Урок зоологии "Простейшие. Классификация"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Ранный конспект урока позволяет рассмотреть вопросы связанные с простейшими организмами и их строением. Урок построен с применение здоровьесберегающий технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon простейшие96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Простейшие. Классификация.» Подготовила учитель биологии Афанасьева Т. В.


Тема:  Простейшие. Классификация.

Цель: Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у учащихся  необходимые знания  по сохранению здоровья при контакте с простейшими.  Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
  2. Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • работа с учебником,
  • заполнение таблицы,
  • выполнение лабораторной работы,
  • рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
  • просмотр видеофильма,
  • обсуждение и ответы на вопросы.

Приемы деятельности учителя:

  • словесный (беседа),
  • наглядный,
  • аудиовизуальный (видеофильм),
  • лабораторная работа.

Значимость изученного на уроке для школьника:

  • профилактика малярии, дизентерии, вызываемых паразитическими простейшими,
  • значение прививок, культура здоровья, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:  схема строения растительной клетки, карточка «Соответствие науки и сферы ее исследования», микроскоп, готовые микропрепараты представителей простейших, учебник В.В.Латюшин В.А.Шапкин «Биология. Животные», предметное стекло, салфетка, , видео «Амеба», презентация Power.Point, таблица «Строение клетки».

Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление, концентрировать детей на вопросах по сохранению здоровья, поэтому несколько раз повторяем меры профилактики заболеваний, вызванных простейшими. 

Обстановка и гигиенические условия в кабинете:

  • t0= +180С - + 200С и свежесть воздуха (обязательное проветривание перед уроком),
  • рациональность освещения класса и доски,
  • отсутствие неприятных монотонных шумовых раздражителей.
  • правильно подобранные тона окраски стен и парт.

Рациональная организация урока:

  • кол-во видов учебной деятельности 4-7 (видов),
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
  • включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
  • при использовании ТСО учёт гигиенических норм (СанПин),
  • присутствие эмоциональных разрядок,
  • физкультминутки,   2 по 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
  • хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
  • отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
  • наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
  • учет мотивации учащихся к обучению,
  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на своем уроке. Давайте пожелаем друг - другу удачи, успеха при работе на уроке.

  1. Активация опорных знаний.

Вопрос

Предполагаемый ответ

- Кто такие простейшие, и почему их так назвали?

- Простейшие – наиболее просто устроенные организмы, тело которых состоит из одной клетки.

- Какие одноклеточные организмы вы знаете?

- Водоросли. Хлорелла и Хламидомонада.

- Хорошо. Но это целостные растительные организмы. Но есть и животные представители, тело которых состоит из одной клетки. Каким признаками животных они должны обладать?

- Одноклеточные должны обладать способность дышать, питаться, расти, размножаться, умирать,  двигаться и выделять в окружающую среду продукты обмена.

-  Если одноклеточные организмы сходны с растительными, то у них должен наблюдаться схожий принцип строения. Перечислите органоиды растительной клетки.

(Учащиеся подписывают части клетки на раздаточном материале, 1 ученик показывает на таблице у доски)

- оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды.

2. Конкретизация темы урока.

Тема урока: «Простейшие.  Их классификация»                                                 Сегодня мы разберем признаки царства Простейшие, познакомимся с их представителями.

 Цель нашего занятия - сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности, их значении в жизни человека       

  1. Повторение  изученного материала.
  1. Назовите ученых и их вклад в развитие науки зоология.( 2-3 ученика)
  2. Работа в парах.

Расположите  систематические категории в зоологии от наиболее крупной в порядке убывания.

  1. Каково значение зоологических знаний для человека.(1 ученик)
  2. Работа в парах  по карточкам. (Приложение 1).

Установите соответствие:

Наука

Сфера исследования

Орнитология

Рыбы

Ихтиология

Насекомые

Этология

Птицы

Зоогеография

Поведение животных

Энтомология

Распределение животных на Земле

Учитель следит за осанкой учеников.

  1. Изучение нового материала.

Общая характеристика Простейших.

(Рассказ учителя)

Слайд 1. Большую группу животных описал А. Левенгук в 1676 году. Считалось, что все они состоят из одной клетки.

Слайд 2. Сейчас к Простейшим относят не только одноклеточные организмы, но и состоящих из нескольких сходных клеток колониальные формы.

Работа с микроскопом.


Учитель контролирует освещение в кабинете

  1. Приготовьте микроскоп к работе.
  2. Рассмотрите готовые микропрепараты простейших. Определите общие черты их строения. (Обсуждение результата).
  3. Что вы можете сказать об их цвете, форме тела, величине. (Обсуждение результата). 

Слайд 3. В 1980 году Международный комитет на основе детального изучения организмов классифицировал их на 7 самостоятельных типов.

Работа с микроскопом.

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Амеба»
  2. Поменяйтесь с соседом по парте и рассмотрите его экземпляр на большом увеличении.
  3. Какие органоиды клетки вы рассмотрели?

Что вы можете сказать о форме тела данного животного? (Обсуждение вопроса 3,4)

Просмотр видео


Учитель контролирует расстояние между экраном и учениками, следит за осанкой. Контролирует время просмотра видеофрагмента.

Работа в тетради (приложение 2)

Слайд 4.  Данный представитель относится к систематической группе корненожки. Эти организмы передвигаются с помощью выпячиваний цитоплазмы – ложноножек. Посмотрите, как это происходит. (Просмотр видео «Амеба»).

Питание осуществляется через пищеварительную вакуоль.

Дыхание всей поверхностью тела.

Обитает в морской и пресной воде, почве, организмах.






Учитель  поясняет  влияние на здоровье  человека.

Слайд 5. Среди корненожек выделяются организмы с раковиной (фораминиферы). По их останкам ученые определили уже более 30 тыс. ископаемых видов, а также около 4 тыс. живущих видов.

К паразитическим видам относят амебу дизентерийную, вызывающую кишечные заболевания.

Сообщение учащегося «Амеба дизентерийная».

Физминутка для снятия напряжения глаз.

Работа с учебником.

Учитель контролирует расстояние от книги до глаз учащихся, осанку.


Работа в тетради (приложение 2)

-Рассмотрите рисунок 5 стр. 14.

-Кто здесь изображен?

-В чем особенность их строения?

-Прочитайте пункт «Радиолярии» и объясните значение строение организмов.

- Какова среда обитания организмов?

Работа с учебником.



Работа в тетради (приложение 2)

Рисунок  6 стр. 15.

-Кто здесь изображен?

-В чем особенность их строения?

- Среда обитания.

Рассказ учителя.

Работа в тетради (приложение 2)

Учитель  поясняет  влияние на здоровье  человека.

Слайд 6. Споровики

- среда обитания,

-представители,

-опасности для человека.

Слайд 7 . По способу питания встречаются организмы сочетающие животный и растительный тип питания, либо питаются готовыми органическими веществами.

Слайд 8. При изменении условий простейшие могут образовывать защитную оболочку – цисту. Для чего она необходима?

Физминутка для снятия мышечного напряжения

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
  3. С давних времен человек страдал от изнурительной болотной лихорадки (малярии) особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?
  4. Тестовое задание (Выполняется совместно с учителем, устно).

1. Амеба обитает:
а. В пресных и морских водоемах, почве, организмах.
б. В пресных водоемах, почве, организмах.  
в. В морях и океанах

2. Амеба передвигается с помощью:
а. Ног
б. Ложноножек
в. Не передвигается

3. Амеба дышит:
а. Легкими
б. Жабрами
в. Всей поверхностью тела

4. Изучением одноклеточных организмов занимался:
а. Антони ван Левенгук
б. Р. Гук
в. Ч. Дарвин

5. При наступлении неблагоприятных условий амеба:
а. Погибает
б. Размножается бесполым путем
в. Образует цисту

6. Способность одноклеточного организма отвечать ни воздействие
окружающей среды называют:

а. Обменом веществ
б. Раздражимостью
в. Размножением

7. Процесс пищеварения у амебы происходит:
а. В желудке
б. В сократительной вакуоли
в. В пищеварительной вакуоли

  1. Рефлексия.
  1. Что нового я узнал на уроке?
  2. Что мне понравилось на уроке?
  3. Что не понравилось на этом уроке?
  4. Что я хочу узнать еще из этой области?

  1. Домашнее задание.

$ 3, вопр. стр.  15

Приложение 1.

Карточка для проверки домашнего задания (работа в парах)

Установите соответствие:

Наука

Сфера исследования

Орнитология

Рыбы

Ихтиология

Насекомые

Этология

Птицы

Зоогеография

Поведение животных

Энтомология

Распределение животных на Земле

Приложение 2.

Представители

Среда обитания

Корненожки

Радиолярии

Солнечники

Споровики



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

Урок" Плоды. Классификация плодов." для 6 класса

Урок развития критического мышления и презентация....

Тема урока:" Оксиды.Классификация. Названия . Способы их получения

Урок изучения нового материала разработан с учетомтребований новых образовательных стандартов, которые нацелены не не передачуготовых знаний учителем, а ставят цель "научить учиться". в связи сэ...

презентация к уроку информатики "Классификация машинных команд"

В презентации представлен материал о машинных командах, их назначениях....

Краткосрочный план урока Углеводы. Классификация. Биологическая роль

Краткосрочный план урока, составленный на основе среднесрочного планирования, учебной программы. Групповая работа в классе. Основа - модуль критического мышления...

Конспект урока "Основы классификации объектов".

План-конспект урока по информатике для 8 класса по теме "Основы классификации объектов"....

Обобщающий урок биологии "Классификация растений" 6 класс

Увлекательный игровой урок  с региональным компонентом. Проводится в конце учебного года  для обобщения учебного материала по разделу: "Классификация растений"...