морем?
Будут жить на бетонном безмолвье одни слизняки, океан разольётся огромной протухшею лужей
Я тебя не пугаю, но очень уж сети крепки и растёт скорострельность твоих замечательных ружей.
Всё твоё на планете и нашего нет ничего. Так устроена жизнь – мы теперь лишь а чучела гожи.
Зоопарки твои превосходны, да жаль одного, мы в твоих зоопарках давно на себя не похожи.
Так устроена жизнь. Мы поладить с тобой не смогли. Нашу поступь неслышную тихие сумерки спрячут.
Мы уходим в историю этой печальной Земли, человечьи детёныши вспомнят о нас и заплачут.
Мы - пушистые глыбы тепла, мы – живое зверьё. Может правда, что день ото дня мир становится злее.
Вот глядит на тебя поредевшее царство моё, не мигая глядит и почти ни о чём не жалея
И совсем ничего не прося, ни за что не коря. Верно в хоботы, ласты и когти судьба не даётся
Я с седеющей гривы срываю корону царя и реву от бессилья, а что мне ещё остаётся».
Ж.Б.Ламарк 1809г «Философия зоологии» : «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания»
Ф. Энгельс 1896г. «Диалектика природы» «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первые»
Игорь Шкляревский. Пока в столовке жадно ест собачник, к его фургону, развевая мрак В рубахе белой подкрадётся мальчик, сорвёт засов и выпустит собак Они рванутся в темноту и волю, пьянея с ног спасителя собьют Вот, кувыркаясь по ночному полю они уже бегут, бегут, бегут. Река блеснула, им не надо брода. Они плывут и где-то над рекой Соединяет радостно свобода крик человека и собачий вой. Их колет рожь! Их радуют проклятья! Под каждым стогом есть для них приют Но и во сне, обнявшись, словно братья, они бегут, бегут, бегут.
Ю. Друнина.
Жестокость равнодушия – она \\ страшнее, чем бетонная стена. В кровь об неё мы расшибаем лбы – она не слышит попросту мольбы. Стена из равнодушия – она \\не виновата в том, что холодна.
Не бойся врага – в худшем случае он убьёт тебя. Не бойся друга – в худшем случае он предаст тебя. Бойся равнодушного – ибо с его молчаливого согласия совершается и то и другое.
Сочинение восьмиклассника. «Раскаяние» 1994 г.
Я хочу рассказать, как я убивал лягушку или как я пытал её. Я сначала отрезал лапы, но она (или он) не умирала. Я тогда выколол глаза, а она всё не умирала. Я взял лезвие и разрезал живот, а потом её выкинул. А теперь я раскаиваюсь, что убил её. Ещё. У меня была собака. К ней приходили другие собаки. Мне это надоело и я поставил капкан. Тут какая-то собака прибежала и попала ногой в капкан. Я взял лопату и начал бить её. Она рвалась, а я всё бил и бил. Собака убежала с визгом, а нога осталась в капкане. Сейчас эта собака бегает без ноги. А свою собаку я повесил и взял шкуру. Я из неё сделаю варежки.
О.С.Газман (член-корреспондент Академии Образования)
Воспитанные в добре выбирают зло не от хорошей жизни. Но воспитанные в зле выбирают зло при любой жизни, в любом случае.
Самед Вургун.
Давай пройдёмся медленно по лугу и «Здравствуй» скажем каждому цветку Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.
Кристина Россети. Никого не обижай – ни пчелу, ни мушку Ни улитку, ни жучка – тёмненькое брюшко Ни кузнечика в траве, скачущего ловко Ни блестящую в листве божию коровку Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого Ни за что и никогда не обижай живого!
Леонид Сорокин. Мы людьми остаёмся, пока сапогом не раздавим первый свежий подснежник, пробившийся в талом снегу
И пока мы сердца не упрячем за толстые ставни, чтоб не слышать грозу и с рассветом не видеть росу.
Г. Ступин. Легко ли в детстве мне жилось?
Когда мне делалось невмочь переносить обиду, злость, я убегал из дома прочь Бежал я полем что есть сил и пробирался по кустам На берег речки выходил и на песок ложился там Кипело, ныло всё во мне, а предо мной текла река и камыши качались в ней и отражались облака
И грустно становилось мне, что так прекрасен этот свет И жалко становилось мне себя и всех, что счастья нет И торопился я домой и появлялся ласков, тих И утешал как только мог родных обидчиков моих.
Р.Рождественский.
Горбуша в сентябре идёт метать икру, трепещут плавники как флаги на ветру Идёт она, забыв о сне и о еде туда, где родилась, к единственной воде. Угаром, табуном, лавиною с горы и тяжелеют в ней дробиночки икры. Горбуша прёт, шурша, как из мешка горох, затворы сокруша и сети распоров. Шатаясь и бурля как брага на пиру, горбуша в сентябре идёт метать икру .Белёсый водопад вскипает словно пунш, когда в тугой струе торпедины горбуш. И дальше по камням на брюхе через мель зарыть в песок икру и смерть принять взамен. Пришла её пора, настал её черёд, здесь даже не река, здесь малый ручеёк. В него трудней попасть, чем ниткою в иглу. Горбуша в сентябре идёт метать икру. Потом она лежит дождинкой на стекле….
Р.Рождественский. «В музее естествознания». До теперешней нашей Земли, до её снегов и метелей
Бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за неё никто не в ответе
Заблудились, пошли не туда, смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит, ветвь направо и ветвь налево.
Человек разумный сидит на вершине этого древа.
А под ним проносится век, повороты, круговороты.
Да неужто и человек тупиковая ветвь природы?
Р. Рождественский.
Человек состоит из клеток – навязло в зубах. Значит, он состоит из клеток, как зоопарк. И пока твоё сердце дымится, (ты уж поверь), В каждой клетке его таится какой-нибудь зверь. Зверь, который в тесном жилище быть обречён, Зверь, который требует пищи, разной причём. Человек от клетки зависим . . . Обидней всего, если в клетках, которыми мыслим, Нет никого.
Ю. Друнина.
Человек всемогущ , словно бог, вечно в поиске, вечно в движеньи. Он боязнь высоты превозмог и планеты родной притяженье. До чего человек уязвим – балансирует вечно на грани Каждый камень, нависший над ним может сдвинуться, грохнуть, грянуть. Человек изворотлив, как чёрт. Впрямь владеет он дьявольской силой: Улыбаясь к немилой идёт, Улыбаясь , уходит от милой. Как же слаб этот бог, этот бог! Сколько раз от единого слова Стать несчастным мгновенно он мог И счастливым мог сделаться снова.
ПЕСНЯ ЛЯГУШЕК.
У нас глазища как алмазы и кожа цвета изумруда. И мы рождаемся три раза, а это, братцы, просто чудо! Икринка малая в комочке и головастик в резвой стайке, и вот лягушечка на кочке поёт иль скачет по лужайке. Вмёрзла в лёд и вновь жива – вот лягушка какова! Мы дышим жабрами, как рыбы. Мы дышим лёгкими , как люди. Как птицы мы летать могли бы, но лучше петь, как птицы будем. Ква-ква! Быть может наши трели не очень ценят птицы эти. Зато мы первыми запели, когда их не было на свете. Лет мильон, а может два слышал мир одно «ква-ква»! Мы на лужайках рекордсменки, мы в каждой луже чемпионки. У нас прыгучие коленки, у нас на лапках перепонки. Конечно мы холодноваты, но наши песни так напевны. Мы в ваших баснях глуповаты, но в ваших сказках мы - царевны. Стань царицею – ква-ква! Царствуй силой волшебства!
Лейла Гайнуллина. ОДА ЛЯГУШКЕ.
Ну кто говорит, что лягушки – уроды! Он должен наверно себе уяснить, Законы свои у суровой природы и главная цель у животных, чтоб жить! Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше. Наряд у лягушки удобен и прост Зачем под водой ей пушистая шёрстка? И прыгать мешал бы искрящийся хвост! А сколько лягушек? Бесчисленно много. Их можно считать и считать без конца. Отдали науке лягушечьи ноги, на пользу науке отдали сердца! И если случайно лягушку ты встретишь, ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!» Погладь осторожно прохладную лапку, на волю, как в сказке, её отпусти.
Юрий Кузнецов. Старая сказка на новый лад.
Эту сказку счастливую слышал я уже на теперишний лад
Как Иванушка во поле вышел и стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленьи полёта по сребристому следу судьбы
И нашёл он лягушку в болоте за три моря от отчей избы
«Пригодится на правое дело». Положил он лягушку в платок,
Вскрыл ей белое царское тело и пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала, в каждой жилке стучали века
И улыбка познанья играла на счастливом лице дурака.
Серая жаба съедает в день 5 г слизней. На площади 1 га живут 10 жаб. Рассчитать массу вредителей, уничтоженных жабами за лето (150 дней) на площади 10 га. (5х10х10х150 = 75000 =75кг. Вывод?
Дм. Сухарев. ЦАРЬ.
Тюлень такой, ему не сыро, ему тепло и без огня. Глядит он весело и сыто на посиневшего меня.
И что тюленю эти волны? Нырнул и под воду полез
И вновь косит глазком проворным, небось хихикает, подлец
Но я гребу сквозь все невзгоды, и зло срывая на весле,
«Я – царь!» - кричу. «Я – царь природы! Я самый главнй на Земле!»
Я – царь, а дождь меня колотит. «Я – царь!» - кричу, а он идёт.
А в сапогах моих – колодец. А зуб на зуб не попадёт
Какой я царь, кому я нужен? Дышу, простужено сопя.
Чтоб комару испортить ужин, поганю химией себя.
Какой я царь? Подумать только… Но мне весло скрипит во мгле:
«Держись, родной, ведь это точно, ты самый главный на Земле!»
Текст песни Земляне - Прости земля
Смотри, вот опять в небесах
Плывет черный дым над тайгой
День и ночь под рев машин
Землю так свою крушим,
Словно мы на планете чужой.
Скалу поднял взрыв на дыбы.
Ушла вдруг вода из ручья.
Мать-Земля, за часом час,
На руках качая нас,
Разве знать ты могла, где беда твоя
Прости, Земля!
Мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти.
Ищи хоть две тысячи лет,
Лети к самой дальней звезде,
И в немыслимой дали
Мы другой такой Земли
Не найдем никогда и нигде.
Земля то в траве, то в снегу.
Земля, где в пол-неба заря,
Каждый день и час любой
Мы в долгу перед тобой,
Неразумных детей ты прости, Земля
Прости, Земля!
Мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все.
Поверь, Земля, люди найдут пути спасти тебя, себя спасти
Не дразните собак
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
Если вам по душе красота земная,Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!
Подпевай:
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица
В. Высоцкий (1938 -1980) Песня о земле.
Кто сказал: «Всё сгорело дотла Больше в землю не бросите семя…», Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время… Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли, Нет, она почернела от горя. Как разрезы траншеи легли И воронки как раны зияют… Обнажённые нервы Земли Неземное страдание знают Она вынесет всё, переждёт, Не записывай Землю в калеки Кто сказал, что Земля не поёт, Что она замолчала навеки? Нет, звенит она стоны глуша Изо всех своих ран, из отдушин. Ведь Земля – это наша душа, Сапогами не вытоптать душу. Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время…
С. Надсон… Я знать хочу, к чему в лазури небосвода
Льет Солнце свет и жизнь в волнах своих лучей. Кем создана она – могучая Природа,
Твердыни гор ее и глубь ее морей;
Я знать хочу, к чему я создан сам в Природе,
С душой, скучающей бесцельным бытием,
С теплом любви в Душе, с стремлением к Свободе, С сознаньем сил своих и с мыслящим умом!
Живя, я жить хочу не в жалком опьяненьи,
Боясь себя «зачем?» пытливо вопросить,
А так, чтоб в каждом дне, и в часе, и в мгновеньи Таился б вечный смысл, дающий право Жить!
Борис Пастернак
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.
Джордано Бруно.
Ищите Истину и позабудьте тени!
Ведь то, что есть сейчас, ценней грядущих благ.
Я знаю, жизнь дана для лучших достижений,
Но, чтоб беспечно жить, с улыбкой на устах,
Я рад тому, что есть, и новых жду мгновений,
С двойною радостью в сияющих очах!
Осип Мандельштам. Ламарк.
Был старик, застенчивый, как мальчик, неуклюжий, робкий патриарх. Кто за честь природы фехтовальщик? Ну конечно, пламенный Ламарк. Если всё живое лишь помарка За короткий выморочный день, На подвижной лестнице Ламарка Я займу последнюю ступень. К кольчецам спущусь и к усоногим, Прошуршав средь ящериц и змей По упругим сходням, по излогам Сокращусь, исчезну, как протей. Роговую мантию надену, От горячей крови откажусь, Обрасту присосками и в пену Океана завитком вопьюсь. Мы прошли разряды насекомых С наливными рюмочками глаз. Он сказал: «Природа вся в разломах, Зренья нет, - ты зришь в последний раз» Он сказал: «Довольно полнозвучья, Ты напрасно Моцарта любил, Наступает глухота паучья, Здесь провал сильнее наших сил» И от нас природа отступила Так, как будто мы ей не нужны, И продольный мозг она вложила, Словно шпагу в тёмные ножны И подъёмный мост она забыла, Опоздала опустить для тех У кого зелёная могила, Красное дыханье, гибкий смех. 1932 г.
Марина Цветаева.
Горечь! Горечь! Вечный привкус На губах твоих, о страсть! Горечь! Горечь! Вечный искус - Окончательнее пасть.
Я от горечи - целую Всех кто молод и хорош. Ты от горечи другую Ночью за руку ведёшь. С хлебом ем, с водой глотаю Горечь-горе, горечь-грусть. Есть одна трава такая На полях твоих , о Русь. 1917г.
Ю. Левитанский.
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе
Каждый выбирает по себе Щит и латы. Посох и заплаты. Мера окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.
Людмила Татьяничева. ГОРДЫЕ.
Гордым легче - гордые не плачут Ни от ран, ни от смертельной боли, На чужих дорогах не маячат, О любви, как нищие, не молят. Широко раскрылены их плечи, Не грызёт их зависти короста. Это правда – гордым в жизни легче, Только гордым сделаться не просто.
«Заповедь» Редьярд Киплинг (в переводе М.Лозинского.)
Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя, наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать, и не кажись прощая, Великодушней и мудрей других
Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив; Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен все воссоздавать с основ,
Умей поставить, в радостной надежде ,На карту все, что накопил с трудом, Все проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно все пусто, все сгорело, И только Воля говорит:(Иди!)
Останься прост ,беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все ,в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег,--- Тогда весь мир ты примешь как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Д. Лихачёв. «Заметки и наблюдения».
Первобытных людей безосновательно считают грубыми, жестокими, грязными. Если потому только, что они были ближе к природе, чем мы, к животному миру, то ведь животные чистоплотны, обладают исключительным пониманием другдруга, приверженностью к своим обыкновениями т.д. Я думаю, что у первобытных людей был великий фольклор, прекрасная травная медицина, умение делать хирургические операции, богатые обычаи и свои празднества, а между собой они умели держать слово, были нежны к детям и щедры. Леви Брюль говорил, что «первобытные люди очень часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий». Сказано тяжело, но верно.
И.Шкляревский написал: «Дай мне всё! Я не стану богаче. Всё возьми! Я не стану бедней» Это свойство духовных ценностей: они не уменьшаются от раздачи и ими нельзя обогатить тех, кто их уже имеет.
А.С.Пушкин. «Мысль! Великое слово! Что же составляет величие человека, как не мысль!» «Блажен, кто знает наслажденье высоких мыслей и стихов!»
Н.Жоголов.
Как всё взаимосвязано в природе, разумно и неразделимо! Вот ландыши: они не в поле бродят, а с тенью лип нерасторжимы. И с шелестом берёз зелёно-дымным, и с колокольчиком лиловым, И с флейтой иволги и свистом соловьиным и с влажным воздухом медовым. Срубите лес – и, как в бездумной бездне, всё-всё до муравьиной кучи, До ёжика, до светлячка, исчезнет. Над пустошью лишь тени бросят тучи. Храните лес, чтоб эхо в нём гудело, чтоб в ручеёк Алёнушка глядела!
Д.Родонич.
Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.
А.Краснов. «Биосфера»
И вот возникла биосфера из неизвестной пустоты, Потом в начале некой эры явились гады и цветы. И расплодились гады эти среди болот и тёмных рек, Но смутно брезжил на планете уже встающий человек. Он понял разумом незрелым значенье света и огня. Уже он становился смелым, всё меньше голову клоня. Уже его преображенье несло грядущие черты: Глядеть на гадов с омерзеньем и с восхищеньем на цветы. Хочу вседневно, неустанно всей болью сердца моего, Чтоб человечество являло черты, достойные его.
С.Орлов.
Леса уходят. Жалко мне леса. Уходят ели, сосны и берёзы. Рябины гасят пламенные гроздья, осинников смолкают голоса. Когда-то жили в тех лесах дубы, и ясени, и золотые клёны. Куда им деться от такой судьбы? Лес вырубают – океан зелёный.
Андрей Ковтун. «Колос».
К нам колосок пробился сквозь века, чтоб золотилось летом поле наше. Как совершенна форма колоска: зерно и копья у зерна на страже.
Н.А. Бердяев: «Человек есть принципиальная новизна в природе»
Эрих Фромм: «Человек – самое эксцентричное создание на Земле»
Л.Н, Толстой: «Правило общее: чем более исполняешь ты какую-то из своих потребностей.тем более она усиливается, и чем менее её исполняешь, тем менее она действует» «Чем мудрее люди, тем они слабее, чем глупее, тем твёрже» «Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную»
Вс.Рождественский.
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей, Берёза зелёные косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесётся, прильнёт ли болотная мгла, Дождинки стряхнув, улыбнётся берёзка и вновь весела.
Наряд её лёгкий чудесен, нет дерева сердцу милей, И сколько задумчивых песен поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы. И так уж она хороша, Что кажется - в шуме берёзы есть русская наша душа.
А.Балин. Хлеб – народное богатство.
Вот хлеб высок, румян и свеж, его ты ежедневно ешь, Орловский, рижский, заварной, пшеничный любишь и ржаной
Не забывай же никогда, какого стоило труда поднять тугую целину Плугами в трудную весну, Удобрить землю под зерно, чтоб в колос выбилось оно. А жатва, если зной и град?! Их много – всяческих преград Преодолеть нам суждено, чтоб в закрома легло зерно.
Запомни же как дважды два народной мудрости слова «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит» И если ты не глух и слеп, цени народный трудный хлеб.
Мих. Раскатов. О рефлексах.
Есть безусловные рефлексы – их у людей полным-полно, Они железны, словно рельсы, свернуть с которых не дано. И плюс у всех нас поголовно рефлексов множество других, Которые условны, словно вполне не быть могло бы их. А в них и счастье, и несчастье, печаль и радость, лёд и страсть… Они – нам мнится - в нашей власти, хотя у них над нами власть! Они нам вызовы бросают и наяву и в сонме снов, Они живут и угасают, и ярко вспыхивают вновь. Шаманство сбросил с пьедесталов великого прозренья миг, Когда Иван Петрович Павлов открыл самим нам нас самих. И как неотвратимо метко условный простенький рефлекс Символизирует нередко характера крутой рельеф. Расти тихоней ли, задирой, являй нам облик сочный свой И не пугайся – рефлексируй, коль есть рефлексы – ты живой!
Фирдоуси: «И жемчугов, и трона золотого ценней разумно сказанное слово».
Ф.Дзержинский: «Лучшее украшение человека – бронза кожи и сталь мышц»
Надежда Веселовская «О сыне».
Немало девять месяцев, но всё же срок обозримый, тут и года нет. А сын во мне за это время прожил десятки тысяч, сотни тысяч лет. Всех видов жизни мерял он обличье: нёс панцирь, плавниками обрастал, Лез в чешую, рядился в перья птичьи, таился, полз, и плавал, и летал. Он видел взросший папоротник серый и белый мир в период меловой. При нём была и суша с атмосферой и океан Великий Мировой. А я жила как все, считала сроки и много раз пока недели шли Мне вспоминались школьные уроки о древе жизни, юности Земли.
Светлана Кедрина «Второе сердце».
Во мне возникло новое начало, во мне второе сердце застучало. С двумя сердцами медленней хожу, с двумя сердцами пристальней гляжу. И удивляюсь чуду из чудес: то сердце бьётся там, то бьётся здесь Пока во мне, пока моя частица, оно захочет скоро отделиться, Всё испытать – и радость и беду. Его рожденье с нетерпеньем жду, И про себя тихонько улыбаюсь. Вот почему хожу, не спотыкаясь.
Д. Раданич.
Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни. Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.
В. Данько «Мой пёс».
Я пса нашёл. Совсем щенок. Он под дождём стоял и мок. Он был измучен, худ и слаб, текла вода с ушей и лап. И с кончика хвоста, как с мокрого куста. И я сказал: «Пойдём со мной, пойдём, щенок ко мне домой! Твоим я стану папой, спасу тебя, щенка, а ну-ка, дождь, не капай на моего сынка! – Я взял щенка, отвёл домой, Я стал его, а он стал мой. Теперь мы неразлучны с ним. Он стал приятелем моим. И если я учу урок, урок со мной твердит щенок, и трудную задачу решает, чуть не плача. Ходить везде со мной он рад – к друзьям и на каток. Он рос и рос сто дней подряд. Он больше не щенок! Он стал теперь с меня почти. С такой собакой не шути! Но если кто-нибудь из вас окажется в беде, Мой пёс спасёт его тотчас в огне или в воде Спасёт мой пёс меня и вас, как я его когда-то спас.
Марк Гроссман. «Пса ударили в грудь ножом.»
Пса ударили в грудь ножом. Полз он мёртвый почти к порогу, Ребятишками окружён, и качало под ним дорогу. Кровь толчками из рваных жил выливалась на шерсть и на пол, …Был он голоден – не тужил, обижали его – не плакал. Никого на своём веку не обидел он, даже битый, Старый кот на его боку отдыхал, не боясь обиды. Укоряли – вилял хвостом – терпелива душа немая. …А теперь он лежал пластом, злобы этой не понимая. Милый, ласковый небольшой, жил он, зубы в живых не целя. И Алёша, мой сын меньшой, был товарищем спаниеля, Люди издавна на Руси любят голубя и собаку. Оказался бы сын вблизи, он бы кинулся разом в драку. Пёс был радостно обнажён, оттого видно теша зависть, Ни за что его в грудь ножом, просто так полоснул мерзавец. Полоснул -- и пропал в ночи, совесть ранив свою едва ли. Люди знают, что палачи часто с этого начинали.
Н.Г. Кондратковская. Камни.
Люблю людей, влюблённых в камни! Шлифуя мраморный излом, Они беседуют с веками, как с земляками за столом. И обнаруживают в яшме нерукотворные цветы И величавые пейзажи неповторимой красоты. Морские волны малахита для них ведут с ветрами спор, Им дарит небо лазурита дыханье мира и простор. Как свет весеннего заката, они встречают родонит И так глядят в глаза заката, что он и сам на них глядит. Они решат головоломки, прочтут на камне письмена, Прихлынет к ним от Амазонки зеленоватая волна, Волшебный свет пронижет оникс, воображенье распаля, И замерцает, успокоясь, в туманной друзе хрусталя. Они в гранате без обмана любовь сумеют обрести, Найдут во мгле обсидиана пылинки Млечного Пути. Им доверяют не случайно кристаллы, зёрна и слои Не только все земные тайны, но и характеры свои. Тот камень тёплый, тот холодный, тот верной дружбы амулет, Есть гордый, скромный, благородный и добрый есть, а злого – нет! И потому познавший камень движение времени постиг И от общения с веками дороже ценит каждый миг.
СКАЗКА.
В одной стране когда-то жил-был один король, имел он много злата, но был совсем больной. Он очень мало двигался и очень много ел, и каждый день и каждый час всё больше он слабел. Одышка и мигрени измучили его. Плохое настроенье типично для него Он раздражён, капризен, не знает почему, Здоровый образ жизни был незнаком ему. Росли у него детки. Придворный эскулап микстурами, таблетками закармливать их рад. Больными были детки и слушали его, и повторяли детство папаши своего. Волшебник Валеолог явился во дворец И потому счастливый у сказки той конец. Волшебник Валеолог сказал: «Долой врача! Вам просто не хватает прыгучего мяча. Вам надо больше двигаться, в походы, в лес ходить, и меньше нужно времени в столовой проводить. Вы подружитесь с солнцем, с воздухом, с водой. Отступят все болезни, промчатся стороной. Несите людям радость, добро и сердца свет и будете здоровыми вы много, много лет!
А.С.Пушкин: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть» «Желудок просвещённого человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность» Абдуль Фарадж: «Пища, которая не переваривается съедает того, кто её съел» А. Джами: «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья»
Идёт в знакомом доме драма, спектакль с названием «обед» Играют роли папа с мамой, сынишка, бабушка и дед. Ну, ешь, сыночек, ты хороший, ну, открывай пошире рот. И папа хлопает в ладоши, и мама суп сынишке льёт. Дед нарядился Фантомасом, устроил целый карнавал Чтоб внучек взял кусочек мяса, чтоб макаронину сжевал. С тарелкой папа, с вилкой мама, в руках у бабушки салат. А не назвать ли эту «драму» комедией, «Кто виноват?»
Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Ешь просто – доживёшь до ста. (Пословицы) Жировые клетки раз возникнув, живут с нами до конца. 65% населения России имеют лишний вес.
А. Лихачёва. Наркоманка.
Она курила, кололась, пила. Хотела бросить, увы, не могла. Друг её очень и очень любил и, не теряя надежды и сил, не губить жизнь свою он просил. Любовь его слишком была сильна, но девчонку, нет, не спасла она. Ссора меж ними как-то была: сердце мальчишки разбила она. Он ушёл в ночь, чтоб её не видать. В приступе ломки девчонка опять. И в ночь она снова кричит: «Постой!!! Я, милый, хочу быть только с тобой!» Он к ней вернулся и встретил в глазах адские боли и смерти вновь страх. Ему подругу хотелось спасти. Как же от бездны её отвести? Лежит она ни жива, ни мертва, не движется, стонет, дышит едва… Попросила мальчишку слёзно вдруг: «Оставь меня, поздно уже, мой друг!» Да, не с кем мальчишке встречать рассвет, на свете девчонки той больше нет…
Елена Аверина. «Не делай себе хорошо, чтобы не было плохо».
Все люди разные, разные и наркотики (экстази, героин, кокаин, грибы-поганки, бытовая химия и т.д.) Доза героина стоит примерно 30 долларов. В него подмешивают чаще соду и буру. Бура действует на печень убийственно. Героин – это зыбучий песок, засасывает быстро и безвозвратно. Достаточно одного укола и героин будет гипнотизировать жертву как удав кролика. После восьми уколов или раньше люди садятся на иглу так, что не снять. Вот описание ломки: озноб, ненависть, раздражительность, плаксивость, светобоязнь, депрессия, рвота, тахикардия, боль в суставах. Три дня ломки часто заканчивается самоубийством. Наркотики обвально разрушают клетки мозга, снимают все запреты, ломая нравственные границы, вызывают неадекватное поведение. Как строить свою жизнь, каждый решает сам. Каждый по-своему понимает меру ответственности перед собой и своими близкими людьми. Назови 9 причин, по которым человек сознательно откажется от наркотиков.
Александр Кушнер.
Времена не выбирают, в них живут и умирают. Большей пошлости на свете нет, чтоб клянчить и пенять, Будто можно те на эти, как на рынке поменять… Что ни век, то век железный Но дымится сад чудесный, блещет тучка. Обниму век мой, рок мой на прощанье, время – это испытанье, не завидуй никому.
М. Фонотов. В поисках Рифея. Часть 2. Степь и поле. (Стр.193)
Степь молода. Моложе, например, леса. Ковыль, шалфей, таволга, растущие в степи явились на свет много позже, чем обитающие в лесу папоротник, плаун и хвощ. Степь моложе леса, но лесов у нас ещё много, а степей…. Есть поля. Есть агроландшафт. А степей нет. Спросите себя, как появилась степь. Известно как, рассудите вы, были леса, их вывели, а на том месте возникла степь. Такая привычная логика наводит нас на печаль: с годами, мол, лесов всё меньше, а степей, соответственно, всё больше. Не так возникла степь. Не на месте лесов. На своём месте. Взглянем на карту. По экватору степей нет. Южнее от него, на юге Австралии, на юге Африки и юге Южной Америки несколько клочков степи. На север от экватора в Северной Америки – прерии – заметное пятно на карте. А самый обширный степной массив расположен в центре Евразии.От Венгрии до Забайкалья растянулся он на 7500 км. И Урал находится как раз посередине этого степного пространства. Знающие люди говорят, что степи появились на месте древних морей. Что соли степей, кое-где выступающие на поверхность земли, - это соли тех морей. Может быть. Но в наше время степи находятся далеко от морей и океанов.
Степь – это сушь. Это низкие стебли и глубокие корни. Кто-то сказал, что степь – это лес кверху ногами. Потому что у степных растений корни в несколько раз мощнее стеблей. Травы приспособились к засухе. И не только к ней. Степь – это жаркое короткое лето и суровая долгая зима. Сибирский антициклон всю зиму устойчиво стоит над белой степью. К весне он слабеет и тогда вглубь континента устремляются ветры далёкой Атлантики. Весной у нас в степи всегда ветрено. Ветры, зной, метели, грозы, стужа – всему открыта степь. Лес не сразу промокнет, но не сразу и высохнет, не сразу потеплеет, но не сразу и застудится. Степь меняется на глазах. Через час после ливня – сухо. То духота, то вдруг холодный ветер. На дню сто раз сбивается погода. Не всякая жизнь к степи приспособится. И всё же степь соткала такой ковёр жизни, который украшал нашу планету. В лесу не разбежишься. Бегуны живут с степи. Много веков она слушала дробь копыт. А тот, кто не умеет в степи быстро бегать, прячется под землю. Степь – это норы. Степное подземелье населено густо. Лесной муравей строит свои конусные города, а степной – зарывается вглубь. Степь живёт коротко и торопливо. Она рано просыпается, чтобы к весне распустить цветы, а к концу лета дать потомство. Осенью её охватывает дремота, а всю зиму она беспробудно спит. Нет, не на месте лесов, а в глубине континентов, далеко от воды, среди зноя и стужи, там, где лесу не выжить, отведено ей место.
Что степь человеку? Степь нас кормит. На ней по сути держится наша цивилизация. На ягодах и кореньях лесов человек долго не продержался бы. Степь спасла род людской. Степное слово «злак», может быть самое главное в нашем словаре. Лошадь и колесо – «лицензии» на эти великие открытия подарила нам тоже степь. Скотоводство также степное занятие. Много дала человеку степь. По сути всё, что у неё было. Говорят даже о степном характере. Степь воспитывает такие черты характера, как чувство шири и дали, коллективизм, стремительность, вольность, лёгкость на подъём, предусмотрительность, способность к реактивным действиям. Сравним с лесными качествами: замкнутость, склонность к одиночеству и самопереживанию, привычка больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд, больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший. Люди, выросшие в лесу, считают, что степь скучна. Есть и обратное утверждение, что количество и пестрота ощущений в лесу беднее, чем в степи. Степь манит далью. Непреодолим соблазн заглянуть за окоём. Невозможно устоять на месте. Охота к перемене мест не зря присуща степным кочевникам, знавшим два манёвра – убегать и догонять. Опасность в степи не застаёт врасплох, но от неё не скрыться, не притаиться.
Впрочем, нынче мы в большинстве своём люди не лесные и не степные, а городские. Степи не стало. Последние плацдармы целины распаханы совсем недавно. У нас в округе остался только один участок нетронутой степи в Троицком степном заповеднике. Не заповедник это к сожалению, а заказник. И не степной, а лесостепной. И целинной степи в нём 479 гектаров. Клочок земли. Тем не менее цены ему нет. Этот уникальная природная лаборатория. Много лет учёные изучают здесь почвы и травы. Но главная ценность – это вся совокупность природной среды: 506 видов растений, 40 видов млекопитающих, 156 видов птиц, сотни видов насекомых, всё это вместе, без единого исключения, весь этот биогеоценоз, сохранённый в своём естественном состоянии – вот в чём истинная ценность заповедной степи. В природе всё взаимосвязано, переплетено, «перепутано». Конечно, интересным является и пастбище, и поле - сообщества, созданные человеком на месте дикой степи. Но рано или поздно мы захотим сравнить, как всё устроено в нетронутой природе. И тогда один путь. Троицк, село Берлин, а от него ещё несколько километров до заказника.
Есть очень ценная кормовая трава – люцерна. У неё есть только один крупный изъян: она даёт мало семян. Агрономы не раз наблюдали: люцерна прекрасно цветёт, пчёлы с недалёкой пасеки ползают по цветкам. Всё как нельзя лучше. А обмолотили бобы люцерны – горсть семян. Куда их? Хороша люцерна, однако мудрено её развести. Чего ей надо-то? Не один сезон провели учёные в заказнике у цветка люцерны, чтобы разгадать её загадку. Оказывается, цветок люцерны - на замке, открыть который культурные пчёлы не способны. Проникнуть в цветок они могут только после того, как он открыт дикими одиночными пчёлами. Одиночные пчёлы роют норы в целинной степи. Плуг их норы разрушает, тем самым обрекая пчёл на гибель. Поэтому посевы люцерны, оказавшиеся далеко от целины, опыляются плохо и дают мало семян. А поскольку целины у нас собственно не осталось, люцерна лишилась опылителей. В самом же заказнике она даёт приличный урожай семян. Одна ниточка биоценоза: плуг против люцерны – через пчёл. И всё чаще возникает вопрос: не перебрали ли мы через край, всё вокруг себя распахав? Полю надо отдать много земли, но не всю степь. Нужны пропорции. Кое-что степи следует вернуть. И уж совсем очевидно, что нельзя пахать опушку, берег, околицу.
Степь устоялась. То, что учёные называют биогеоценозом, -- это крепость, готовая ко всякой осаде. Сообщество, в котором каждый знает своё место и свой маневр. Здесь всё уравновешено, всё притёрто и пригнано. Здесь тысячи связей, близких и дальних, ограничения на все случаи жизни, согласованность химических реакций, раздел света и тьмы, воды и воздуха. Здесь всё вместе – борьба и дружба, эгоизм и альтруизм, жизнь и смерть. Это очень сложно – распутать биоценоз. Приглядимся к травам. Тут и колос, и метёлка, и зонт. Одна трава живёт год, другая - два года, третья – много лет. Стебли прямые, вьющиеся, кустистые. Листья широкие, тонкие, гладкие, пушистые. Что ни трава – индивидуум. А как тесно живут! А теперь представим себе поле: одна пшеница. Монокультура. Какая узкая специализация по сравнению с универсальностью степи. Пшеница в поле – одна «госпожа» Ей никто не мешает. Но никто и не поможет. Она одна против всего мира. Против суши и ливней, против ветра и холода, против вредителей и болезней. Ей некому помочь… Такова дикая степь и культурное поле.
Из книги Д.К.Драковой «Экологические тропы Урала»
Мы разучились по лесу ходить, забыли трав певучие названья
И солнце перестало нас будить, входя бочком в подоблачные зданья.
Оно крапит нас золотой пыльцой, река играет в медном горле крана.
Родной природы милое лицо глядит нам в душу грустно и туманно.
Мы заняты и мы всегда в пути, нас подгоняет точность расписанья.
Но с каждым годом у меня в груди растёт неодолимое желанье
Бродить в лугах, качаться на волне…
А природа опять то предельно проста, то одета в цветастые перья.
Удивляет меня не её красота, удивляет её терпенье.
И когда сквозь асфальт лепестков пятерня продирается после полночи,
Я не радуюсь силе Земли, для меня это прежде всего – крик о помощи. (Р.Рождественский)
Без берёз я не мыслю России, так светла по-славянски она,
Что мне кажется в годы былые от берёзы вся Русь рождена…
Нам понятней теперь год от года, что с природою надо дружить.
Ведь без нас прожила бы природа, без неё мы не сможем прожить.
Как это страшно, умиранье рода всех поголовно, всех до одного…
Когда опустошённая природа не с силах сделать больше ничего…
Нет ничего быстрее и проще, чем сесть в автобус и туда,
Где в пробуждающейся роще струится талая вода.
Но под берёзой на полянке, тебя встречающей светло,
Ты вдруг наткнёшься на жестянки и на разбитое стекло.
Тебя такая боль охватит, тебя такой охватит стыд,
И роща в подвенечном платье как нелюбимая стоит.
Я мечтаю о таком доверье, чтоб от нас не ожидали лиха
Ни цветы, ни травы, ни деревья, ни олень, ни тихая лосиха.
Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши.
Она – твой давний добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую – нас много, а она одна.
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л.Н.Толстой.
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» (П.Гнездослав)
Мы в природу входим, как в знакомый дом. Дом, куда приводят нас дороги. Но, входя в тот дом, не позабудь о том, что при входе вытирают ноги. Наследили гости – велика ль беда. Уберёт хозяйка за гостями. Полчаса работы, много ли труда – своя ноша никогда не тянет. Мы в природу входим, кто хозяин здесь? Кто начнёт уборку за гостями? Да и кто ответит, что хозяин есть? Мы ответить можем только сами. Если не ступила здесь ничья нога, пусть же ступит лишь наполовину. Чтобы оставались чистыми снега, чтобы были чистыми вершины.
Три клада у природы есть – земля, вода и воздух. Три её основы. Какая бы ни грянула беда, целы они – всё возродится снова. Но если… Впрочем в наш железный век всем ясно, что это «если» значит. О, человек! Природа-мать от глаз твоих не прячет ни росных трав, ни голубых небес. Цени её доверие – Природы. И в тёмный лес входи, как в храм под мраморные своды.
Ояр Вациетис. Сказочка.
Как рассыпали горох в домике!
Как сбежались ото всюду гномики!
Выбирали капитана, спорили,
После поле расчертили и футболили.
Все мячи порассыпались, все раздвоились!
Разрыдались футболисты – так расстроились!
Ояр Вациетис. Танец шишек - шишковяк.
Ши-ши-ши-ши-шишечки на верши-ши-ши-не. Как в своём домишечке зёрна в середине.
В воздухе отважно пляшем шишковяк. Десять сотен в каждой – это не пустяк.
Ты ходи по тропке, под ноги смотри. Шишек для растопки лучше не бери.
Хоть клади в кошёлки, Хоть неси в горсти, Но из шишек с толком сосны прорасти!
Если ты посадишь хоть одну сосну, То в леса нарядишь ты свою страну.
Ши-ши-ши-ши-шишечки на верши-ши-шине, Как в своём домишечке зёрна в середине.
Ояр Вациетис. Подснежник.
Там, где сосны не проснулись. Где в сугробах спит валежник, Нынче утром народился Голубой зверёк – подснежник.
Он глядит на нас, моргая, Говорить пока не может, Он ещё совсем малютка, Им и день ещё не прожит.
Он разгрёб песок холодный Корешком своим, как лапой. Он меня считает мамой, А тебя считает папой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Конспект урока по теме «Высказывания на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение» . 6 класс.
Данная методическая разработка соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку. В технологическую карту урока включён материал с использованием алгоритма написания сочинения ...
Конспект урока "Текст. Устное высказывание"
Данная разработка поможет учителям русского языка уже в 7 классе организовать работу по подготовке учащихся к итоговому собеседованию...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Конспект урока "Законы логических высказываний" 8 класс
План - конспект урока информатики в 8 классе Предмет: информатика, 8 классУМК: «Информатика и ИКТ, 7-9 класс» Босова Л. Л., изд. «Бином», 2019г. Тема урок...
«Квест - урок» по химии «Высказывание М.В. Ломоносова»
В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русск...