Урок зоологии "Простейшие. Классификация"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Ранный конспект урока позволяет рассмотреть вопросы связанные с простейшими организмами и их строением. Урок построен с применение здоровьесберегающий технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
простейшие | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Простейшие. Классификация.» Подготовила учитель биологии Афанасьева Т. В.
Тема: Простейшие. Классификация.
Цель: Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у учащихся необходимые знания по сохранению здоровья при контакте с простейшими. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
- Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
- Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Виды учебной деятельности учащихся:
- работа с учебником,
- заполнение таблицы,
- выполнение лабораторной работы,
- рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
- просмотр видеофильма,
- обсуждение и ответы на вопросы.
Приемы деятельности учителя:
- словесный (беседа),
- наглядный,
- аудиовизуальный (видеофильм),
- лабораторная работа.
Значимость изученного на уроке для школьника:
- профилактика малярии, дизентерии, вызываемых паразитическими простейшими,
- значение прививок, культура здоровья, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: схема строения растительной клетки, карточка «Соответствие науки и сферы ее исследования», микроскоп, готовые микропрепараты представителей простейших, учебник В.В.Латюшин В.А.Шапкин «Биология. Животные», предметное стекло, салфетка, , видео «Амеба», презентация Power.Point, таблица «Строение клетки».
Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление, концентрировать детей на вопросах по сохранению здоровья, поэтому несколько раз повторяем меры профилактики заболеваний, вызванных простейшими.
Обстановка и гигиенические условия в кабинете:
- t0= +180С - + 200С и свежесть воздуха (обязательное проветривание перед уроком),
- рациональность освещения класса и доски,
- отсутствие неприятных монотонных шумовых раздражителей.
- правильно подобранные тона окраски стен и парт.
Рациональная организация урока:
- кол-во видов учебной деятельности 4-7 (видов),
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
- включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
- при использовании ТСО учёт гигиенических норм (СанПин),
- присутствие эмоциональных разрядок,
- физкультминутки, 2 по 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
- хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
- отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
- наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
- учет мотивации учащихся к обучению,
- компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Ход урока.
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на своем уроке. Давайте пожелаем друг - другу удачи, успеха при работе на уроке.
- Активация опорных знаний.
Вопрос | Предполагаемый ответ |
- Кто такие простейшие, и почему их так назвали? | - Простейшие – наиболее просто устроенные организмы, тело которых состоит из одной клетки. |
- Какие одноклеточные организмы вы знаете? | - Водоросли. Хлорелла и Хламидомонада. |
- Хорошо. Но это целостные растительные организмы. Но есть и животные представители, тело которых состоит из одной клетки. Каким признаками животных они должны обладать? | - Одноклеточные должны обладать способность дышать, питаться, расти, размножаться, умирать, двигаться и выделять в окружающую среду продукты обмена. |
- Если одноклеточные организмы сходны с растительными, то у них должен наблюдаться схожий принцип строения. Перечислите органоиды растительной клетки. (Учащиеся подписывают части клетки на раздаточном материале, 1 ученик показывает на таблице у доски) | - оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. |
2. Конкретизация темы урока.
Тема урока: «Простейшие. Их классификация» Сегодня мы разберем признаки царства Простейшие, познакомимся с их представителями.
Цель нашего занятия - сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности, их значении в жизни человека
- Повторение изученного материала.
- Назовите ученых и их вклад в развитие науки зоология.( 2-3 ученика)
- Работа в парах.
Расположите систематические категории в зоологии от наиболее крупной в порядке убывания.
- Каково значение зоологических знаний для человека.(1 ученик)
- Работа в парах по карточкам. (Приложение 1).
Установите соответствие:
Наука | Сфера исследования | |
Орнитология | Рыбы | |
Ихтиология | Насекомые | |
Этология | Птицы | |
Зоогеография | Поведение животных | |
Энтомология | Распределение животных на Земле |
Учитель следит за осанкой учеников.
- Изучение нового материала.
Общая характеристика Простейших. (Рассказ учителя) | Слайд 1. Большую группу животных описал А. Левенгук в 1676 году. Считалось, что все они состоят из одной клетки. |
Слайд 2. Сейчас к Простейшим относят не только одноклеточные организмы, но и состоящих из нескольких сходных клеток колониальные формы. | |
Работа с микроскопом. Учитель контролирует освещение в кабинете |
|
Слайд 3. В 1980 году Международный комитет на основе детального изучения организмов классифицировал их на 7 самостоятельных типов. | |
Работа с микроскопом. |
Что вы можете сказать о форме тела данного животного? (Обсуждение вопроса 3,4) |
Просмотр видео Учитель контролирует расстояние между экраном и учениками, следит за осанкой. Контролирует время просмотра видеофрагмента. Работа в тетради (приложение 2) | Слайд 4. Данный представитель относится к систематической группе корненожки. Эти организмы передвигаются с помощью выпячиваний цитоплазмы – ложноножек. Посмотрите, как это происходит. (Просмотр видео «Амеба»). Питание осуществляется через пищеварительную вакуоль. Дыхание всей поверхностью тела. Обитает в морской и пресной воде, почве, организмах. |
Учитель поясняет влияние на здоровье человека. | Слайд 5. Среди корненожек выделяются организмы с раковиной (фораминиферы). По их останкам ученые определили уже более 30 тыс. ископаемых видов, а также около 4 тыс. живущих видов. К паразитическим видам относят амебу дизентерийную, вызывающую кишечные заболевания. |
Сообщение учащегося «Амеба дизентерийная». | |
Физминутка для снятия напряжения глаз. | |
Работа с учебником. Учитель контролирует расстояние от книги до глаз учащихся, осанку. Работа в тетради (приложение 2) | -Рассмотрите рисунок 5 стр. 14. -Кто здесь изображен? -В чем особенность их строения? -Прочитайте пункт «Радиолярии» и объясните значение строение организмов. - Какова среда обитания организмов? |
Работа с учебником. Работа в тетради (приложение 2) | Рисунок 6 стр. 15. -Кто здесь изображен? -В чем особенность их строения? - Среда обитания. |
Рассказ учителя. Работа в тетради (приложение 2) Учитель поясняет влияние на здоровье человека. | Слайд 6. Споровики - среда обитания, -представители, -опасности для человека. |
Слайд 7 . По способу питания встречаются организмы сочетающие животный и растительный тип питания, либо питаются готовыми органическими веществами. | |
Слайд 8. При изменении условий простейшие могут образовывать защитную оболочку – цисту. Для чего она необходима? | |
Физминутка для снятия мышечного напряжения |
- Закрепление изученного материала.
- Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
- Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
- С давних времен человек страдал от изнурительной болотной лихорадки (малярии) особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?
- Тестовое задание (Выполняется совместно с учителем, устно).
1. Амеба обитает: |
2. Амеба передвигается с помощью: |
3. Амеба дышит: |
4. Изучением одноклеточных организмов занимался: |
5. При наступлении неблагоприятных условий амеба: |
6. Способность одноклеточного организма отвечать ни воздействие |
7. Процесс пищеварения у амебы происходит: |
- Рефлексия.
- Что нового я узнал на уроке?
- Что мне понравилось на уроке?
- Что не понравилось на этом уроке?
- Что я хочу узнать еще из этой области?
- Домашнее задание.
$ 3, вопр. стр. 15
Приложение 1.
Карточка для проверки домашнего задания (работа в парах)
Установите соответствие:
Наука | Сфера исследования | |
Орнитология | Рыбы | |
Ихтиология | Насекомые | |
Этология | Птицы | |
Зоогеография | Поведение животных | |
Энтомология | Распределение животных на Земле |
Приложение 2.
Представители | Среда обитания | |
Корненожки | ||
Радиолярии | ||
Солнечники | ||
Споровики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса
Урок развития критического мышления и презентация....
Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса
Урок развития критического мышления и презентация....
Тема урока:" Оксиды.Классификация. Названия . Способы их получения
Урок изучения нового материала разработан с учетомтребований новых образовательных стандартов, которые нацелены не не передачуготовых знаний учителем, а ставят цель "научить учиться". в связи сэ...
презентация к уроку информатики "Классификация машинных команд"
В презентации представлен материал о машинных командах, их назначениях....
Краткосрочный план урока Углеводы. Классификация. Биологическая роль
Краткосрочный план урока, составленный на основе среднесрочного планирования, учебной программы. Групповая работа в классе. Основа - модуль критического мышления...
Конспект урока "Основы классификации объектов".
План-конспект урока по информатике для 8 класса по теме "Основы классификации объектов"....
Обобщающий урок биологии "Классификация растений" 6 класс
Увлекательный игровой урок с региональным компонентом. Проводится в конце учебного года для обобщения учебного материала по разделу: "Классификация растений"...