Урок на тему: Класс Птицы
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».
5.Цель урока:
Дидактическая цель - создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.
1.Образовательные цели – ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;
показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.
На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»
6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.
7.Тип урока: Урок изучение нового материала.
8. Методы: проблемный
9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_7_klassa.doc | 69.5 КБ |
prezentaciya_uchitelya.pptx | 563.22 КБ |
vneshnee_stroenie_ptic.ppt | 2.25 МБ |
proishozhdenie_ptic_ot_presmykayushchihsya.ppt | 417.5 КБ |
vnutrennee_stroenie_ptic_svyazannoe_s_polyotom.ppt | 587 КБ |
zanimatelnyy_material_pticy.ppt | 251.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Ф.И.О. учителя: Горшкова Галина Александровна
2.Класс 7. Предмет: Биология
3. Тема урока: Класс Птицы.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 27 урок в разделе «Многообразие животных».
5.Цель урока:
Дидактическая цель- создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.
1.Образовательные цели – ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
2.Развивающие цели: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
3. Воспитательные цели: Бережное отношение к природе;
показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновывать необходимость их охраны.
На уроке будут созданы условия для: пропедевтического ознакомления с категориями предмета «Биология»
6. Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.
7.Тип урока: Урок изучение нового материала.
8. Методы: проблемный
9. Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Организационный момент | Человеческая улыбка одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передавать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передавать свое настроение. Вижу, что оно у вас радостное и деловое. Подарите свои улыбки нашим гостям. Садитесь. А теперь внимание на экран. Разгадайте ребусы (Презентация 1-3 слайд) | Познавательные УУД: 1.формируем умение извлекать информацию из схем иллюстраций; 2. |
2.Актуализация знаний | Назовите систематическое положение данной группы живых организмов(Слайд-4) | Логическое (анализ объектов с целью выделения признаков) |
3.Сообщение темы и цели | Итак, тема нашего урока - ? (Слайд -5. Класс Птицы) | Общеучебные (структурирование знаний) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
4.Целеполагание и мотивация (Планируемые результаты) | Какова же цель нашего урока? (Слайд -6.) Наши задачи- (Слайд -7). | Познавательные УУД: 1..Общеучебные (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели) Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися |
5.Усвоение новых знаний и способов действий Работа в группах, получение продукта от группы 6. Первичная проверка понимания 7. Закрепление знаний и способов действий 8. Подведение итогов 9. Рефлексия | Птицы- наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов. Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. На основе, каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица? Инструкция по работе в группе Задания для 1 группы 1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы». Перечислите доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся. а) Прочитайте внимательно тексты; б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь; в) сделайте вывод по данному вопросу. 2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 2;8. стр.65 - 66 . 3. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные Птицы. Птицы – специализированный класс высших позвоночных, приспособленных к полету. Птицы во многом сходны с рептилиями. От них птицы унаследовали роговые чешуи на задних конечностях и роговой чехол, покрывающий клюв. Но роговые чешуи тела рептилий у птиц превратились в перья. Перьевой покров создает обтекаемую форму тела и поддерживает его во время полета. Перья – рулевые и маховые – участвуют в полете, а пуховые перья вместе с контурными способствуют сохранению постоянной температуры тела. Кожа у птиц сухая. Копчиковая железа выделяет маслянистую жидкость, которой смазываются перья, что предохраняет перо от намокания. Скелет птицы приспособлен к полету: кости скелета тонкие, прочные; полости трубчатых костей заполнены воздухом; поясничные и крестцовые позвонки, прочно соединяясь. Служат надежной опорой туловищу. На грудине имеется большой выступ – киль. К нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крылья. Череп состоит из тонких костей, прочно соединенных между собой, в мозговой коробке большие глазницы, кости челюстей лишены зубов. Перетирание пищи и высокая активность ферментов обеспечивают высокую скорость переваривания пищи. Легкие имеют ячеистое строение. Воздушные мешки являются дополнительным органом дыхания при полете и предохраняют организм от перегревания. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, часть – в воздушные мешки, а при выдохе воздух из легочных мешков поступает опять в легкие. Таким образом осуществляется двойное дыхание. Сердце четырехкамерное, что обеспечивает полное разделение артериальной крови от венозной. Поэтому тело птицы снабжается максимально насыщенной кислородом кровью. Температура тела постоянная (40 – 50 C 0) Органы выделения – почки, мочеточники. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает полет. Потери воды не велики, а отсюда потребности в воде ограничены. Головной мозг развит сильнее, что обеспечивает более сложное поведение. Органы чувств – зрение и слух (наиболее развиты). Птицы раздельнополые, яйцекладущие, оплодотворение внутреннее. Яйца согревают постепенно, откладываются по одному через определенные промежутки времени а – это тоже одно из приспособлений к полету. Задание для 2 группы. Изучение внешнего строения птиц. 1. Рассмотрите чучело птицы . а) отметьте, чем покрыто тело птицы; б) какие отделы тела лишены оперения; в) как налегает перо одно на другое; г) все ли перья на теле одинаковые ( по размерам, окраске, строению); д) как расположены на голове глаза; е) какую форму имеет клюв; ж) чем покрыты ноги птицы; з) как расположены пальцы на ногах Сделайте вывод: 3. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. Задание для 3 группы. 1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы» ответьте на вопрос - Как приспособлено внутреннее строение и размножение птиц к полёту. а) Прочитайте внимательно тексты; б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь; в) сделайте вывод по данному вопросу. 2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 1; 9; 10. 3. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. . Задания для 4 группы Работа с природным объектом 1. Опишите строение биологического объекта. а) рассмотрите наборы перьев птицы (используйте лупу и рисунок 112 стр. 135); б) выясните, как устроено перо; в) в чем разница между контурным и пуховым перьями ( для этого препаровальной иглой попробуйте разнять бородки на опахале контурного и пухового перьев). 2. Выполните задание в тетради на печатной основе №3; 5; 6. Стр. 65 -66. 3. Домашнее задание: 1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7 2.Пересказ по вариантам: 1В-отряд Пингвины стр.136-138 2В-отряд Страусообразные стр.140 3В-отряд Нандуобразные стр.140-141 3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные. В ходе работы обучающиеся готовя продукт своей деятельности (т.е.собраную информацию оформляют в форме краткосрочного мини- проекта). Представитель каждой группы демонстрирует свой мини-проект. Выполнение теста: Выберите правильный ответ. 1.Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как а) состоят из ствола и опахала; б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью; в) воздух, который находиться между ними, обладает малой теплопроводностью; г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе. 2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти. 3. Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к: а) полету; в) размножению; б) защите от хищников; г) поиску корма. 4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с а) пресмыкающимися; в) млекопитающими; б) земноводными; г) кольчатыми червями. 5. У птиц не является приспособлением к полету: а) обтекаемая форма; в) когти; б) крылья; г) образование цевки. Самооценка Ответы: 1-в; 2-в; 3-а; 4-а; 5-в. Проанализируйте и оцените успешность достижения цели при работе в группе | Познавательные УУД: 1.формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций обрабатывать, её, делать вывод; 2. формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3.формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 5. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; 6. формируем умение владеть методами исследования; 7. формируем умение организовать работу в группе для достижения цель Регулятивные УУД: 1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и дополнительного текста; 2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. формируем умение работать самостоятельно Коммуникативные УУД: 1. формируем умение слушать и понимать других; 2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии поставленными задачами; 3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: 1. формируем умение выражать свои эмоции; 2. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3. формируем умение сотрудничать с одноклассниками при работе в группе. Духовно-нравственное развитие: 1.воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать поступки, в том числе речевые; 2.воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3.гражданско-патриотическое воспитание; 4. экологическое и эстетическое воспитание . |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ласточка
Синица
ЦАРСТВО ….. ТИП ….. ПОДТИП ….. КЛАСС ….. отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением
ТЕМА: КЛАСС ПТИЦЫ
Цель: ознакомить обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
ЗАДАЧИ: Изучить общую характеристику класса Птицы; выявить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; отметить особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
Птицы – наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов. Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?
РАБОТА В ГРУППАХ
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ Выберите правильный ответ. 1.Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как а) состоят из ствола и опахала; б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью; в) воздух, который находиться между ними, обладает малой теплопроводностью; г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе. 2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти. 3. Обтекаемая форма тела птиц - это приспособление к: а) полету; в) размножению; б) защите от хищников; г) поиску корма. 4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с а) пресмыкающимися; в) млекопитающими; б) земноводными; г) кольчатыми червями. 5. У птиц не является приспособлением к полету: а) обтекаемая форма; в) когти; б) крылья; г) образование цевки.
Ответы 1-в 2-в 3-а 4-а 5-в
ВЫВОД: Птицы более высокоорганизованны по сравнению с пресмыкающимися; Тело птицы покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья; За счет интенсивного обмена веществ температура тела постоянная; Особенности внешнего, внутреннего строения и размножения птиц позволили приспособиться к полету.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Выпишите номера правильных суждений. 1. Все птицы способны к полету. 2. Птицы – самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных. 3. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: три из них направлены вперед, а один назад. 4. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов. 5. Летательная поверхность крыла образована контурными перьями. 6. Перьевой покров голубя не имеет пуха. 7. Пуховые перья и пух – это одно и то же. 8. Контурное перо состоит из стержня и опахала. 9. Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями. 10. Маховые перья у большинства птиц прикрепляются к локтевой кости и костям кисти.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внешнее строение птиц
Клюв в жизни птицы - Строят гнёзда - для защиты и угрозы - чистят перья - добывают, удерживают пищу - удерживает орудия для разбивания яиц
Форма клюва
строение и роль ног в жизни птиц Ноги помогают ухаживаь за опереньем Попугай лапой подносят пищу ко рту Некоторые птицы ногами ловят, умершвляют и носят добычу.
Фазан ходит по земле на трех крепких пальцах с уплощенными когтями. Воробей охватывает ветки длинными гибкими пальцами с острыми когтями Длинные, крестообразно раскинутые четыре пальца цапли удобны для ходьбы по топким местам Белая куропатка ходит по снегу на широкой, оперенной «четверне" Рябчик может ходить по веткам, земле и снегу. строение и роль ног в жизни птиц
строение и роль ног в жизни птиц
Типы и роль перьев птицы
Строение пера
ВЫВОД: Внешнее строение птиц, приспособлено к воздушно-наземной и водной среде обитания
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету
В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь; в мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается; в железистом отделе желудка и кишечнике пища быстро переваривается под действием ферментов; толстая кишка впадает в клоаку. Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Пищеварительная система
Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков. Таким образом увеличивается интенсивность газообмена ( принцип двойного дыхания) Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Дыхательная система
Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри). У птиц два круга кровообращения. Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Кровеносная система
Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок. У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия; Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи. Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц; Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету Нервная система
Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. У самцов развиты парные половые железы – семенники, в то время как у самок сохраняются только левый яичник и яйцевод. Семяпроводы от семенников впадают в клоаку. органы размножения и выделения Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету
Размножение и развитие птиц
Виды птенцов гнездовые выводковые
ВЫВОД: Внутреннее строение и размножение птиц приспособлено к воздушной среде обитания
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по теме: "Класс Птицы"
в результате овладения содержанием модуля изучить особенности строения птиц; уметь выявлять черты приспособленности птиц к полету (во внешнем и внутреннем строении); развивать навыки самостоятел...
Презентация к обобщающему уроку на тему "Класс Птицы"
Урок-КВН. Обучающиеся в игровой форме повторяют знания о птицах. Материал содержит региональный компонент....
Конспект урока на тему: "Класс Птицы"
Автор УМК: В.Б Захаров, Н.И. СонинТема урока: "Класс Птицы"Тип урока: обобщение и систематизация знаний...
Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс
В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...
Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"
Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, о...
Обобщающий урок по теме «Класс птиц. Многообразие птиц». 7 класс.
Все модели приемов, которые используются на уроке, направлены на развитие познавательных способностей учащихся: развитие быстроты реакции, развитие психических механизмов, лежащих в основе познаватель...
Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»
ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий. По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений; По этапу формирования навыка: ит...