Элективный курс 10 класс
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Леднева Ольга Николаевна

Элективный курс для учащихся 10 класса " Избранные главы биологии. Ботаника" включает в себя теоретический материал и практическую часть. Содержание курса поможет учащимся углубить знания по ботанике при подготовке к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon электив ботаника391 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Избранные главы биологии. Ботаника.»

34 часа (10 класс)

Учебный предмет: биология.

Уровень образования школьников: ученики общеобразовательной школы 10 класса.

Форма учебной работы: элективная.

Пояснительная записка:

Элективный курс «Избранные главы биологии. Ботаника.» предназначен для учащихся 10 классов средних школ.

Содержание данного элективного курса дает возможность более глубокому изучению раздела «Растения», используя практические и лабораторные работы.  Основная направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации – энциклопедия, мультимедийное учебное пособие, инструктивные карточки по выполнению работ, учебное пособие.

      Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную или фронтальную исследовательскую работу в виде лабораторной или практической работы, или семинарское занятие, обязательное тестирование с использованием мультимедийного пособия с лабораторными работами и тестами, в конце каждого занятия для закрепления материала, самостоятельное изучение темы при использовании мультимедийных пособий.

       Особую сложность для учащихся при подготовке к вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия растительных тканей, первичного и вторичного строения стебля и корня, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений. Это связано с тем, что в 6—7 классах учащиеся еще не владеют знаниями о половом и бесполом размножении, о чередовании поколений, отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса ботаники. При подготовке к единому государственному тестированию и конкурсным экзаменам в вузы учащимся для ответа на вопросы по разделу «Ботаника» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы ботаники, которые они изучали несколько лет назад. Элективный курс «Избранные главы биологии. Ботаника.» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся и умения применять полученные знания на практике.

Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по ботанике на базе сформированных понятий обшей биологии.

Задачи курса:

1. Стимулирование познавательных интересов учащихся.

2.Объединение научных знаний с практическими знаниями.

3. Развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации для    ведения    дискуссий, а также презентация результатов работы).

4. Формирование умения и навыки работы с источниками информации.

            5. Формирование системы теоретических знаний и практических умений в области ботаники;

            6. Ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часа (из них 17 лекций, 10 практических занятий, 7 семинаров).

Занятия  проводятся с использованием современных информационных технологий.

В результате изучения учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

Умения и навыки:

1.   Овладение  составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.

2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-

популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

 3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

 4. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

 5. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов

Формы и методы обучения:

- лекции с элементами беседы;

- работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

- лабораторный практикум;

- практические работы с элементами поисковой деятельности;

  1. Тематическое планирование курса «Избранные главы биологии. Ботаника.» 

№ п/п

Название разделов курса

Всего часов

Лекц.

П/р

   

Сем.

Форма контроля

1.

Введение

1

1

 

 

 

2.

Клетка растений

2.1. Строение растительной клетки

1

1

 

 

Тестирование

3.

Растительные ткани.

3.1.Практическая работа. Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей.

3.2. Лекция. Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани.

3.3 Лекция. Основные, механические и выделительные ткани. Проводящие ткани.

3.4. Практическая работа. Строение тканей растительного организма.

3.5. Семинар. Особенности строения тканей растительного организма.

5

2

2

1

Тестирование, участие в семинаре, контрольные работы, устный зачет

4.

Вегетативные органы высших растений.

4.1. Лекция. Органы высших растений. Происхождение органов. Корень. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение корня. Питание и дыхание  корня. Функции корней.

4.2. Практическая работа

1) Необходимость кислорода воздуха для роста корней.

2) Верхушечный рост корня

3) Корневое давление


4.3. Практическая работа. Побег: строение и ветвление. Почки.

4.4.Практическая работа. Видоизменения побегов.

4.5. Лекция. Стебель. Строение и функции стебля.

4.6. Практическая работа. Лист. Строение. Многообразие и видоизменения листьев. Размеры и продолжительность жизни листа.

1)Получение спиртовой вытяжки хлорофилла.

2)Разделение пигментов по методу Крауса.

3)Поглощение зелёным растением углекислого газа

4.7. Семинар. Анатомическое строение листа. Газообмен и транспирация. Листопад.

7

2

4

1


Тестирование, участие в семинаре, контрольные работы, устный зачет

5.

Размножение растений

5.1. Лекция. Размножение высших растений

1

1

 

 

Тестирование

6.

Водоросли

6.1. Лекция. Водоросли. Общая характеристика. Местообитание. Особенности строения. Одноклеточные и колониальные водоросли. Многоклеточные водоросли. Размножение водорослей. Бесполое размножение. Половое размножение. Чередование поколений.

6.2.Практическая работа. Многообразие и значение водорослей.

2

1

1

 

Участие в семинаре

7.

Высшие споровые растения

7.1. Лекция. Отдел Моховидные.

7.2. Лекция. Отдел Папоротникообразные: Oбщая характеристика.

Отдел Плауновидные.

Отдел Хвощевидные.

Отдел Папоротниковидные.


7.3. Семинар. Строение и многообразие споровых растений. Размножение споровых. Чередование поколений.

7.4. Практическая работа. Строение споровых.

4

2

1

1

Тестирование, участие в семинаре

8.

Семенные растения

8.1.Лекция. Семенные растения. Общая характеристика. Происхождение. Особенности строения.

8.2.Лекция. Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика. Класс хвойные. Сосна обыкновенная. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Характерные отличия размножения голосеменных от размножения. Споровых растений. Значение голосеменных.

8.3. Лекция. Отдел Покрытосеменные или цветковые. Общая характеристика. Появление цветка. Наличие завязи. Двойное оплодотворение. Развитие проводящих тканей. Разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных.

8.4. Семинар Общая характеристика и многообразие семенных растений.

8.5. Практическая работа. Цветок: строение. Многообразие цветков. Соцветия.

8.6. Лекция. Спорогенез и гаметогенез. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита.

8.7. Семинар. Цветение. Опыление. Оплодотворение.

8.8. Практическая работа. Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян.  Плод. Классификация плодов Строение плодов. Распространение плодов и семян.

8.9. Лекция. Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений. Различия между представителями классов однодольных и двудольных. Характеристика основных семейств.

9

5

2

2

Тестирование, участие в семинаре

9.

Грибы

9.1.Лекция. Грибы: общая характеристика. Сходство с животными. Сходство с растениями. Строение грибов. Низшие грибы. Высшие грибы. Питание грибов. Размножение грибов.

9.2. Семинар. Многообразие грибов. Отдел Хитридиомицеты. Отдел  Зигомицеты. Отдел Аскомицеты. Отдел Базидиомицеты. Дейтеромцеты, или Несовершенные грибы. Значение грибов.


2

1

 

1

Участие в семинаре

10.

Лишайники

10.1. Лекция. Общая характеристика лишайников. Слоевище. Морфологические типы лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Размножение лишайников. Значение лишайников.

1

1

 

 

Участие в семинаре

11.

Этапы развития растительного мира.

11.1. Семинар. Развитие растительного мира. Эры и периоды. Основные ароморфозы.

1

 

 

1

Участие в семинаре

 

 Итого:

34

17

10

7

 

2. Программа курса «Избранные главы биологии. Ботаника.»

Тема 1.  Введение (1 час, лекция).

  Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Принципы биологической классификации. Отличительные признаки растений.

Демонстрация: портретов выдающихся учёных, внесших вклад в развитие  ботаники как науки, классификации растений, схем основных групп живых организмов. Отличительные признаки растений. Сравнительный анализ признаков растений, животных, грибов.

Межпредметные  связи: биология, история

Тема 2.  Клетка растений (1 час, лекция).

Строение растительной клетки. История изучения растительной клетки. Основные компоненты и органоиды растительной клетки: ядро, ядрышко, цитоплазма, плазмодесмы,  оболочка, вакуоль, аппарат Гольджи, рибосомы, эндоплазматический ретикулум, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, микротрубочки, пластиды, особенности их строения, выполняемая функция.

Демонстрация: репродукций (слайдов презентации) и моделей органоидов растительной клетки.

               

Тема 3. Растительные ткани (5 часов, 2 лекции, 2 п/р, 1 семинар)

Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей.

Общая характеристика тканей растений.

 Образовательные ткани (меристемы): верхушечные (апикальные);боковые первичные (прокамбий и перицикл); вторичные (камбий и феллоген); вставочные, раневые.

 Покровные ткани (эпидермис, пробка, корка).

Основные  ткани (паренхима): ассимиляционная, запасающая, воздухоносная и водоносная паренхимы.

Механические ткани  (опорные и скелетные):колленхима; склеренхима (волокна и склереиды). 

Проводящие ткани : ксилема (трахеиды и трахеи); флоэма (ситовидные трубки и клетки-спутницы).

Выделительные ткани.

Строение тканей растительного организма.

Практическая работа №1. Строение различных клеток растительного организма.    Особенности клеток различных тканей.

Практическая работа №2. Строение тканей растительного организма.

 Семинар №1. Особенности строения тканей растительного организма

                  .

Тема 4.  Вегетативные органы высших растений (7часов, 2 лекции, 4 п/р, 1 семинар).

Органы высших растений. Происхождение органов.

Корень. Корневые системы (мочковатая и стержневая).Разновидности корней (главный, боковые, придаточный). Видоизменения корней (корнеплоды, корневые клубни). Строение корня (зона деления, зона растяжения, зона всасывания, зона проведения). Питание и дыхание корня (эпиблема, осмотическое давление). Функции корней.

Побег: строение и ветвление. Почки.

Видоизменения побегов ( корневища, клубни, луковицы)

Стебель. Строение и функции стебля.

Лист. Анатомическое строение листа. Многообразие и видоизменения листьев ( колючки, усики, ловчий аппарат, мясистые чешуи, плотная кутикула). Размеры и продолжительность жизни листа. Газообмен и транспирация. Листопад

Практическая работа №3 1) Необходимость кислорода воздуха для роста корней.

2) Верхушечный рост корня 3) Корневое давление

Практическая работа №4. Побег: строение и ветвление. Почки.

Практическая работа №5. Видоизменения побегов.

Практическая работа №6. Лист. Строение. Многообразие и видоизменения листьев.

1)Получение спиртовой вытяжки хлорофилла.

2)Разделение пигментов по методу Крауса.

3)Поглощение зелёным растением углекислого газа

Семинар №2. Анатомическое строение листа. Газообмен и транспирация. Листопад

Тема 5.  Размножение растений (1 час, 1 лекция).

 Размножение высших растений. Бесполое размножение: спорообразование. Вегетативное размножение. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение (образование гаметофитов, микроспорогенез, микрогаметогенез, мегаспорогенез, мегагаметогенез; двойное оплодотворение) Чередование поколений (спорофит, гаметофит).

Демонстрация: схема типов размножения высших растений, репродукции растений, модели строения цветка, схемы образования спор, ♀ и ♂ гаметофитов, схемы двойного оплодотворения.

Тема 6.  Водоросли (2 часа, 1 лекция, 1 п/р).

Водоросли. Общая характеристика. Местообитание. Особенности строения. Одноклеточные и колониальные водоросли. Многоклеточные водоросли. Размножение водорослей. Бесполое размножение. Половое размножение. Чередование поколений.

Практическая работа №7. Многообразие и значение водорослей.

Демонстрация: схема жизненного цикла хламидомонады, схема жизненного цикла улотрикса, жизненного цикла бурой водоросли (ламинарии), репродукции различных групп водорослей.

Тема 7.  Высшие споровые растения (4 часа, 2 лекции, 1 п/р, 1 семинар).

Высшие споровые растения .Отдел Моховидные. Отдел Папоротникообразные: Oбщая характеристика. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Строение и многообразие споровых растений. Размножение споровых. Чередование поколений.

Строение споровых.

Хозяйственное значение мхов, папоротников, плаунов, хвощей и их роль в природе.

Практическая работа №8. Строение споровых.

Семинар №3. Строение и многообразие споровых растений. Размножение споровых. Чередование поколений.

Демонстрация: схема жизненного цикла мха, жизненного цикла равноспорового папоротника; репродукции мхов, плаунов, папоротников; гербарий.

Тема 8.  Семенные растения (9 часов, 5 лекций, 2 п/р, 2 семинара).

Семенные растения. Общая характеристика. Происхождение. Особенности строения. Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика. Класс Хвойные. Сосна обыкновенная. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Характерные отличия размножения голосеменных от размножения. Споровых растений. Значение голосеменных.

Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Общая характеристика. Появление цветка. Наличие завязи. Двойное оплодотворение. Развитие проводящих тканей. Разнообразие жизненных форм. Значение покрытосеменных.

Общая характеристика и многообразие семенных растений.

Цветок: строение. Многообразие цветков. Соцветия.

Спорогенез и гаметогенез. Микроспорогенез и развитие мужского гаметофита. Мегаспорогенез и развитие женского гаметофита.

Цветение. Опыление. Оплодотворение.

Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян.  Плод. Классификация плодов Строение плодов. Распространение плодов и семян. Систематика покрытосеменных. Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений. Различия между представителями классов однодольных и двудольных. Характеристика основных семейств.

Практическая работа №9 Цветок: строение. Многообразие цветков. Соцветия.

Практическая работа №10 Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян.  Плод. Классификация плодов Строение плодов. Распространение плодов и семян.

Семинар №4. Общая характеристика и многообразие семенных растений.

 Семинар №5. Цветение. Опыление. Оплодотворение.

Демонстрация: схема жизненного цикла сосны обыкновенной, репродукции голосеменных растений, модель строения цветка, схемы соцветий, модели строения плода, семян однодольных и двудольных растений, формулы цветков растений основных семейств покрытосеменных, микропрепараты, гербарий растений основных семейств.

Тема 9.  Грибы (2 часа, 1 лекция,  1 семинар).

Грибы: общая характеристика. Сходство с животными. Сходство с растениями. Строение грибов. Низшие грибы. Высшие грибы. Питание грибов. Размножение грибов. Многообразие грибов. Отдел Хитридиомицеты. Отдел  Зигомицеты. Отдел Аскомицеты. Отдел Базидиомицеты. Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Значение грибов

Семинар№6.  Многообразие грибов. Значение грибов

Демонстрация: схема строения грибов, микропрепараты, репродукции грибов различных отделов.

Тема 10.  Лишайники (1час, 1 лекция).

Лишайники.Общая характеристика лишайников. Слоевище. Морфологические типы лишайников: Накипные, листоватые, кустистые. Размножение лишайников. Значение лишайников.

Демонстрация: схема морфологических типов лишайников, гербарий лишайников, репродукции.

Тема 11.  Этапы развития растительного мира (1час, 1 семинар).

Развитие растительного мира. Эры и периоды. Основные ароморфозы.

Семинар №7. Развитие растительного мира. Эры и периоды. Основные ароморфозы.

Демонстрация: таблица развития растительного мира, репродукции.

3. Практикум к элективному курсу «Избранные главы биологии. Ботаника»

№ п/п

Вид работы

Тема и задание

№ темы и урока

Практическая работа №1

 Строение различных клеток растительного организма.    Особенности клеток различных тканей.

Обобщите свои знания о строении клеток растительного организма  и заполните таблицу №1. Сделайте выводы в связи с чем увеличивалось число разных типов клеток .

3.1

Практическая работа №2

Строение тканей растительного организма.

Поэтапное заполнение таблицы №2. В выводах указать основные различия тканей растительного организма.

Заложить опыт для п/р №3

3.2

Практическая работа №3

Корень. Работа по группам. Сделать выводы. Ответить на вопросы и выполнить отчёт:

  1. Необходимость кислорода воздуха для роста корней

1.Для чего необходим кислород клеткам корня и другим органам растения?

2. Как кислород влияет на рост корней?

       2) Верхушечный рост корня

1.Каким методом пользуются для обнаружения зоны роста корня и в чём он состоит?

2.Какая ткань в органах растений называется меристематической?

       3) Корневое давление

1.Почему вода из почвы поступает в корень растения?

2.Что такое корневое давление и каково его  значение в жизни растений?

3. Найдите в литературе, что такое осмос.


4.2

Практическая работа №4

Побег: строение и ветвление. Почки. Выполнить необходимые рисунки, схемы, заполнить таблицу №3.

4.3

Практическая работа №5

Видоизменения побегов. Зарисовать основные видоизменения побегов, сделать соответствующие подписи к рисункам. Ответить на вопрос: Какова биологическая роль видоизменений побегов?

4.4

Практическая работа №6

Лист. Строение. Многообразие и видоизменения листьев.

I.Выполнение задания  в парах:

 1)Выполните рисунки внешнего и внутреннего строения листа, сделайте подписи. Найдите среди представленных комнатных растений растения с простыми и сложными листьями, определите, есть ли среди предложенных экземпляров живых растений (или репродукции) растений с видоизменёнными листьями, сделайте вывод о биологической роли данных видоизменений.

 II.Выполнение практической работы по группам. Сделать выводы. Ответить на вопросы, выполнить отчёт:

1)Получение спиртовой вытяжки хлорофилла.

  1. Как извлечь хлорофилл из листа?
  2. От чего зависит зелёная окраска листьев?
  3. Почему у многих растений верхняя сторона листьев более зелёная, чем нижняя?

2)Разделение пигментов по методу Крауса.

  1. Какие пигменты содержатся в спиртовой вытяжке хлорофилла?
  2. Почему листья осенью желтеют?
  3. Подумайте, как зависит фотосинтез от интенсивности света?

3)Поглощение зелёным растением углекислого газа

  1. Для чего необходим углекислый газ растению?
  2. Как углекислый газ поступает в растение?
  3. Подумайте, как влияет температура на фотосинтез?


4.6

Практическая работа №7

Многообразие и значение водорослей.

 Подберите материал о фитопланктоне озёр и рек (например Московской области или по выбору учащегося). Какие водорослями являются биоиндикаторами? Как может использовать человек эти данные в своей деятельности?

6.2

Практическая работа №8

 Строение споровых. Работа в группах.

  1. Изучение мха маршанции
  2. Строение сфагнума
  3. Строение кукушкина льна
  1. Строение хвоща зимующего
  1. Строение плауна

Выполните предложенные задания, проанализируйте, заполните таблицу 8, ответьте на вопросы.

7.4

Практическая работа №9

Цветок: Строение. Многообразие цветков. Соцветия.

Выполните предложенные задания, проанализируйте, заполните таблицу10 Простые соцветия, таблицу11 Сложные соцветия. Ответьте на вопросы:

Где и как (одиночно или группами) произрастают растения, соцветия которых вы рассмотрели? Есть ли у этих растений листья во время цветения? Какие цветки и соцветия (мужские или женские) раскрываются первыми и с чем это может быть связано?

8.5

Практическая работа №10

Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян.  Плод. Классификация плодов. Строение плодов. Распространение плодов и семян.

Работа в группах по заданиям.

Определите, к какому семейству относятся растения, предложенные для изучения. Запишите, по каким признакам вы определили принадлежность растения к семейству.

Заполните таблицу Дайте характеристику и определите тип плода из предложенной коллекции.

8.8

4. Приложение к экологическому практикуму элективного курса «Избранные главы биологии. Ботаника»

Практическая работа №1: Строение различных клеток растительного организма.    Особенности клеток различных тканей.

Обобщите свои знания о строении клеток растительного организма  и заполните таблицу №1. Сделайте выводы в связи с чем увеличивалось число разных типов клеток .

Название клетки

Строение (рисунок)

Местонахождение

Практическая работа №2: 1)Поэтапное заполнение таблицы №2«Ткани растительного организма». В выводах указать основные различия тканей растительного организма.

Название ткани

Строение

Местонахождение

Функции

2) Заложить опыт для п/р №3

Работа по группам, используя инструктивные карточки.

Практическая работа №3 Работа по группам

  1. Необходимость кислорода воздуха для роста корней

Цель работы: установить необходимость аэрации для роста корней

Материалы и оборудование: традесканция, растительное масло, стеклянные банки на 500 мл, картон, ножницы, линейка, кипячёная вода.

Этапы выполнения работы:

                1.Измерьте длину корней, подсчитайте их количество.

                2. Сравните оба варианта опыта.

                3. Сделайте выводы и ответьте на вопросы: 1.Для чего необходим кислород клеткам корня и другим органам растения? 2. Как кислород влияет на рост корней?

       2) Верхушечный рост корня

             Цель работы: Определить зону роста корня

             Материалы и оборудование: Проросшие семена гороха или бобов с прямыми корешками длиной около 2 см, стеклянная банка с влажными опилками, закрывающаяся стеклянной пластинкой, фильтровальная бумага, тушь, пинцет, стеклянные палочки, маркер ( тонко заточенная деревянная палочка)

  Этапы выполнения работы:

  1. Зарисуйте корни с метками в начале и конце опыта, обозначив на втором рисунке зоны деления, растяжения, дифференцировки.
  2. Сравните оба варианта опыта.
  3. Сделайте выводы и ответьте на вопросы:1.Каким методом пользуются для обнаружения зоны роста корня и в чём он состоит? 2.Какая ткань в органах растений называется меристематической?
  1. Корневое давление

Цель работы: убедиться, что корень с помощью листьев может нагнетать воду в стебель.

              Материалы и оборудование: фуксия, пеларгония, семена подсолнечника, глиняный горшочек с почвой, стеклянная трубка длиной 12-15 см, резиновая трубочка длиной 4-5см, ножницы, карандаш по стеклу, кипячёная холодная вода.

  Этапы выполнения работы: выполняется в начале занятия. Результаты оцениваются через 30-40 мин.

  1. Срежьте надземную часть растения на уровне 3-4см от земли, подберите стеклянную трубочку длиной 12-15 см соответственно толщине стебля. На один конец трубки наденьте резиновую трубочку, а на оставшийся от стебля пенёк натяните свободный коней резиновой трубочки.
  2. В стеклянную трубочку налейте холодной кипячёной воды и отметьте первоначальный уровень восковым карандашом. Через 30-50 мин наблюдайте, что произойдёт.
  3. Сделайте выводы и ответьте на вопросы: 1.Почему вода из почвы поступает в корень растения? 2.Что такое корневое давление и каково его  значение в жизни растений?

Практическая работа №4 Побег: строение и ветвление.

Зарисовать строение побега, схемы типов ветвления побегов, выполнить подписи к рисункам.

Строение и расположение вегетативных и генеративных почек

Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.

Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.

Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.

Этапы выполнения работы:

1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.

2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.

3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки – вегетативные или генеративные?

4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу №3.

Таблица №3. Вегетативные и генеративные почки

Название почки (растение)

Сходство

Различие

Что развивается

 

 

 

 

5.Ответьте на вопрос: докажите, что почка-это зачаточный побег.

Практическая работа №5 Видоизменения побегов. 

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Этапы выполнения работы:

1) Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?

2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.

2) Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.

2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.

3) Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему?

2. Зарисуйте фрагмент корневища.

3. Рассмотрите гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных растений. Сравните строение их корневищ с корневищем пырея. Укажите отличительные признаки подземных побегов и корня. Заполните таблицы №4.

Таблица №4 Сравнение подземных побегов

Подземные побеги

Отличительные признаки

Общие признаки

Стебель

Листья

Почки

Луковица

Клубень

Корневище

Таблица №5 Отличительные признаки подземных побегов и корня

Подземные побеги

Корень

4.Сделайте вывод, какие признаки указывают на то, что клубень, луковица и корневище – это видоизмененные побеги.

5.Зарисуйте основные видоизменения побегов, сделать соответствующие подписи к рисункам. Ответьте на вопрос: Какова биологическая роль видоизменений побегов?

Практическая работа №6 Лист. Строение. Многообразие и видоизменения листьев.

I.Выполнение задания  в парах:1)Выполните рисунки внешнего и внутреннего строения листа, сделайте подписи. Найдите среди представленных комнатных растений растения с простыми и сложными листьями, определите, есть ли среди предложенных экземпляров живых растений(или репродукции) растений с видоизменёнными листьями, сделайте вывод о биологической роли данных видоизменений.

Анатомическое и морфологическое строение листа

 

 

 

Рис1. Типы сложных листьев: 1 – непарноперистосложный; 2 – парноперистосложный;

3 – тройчатосложный; 4 – пальчатосложный; 5 – дваждыпарноперистосложный

 

Форма, рассечение листовых пластинок простых листьев и листочков

сложного  листа могут быть  весьма разнообразными. Форма основания  лис-

товой пластинки бывает клиновидной, округлой, сердцевидной, усеченной,

стреловидной, копьевидной и т. д. (рис. 15). Верхушка листа может быть ту-

пой, усеченной, острой, заостренной, остроконечной, выемчатой (рис. 16).

 

 

 

 

Рис. 2. Форма основания листовой пластинки: 1 – клиновидная; 2 – округлая; 3 – сердце-

видная; 4 – усеченная; 5 – стреловидная; 6 – копьевидная; 7 – неравнобокая; 8 – суженная

 

 

 

 

Рис. 3. Форма верхушки листовой пластинки: 1 – тупая; 2 – усеченная; 3 – острая;

4 – заостренная; 5 – остроконечная; 6 – выемчатая

 

Форма листа определяется соотношением его длины и ширины  и по-

ложением наиболее широкой части (табл.6).

Таблица №6

Рис. 4. Формы края листовой пластинки: 1 – цельнокрайняя; 2 – зубчатая;

3 – пильчатая; 4 – дваждыпильчатая; 5 – городчатая; 6 – выемчатая; 7 – волнистая

Таблица №7

Листья, у которых вырезы края глубже 1/4 ширины полупластинки, на-

зывают расчлененными.  

Расчленение может быть тройчатым, пальчатым и перистым  (табл. 7).

Если надрезы   не превышают 1/2 ширины полупластинки, листья называют лопастными, при надрезах более 1/2 ширины – раздельными, при надрезах,

достигающих центральной жилки, – рассеченными.  

Одним  из  важных  морфологических  признаков  листа  является  тип

жилкования. Жилками  условно  называют  проводящие  пучки  листа  вместе

с сопровождающими тканями, которые хорошо заметны с нижней стороны.

Листья  с  дихотомическим жилкованием  редко  встречаются  у  современных

растений.  Основные  типы  жилкования  у  двудольных  растений  –  сетчатое

с перистым расположением основных жилок (имеется главная жилка, от нее

отходят  боковые,  более  тонкие, многократно  ветвящиеся  и  соединяющиеся

жилки) и сетчатое с пальчатым расположением основных жилок (они в виде

лучей выходят из одной точки в основании листовой пластинки). Однодоль-

ным свойственно дуговидное и параллельное жилкование.

 II.Выполнение практической работы по группам. Сделать выводы. Ответить на вопросы, выполнить отчёт:

1)Получение спиртовой вытяжки хлорофилла.

        Цель работы: получить спиртовую вытяжку хлорофилла для дальнейшего изучения её свойств; показать, что зелёная окраска обусловлена присутствием в ней хлорофилла.

        Материалы и оборудование: свежие листья комнатного растения, этиловый спирт, химический стакан, фарфоровая ступка, песок, фильтровальная бумага.

        Этапы выполнения работы:

  1. Зелёные листья тщательно разотрите с песком в фарфоровой ступке, приливая спирт
  2. Отфильтруйте через бумажный фильтр.
  3. Сделайте выводы и ответьте на вопросы:1.Как извлечь хлорофилл из листа? 2.От чего зависит зелёная окраска листьев? 3. Почему у многих растений верхняя сторона листьев более зелёная, чем нижняя?

2)Разделение пигментов по методу Крауса.

        Цель: показать, что наряду с хлорофиллом в спиртовой вытяжке присутствуют          жёлтые пигменты.

        Оборудование: спиртовая вытяжка из листьев, бензин, пробирки, пипетка (глазная)

        Этапы выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 4-5мл спиртовой вытяжки хлорофилла и столько же бензина, плотно закройте и взболтайте.
  2. Дайте отстояться и наблюдайте, что произойдёт в пробирке.
  3. Сделайте выводы и ответьте на вопросы: 1. Какие пигменты содержатся в спиртовой вытяжке хлорофилла? 2. Почему листья осенью желтеют? 3. Подумайте, как зависит фотосинтез от интенсивности света?

3)Поглощение зелёным растением углекислого газа

        Цель: установить, что зелёные листья на свету поглощают углекислый газ.

        Оборудование: пеларгония, колеус, гидроксид кальция(известковое молоко), фенолфталеин, мерный цилиндр или пипетка на 10 мл, две колбы на 250мл с пробками, штатив, электрическая лампа, вата.

        Этапы выполнения работы:

  1. В одну колбу поместите побег с несколькими листьями. Отверстие закройте ватой  и закрепите горизонтально в штативе. Вторая колба - контрольная, без побега. Экспозиция длится 20-25 минут. Затем вынимают побег из колбы и обе колбы закрывают пробками.
  2. Затем осторожно приоткрывают пробки и вливают в каждую колбу по 10 мл известкового молока, подкрашенного в розовый цвет фенолфталеином. Помешивают в течение 2-3 мин. и наблюдают.
  3. Сделайте выводы и ответьте на вопросы: 1. Для чего необходим углекислый газ растению? 2. Как углекислый газ поступает в растение? 3. Подумайте, как влияет температура на фотосинтез?

Практическая работа №7 Многообразие и значение водорослей.

Работа   с дополнительной литературой:

 Подберите материал о фитопланктоне озёр и рек (например Московской области или по выбору учащегося). Какие водорослями являются биоиндикаторами? Как может использовать человек эти данные в своей деятельности?

Практическая работа №8 Строение споровых. 

Работа в группах.

1)Изучение мха маршанции

Цель работы: изучить внешний вид маршанции.

Материалы и оборудование: мужские и женские талломы маршанции, лупа, препаровальные иглы.

Этапы выполнения работы:

1. Рассмотрите внешнее строение таллома маршанции. С помощью лупы рассмотрите верхнюю и нижнюю стороны. Найдите выводковые корзинки, подставки, устьица, ризоиды. Зарисуйте и подпишите их.

2. В чем сходство и отличие строения маршанции от морских водорослей?

        2)  Строение сфагнума

Цель работы: изучить строение сфагнума.

Материалы и оборудование: сфагнум, микроскоп, лупа, стекло, иглы, стаканчик с водой, тушь или чернила.

Этапы выполнения работы:

1. Рассмотрите внешнее строение сфагнума, найдите стебель, веточки. С помощью лупы найдите стеблевые и веточные листья. Зарисуйте.

2. Если есть возможность – взвесьте пучок воздушно-сухих стеблей мха, потом положите их в воду на 2–3 мин, после чего взвесьте снова.

3. Сделайте препарат листа сфагнума и рассмотрите его под микроскопом. Найдите хлорофиллоносные и прозрачные водоносные клетки, зарисуйте их. (Окрасив микропрепарат листа каплей туши или чернил, можно лучше разглядеть поры, через которые происходит поглощение и потеря воды.)

4. Сделайте вывод о приспособленности сфагнума к среде обитания.

3)Строение кукушкина льна

Цель работы: изучить строение мха кукушкин лен.

Материалы и оборудование: кукушкин лен, микроскоп, лупа, стекла, препаровальные иглы, стаканчик с водой.

Этапы выполнения работы:

1. Рассмотрите внешнее строение кукушкина льна, найдите стебель, листья, спорогон. С помощью лупы найдите ризоиды. Зарисуйте.

2. Снимите со спороносной коробочки колпачок и крышечку. Раздавите в воде на предметном стекле спорангий, сделайте микропрепарат спор, рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте.

Сделайте вывод о строении мха и значении большого количества спор.

3.По результатам и наблюдениям предыдущих работ заполните таблицу№8

Таблица №8 Сравнительная характеристика мхов

Признаки

Маршанция

Сфагнум

Кукушкин лён

Места произрастания

Внешнее строение

Строение листа

Значение в природе и жизни человека

 

4. Что общего у мхов и водорослей в строении и цикле размножения?

  1. Строение хвоща зимующего

Цель работы: изучить строение хвоща.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры хвоща.

Этапы выполнения работы:

Рассмотрите гербарные или живые экземпляры хвоща. Найдите корневище, корни, стебель, чешуевидные листья, узлы, междоузлия и спороносный колосок. Зарисуйте.

Какие усложнения появились в строении у хвощей по сравнению со мхами?

  1. Строение плауна

Цель работы: изучить строение плауна.

Материалы и оборудование: лупа, гербарные или живые экземпляры плауна.

Этапы выполнения работы:

1.Рассмотрите гербарные или живые экземпляры плауна. Найдите стебель, корень, листья, спороносный колосок, спорангии. Зарисуйте.

2.Как располагаются листья у плауна и в чем различия в строении плаунов и мохообразных

3. Что такое спора? Сравните спору с клеткой.

Практическая работа №9 Цветок: Строение. Многообразие цветков. Соцветия.

I. Цветок: Строение. Многообразие цветков Для описания строения цветка применяют формулы, в которых используют специальные условные обозначения – буквенные сокращения и значки. Более правильно использовать при оформлении формул латинские (международные) буквы, но русский алфавит, конечно, будет понятнее для школьников. В предлагаемой таблице использованы оба варианта.

Цель работы: изучить строение и многообразие цветков (генеративных органов размножения), научиться записывать, читать, зарисовывать формулы и диаграммы цветков.

Материалы и оборудование: лупа, препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель, горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и женский цветки), модели цветков, таблицы.

Этапы выполнения работы:

1. Рассмотрите, зарисуйте цветок и подпишите его части. Рассмотрите цветок под лупой. Из каких частей он состоит и сколько их? Какова их окраска, срастаются они или нет?

2. Рассмотрите и определите главные части цветка (пестик и тычинки) и их количество. Познакомьтесь с условными обозначениями цветка (формулой и диаграммой). Зарисуйте цветок, его формулу и диаграмму. Сделайте вывод о строении цветка растения как об органе полового размножения.

Таблица №9

Диаграмма – это схематическая проекция цветка на плоскость, которая перпендикулярна к оси цветка. Составляют диаграмму по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма и формула дают более полное представление о строении цветка.

Рис.5 Схема диаграммы цветка                                                 Рис.6  Диаграммы цветков

                                     

II. Приспособленность растений к опылению. Строение мужских и женских соцветий.

Соцветия – это побеги, несущие на себе цветки и не имеющие типичных вегетативных листьев. Объединение многих цветков в одном месте повышает вероятность их опыления, а возможность неодновременного распускания цветков в соцветии снижает вероятность опыления пыльцой того же растения.

Цветки в соцветиях могут быть с цветоножками и сидячими.

Соцветия могут быть простыми и сложными (рис.7)

Различные типы соцветий связаны с присущими растению типом соплодия и приспособлениями для распространения плодов и семян.

Рис.7. Различные типы соцветий

Цель работы: познакомить с наиболее распространенными типами соцветий, их биологической ролью и с приспособлениями, связанными с ветроопылением.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в стаканчике, иголки, лезвия бритвы, увеличительные стекла, веточки ольхи (орешник, береза) с женскими и мужскими соцветиями, гербарии различных типов соцветий, таблицы, фиксированные соцветия редьки дикой, вишни, клевера, одуванчика, смородины, подорожника, образцы соцветий пшеницы, кукурузы, овса, ромашки, подсолнечника, открытки и другой иллюстративный материал.

Этапы выполнения работы:

1. Рассмотрите с помощью лупы внешнее строение побега. Найдите мужские и женские цветки и соцветия, зарисуйте их.

2. Соберите пыльцу растения из мужских сережек.

3. Ответьте на следующие вопросы. Где и как (одиночно или группами) произрастают растения, соцветия которых вы рассмотрели? Есть ли у этих растений листья во время цветения? Какие цветки и соцветия (мужские или женские) раскрываются первыми и с чем это может быть связано?

4. Заполните следующие таблицы 10, 11

Таблица 10 Простые соцветия

Растение (тип соцветия)

Расположение цветков (схема соцветия)

Таблица 11. Сложные соцветия

Растение (тип соцветия)

Расположение цветков (схема соцветия)

Практическая работа №10 Семя и плод. Строение семени. Ткани семени. Семенная кожура. Прорастание семян.  Плод. Классификация плодов. Строение плодов. Распространение плодов и семян.

Работа в группах по заданиям.

  1. Изучите морфологическое строение семени фасоли. 

Цель работы: выяснить строение семян двудольных растений.

Материалы и оборудование: иглы, лезвия бритвы, семена двудольных растений (фасоль, соя, дуб) – замоченные и сухие.

Этапы выполнения работы:

1.Сначала  рассмотрите  внешнее  строение  семени фасоли.

2.Найдите рубчик,  т. е. место прикрепления семени к семяножке, микропиле, семенной шов.

3.При  снятии  с  семени  плотной  кожуры  рассмотрите  зародыш,  состоящий из двух крупных  семядолей, в которых содержится  запас питательных веществ, зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки.  

4.Зарисуйте внешнее и внутреннее строение семени фасоли. Укажите  рубчик,  микропиле,  семядоли,  зародышевый  корешок,  почечку, семядольный узел, гипокотиль.

       II. Изучите  микроскопическое  строение  зерновки  злака,  используя постоянный препарат.

Однодольные растения имеют запас питательных веществ в эндосперме. У ржи эндосперм всегда мучнистый, а у пшеницы он бывает и мучнистый, и стекловидный. В мучнистом больше углеводов (крахмала), в стекловидном – белков (клейковины). Соотношение крахмала и белка в зерне определяет качество получаемой из него муки и ее пригодность для изготовления различной продукции (хлеба, бисквита, макаронных изделий).

Цель работы: выяснить строение семян однодольных растений.

Материалы и оборудование: готовый микропрепарат зерновки злака.

Этапы выполнения работы:

1.При малом увеличении рассмотрите две хорошо отличимые части зерновки: зародыш и эндосперм. В эндосперме найдите алейроновый  слой.  Рассмотрите  строение  зародыша,  который  состоит  из  щитка, зародышевого  корешка,  зародышевого  стебелька  и  почечки.

2.Найдите  колеоптиль – наружный колпачковидный лист, окружающий почечку и колеоризу, покрывающую корешок. На стороне, противоположной щитку, попытайтесь  обнаружить  чешуевидный  вырост  –  эпибласт,  расцениваемый  некоторыми учеными как остаток второй семядоли.  

3.Зарисуйте строение семени злака. Укажите корешок, колеоризу, почечку, стебелек, колеоптиль, щиток, эпибласт, эндосперм.

       II. Плод. Строение сухих и сочных плодов. Классификация плодов.

Цель работы: сформировать понятия о различных типах плодов, выяснить внешнее и внутреннее строение и различия сухих и сочных плодов, научиться определять, к какому типу относятся плоды тех или иных растений.

Материалы и оборудование: препаровальные иглы, лезвие бритвы, плоды (дуб, актинидия, барбарис, ломонос, калина, виноград, акация, дурнишник и др.), коллекции плодов и семян, изготовленные учащимися в предыдущие годы, таблицы.

Этапы выполнения работы:

1. Рассмотрите внешнее строение плодов и зарисуйте их. Вскрыв плоды, рассмотрите их внутреннее строение (наличие сочной мякоти, количество семян, место прикрепления семян, взаимное расположение семян). Определите с помощью таблицы и рисунков, к какому типу относятся плоды данных вам растений. Зарисуйте их.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью предложенного текста выясните, какие растения имеют такие плоды.

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Какие растения имеют такие плоды?

4. Дайте характеристику и определите тип плода из предложенной коллекции, используя таблицу «Классификация и характеристика плодов».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Багоцкий С.В  Биология. Живой организм. 6 класс.: Тестовые задания. – М.: Дрофа, 2003. – 192с.
  2. Библиотека Электронных Наглядных Пособий /Методическая поддержка on-line www.vSCHOOL.ru Биология 6-9 класс.
  3. Бинас А.В., Маш Р.Д., Биологический эксперимент в школе Кн. Для учителя. М. – Просвещение, 1990. – 192  с.
  4. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский. М.,: Просвещение, 1992.-224с.:
  5. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.».1996. – 192 с.
  6. Васильева Е.М., Горбунова Т.В., Кашина Л.И. Эксперимент по физиологии в средней школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1978. 112с. с ил.
  7. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье.
  8. Захаров В.Б., Сонин Н.И.  . Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2002. – 248с.
  9. Калинова Г.С., Мягкова А.Н.  Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. – М.: просвещение, 1989. – 224 с.
  10. Петров В.В, Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
  11. Резникова В.З., Мягкова А.Н., Тестовый контроль учащихся по биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение; Учеб. Лит., 1997. – 152 с.
  12. Учебное  электронное пособие Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Республиканский  мультимедиа центр. 2004

« Согласовано»                                                                  « Согласовано»                                

Протокол заседания ШМК                                              Заместитель директора по        УР________Н.М.Бебешина                                                         _______________________                                                   «_____»____________2013г                                      

_______________________                                                            

От «___» ___________2013г.

№______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...