дистанционный урок биологии - 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме
Уважаемые учащиеся и товарищи родители! В данном дистанционном уроке описаны действия школьника, т.е. как работать над параграфом и какие записи должны быть в тетради. Проверяться дистанционный урок будет на следующем уроке биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch._darvin.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ч. Дарвин и происхождение видов.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Сформировать и раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как основных движущих силах эволюции.
Задачи урока:
1.обучающие – ознакомить учащихся с основами учения Ч. Дарвина о происхождении видов.
2. развивающие – продолжить формировать умения анализировать, выделять главное, делать соответствующие выводы.
3. воспитательные – патриотическое воспитание, на примере жизни Ч. Дарвина.
Ход урока
1. Изучение нового материала.
Учитель: Насколько известно человеку, только на планете Земля существует жизнь и формы ее бесчисленны.
В настоящее время насчитывается более 2 млн. видов живых существ! Свыше 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. грибов и более 1,5 млн. видов животных!
?! Откуда взялось такое богатство видов?
?! Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?
Учащиеся высказывают свои предположения.
200 лет назад на свет появился человек, которому предстояло найти причины удивительного многообразия форм жизни, тем самым он кардинально изменил наш взгляд на мир и наше место в нем. Этого человека звали Ч. Дарвин.
1) Краткая биография Ч. Дарвина.
Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809г в Англии, в семье врача. (Дату рождения ученого учащиеся записывают в тетрадь)
С 10 лет Ч. Дарвин начинает учиться в гимназии. Уже тогда, будучи ребёнком, он увлекается естественными науками, собирает гербарии, коллекции минералов и насекомых.
После гимназии Ч. Дарвин поступает в Эдинбургский университет, где собирается стать медиком. Однако, проучившись всего 2 курса обучения, он забрасывает университет и поступает в Кембриджский христианский колледж, где занимается изучением теологии (учение о Боге).
Решающим поворотом в его судьбе стало кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (1831-1836гг). За это время он побывал во многих точках земного шара и собрал богатейшие ботанические, зоологические и геологические коллекции.
О том, в чем же причина большого многообразия живых организмов и их удивительная способность приспосабливаться к условиям среды, Ч. Дарвин объяснил в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (запись в тетрадь), где изложил основные положения его эволюционного учения.
2)Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
А) Занимаясь своими научными исследованиями, Ч. Дарвин обратил внимание на большое многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений, и пришел к выводу, что человек создает породы и сорта на основе наследственной изменчивости.
?Ребята, как вы думаете, что такое наследственность?- записать термин в тетрадь
? А что такое изменчивость?
Способность организмов приобретать какие-либо новые признаки, отличающие их от других.- записать термин в тетрадь
Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.
Наследственная изменчивость – это изменчивость, которая связана с изменением генетического материала и приводит к изменению внешних признаков организма. (запись в тетрадь)
Наследственная изменчивость присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида.
Б) Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирает и оставляет тех особей, которые обладают полезными для человека признаками. Так, например, оставляют коров, дающих большое количество молока, кур, несущих большое количество яиц и.т.д. В результате создаются новые породы животных и сорта растений.
Это Ч. Дарвин назвал искусственным отбором – отбор, производимый человеком для выведения новых пород животных и сортов растений. (запись в тетрадь)
В) Следующее, на что еще обратил свое внимание Ч. Дарвин – это борьба за существование. В живой природе она неизбежна. Организмы могут бороться за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи, а только наиболее приспособленные.
Таким образом, борьба за существование – это сложные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды.(запись в тетрадь)
Ч. Дарвин выделял несколько форм борьбы за существования:
1. борьба с неблагоприятными условиями.
2. внутривидовая борьба – взаимоотношения между особями одного вида. Эта борьба носит наиболее острый характер.
3. межвидовая борьба – взаимоотношения между особями разных видов.
Г) В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор – процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство особи, с полезными в данных условиях признаками. (запись в тетрадь)
Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек березовой пяденицы с темной окраской крыльев, так как такая окраска делает их незаметными для птиц – их врагов. А бабочки березовой пяденицы со светлой окраской крыльев не выживает в таких условиях, так как становятся хорошо заметными на темных стволах деревьев.
В результате борьбы за существования и естественного отбора виды живых организмов изменяются, приспосабливаются к разнообразным условиям среды. Они приобретают все новые и новые признаки, образуя, таким образом, многообразие живой природы. Ч. Дарвин это хорошо доказал в своей эволюционной теории.
Запомнить! Движущими силами эволюции Ч. Дарвин назвал - наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
2. Закрепление изученного материала.
Ответить устно на вопросы:
1.Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?
2. Что является наследственностью?
3. Что является изменчивостью?
4. Какие формы изменчивости известны?
5. Что такое борьба за существование?
6. Что такое естественный отбор?
3. Информация о домашнем задании
1. Учебник – с.6-9 прочитать
2. Выучить термины в тетради и подготовиться к биологическому диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....