Пчелы - общественные нсекомые
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Маслова Елена Васильевна

На уроке раскрывается особенность строения медоносной пчелы в связи с общественным образом. Рассматривается особенность жизнедеятельности пчел, их роль в природе и в жизни человека. Урок состоит из следующих этапов: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Тип урока: урок аналитического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._pchely.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Название материала: преподавание биологии

Автор: Маслова Елена Васильевна

Тема: «Пчелы — общественные насекомые»

Цель: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом

           жизни, роли в природе и в жизни человека.

Тип урока: урок аналитического мышления

Ход урока: работа в группах

1. Мотивационная беседа (урок начинается с обращения к детям с вопросами о семье):

  1. Что ты можешь сказать о своей семье?
  2. Как ты можешь одним словом охарактеризовать свою семью?
  3. Почему твоя семья самая дружная?

Семья — семь Я, все вместе. Несмотря на то, что мы изучаем насекомых, семейные отношения есть и среди них. К таким насекомым относятся пчелы, муравьи. Речь сегодня пойдет о пчелах.

2. Интрига

Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела. Почему? Об этом вы узнаете в конце урока.

  1. Воспоминание:

Работа в группах:

1 группа: Развитие с полным превращением

2 группа: Развитие с неполным превращением

3 группа: В чем сходство и отличие 2 типов превращения. В чем преимущество развития с полным превращением.

Индивидуальные задания:

1) У каких животных развитие с полным и с неполным развитием, выпишите номера насекомых:

Полное ____________________________________________________________

Неполное __________________________________________________________

  1. пчела
  2. тля
  3. кузнечик
  4. оса
  5. адмирал
  6. комар
  7. медведка
  8. долгоносик
  9. белянка
  10. колорадский жук
  11. саранча

2) Распределите насекомых по отрядам:

Жесткокрылые: _______________________________________________________

Чешуекрылые: ________________________________________________________

Двукрылые: __________________________________________________________

Прямокрылые: ________________________________________________________

Перепончатокрылые: ___________________________________________________

Полужесткокрылые ____________________________________________________

Равнокрылые __________________________________________________________

  1. Медоносная пчела
  2. Клоп
  3. Тля
  4. Оса
  5. Медведка
  6. Комар
  7. Капустная белянка
  8. Кузнечик
  9. Долгоносик
  10. Жук-олень

3) Соедините стрелками название отрядов и типы ротового аппарата

Жесткокрылые                                                                   Колюще — сосущий или лижущий

Двукрылые                                                                         Сосущий

Чешуекрылые                                                                    Грызущий

Перепончатокрылые                                                         Грызуще — лижущий

Полужесткокрылые                                                           Колюще — сосущий

Равнокрылые

  1. Изучение нового материала (возврат к интриге)

Пчелы — общественные насекомые. Сообщество — большая семья. Они делятся пищей друг с другом, ухаживают друг о друге.

У матки тело длинное, брюшко вытянутое. Трутни средней величины с крупными глазами. Рабочие пчелы имеют приспособления для сбора пыльцы (щеточка, корзинка, зеркальце)

Рабочих пчел в семье 100 тыс, они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. В пчелиной семье главная пчела — матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Трутни никакого участия в работе не принимают. Основная задача — оплодотворение матки. Осенью рабочие пчелы изгоняют трутней из улья и они погибают.  Вся забота об улье лежит на рабочих пчелах6 взрослея, каждая рабочая пчела меняет несколько «профессий». Она строит соты, чистит ячейки, кормит личинок, принимает корм у прилетающих пчел и распределяет его в улье, вентилирует улей, охраняет его и наконец, начинает вылетать из улья за нектаром. Пчелы общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. У пчел имеется «язык танца». Сложное поведение общественных насекомых — инстинкт.

Пчелы строят соты. Они ползают по цветкам и пыльца попадает на волоски тела насекомого. Потом пчела счищает пыльцу в корзиночку с помощь. Специальных щеточек. Вскоре там образуется комочек пыльцы. Перга — пропитанная медом пыльца. У пчел есть расширенный зобик — медовый. Там образуется мед. За год  пчелиная семья получает 100 кг меда. (презентация)

  1. Действенное закрепление

1 группа: заполните таблицу:

Признаки сравнения

матка

трутень

Рабочая пчела

количество

Из каких яиц

кормление

Отделы тела

Особенности строения

роль

2 группа: В чем сходство матки, трутня, рабочей пчелы

3 группа: Какие продукты дают пчелы? Как они образуются.

 

Задания для всех групп:

Объясните термины: матка, трутень, зеркальце, соты, корзиночка, зобик, перга, роение, инстинкт, «язык пчел»

Поясните высказывания:

Если на земле вымрут пчелы, человечеству останется жить 4 года

                                                                                Альберт Эйнштейн

Пчелы могут рассказывать своим товарищам о том, где находятся цветки со сладким нектаром

Аристотель

Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление.

Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих.

 Коран

6. Раскрытие интриги.  Во всей истории человечества нет более изучаемого и, одновременно, более загадочного насекомого, чем пчела.

Более того, можно утверждать, что и своим происхождением человек в значительной степени обязан пчеле. Ведь именно она на протяжении миллионов лет, без устали опыляя растения, развивала и совершенствовала растительный мир планеты, а с ним и мир животный.

Многие тысячелетия живет она рядом с человеком, но ничто и никто не может её приручить. В то же время именно пчела, имеющая страшное оружие против врагов, позволяет человеку бесцеремонно вторгаться в свое жилище и производить в нем любые (в пределах разумного) изменения и перестановки, а раз в год забирать жизненно важное – свою пищу.

7. Задание на дом. Параграф 28. Тип членистоногие, подготовка к проверочной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 7 классе "Пчелы и муравьи - общественные насекомые"

Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....

урок в 7 классе Пчелы и муравьи - общественные насекомые"

Данная презентация поможет в проведении урока по насекомым: пчелам и муравьям....

конспект урока с презентацией "Пчелы - общественные насекомые?"

Конспект урока по биологии с элементами технологии критического мышления....

Тема: « Пчелы и муравьи – общественные насекомые».

Урок был проведён в рамках семинара по ФГОС "Профессиональный стандарт учителя"...

Методическая разработка урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые"

Цель урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.Познакомить учащихся с понятием общественные насекомые,...

Рабочая карта урока "Пчелы- общественные насекомые"

Технологическая карта урока - Пчелы общественные насекомые....

Презентация к уроку "Пчелы - общественные насекомые"

Презентация к уроку Пчелы общественные насекомые...