биология 8 класс.Программа.
рабочая программа по биологии по теме
рабочая программа по биологии за 8 кл Человек Д.В.Колесов, Р.Д.Маш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Торшиловский муниципального района Большечерниговский Самарской области
Утверждено Директор ГБОУ ООШ пос.Торшиловский __________Н.В.Шкаденко « » августа 2013г | Согласовано Заместитель директора по УВР _________К.К.Тулепова « » августа 2013г | Рассмотрено На заседании МО Протокол № 1 Председатель МО ________З.Я.Мустафина « » августа 2013г | Согласовано Зам. директора по УМР: _____________ Ильина Н.В. « » ______________2011 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: биология
Класс 8
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы 68ч
Количество часов в неделю 2 часа
Мустафина З.Я
Учитель биологии
Первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса. За основу рабочей программы взята авторская программа Пасечника В.В.. Программа курса биологии для 6-11 классов. М., Дрофа.2006г.
Программа рассчитана на 68 часа при 2 часах в неделю.
Уровень программы – базовый. Составлена для учащихся 8 класса (базовый уровень).
Данная программа может реализовываться посредством УМК:
Для учителя:
Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н. М., Дрофа, 2010.
- Рабочая тетрадь
- Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. М., Дрофа, 2010 г.
Для ученика:
Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н. М., Дрофа, 2010.
- Рабочая тетрадь
Особенности программы:
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.
При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике авторов Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева Н.Н. «Биология. Человек».8 класс. Оснащенность учебного процесса, материально-техническая база кабинета биологии позволяет выполнять лабораторные и практические работы, предусмотренные данной программой
Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ – 16, контрольных работ – 4.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.
Результаты изучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Человек. 8 класс» авторов Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. – М.: Дрофа, 2005 – 2010.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
лабораторных работ | контрольных работ | |||
Введение | 2 | |||
1. | Происхождение человека | 3 | ||
2. | Строение и функции организма | 58 | ||
Организм человека и его строение | ||||
Клеточное строение организма | 1 | |||
Рефлекторная регуляция функций в организме | ||||
Опорно-двигательная система | 4 | 1 | ||
Внутренняя среда организма | 1 | |||
Кровеносная и лимфотическая системы | 3 | 1 | ||
Дыхательная система | 1 | |||
Пищеварительная система | 1 | 1 | ||
Обмен веществ и энергии | 1 | |||
Покровные органы. Теплорегуляция | ||||
Выделительная система | ||||
Нервная система | 1 | |||
Анализаторы | 1 | 1 | ||
Высшая нервная деятельность | 2 | |||
Эндокринная система | ||||
3. | Индивидуальное развитие организма | 5 | ||
Итого: | 68 | 16 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Требования ГОС
знать \понимать:
- историю становления наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;
- методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены;
- основные исторические этапы изучения человека, учёных, внесших большой вклад
в развитие анатомии.
уметь: - использовать методы науки для решения возникающих проблем.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора консультаций нужных специалистов.
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Требования ГОС
знать \понимать:
- систематическое положение человека;
- определение рудиментов и атавизмов;
- основные этапы исторического развития людей;
- основные расы;
- вред расистских теорий.
уметь: - определять черты сходства и различия основных предков людей;
- определять характерные отличия рас друг от друга;
- доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям
находятся на одном уровне развития;
- обосновывать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация».
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 ч)
ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Требования ГОС
знать /понимать:
- уровни организации живого организма;
- определение органа, системы органов.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- сравнивать проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями
органов и частей тела. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 2. Клеточное строение организма (3 ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лабораторная работа 1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Требования ГОС знать /понимать:
- определение внешней и внутренней среды организма;
- основные органоиды клетки, их функции;
- основные жизненные процессы клетки;
- значение ферментов;
- определение ткани, основные виды тканей их строение и функции.
- определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса;
- строение и свойства нейрона.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- сравнивать, проводить анализ конкретных связей между структурами и
функциями органов и органоидов клетки. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Т Е М А 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Требования ГОС знать /понимать:
- состав центральной и периферической нервной системы;
- значение рефлексов в жизни человека;
- вклад И.М.Сеченова и И.М.Павлова в развитие учения о рефлексах.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- называть части рефлекторной дуги;
- делать вывод о значении рефлексов;
- объяснять действие прямых и обратных связей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы
2. Микроскопическое строение костей.
3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
4. Утомление при статической работе.
5. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).
Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Опорно-двигательная система». Требования ГОС
знать \понимать:
- состав опорно-двигательной системы, её функции;
- химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости,
типы костей, их строение и функции;
- определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции;
- особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой
деятельностью;
- типы соединения костей, их функции;
- макроскопическое и микроскопическое строение мышц;
- основные мышцы человеческого тела;
- функции мышц и нервной системы при движении человека;
- понятие двигательной единицы;
- особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе;
- методы самоконтроля и коррекции осанки;
- отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- определять типы соединения костей;
- приводить пример мышц антагонистов и синергистов;
- различать повреждение суставов, костей и растяжение связок;
- определять плоскостопие, искривления позвоночника;
- разъяснять суть тренировочного эффекта;
- приводить пример условий повышения работоспособности мышц и причины их
утомления;
- разъяснять особенности регуляция деятельности опорно-двигательной системы,
влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления;
- доказывать родство человека и животных;
- устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения
в окружающей среде;
- оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека;
- профилактики плоскостопия, искривления позвоночника;
- распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом
и возрастом;
- предупреждения травматизма;
- оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах суставов,
переломах.
ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа
6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Требования ГОС знать \понимать:
- состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства;
- состав, строение и функции крови;
- роль свертывания в предохранении организма от потери крови;
- значение переливания крови, постоянства солевого состава;
- защитные свойства организма, виды иммунитета;
- понятие о тканевой совместимости, I, II, III и IY группах крови;
- понятия: резус фактор, донор, реципиент.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- характеризовать состав внутренней среды;
- находить взаимосвязь компонентов внутренней среды;
- определять по анализу крови состояние организма;
- определять форменные элементы крови;
- распознавать инфекционные болезни;
- находить взаимосвязь внутренней среды организма с внешней;
- объяснять необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы крови.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызванных бактериями
и вирусами; предупреждения травматизма, ВИЧ-инфекций; профилактики
инфекционных заболеваний;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 6. Кровеносная и лимфотическая системы (6 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
7. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.
9. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Требования ГОС знать \понимать:
- особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем, их
роль в организме;
- причины движения крови и лимфы;
- понятия: кровяное давление и пульс;
- фазы работы сердца;
- особенности регуляции деятельности сердца и сосудов;
- влияние физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы;
- последствия гиподинамии, алкоголизма и курения.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- распознавать виды кровотечений;
- подсчитывать число пульсовых ударов;
- с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей
сердечно-сосудистой системы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);
- оказания первой помощи при кровотечениях;
- оказания первой доврачебной помощи при нарушении сердечной деятельности;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.
Лабораторная работа
10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Кровеносная и дыхательная системы». Требования ГОС знать \понимать:
- особенности строения и функции органов дыхания, их роль в организме
и голосообразовании;
- способы укрепления дыхательных мышц и повышения жизненной ёмкости лёгких;
- способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- определять состояние миндалин и аденоидов;
- измерять обхват грудной клетки;
- проводить дыхательные функциональные пробы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний,
предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях;
- оказания первой помощи при нарушениях дыхания: при завалах землей,
электротравмах, при спасении утопающего.
ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа
11. Действие слюны на крахмал.
Требования ГОС знать \понимать:
- состав пищевых продуктов, их роль в обмене веществ;
- особенности строения и функции органов пищеварения, их роль в жизни человека;
- особенности регуляции деятельности пищеварительной системы;
- влияние алкоголя и курения на работу пищеварительной системы.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- определять местоположение желудка, печени, кишечника, аппендикса;
- распознавать желудочно-кишечные заболевания.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики желудочно-кишечных заболеваний, предупреждения
вредных привычек (акоголизма, курения);
- оказания первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях, пищевых
отравлениях, аппендиците;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.
Лабораторная работа
12. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки. Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии».
Требования ГОС знать \понимать:
- сущность обмена веществ как основной функции организма;
- значение пластического и энергетического обмена;
- значение воды и минеральных веществ;
- понятие: об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых продуктов;
- правила рационального питания и значение витаминов.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки,
позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнения
работы;
- составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических трат;
- правильно дозировать витамины.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Требования ГОС
знать \понимать:
- особенности строения и роль кожных покровов в организме;
- механизмы поддерживания температуры тела;
- особенности регулирования содержания питательных веществ в крови.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- ухаживать за кожей, волосами, ногтями;
- следить за одеждой и обувью;
- предупреждать заболевания кожи;
- подбирать шампунь и другие косметические средства с учётом своего типа кожи;
- закаливать свой организм.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики кожных заболеваний;
- оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, при тепловом
и солнечном ударе;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 11. Выделительная система (1 ч)
З начение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки.
Требования ГОС
знать \понимать:
- строение, функции и роль органов выделительной системы в организме;
- особенности удаления продуктов распада и регулирования содержания
питательных веществ в крови.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- предупреждения заболеваний органов выделительной системы;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 12. Нервная система (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторная работа
13. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.
Требования ГО
знать \понимать:
- особенности строения и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных
узлов, их роль в организме;
- определение врождённых и приобретённых рефлексов;
- определение осознанных и неосознанных действий;
- функции соматического и автономного отделов нервной системы.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- проводить функциональные пробы позволяющие выявлять особенности нервной
деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
14. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.
Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Нервная система. Анализаторы».
Требования ГОС
знать \понимать:
- особенности строения, функции органов чувств и анализаторов в целом, их
роль в организме.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;
- оценивать работу органов чувств;
- предупреждать зрительные и слуховые расстройства;
- пользоваться методами тренировки ряда анализаторов;
- объяснять связь между строением и функциями органов чувств.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики зрительных и слуховых инфекций;
предупреждения травматизма; профилактики нарушений зрения, слуха;
- оказания первой помощи при травмах глаза;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
15. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
16. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.
Требования ГОС
знать \понимать:
- роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского в развитии учения о высшей
нервной деятельности;
- определение врождённых и приобретённых программ поведения;
- природу сна и сновидений, памяти, мышления;
- понятие об эмоциях и волевых действий;
- значение речи в трудовой деятельности;
- психологические особенности человека: темперамент и характер;
- разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность».
уметь: - разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;
- оценивать свою наблюдательность, память, внимание.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- улучшения своей наблюдательности, памяти, внимания;
- предупреждения стрессов;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения
в окружающей среде.
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.
Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Требования ГОС
знать \понимать:
- определение желез внешней, внутренней и смешанной секреции;
- роль гормонов, последствия их недостатка или избытка в организме.
уметь: - определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях
тела;
- распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- профилактики заболеваний эндокринной системы;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.
РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Требования ГОС
знать \понимать:
- особенности размножения и индивидуального развитие человеческого организма;
- изменения, происходящие в подростковом возрасте;
- болезни, передающие половым путём;
- типы темперамента и характера;
- особенности развития способностей и склонностей к той или иной деятельности.
уметь: - доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами;
- определять темперамент;
- различать интересы и склонности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- для выбора дальнейшего жизненного пути.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
- определять положение человека в системе органического мира (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации;
- находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. – М.: Дрофа, 2006.
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
Учебно-методическая литература
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 – 2009.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2009.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2002.
4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии.
8 класс. – М.: «ВАКО» 2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.
– М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.
2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
3. ЕГЭ 2007 – 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,
С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Электронные ресурсы на компакт-дисках
1. CD Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». – М.: Просвещение, 2003.
2. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урок | часы | сроки |
Введение (2 ч) | |||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его | 1ч | |
2 | Становление наук о человеке | 1ч | |
РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (3 ч) | |||
3 | Систематическое положение человека | 1ч | |
4 | Историческое прошлое людей | 1ч | |
5 | Расы человека | 1ч | |
РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма (58 ч) | |||
ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч) | |||
6 | Общий обзор организма человека | 1ч | |
ТЕМА 2. Клеточное строение организма (3 ч) | |||
7 | Строение и химический состав клетки | 1ч | |
8 | Физиология клетки | 1ч | |
9 | Ткани. Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп» | 1ч | |
ТЕМА 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч) | |||
10 | Рефлекторная регуляция | 1ч | |
ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч) | |||
11 | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Л.р. №2 «Микроскопическое строение костей» | 1ч | |
12 | Скелет человека. Соединение костей | 1ч | |
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р. №3 «Мышцы человеческого тела» | 1ч | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р. №4 «Утомление при статической работе» | 1ч | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р. №5 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия» | 1ч | |
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1ч | |
17 | Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система» | 1ч | |
ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч) | |||
18 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р. №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 1ч | |
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1ч | |
20 | Иммунология на службе здоровья | 1ч | |
ТЕМА 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч) | |||
21 | Транспортные системы организма | 1ч | |
22 | Круги кровообращения. Л.р. №7 «Функция венозных клапанов» | 1ч | |
23 | Строение и работа сердца | 1ч | |
24 | Движение крови по сосудам. Л.р. №8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыт, выясняющий природу пульса» | 1ч | |
25 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Л.р. №9 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 1ч | |
26 | Первая помощь при кровотечениях | 1ч | |
ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч) | |||
27 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей | 1ч | |
28 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | 1ч | |
29 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1ч | |
30 | Гигиена дыхания. Болезни, их профилактика. Первая помощь при нарушении дыхания. Л.р. №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1ч | |
31 | Контрольно-обобщающий урок «Кровеносная и дыхательная системы» | 1ч | |
ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч) | |||
32 | Питание и пищеварение | 1ч | |
33 | Пищеварение в ротовой полости. Л.р. №11 «Действие слюны на крахмал» | 1ч | |
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1ч | |
35 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание. | 1ч | |
36 | Регуляция пищеварения | 1ч | |
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций | 1ч | |
ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч) | |||
38 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов | 1ч | |
39 | Витамины | 1ч | |
40 | Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р.№12 «Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1ч | |
41 | Контрольно-обобщающий урок « Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии» | 1ч | |
ТЕМА10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч) | |||
42 | Кожа – наружный покровный орган | 1ч | |
43 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | 1ч | |
44 | Терморегуляция организма. Закаливание | 1ч | |
1ч | |||
ТЕМА 11. Выделительная система (1 ч) | |||
45 | Выделение | 1ч | |
ТЕМА 12. Нервная система (5 ч) | |||
46 | Значение нервной системы | 1ч | |
47 | Строение нервной системы. Спинной мозг | 1ч | |
48 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. №13 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» | 1ч | |
49 | Функции переднего мозга | 1ч | |
50 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | 1ч | |
ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч) | |||
51 | Анализаторы | 1ч | |
52 | Зрительный анализатор. Л.р. №14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» | 1ч | |
53 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1ч | |
54 | Слуховой анализатор | 1ч | |
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | 1ч | |
56 | Контрольно-обобщающий урок «Нервная система. Анализаторы» | 1ч | |
ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность (5 ч) | |||
57 | Вклад оте6чественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1ч | |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р. №15 «Выработка навыка зеркального письма» | 1ч | |
59 | Сон и сновидения | 1ч | |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | 1ч | |
61 | Воля, эмоции, внимание. Л.р. №16 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» | 1ч | |
ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч) | |||
62 | Роль эндокринной регуляции | 1ч | |
63 | Функция желез внутренней секреции | 1ч | |
РЕЗДЕЛ III. Индивидуальное развитие организма (5 ч) | |||
64 | Жизненные циклы. Размножение | 1ч | |
65 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1ч | |
66 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | 1ч | |
67 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | 1ч | |
68 | Интересы, склонности, способности | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....
Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль
Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....
Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....
Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.
Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....
Рабочая программа по биологии для 5 класса. Программа 2100
Рабочая программа разработана для 5 класса по УМК Программы 2100. Программа соответствует положению о написании рабочих программ Образовательного учреждения ....
Рабочая программа по биологии для 6 класса. Программа 2100.
Программа по биологии для 6 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения....
Рабочая программа по биологии для 7 класса. Программа 2100.
Программа по биологии для 7 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения. Программа включае в себя часы по ОБЖ....