Пчелы - общественные нсекомые
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
На уроке раскрывается особенность строения медоносной пчелы в связи с общественным образом. Рассматривается особенность жизнедеятельности пчел, их роль в природе и в жизни человека. Урок состоит из следующих этапов: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Тип урока: урок аналитического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._pchely.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Название материала: преподавание биологии
Автор: Маслова Елена Васильевна
Тема: «Пчелы — общественные насекомые»
Цель: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом
жизни, роли в природе и в жизни человека.
Тип урока: урок аналитического мышления
Ход урока: работа в группах
1. Мотивационная беседа (урок начинается с обращения к детям с вопросами о семье):
- Что ты можешь сказать о своей семье?
- Как ты можешь одним словом охарактеризовать свою семью?
- Почему твоя семья самая дружная?
Семья — семь Я, все вместе. Несмотря на то, что мы изучаем насекомых, семейные отношения есть и среди них. К таким насекомым относятся пчелы, муравьи. Речь сегодня пойдет о пчелах.
2. Интрига
Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Почему? Об этом вы узнаете в конце урока.
- Воспоминание:
Работа в группах:
1 группа: Развитие с полным превращением
2 группа: Развитие с неполным превращением
3 группа: В чем сходство и отличие 2 типов превращения. В чем преимущество развития с полным превращением.
Индивидуальные задания:
1) У каких животных развитие с полным и с неполным развитием, выпишите номера насекомых:
Полное ____________________________________________________________
Неполное __________________________________________________________
- пчела
- тля
- кузнечик
- оса
- адмирал
- комар
- медведка
- долгоносик
- белянка
- колорадский жук
- саранча
2) Распределите насекомых по отрядам:
Жесткокрылые: _______________________________________________________
Чешуекрылые: ________________________________________________________
Двукрылые: __________________________________________________________
Прямокрылые: ________________________________________________________
Перепончатокрылые: ___________________________________________________
Полужесткокрылые ____________________________________________________
Равнокрылые __________________________________________________________
- Медоносная пчела
- Клоп
- Тля
- Оса
- Медведка
- Комар
- Капустная белянка
- Кузнечик
- Долгоносик
- Жук-олень
3) Соедините стрелками название отрядов и типы ротового аппарата
Жесткокрылые Колюще — сосущий или лижущий
Двукрылые Сосущий
Чешуекрылые Грызущий
Перепончатокрылые Грызуще — лижущий
Полужесткокрылые Колюще — сосущий
Равнокрылые
- Изучение нового материала (возврат к интриге)
Пчелы — общественные насекомые. Сообщество — большая семья. Они делятся пищей друг с другом, ухаживают друг о друге.
У матки тело длинное, брюшко вытянутое. Трутни средней величины с крупными глазами. Рабочие пчелы имеют приспособления для сбора пыльцы (щеточка, корзинка, зеркальце)
Рабочих пчел в семье 100 тыс, они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. В пчелиной семье главная пчела — матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Трутни никакого участия в работе не принимают. Основная задача — оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют трутней из улья и они погибают. Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах6 взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. У пчел имеется «язык танца». Сложное поведение общественных насекомых — инстинкт.
Пчелы строят соты. Они ползают по цветкам и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощь. Специальных щеточек. Вскоре там образуется комочек пыльцы. Перга — пропитанная медом пыльца. У пчел есть расширенный зобик — медовый. Там образуется мед. За год пчелиная семья получает 100 кг меда. (презентация)
- Действенное закрепление
1 группа: заполните таблицу:
Признаки сравнения | матка | трутень | Рабочая пчела |
количество | |||
Из каких яиц | |||
кормление | |||
Отделы тела | |||
Особенности строения | |||
роль |
2 группа: В чем сходство матки, трутня, рабочей пчелы
3 группа: Какие продукты дают пчелы? Как они образуются.
Задания для всех групп:
Объясните термины: матка, трутень, зеркальце, соты, корзиночка, зобик, перга, роение, инстинкт, «язык пчел»
Поясните высказывания:
Если на земле вымрут пчелы, человечеству останется жить 4 года
Альберт Эйнштейн
Пчелы могут рассказывать своим товарищам о том, где находятся цветки со сладким нектаром
Аристотель
Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление.
Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.
Коран
6. Раскрытие интриги. Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела.
Более того, можно утверждать, что и своим происхождением человек в значительной степени обязан пчеле. Ведь именно она на протяжении миллионов лет, без устали опыляя растения, развивала и совершенствовала растительный мир планеты, а с ним и мир животный.
Многие тысячелетия живет она рядом с человеком, но ничто и никто не может её приручить. В то же время именно пчела, имеющая страшное оружие против врагов, позволяет человеку бесцеремонно вторгаться в свое жилище и производить в нем любые (в пределах разумного) изменения и перестановки, а раз в год забирать жизненно важное – свою пищу.
7. Задание на дом. Параграф 28. Тип членистоногие, подготовка к проверочной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 7 классе "Пчелы и муравьи - общественные насекомые"
Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....
урок в 7 классе Пчелы и муравьи - общественные насекомые"
Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....
конспект урока с презентацией "Пчелы - общественные насекомые?"
Конспект урока по биологии с элементами технологии критического мышления....
Тема: « Пчелы и муравьи – общественные насекомые».
Урок был проведён в рамках семинара по ФГОС "Профессиональный стандарт учителя"...
Методическая разработка урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые"
Цель урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.Познакомить учащихся с понятием общественные насекомые,...
Рабочая карта урока "Пчелы- общественные насекомые"
Технологическая карта урока - Пчелы общественные насекомые....
Презентация к уроку "Пчелы - общественные насекомые"
Презентация к уроку Пчелы общественные насекомые...