биология 8 класс.Программа.
рабочая программа по биологии по теме

Мустафина Зульфия Ягфаровна

рабочая программа по биологии за 8 кл Человек Д.В.Колесов, Р.Д.Маш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Торшиловский муниципального района Большечерниговский Самарской области

Утверждено

Директор ГБОУ ООШ

пос.Торшиловский


__________Н.В.Шкаденко

«     »   августа  2013г

Согласовано

Заместитель директора

по УВР


_________К.К.Тулепова

«     »  августа  2013г

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол № 1

Председатель МО

________З.Я.Мустафина

«     »  августа  2013г

Согласовано

Зам. директора по УМР:

_____________ Ильина Н.В.


«       » ______________2011


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: биология

Класс  8

Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы   68ч

Количество часов в неделю 2 часа

Мустафина З.Я

Учитель биологии

Первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии                                с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса. За основу рабочей программы взята авторская программа Пасечника В.В.. Программа курса биологии для 6-11 классов. М., Дрофа.2006г.

         Программа рассчитана на 68 часа при 2 часах в неделю.

Уровень программы – базовый. Составлена для учащихся 8 класса (базовый уровень).

Данная программа может реализовываться посредством УМК:

Для учителя:

Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н.  М., Дрофа, 2010.

  1. Рабочая тетрадь
  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. М., Дрофа, 2010 г.

Для ученика:

Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н.  М., Дрофа, 2010.

  1. Рабочая тетрадь

  Особенности программы:

     Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.

При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике авторов Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева Н.Н. «Биология. Человек».8 класс. Оснащенность учебного процесса, материально-техническая база кабинета биологии позволяет выполнять лабораторные и  практические работы, предусмотренные данной программой

Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

   Задачи:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки          в практической деятельности людей; методах познания человека;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов                   и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей                 в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы                   о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма                          и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии               и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека.                        На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения                   о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды,  личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического,                  трудового, санитарно-гигиенического и  полового воспитания школьников.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности                к самостоятельной учебной работе.

           Для  приобретения  практических  навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены   лабораторные  работы,  которые  являются  этапами  комбинированных  уроков  и  могут оцениваться по усмотрению учителя.
          Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю. Из них:  лабораторных  работ – 16, контрольных работ – 4.

    Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.

    Результаты изучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

    Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного                      и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными                  в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности,                  в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности                  и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса                        и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

    Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Человек. 8 класс» авторов                    Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. М.: Дрофа, 2005 – 2010.

       

                                                                             

                                       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



   №

п/п




Тема






Всего

часов




В том числе

лабораторных

работ

контрольных

работ

Введение

2

1.

Происхождение человека

3

2.

Строение и функции организма

58

Организм человека и его строение

Клеточное строение организма

1

Рефлекторная  регуляция функций  в организме

Опорно-двигательная система  

4

1

Внутренняя среда организма

1

Кровеносная и лимфотическая системы  

3

1

Дыхательная система

1

Пищеварительная система

1

1

Обмен веществ и энергии

1

Покровные органы. Теплорегуляция  

Выделительная система

Нервная система

1

Анализаторы

1

1

Высшая нервная деятельность

2

Эндокринная система

3.

Индивидуальное развитие организма

5

Итого:

68

16

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Требования ГОС

знать \понимать:   

                     - историю становления наук, изучающих природу человека и охрану  его  здоровья;

                     - методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены;

                     - основные исторические этапы изучения человека, учёных, внесших    большой  вклад

                        в развитие анатомии.        

уметь:         - использовать методы науки для решения возникающих проблем.  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора  консультаций  нужных специалистов.

РАЗДЕЛ 1.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА  (3 ч)

  Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.                                                                                       Требования ГОС

знать \понимать:

- систематическое положение человека;

- определение рудиментов и атавизмов;

- основные этапы исторического развития людей;

- основные расы;

- вред расистских теорий.

уметь:    - определять черты сходства и различия основных предков людей;

- определять характерные отличия рас друг от друга;

- доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям

  находятся на одном уровне развития;

- обосновывать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ»,  «нация».

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА  (58 ч)

ТЕМА 1.   Организм человека и его строение    (1  ч)

  Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.                         Требования ГОС

знать  /понимать:

- уровни организации живого организма;

- определение органа, системы органов.

уметь:     - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

 - сравнивать проводить анализ конкретных связей между структурами и  функциями

                     органов и частей тела.                                                                                                     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                   - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА  2.   Клеточное строение организма (3 ч)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

   Лабораторная  работа                                                                                1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.                                         Требования ГОС                                                                                     знать  /понимать:

- определение внешней и внутренней среды организма;

- основные органоиды клетки, их функции;

- основные жизненные процессы клетки;

- значение ферментов;

- определение ткани, основные виды тканей их строение и функции.

- определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса;

- строение и свойства нейрона.

уметь:     - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- сравнивать, проводить анализ конкретных связей между структурами и

                     функциями органов и органоидов клетки.                                                                               использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                         Т Е М А  3.  Рефлекторная  регуляция функций в организме (1 ч)

  Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы             и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые                      и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.                                  Требования ГОС                                                                                                                                    знать  /понимать:

- состав центральной и периферической нервной системы;

- значение рефлексов в жизни человека;

- вклад И.М.Сеченова и И.М.Павлова в развитие учения о рефлексах.

уметь:    - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- называть части рефлекторной дуги;

- делать вывод о значении рефлексов;

- объяснять действие прямых и обратных связей.                                          

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                  - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 4.  Опорно-двигательная система  (7  ч)

   Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

   Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты                 и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

    Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение                  и исправление.

    Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

    Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.

   Лабораторные работы

   2. Микроскопическое строение костей.

    3.  Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

    4.  Утомление при статической  работе.

   5. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).

   Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Опорно-двигательная система».         Требования ГОС

знать \понимать:

- состав опорно-двигательной системы, её функции;

- химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости,

  типы костей, их строение и функции;

- определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции;

- особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой

  деятельностью;

- типы соединения костей, их функции;

- макроскопическое и микроскопическое строение мышц;

- основные мышцы человеческого тела;

- функции мышц и нервной системы при движении человека;

- понятие двигательной единицы;

- особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе;

- методы самоконтроля и коррекции осанки;

- отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки.

уметь:    - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

                - определять типы соединения костей;

- приводить пример мышц антагонистов и синергистов;

- различать повреждение суставов, костей и растяжение связок;

- определять плоскостопие, искривления позвоночника;

- разъяснять суть тренировочного эффекта;

- приводить пример условий повышения работоспособности мышц и  причины их

  утомления;

- разъяснять особенности регуляция деятельности  опорно-двигательной системы,

  влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления;

- доказывать родство человека и животных;

- устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения

  в  окружающей среде;

- оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека;

- профилактики плоскостопия, искривления позвоночника;

- распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом

  и  возрастом;

- предупреждения травматизма;

- оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах суставов,

  переломах.

                                  ТЕМА 5.   Внутренняя среда организма   (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).                Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина  K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

  Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер                              и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-  и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

   6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.                         Требования ГОС                                                                                                                                                               знать \понимать:

- состав внутренней среды,  роль в организме, значение её постоянства;

- состав, строение и  функции крови;

- роль свертывания в предохранении организма от потери крови;

- значение переливания крови, постоянства солевого состава;

- защитные свойства организма, виды иммунитета;

- понятие о тканевой совместимости, I, II, III  и IY группах крови;

- понятия: резус фактор, донор,  реципиент.

уметь:    - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

                - характеризовать состав внутренней среды;

- находить взаимосвязь компонентов внутренней среды;

- определять по анализу крови состояние организма;

- определять форменные элементы крови;

- распознавать инфекционные болезни;

- находить взаимосвязь внутренней среды организма с внешней;

- объяснять необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы  крови.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в окружающей среде;

   - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызванных бактериями                                      

      и  вирусами; предупреждения травматизма, ВИЧ-инфекций; профилактики

      инфекционных заболеваний;

                     - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                    ТЕМА  6.   Кровеносная и лимфотическая системы  (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных                 и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

7.  Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

9.  Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Требования ГОС                                                                                                                                         знать \понимать:

- особенности строения  и функционирования кровеносной и лимфатической систем, их

  роль в организме;

- причины движения крови и лимфы;

- понятия: кровяное давление и пульс;

- фазы работы сердца;

- особенности регуляции деятельности сердца и сосудов;

- влияние физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы;

- последствия гиподинамии, алкоголизма и курения.

уметь:     - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

                  - распознавать виды кровотечений;

- подсчитывать число пульсовых ударов;

- с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей

  сердечно-сосудистой системы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);

- оказания  первой  помощи при кровотечениях;

- оказания первой доврачебной помощи при нарушении сердечной деятельности;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                                ТЕМА  7.   Дыхательная система  (5 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.

Лабораторная работа

10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.                  Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Кровеносная и дыхательная  системы».   Требования ГОС                                                                                                                                                    знать \понимать:

- особенности строения и функции органов дыхания, их роль в организме                              

  и  голосообразовании;

- способы укрепления дыхательных мышц и повышения жизненной ёмкости лёгких;

- способы реанимации: искусственное дыхание  и непрямой  массаж  сердца.

уметь:     - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

                  - определять состояние миндалин и аденоидов;

- измерять обхват грудной клетки;

- проводить дыхательные функциональные пробы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний,

   предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);

- оказания первой  помощи при простудных заболеваниях;

- оказания первой помощи при нарушениях дыхания: при завалах землей,

   электротравмах, при спасении утопающего.

                                                 

ТЕМА 8.    Пищеварительная   система    (6  ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа

11. Действие слюны на крахмал.

Требования ГОС                                                                                                                                   знать \понимать:

- состав пищевых продуктов, их роль в обмене веществ;

- особенности строения и функции органов пищеварения, их роль в жизни человека;

- особенности регуляции деятельности  пищеварительной системы;

- влияние алкоголя и курения на работу пищеварительной  системы.

 уметь:    - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- определять местоположение желудка, печени, кишечника, аппендикса;

- распознавать желудочно-кишечные заболевания.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики желудочно-кишечных заболеваний, предупреждения

   вредных привычек (акоголизма, курения);

- оказания первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях, пищевых

   отравлениях, аппендиците;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                            ТЕМА  9.   Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии  основное свойство всех живых существ. Пластический                        и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые             и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.

Лабораторная  работа

12. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки.                                   Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ                 и энергии».  

Требования ГОС                                                                                                                                            знать \понимать:

- сущность обмена веществ как основной функции  организма;

- значение пластического и энергетического обмена;

- значение воды и минеральных веществ;

- понятие: об энерготратах  организма и энергетической ёмкости пищевых продуктов;

- правила рационального питания и значение витаминов.

уметь:     - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

                 - проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки,

  позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнения

  работы;

- составлять пищевой  рацион в зависимости от энергетических трат;

- правильно дозировать витамины.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

                  - соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

                                  ТЕМА  10.  Покровные органы. Теплорегуляция  (3 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи                                       в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход  за кожей,  ногтями                           и волосами   в    зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение                 у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.  

Требования ГОС

знать \понимать:

- особенности строения и роль кожных покровов в организме;

- механизмы поддерживания температуры тела;

- особенности регулирования содержания питательных веществ в крови.

уметь:    - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- ухаживать за кожей, волосами, ногтями;

- следить за одеждой и обувью;

- предупреждать заболевания кожи;

- подбирать шампунь и другие косметические средства с учётом своего типа кожи;

- закаливать свой организм.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики кожных заболеваний;

- оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, при тепловом      

   и солнечном  ударе;

-  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

                 - соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

                                        ТЕМА  11.    Выделительная система  (1 ч)

З        начение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная             и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки.

Требования ГОС

знать \понимать:

- строение, функции и роль органов выделительной системы в организме;

- особенности удаления продуктов распада и регулирования содержания

  питательных веществ в крови.

уметь:    - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- предупреждения заболеваний органов выделительной системы;

                 - соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

                                        ТЕМА 12.  Нервная система  (5 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг  центральная нервная система; нервы и нервные узлы  –  периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста                           и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

         Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная  работа

13. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.

Требования ГО

знать \понимать:

- особенности строения и функции спинного и головного мозга, нервов и нервных

   узлов, их роль в организме;

- определение врождённых и приобретённых рефлексов;

- определение осознанных и неосознанных действий;

- функции соматического и автономного отделов нервной системы.

уметь:     - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

                 - проводить функциональные пробы позволяющие выявлять особенности нервной

                    деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 -  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

                   -  соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТЕМА 13.  Анализаторы  (6 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты,            их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

14. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.

Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Нервная система. Анализаторы».

Требования ГОС

знать \понимать:

     - особенности строения, функции органов чувств и анализаторов в целом, их

        роль в организме.

уметь:           - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

        - оценивать работу органов чувств;

        - предупреждать зрительные и слуховые расстройства;

        - пользоваться методами тренировки ряда анализаторов;

        - объяснять связь между строением и функциями органов чувств.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - соблюдения мер профилактики зрительных и слуховых инфекций;

   предупреждения травматизма; профилактики нарушений зрения, слуха;

 - оказания первой помощи при травмах глаза;

 - соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

                               

ТЕМА  14.  Высшая нервная деятельность  (5 ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.                             И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-                     торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы.  Сон  и  бодрствование.  Стадии  сна.  Сновидения.  Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей                       и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя                      и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия                       и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.

Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

15. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

16. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

Требования ГОС

знать \понимать:

- роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского в развитии учения о высшей

  нервной деятельности;

- определение врождённых и приобретённых программ поведения;

- природу сна и сновидений, памяти, мышления;

- понятие об эмоциях и волевых действий;

- значение речи в трудовой деятельности;

- психологические особенности человека: темперамент и характер;

- разницу между понятиями «интерес», «склонность», «способность».

уметь:         - разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;

- оценивать свою наблюдательность, память, внимание.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  -  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

                     - улучшения своей наблюдательности, памяти, внимания;

                     - предупреждения стрессов;

                     - рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения                      

                       в окружающей среде.

                     - соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

                                 ТЕМА  15.  Эндокринная система  (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.

          Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Требования ГОС

знать \понимать:

- определение желез внешней, внутренней и смешанной секреции;

- роль гормонов, последствия их недостатка или избытка в организме.

уметь:     - определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях

                    тела;

                  - распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                - профилактики заболеваний эндокринной системы;

                - соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм.

         РАЗДЕЛ 3.  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА  (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование                       и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля  Мюллера               и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов                   и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Требования ГОС

знать \понимать:

- особенности размножения и индивидуального развитие человеческого организма;

- изменения, происходящие в подростковом возрасте;

- болезни, передающие половым путём;

- типы темперамента и характера;

- особенности развития способностей и склонностей к той или иной деятельности.

уметь:    - доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами;

- определять темперамент;

- различать интересы и склонности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения правил здорового образа жизни, гигиенических норм;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-  для выбора дальнейшего жизненного пути.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,  регуляция жизнедеятельности организма.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных;  место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов  организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять положение человека в системе органического мира (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;
  • находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых  и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Нормативные документы

1. Приказ Минобразования  РФ от 5 марта 2004 г.  №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

             2. Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы / В.В. Пасечник,              В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. – М.: Дрофа, 2006.

        3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.     

Учебно-методическая  литература

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И.  Биология. Человек. 8 класс: Учебник  для общеобразовательных   учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 – 2009.

2. Рабочая тетрадь к учебнику  Колесова  Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И.  «Биология. Человек. 8 класс»: М.: Дрофа, 2009.  

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И.  Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2002.

         4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии.

8 класс. – М.: «ВАКО» 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

      1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.      

– М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.

     2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

      3. ЕГЭ 2007 – 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,

С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

        4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.

                 

Электронные ресурсы на компакт-дисках 

1. CD  Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека.  9 класс». – М.: Просвещение, 2003.

             2. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.

                    Календарно - тематическое планирование


урока


Тема урок

часы

сроки

Введение (2 ч)

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его

2

Становление наук о человеке

РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (3 ч)

3

Систематическое положение человека

4

Историческое прошлое людей

5

Расы  человека

РАЗДЕЛ 2. Строение  и функции  организма (58 ч)

ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч)

6

Общий обзор организма человека

ТЕМА 2. Клеточное строение организма  (3 ч)

7

Строение и химический состав клетки

8

Физиология клетки

9

Ткани.  Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп»

ТЕМА 3. Рефлекторная регуляция

функций в организме (1 ч)

10

Рефлекторная регуляция

ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

11

Значение опорно-двигательной системы, её состав.                          Л.р. №2 «Микроскопическое строение костей»

12

Скелет человека.  Соединение костей

13

Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р. №3 «Мышцы человеческого тела»

14

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р. №4 «Утомление при статической работе»

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.р. №5 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

17

Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система»

ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

18

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л.р. №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

20

Иммунология на службе здоровья

ТЕМА 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)

21

Транспортные системы организма

22

Круги кровообращения. Л.р. №7 «Функция венозных клапанов»

23

Строение и работа сердца

24

Движение крови по сосудам. Л.р. №8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыт, выясняющий природу пульса»

25

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Л.р. №9 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

26

Первая помощь при кровотечениях

ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч)

27

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей

28

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

29

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

30

Гигиена дыхания. Болезни, их профилактика. Первая помощь при нарушении дыхания. Л.р. №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

31

Контрольно-обобщающий урок «Кровеносная и дыхательная системы»

ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)

32

Питание и пищеварение

33

Пищеварение в ротовой полости. Л.р. №11 «Действие слюны на крахмал»

34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

36

Регуляция пищеварения

37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций

ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

38

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов

39

Витамины

40

Энерготраты человека и пищевой рацион.  Л.р.№12 «Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки»

41

Контрольно-обобщающий урок « Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»

ТЕМА10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

42

Кожа – наружный покровный орган

43

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

44

Терморегуляция организма. Закаливание

ТЕМА 11. Выделительная система (1 ч)

45

Выделение

ТЕМА 12. Нервная система (5 ч)

46

Значение нервной системы

47

Строение нервной системы. Спинной мозг

48

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. №13 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

49

Функции переднего мозга

50

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч)

51

Анализаторы

52

Зрительный анализатор. Л.р. №14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

53

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

54

Слуховой анализатор

55

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

56

Контрольно-обобщающий урок «Нервная система. Анализаторы»

ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)

57

Вклад оте6чественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

58

Врожденные и приобретенные программы поведения.                         Л.р. №15 «Выработка навыка зеркального письма»

59

Сон и сновидения

60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

61

Воля, эмоции, внимание. Л.р. №16 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч)

62

Роль эндокринной регуляции

63

Функция желез внутренней секреции

РЕЗДЕЛ III.  Индивидуальное развитие организма (5 ч)

64

Жизненные циклы. Размножение

65

 Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

67

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

68

Интересы, склонности, способности

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс .Программа Пасечник. Линия Вертикаль.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК Пасечник В.В.. Линия учебников Вертикаль, издательства Дрофа....

Рабочая программа по биологии 5 класс. Программа Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль

Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по биологии для 5 класса разработана в соответствиями требований ФГОС. УМК Пасечник В.В. Линия учебников Вертикаль....

Рабочая программа по биологии. 9 класс. Программа В.В. Пасечник.

Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии 9 класс "Введение в общую биологию и экологию" В.В.Пасечник....

Рабочая программа по биологии. 10 класс. Программа В.В. Пасечник.

Рабочая программа по биологии по авторской программе В.В. Пасечника для 10 класса....

Рабочая программа по биологии для 5 класса. Программа 2100

Рабочая программа разработана для 5 класса по УМК Программы 2100. Программа соответствует положению о написании рабочих программ Образовательного учреждения ....

Рабочая программа по биологии для 6 класса. Программа 2100.

Программа по биологии для 6 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения....

Рабочая программа по биологии для 7 класса. Программа 2100.

Программа по биологии для 7 класса было составлена в соответствии с требованиями Положения о составлении рабочих программ образовательного учреждения. Программа включае в себя часы по ОБЖ....