Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
На уроке даются знания о строении кишечнополостных, их отличии от одноклеточных; развиваются представления об усложнении организации живых организмов.Воспитывается бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_kishechnopolostnye.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 7
Тема урока: Тип Кишечнополостные
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательная: дать знания о строении кишечнополостных, их отличии от одноклеточных;
Развивающая: развивать представление об усложнении организации живых организмов;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты, презентация Power Point, модель гидры.
Формы работы на уроке: лекция, показ, работа с учебником, работа с карточками, тестами.
I Проверка домашнего задания: работа по карточкам.
II Актуализация знаний
Какие функции может выполнять клетка? Всегда ли клетка – это один организм? Каких многоклеточных животных вы можете назвать?
III Объяснение нового материала
- Ключевые понятия: кишечнополостные, эктодерма, энтодерма, стрекательные клетки, регенерация, гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.
К подцарству многоклеточных относятся и беспозвоночные, и позвоночные животные. (Вспомните определение беспозвоночных и позвоночных животных.) К беспозвоночным относят типы простейших, губок, кишечнополостных, иглокожих, моллюсков, червей, членистоногих и некоторых других.
Тип кишечнополостных объединяет 9 тыс. видов двухслойных, многоклеточных организмов с лучевой симметрией тела (гидры, медузы, кораллы). Наружный слой их клеток называется эктодермой (экто - наружный, дерма - кожа), а внутренний – энтодермой (энто - внутренний). Эктодерма выполняет покровную и защитную функции, а энтодерма – функции переваривания пищи.
Большинство кишечнополостных живет в морях и океанах. Они подразделяются на 3 класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.(слайд 5)
Основные особенности кишечнополостных – 2 слоя клеток, лучевая симметрия и наличие стрекательных клеток. Впервые появляются 2 типа ткани. Полость тела у них имеет вид мешочка. Заднепроходного отверстия нет. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через рот, окруженный щупальцами. Пищеварение происходит непосредственно в кишечной полости и внутри клетки. У всех кишечнополостных на эктодерме имеются особые стрекательные клетки. У них уже есть и своеобразная нервная система. Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют нервную сеть.
Размножаются кишечнополостные как бесполым (почкование), так и половым путями. Они являются как раздельнополыми организмами, так и гермафродитами. Питаются кишечнополостные мелкими водными организмами и мальками рыб.
Многие кишечнополостные обладают способностью к регенерации (восстановление утраченных частей тела). Например, при повреждении тела гидры промежуточные клетки начинают усиленно расти, и раненное место восстанавливается.
Кишечнополостные живут свободно плавая в воде или прикрепляются к различным подводным предметам. Малоподвижные кишечнополостные представлены полипами, а свободноплавающие – медузами. Среди кишечнополостных есть виды, образующие колонии (колониальные красные кораллы). Малоподвижные кишечнополостные прикрепляются под водой к различным предметам или к телу других животных (раковины моллюсков, панцири раков) при помощи подошвы.
К классу гидроидных относятся пресноводные гидры и морские колониальные полипы, например обелия. (слайд 6,7)Гидры ведут одиночный, обычно прикрепленный образ жизни. Они хищники. Питаются дафниями и циклопами. Морские гидроидные ведут сидячий образ жизни. Похожи они на кустики, состоящие из сотен особей. Особи без щупалец и рта отпочковывают маленьких медузок разного пола. Самки выметывают в воду яйца, а самцы – сперматозоиды. Из оплодотворенных яиц разовьются планулы (личинки), которые дадут начало новым колониям. (слайд 8)
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение).(слайд 9,10,11)
Класс сцифоидных включает крупных медуз (ушастая, корнерот, полярная), которые похожи на перевернутые чаши (от греч. сцuфос - чаша). (слайд 14)
У медузы рот находится посередине нижней стороны тела, по краям которого располагаются щупальца. Медуза передвигается в воде с помощью верхней зонтикообразной части тела. Резко сокращая свой зонтик и выбрасывая воду наружу, она плывет выпуклой стороной вперед. (слайд 15)
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение). (слайд 16,17,18)
Кораллы и актинии составляют класс коралловых полипов. (слайд 19)Актинии похожи на цилиндры с многочисленными короткими толстыми щупальцами. Отдельные особи кораллов живут не поодиночке, а образуют большие колонии, защищенные твердым известковым «скелетом». По мере роста кораллов надстраивается и их каменистый «скелет», состоящий из минеральных «скелетных» образований. Сверху продолжают расти и почковаться живые кораллы. Нижняя часть колонии становится совершенно безжизненной (слайд 20)
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные черты гидры (описать строение).(слайд 21)
- Составление опорных схем: таблица «Тип Кишечнополостные» (слайд 22,23)
- Закрепление: блиц-опрос. (слайды 24-29)
IV Итоги урока
V Домашнее задание: §37, составление кроссворда по материалу параграфа..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Задания для самостоятельной работы учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"
Работа включает 6 заданий разного уровня сложности для проверки знаний учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"...
Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)
Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...
Методический материал по биологии "Кишечнополостные" 7 класс.
Методический материал для закрепления пройденной темы "Кишечнополостные" 7 класс. Выполнен в форме тестовых заданий и кроссворда....
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МОРСКИХ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ ЖИВОТНЫХ.
Аннотация: Программа общеобразовательного учреждения рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Урок «Т...
Класс Кишечнополостные "Многообразие и значение кишечнополостных".
Презентации можно использовать при изучении тем о кишечнополостных.Рассматривается строение, размножение, систематика. Приведены основные классы кишечнополостных и их значение в природе и жизни челове...
Методический материал к уроку: разнообразие кишечнополостных, 7 класс.
Анализ текста учебника по теме: Разнообразие кишечнополостных....