Открытый урок
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Урок по биологии 8 класс на областной педагогической ассамблеи работников образования юго-восточной зоны Московской области (13.10.2011)
Место проведения: МОУ Дергаевская СОШ № 23
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_8_klasse.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе
«Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета. Осанка.»
Задачи урока: Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторить знания об опорно-двигательной системе.
Цель урока: Доказать необходимость движения:
1. для жизни человека;
2.для здоровья;
3. для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.
Оборудование: макет скелета человека, модели строения позвонков, таблица «Осанка, нарушение осанки», презентация, волновые тренажеры Агашина, портреты ученых.
Звучит песня Высоцкого «Утренняя гимнастика»
Ход урока:
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1.
Сейчас вы слышали веселую песенку про утреннюю гимнастику
Тема нашего урока : «Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка.»
Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важные проблемы, касающиеся здоровья. Слайд №3.
Говорить о здоровье нужно в хорошем настроении. (повесить картинку солнышко)
Мотивация учебной деятельности.
Мы живем в XXI веке. Современный человек не представляет себе жизнь без техники: телевизора, компьютера, автомобиля. И все чаще нам, современникам, приходиться слышать о частых болезнях: инфаркт, гипертония, ожирение. Этим и другим заболеваниям чаще подвержены люди, ведущий малоподвижный образ жизни.
Какой же выход?
Слайд 2.- 3.
В современной технике влекущий за собой гиподинамию каждый должен противопоставить:
-оптимальный двигательный режим
- здоровый образ жизни
- отказ от вредных привычек
Слайд 4.
Цель нашего урока размышление: Доказать необходимость движения:
1. для жизни человека;
2.для здоровья;
3. для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.
В человеке должно быть все прекрасно.
Вопрос учителя: А давно ли люди стали заботиться о своем здоровье?
Слайд 5.
Первая страничка урока – размышления «Историческая».
Наш класс разбит на три группы по желанию. Каждой группе было дано домашнее задание: Найти материал об истоках фразы «Движение это жизнь».
Слово первой группе. (Портрет Гиппократа)
Слово второй группе. ~Щелчок мышкой~ (Портрет Галена)
Слайд 6.
Слово третьей группе. (Портрет Авиценна) ~Щелчок мышкой~
Слово учителя:
Таджикский ученый Авиценна утверждал, что занятие физическими упражнениями являются источниками красоты:
«Подвижный, быстрый человек гордиться стройным станом».
Слайд 7.
Вторая страничка урока – Рост, развитие скелета и мышц у человека.
Появился на свет человек – маленькая кроха. Каков у него скелет?
Первая группа занималась проблемой маленьких детей.
Кто отвечает?
Книга Резанова Е.А. «Биология Человека» стр. 100
Рассмотреть схему формирования прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка
~Щелчок мышкой~
Вопрос учителя: Как происходит изменение скелета с возрастом?
Слово второй группе.
Слайд 8.
Третья страничка урока – Значение физических упражнений для развития скелета и мышц.
Слово третьей группе.
Вопрос учителя: А есть ли другие способы увеличить скелетные мышцы кроме тренировки (Допинги).
Допинг – это вещество, которое резко поднимает на короткое время мышечную силу. Результат будет лучше не за счет совершенства техники, а за счет приема препарата. За временным повышением работоспособности, может последовать полная инвалидность. В спорте применение этих веществ категорически запрещено.
Слайд 9.
«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры»
Ну, а теперь вернемся к понятию гиподинамия.
Слайд 10.
Раздать схему о гиподинамии детям.
Повесить плакат на доску. Со словом ГИПОДИНАМИЯ
Можно ли сделать вывод, что «Движение – это жизнь».
Повесить плакат на доску ДВИЖЕНИЕ ЭТО ЖИЗНЬ
Запись в тетради фразы «Движение – это жизнь».
Вопрос учителя: Что же делать, что бы не было гиподинамии?
Ответ: Заниматься физическими упражнениями.
Начинать их нужно делать уже утром, в постели.
Проснулись, подтянулись, улыбнулись (при улыбки задействованы 17, а при плаче 43 мышц лица) – смеяться выгоднее, чем плакать.
Затем идет утренняя зарядка. Само слово зарядка дает заряд бодрости и настроения на весь день. Утренняя зарядка идет на подтягивание, растяжение во все стороны.
Советую ходить пешком. Мудрость гласит: «Пешком ходить – долго жить».
В режим дня нужно включать физические упражнения во время домашней работы.
Занимайтесь бегом, зарядкой под контролем пульса. После бега, пульс не должен превышать 130 ударов в минуту.
Если во время бега можете разговаривать, нагрузка допустима.
С 14-17 лет идет усиленный рост человека. Вы растете, а сердце не успевает за вами.
Боли в сердце – это сигналы об осторожности в спортивной нагрузке.
Слайд 11.
Четвертая страничка урока: спортивная «Физкульт минутка»
Мы с вами уже засиделись и что бы не было гиподинамии, проведем спортивную разминку. Комплекс упражнений под музыку проведут учащиеся класса. ~Щелчок мышкой~ по колокольчику
Упражнения, способствующие выработке правильной осанки.
Для шейного отдела позвоночника:
1. Плавные поворота головы вправо и влево, выполнить 6 раз.
2. Наклоны головы влево, вправо до 6 раз.
3. Движение головы вперед – назад, как утята, клюющие зерна «Утята» (вместо счета - «кря-кря»)
4. Втягивание шеи в плечи и выпрямление вверх – «Боюсь – не боюсь».
Для грудного–пояснично–крестцового отдела позвоночника.
- Наклони туловище вправо, влево. (15-20с в быстром темпе)
- Наклони туловище вниз, назад.
- Вращение туловища влево, вправо.
- Положите «Руки на пояс» сведение плеч вперед и отведение назад до касания лопаток.
1. Движение пальчиками ног – «Веселые пальчики» - пляшут под музыку.
2. Поочередное разведение пяток и пальцев ног в стороны, сохранения при этом прямые и сведение вместе ноги.
Пальчик – пятка, топ, топ, топ.
Пальчик – пятка, скок, скок, скок.
3. Движение голеностопными суставами к себе и от себя, вперед назад – «топ – топ, шлеп – шлеп»
Будьте внимательнее! Делайте упражнения с улыбкой. Дышите носом. Кто дышит носом, тот лучше мыслит.
Слайд 12.
Пятая страничка урока:
Вопрос учителя: От чего зависит красивый стан?
Ответ: От осанки.
Повесить плакат со словом ОСАНКА
Работа с учебником стр.73 §15.
Задания по группам.
Первая группа: Что такое осанка?
Вторая группа: От чего зависит осанка?
Третья группа: Какая осанка считается правильной?
На работу дается 3-5 минут. Разбор ответов.
После ответа 3 группы Слайд 13.
Правильная осанка не возникает сама по себе, а ее необходимо формировать с детства.
Слайд 14.
Ответ на вопрос: Как предупредить нарушение искривления позвоночника?
если стол низок – ученик наклоняется - искривление позвоночника;
если стул высокий, нужно тянуться – ведет к сутулости;
между партой и станом должен проходить кулак;
нарушение осанки происходит при неодинаковой нагрузке, при переносе тяжестей на руки. Нужно носить рюкзак.
Есть три степени нарушения осанки:
Слайд 15.
слабовыраженное отклонение от нормы, при контроле за собой все это проходит (подойти к стене, постоять, занятие с гностической палкой)
затрагивает мышцы, исправить может лечебная физкультура, массаж
затрагивает скелет, лечение с трудом, корсет или операция.
Слайд 16.
Какое страшное искривление позвоночника – сколиоз.
~Щелчок мышкой~
Слайд 17.
Повесить плакат со словом сколиоз
Слайд 18.
Показать барельефную модель внутренних органов.
Показать рентгеновский снимок со сколиозом.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.
Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.
Слайд 19.
Заболевание Остеохондроз
Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).
Повесить плакат со словом остеохондроз
Показать модель позвонков
Слайд 20.
Шестая страничка урока – У кого и почему возникает искревление позвоночника
Ответ ищем в СКЕЛЕТЕ. Работа по карточкам в группах
Слайд 21.
Вопросы для 1 группы.
№1. Сколько позвонков в скелете у человека?
№2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека?
№3. Когда завершается рост и окостенение костей человека?
Вопросы для 2 группы.
№1. Что находится между телами позвонков?
№2. Есть ли изгибы в скелете позвоночника у других млекопитающих?
№3. В каком возрасте чаще всего возникает нарушение в скелете?
Вопросы для 3 группы.
№1. К какому типу соединения костей относится соединение между телами позвонков?
№2. Возможно ли нарушение осанки у животных?
№3. В каком возрасте кости человека самые крепкие?
Опрос детей по порядку
Вывод: Дефекты осанки чаще возникают детей школьников в тот период жизни, когда в позвонках и в других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц.
По данным обследования школьников, лишь одна треть считается здоровым, особенно тревожно обстоят дела с подростками 15-17 лет. Причины: не полноценное питание, нарушение экологии, гиподинамия.
Во многих школах проводят физминутки, и в нашей школе для этого используют на уроках тренажер Агашина.
Показать применение тренажера.
Седьмая страничка урока лабораторная работа
Слайд 22.
Рабочая тетрадь – стр. 25 №55
1. Выявление нарушений осанки Оборудование сантиметровая лента
Ход работы: измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 СМ вниз от плечевого сустава
Со стороны груди (А) А/Б
Со стороны спины (Б)
Если А/Б ≥ 1 – сутулости нет
Сделать запись в тетради
Слайд 23.
Объяснение учителя как выявить нарушение осанки в области поясничного изгиба ( эта часть работы выполняется дома и оформляется в тетради дома)
Слайд 24.
Есть еще нарушения скелета у человека это нарушение свода стопы – плоскостопие
Повесить плакат со словом «ПЛОСКОСТОПИЕ»
Слайд 25.
Плоскостопие находится в зависимости от массы тела, от высоты каблука (3-5 СМ) плохо подобранной обуви.
Дома выполнить третью часть лабораторной работы и записать ее в тетради.
Слайд 26.
Если будет выявлено плоскостопие, то для этого предлагается данные упражнения .
Заключение урока обратить внимание учащихся на слова записанные на плакатах Запомнить уметь объяснить эти термины.
Доделать дома лабораторную работу. Выучить параграф №15.
Рефлексия.
Слайд 27.
«Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя .»
Сухомлинский В.А.
Все зависит от ВАС!
Слайд 28.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...