Конспект урока биологии "Рефлекторная регуляция"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Шило Светлана Анатольевна

Цель урока: На основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлекторная регуляция

Цель урока: На основе имеющихся знаний выяснить значение условных и безусловных рефлексов. Сформировать знания учащихся о рефлекторной регуляции функций организма.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке вы познакомитесь рефлекторной регуляцией функций в организме человека.

В: Что такое рефлекс?

- это ответная реакция организма на раздражение, идущая при участии и под контролем ЦНС.

Следовательно, нервная система при помощи нервных импульсов регулирует все функции в организме.

В: Какой тканью образована нервная система?

- нервной тканью.

В: Расскажите о строении нервной ткани.

Ответ ученика:

Нервная ткань образована клетками двух видов:  собственно нервные клетки – нейроны, и клетки спутники – глиоциты (нейроглии).

Нейроны выполняют функцию восприятия и проведения нервных импульсов. Глиоциты окружают нейроны и выполняют функцию опоры, питания и защиты.

В нейроне различают тело и отростки. Короткие и ветвящиеся отростки – дендриты,  воспринимают и передают импульсы к телу нейрона. Длинные отростки – аксоны ветвятся на конце. Аксоны передают информацию от тела клетки к другому нейрону или рабочему органу.

Нервная система условно разделена на два отдела: ЦНС и периферическую.  

ЦНС представлена головным и спинным мозгом, а периферическая нервами и нервными узлами (скопления тел нейронов за пределами ЦНС).

В: Что такое нервные волокна?

- длинные отростки дендрита или аксона, окружённые оболочкой.

В: Что такое нервы?

- пучки нервных волокон, выходящие за пределы ЦНС, и направляющиеся к различным органам тела.

III. Изучение новой темы 

Продолжим знакомство со строением нервной системы.

1. Классификация нейронов

В зависимости от выполняемых функций различают нейроны чувствительные и двигательные (исполнительные).

По чувствительным нейронам импульсы идут от органов чувств в спинной и головной мозг. Их тела лежат за пределами ЦНС в нервных узлах.

По двигательным нейронам импульсы идут от спинного и головного мозга к внутренним органам и мышцам. Их тела лежат в ЦНС.

Связь между чувствительными и двигательными нейронами осуществляется в ЦНС при помощи вставочных нейронов. Тела и отростки вставочных нейронов не выходят за пределы ЦНС.

Нервы, состоящие из дендритов чувствительных нейронов, называются чувствительными.

Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными.

Большинство нервов являются смешанными, так как содержат и аксоны и дендриты. Поэтому импульсы по ним идут в двух направлениях: от органов чувств в ЦНС и от ЦНС к органам.

2. Рефлексы врождённые и приобретённые

В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы. Человек рождается с целым набором готовых рефлексов.  Рефлексы человека разнообразны: при слишком ярком освещении мы прикрываем глаза, поворачиваем голову на громкий звук, отдёргиваем руку от горячего предмета, моргаем, если в глаз попала соринка, кашляем, чихаем, начинаем убегать при опасности.  Все эти рефлексы совершаются без каких-либо условий, поэтому они называются безусловными. Человек рождается с ними, поэтому безусловные рефлексы называют врождёнными. Они сохраняются в течение всей жизни, не изменяются и передаются по наследству.

Но одних безусловных рефлексов человеку недостаточно, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям среды. Поэтому на базе безусловных рефлексов формируются условные (возникшие при определённых условиях, в условиях жизненного опыта).  Они не постоянны. Могут затухать за ненадобностью. Например, если в течение длительного времени вы утром встаёте по будильнику, то организм привыкает, и в дальнейшем будете просыпаться в это же время, но уже без звонка будильника.  Летом, когда вам не нужно рано вставать, ваш организм отвыкнет от этого рефлекса.

3. Рефлекторная дуга

Как же осуществляется рефлекс?

Осторожно прикоснитесь к внешним и внутренним уголкам глаза, к ресницам. Что происходит? Это мигательный рефлекс. Почему же люди моргают, чихают, отдёргивают руки?

Во всех органах тела, под кожей имеются рецепторы – окончания чувствительных нейронов. Они преобразуют раздражение в нервные импульсы. Нервные импульсы по чувствительному пути идут в ЦНС. Там информация перерабатывается вставочными нейронами. Затем из ЦНС по двигательному пути идёт сигнал к органу или мышце.  

Разбирается схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса (по учебнику).

Путь, по которому нервные импульсы  идут от рецепторов к исполнительным органам, называется рефлекторной дугой.

Схема рефлекторной дуги:  рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон (исполнительный), рабочий орган. Это сложная рефлекторная дуга.

В простой рефлекторной дуге отсутствуют вставочные нейроны.

Скопления нейронов в ЦНС, вызывающие то или иное рефлекторное действие, называется рефлекторным центром этого рефлекса.

Все наши действия происходят при участии и контроле со стороны ЦНС. Например, ребёнок, увидев игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда – что надо делать. Это прямые связи. Вот ребёнок схватил игрушку, и тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи. Благодаря им головной мозг контролирует точность выполнения команды, вносит коррективы в работу исполнительных органов.

IV. Закрепление

  1. Что такое рефлекс?
  2. Какие рефлексы характерны для человека?
  3. Каково значение рефлексов?
  4. Может ли рефлекторная дуга контролировать работу исполнительных органов?

Выводы:

  1. Основной принцип работы НС – рефлекторный.
  2. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям окружающей среды.
  3. Благодаря рефлекторной деятельности, организм быстро реагирует на различные воздействия внешней и внутренней среды.
  4. Путь, по которому осуществляется рефлекс, называется рефлекторной дугой.
  5. Рефлекторная дуга не может контролировать исполнение рефлекса. Контроль осуществляется ЦНС.

Шило С.А.                                                                                                                      Биология человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока анатомии по теме: "Гуморальная регуляция".

План-конспект урока анатомии в 8 классе по теме: "Гуморальная регуляция функций в организме. Железы внутренней секреции. Гормоны"....

конспект урока Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции

Конспект урока по теме "Гуморальная регуляция.Железы внутренней секреции" Урок комбинированный....

конспект урока Регуляция пищеварения. Гигиена питания

Разработка урока на основе метапредметного подхода...

Конспект урока "Гуморальная регуляция"

Конспект урока по биологии УМК "«Биология. 8 класс»  Н. И. Сонина, тема : "Гуморальная регуляция"...