Урок путешествие "Природные сообщества"
методическая разработка по биологии на тему

Кисина Татьяна Алексеевна

 

Основная задача данного урока  раскрыть понятие «природные сообщества», выяснить его основные компоненты, сложность их взаимоотношений на примере пищевых связей. Сформировать умение распознавать природные сообщества, составлять простые пищевые связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_prirodnye_sooobshchestva.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Природные сообщества»

Задачи:  Раскрыть понятие «природные сообщества», выяснить его основные компоненты, сложность их взаимоотношений на примере пищевых связей. Сформировать умение распознавать природные сообщества, составлять простые пищевые связи

План урока:

  1. Организационный момент

Учитель  объявляет тему урока. Ставит пред учащимися цель и задачи урока.

Урок проводится сегодня в форме заочного путешествия в природу. Он будет состоять из трех этапов:

        1 – подготовка к путешествию

        2 – путешествие

        3 – отчет о путешествии

II. Учитель: Как известно любое путешествие должно быть тщательно подготовлено, поэтому на 1 этапе мы проверим с вами свою готовность к отправлению в путешествие.

  1. Проверка снаряжения.

В импровизированном рюкзаке находятся карточки с названиями основных терминов и понятий, которые нам необходимо знать в путешествии. Учащиеся по очереди выходят, берут карточки и отвечают

  1. Метеосводка – погода пасмурная, на доску облака с надписями пасмурно, на обратной стороне написаны вопросы, на которые предлагается ответить учащимся, под каждым облаком буква от слова «ЯСНО». Как только учащиеся ответят на вопросы, на доске образуется слово «Ясно», значит, пора отправляться в путешествие.
  2. Учитель обращает внимание учащихся на путеводитель, на доске написано, что необходимо сделать во время путешествия и на что обратить внимание.
  3. Учитель зачитывает эпиграф, который написан на доске и включает видеофильм на тему «Природные сообщества»
  4. После заочного путешествия по природным сообществам учитель объявляет привал. Во время привала просит зачитать пословицы и поговорки, которые учащиеся заранее приготовили к этому уроку (о жизни в природе).
  5. Учитель: «Есть такая пословица – «Каждый кулик свое болото хвалит», как вы это понимаете?». Учащиеся объясняют. После этого учитель предлагает учащимся разбиться на четыре группы и предлагает каждой заселить одно из природных сообществ. (каждой группе выдается полотно бумаги, на котором изображен общий план степи, пустыни, пруда, леса, а также конверт с рисунками живых организмов). Учитель говорит о том, что в задании есть сюрприз, который учащиеся должны обнаружить (лишние рисунки, не относящиеся к данному сообществу). После того, как каждая группа заселила свое природное сообщество, приступаем к третьему этапу, т.е. отчету.
  6. Отчет каждой группы о своем природном сообществе.
  7. Учитель предлагает оставшиеся рисунки с живыми организмами, которые не проживают в данном сообществе разместить на таблице, которая помещена на доске, но для этого необходимо вспомнить, что мы узнали о роли живых организмов из путешествия.

- Какую роль играют растения?

- Какую роль играют животные?

- Какую роль играют микроорганизмы?

После этого учащиеся по очереди подходят к таблице, и магнитом прикрепляют рисунок с живым организмом в ту колонку, какую он считает нужной.


Продуценты (производители)

Консументы

(потребители)

Разрушители (редуценты)

I

II

III

III. Закрепление

  1. Работа с учебником. На рисунке изображены взаимоотношения живых организмов. С помощью рисунка определить, кто является продуцентом, консументом, редуцентом и учитель просит составить цепь питания. Учащиеся составляют и записывают все в рабочую тетрадь.
  2. Работа с вопросами учебника «Проверь себя»

IV. Учитель делает вывод по уроку, оценивает работу учащихся на уроке.

V. Задается домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Природные сообщества"

тип урока- самостоятельная работа  в парах, группах или индивидуальная. Если вы работаете по программе Пономаревой И,Н., то урок такошо типа Вам может пригодиться. Материал частично ученикам знак...

План-конспект урока "Смена сообществ"

Урок в курсе "Общей биологии", 11 класс. Содержит региональный компонент....

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

"Сообщество. Структура сообщества"

 Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного пр...

Разработка урока "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Данная разработка предназначена для учащихся 11 классов на уроках биологии и может быть использована на уроках....

Презентация к уроку "Растительные сообщества" биология 6 класс

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Растительные сообщества" по программе В.В.Пасечника...