Открытый урок для 6 класса "Семейство Сложноцветные"
учебно-методическое пособие по биологии (6 класс) по теме
Данный материал может быть использован при изучениии темы " Класс Однодольные. Семейство Сложноцветные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_zemle_sushchestvuet_okolo_250_000_vidov_cvetkovyh_rasteniy.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные
Место урока: Биология 6 класс. Покрытосеменные растения.
Цель: изучить характерные особенности растений семейства Сложноцветные, их многообразие и значение, проверить знания об изученных ранее семействах.
Образовательные задачи:
познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Сложноцветные; показать разнообразие и значение растений данного семейства, систематизация знаний, полученных при изучении предыдущей темы.
Развивающие задачи:
продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания;
реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать, развивать познавательную активность посредством решения проблемных задач, игровые моменты, воображение и творческие способности;
развивать интерес к биологии при помощи творческих заданий;
продолжить формирование умений по выявлению признаков семейств и определению видов растений.
Воспитательные задачи:
воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок;
формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений семейства розоцветные в природе и жизни человека;
создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная, групповая.
Тип урока (по целям): комбинированный с лабораторной работой.
Вид урока (по форме проведения): урок с элементами ролевой игры.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические.
Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в инструктивных картах, работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.
Формируемые компетенции:
учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
Биологическая систематика: Царство Растения, Отдел Покрытосеменные, Класс Двудольные, семейство Сложноцветные.
Оформление и оборудование: гербарии растений, определительные карточки, модели цветков и плодов бобовых и розоцветных, раздаточный материал к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, презентации
Опережающее домашнее задание: сообщения учащихся о разных группах растений с.Сложноцветные.
урок растение знание образовательный
Ход урока.
І.Оргмомент, психологический настрой учащихся.
II. Актуализация знаний
1. А для начала послушайте сказочку. Да не простую, с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти.
1 .В некотором царстве, в некотором государстве жил люд многочисленный и количество тому люду было 350 000. Жили дружно, для жизни им всего - то и нужно было солнышко да земля влажная. О каком царстве-государстве речь? (Царство растения)
2. Но не все равны были в той стороне. Господствовали над всеми 250 000 самых стойких и сильных. И над водными господствовали, и над болотными, и над лесными тенистыми. А отличались они тем, что носили яркий головной убор. О чем речь? ( Отдел цветковые-250 000)
3. Но и они делились на две группы. Одни крепко стояли на земле, глубоко уходя в почву, и были среди них и гиганты, и середняки, и карлики. А другие хоть на нескольких ногах держались, да тонких. И были среди них лишь карлики. О чем речь? (Класс двудольные, класс однодольные).
4. Но и эти группы делились на семейки. И у каждой семейки был свой головной убор. О чем речь?
( Семейства различаются по строению цветка).
2. Класс разбит на 4 группы . как вы думаете почему?
Учитель загадывает загадку, дети отгадывают и кто первым назовет семейство , тот и отвечает на вопросы по этому семейству!
1. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина, розоцветные)
2. На плечах игнашки
Сорок три рубашки-
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (капуста, крестоцветные)
3. Из америки , друзья,
Завезен в Россию я.
Без меня все предки ваши
Ели только щи да кашу! ( картофель, пасленовые)
4. Любит он расти на поле,
Не в саду, а в чистом поле, он усатый и ползучий
Спрятал ядрышки в стручке-
Саблевидном кулачке,
Не раскусишь, коль засох,
Называется…..(горох, бобовые)
Каждая группа получает задание:
Тест №1
Выберите из списка растения относящиеся к семейству (крестоцветные, пасленовые, бобовые, розоцветные) семействам:
I - крестоцветные
II - розоцветные
III – бобовые
4.- пасленовые
1. вишня
2. горох
3. перец
4. горчица
5. груша
6. фасоль
7. земляника
8. капуста
9. дурман
10. баклажан
11. клевер
12. редис
13. томат
Тест№2
Соотнесите признаки с соответствующими семействами.
I- крестоцветные
II - розоцветные
III – бобовые
4.- пасленовые
1. Плод боб
2. Лепестка четыре, расположены крестиком
3. Тычинок множество
4. Плод ягода или коробочка
5. Плод яблоко, костянка, ягода.
6. Лепестки образуют парус, весла и лодочку.
7. 5 лепестков сросшихся, 5 чашелистиков сросшихся
8. Тычинок обычно десять
7. Лепестков пять свободных
9. Плод стручок или стручочек
10. Тычинок обычно 6
А еще мы научились писать формулы цветков изученных семейств. Представите ль каждой группы выходит к доске и пишет формулу!
III Объяснение.
А теперь мы переходим к изучению следующего семейства – сложноцветные или астровые
“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну природы. Давайте будем любить и охранять их!
Внимание! Рейтинговый вопрос: Какое растение, было на родине сорняком, в Европе садовым цветком, а у нас стало масличным растением? (Подсолнечник)
Учитель. Подсолнечник когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке - и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение “солнечного цветка” носили на торжественных церемониях.
Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.
Первые семянки были привезены из Мексики в Европу испанцами в 1510 г. и высеяны в Мадридском ботаническом саду. В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. К подсолнечнику люди так привыкли, что кажется странным, что до 30-ых годов ХIХ века народ и понятия не имел о подсолнечном масле. В 1829 г. Бокарев - крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство “солнечного цветка”. При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника.
2. Ребята, мне стало известно, что семейство Сложноцветные постигла беда, злая колдунья украла формулу цветка. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к одному семейству. Чем мы можем им помочь?
1. Внимательно прочитайте текст учебника.
2. Источник информации: учебник с. 98-99.
3. Дать общую характеристику растениям семейства Сложноцветные по плану.
4. План:
-Сколько видов растений входит в состав с. Сложноцветные
-Жизненные формы.
-Тип плода.
-Тип соцветия.
-Типы цветков и формула цветка.
5. Результаты занести в инструктивную карту, проверить правильность по слайду.
6. Модельный ответ:
v К семейству сложноцветных растений относится около 25 000 видов
v В основном травянистые растения, но встречаются кустарники и деревья.
v Плод - семянка.
v Все они имеют один характерный признак: у них мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.
v Цветки: язычковые, трубчатые, воронковидные.
v Формула: Ч (недоразвита) Л(5)Т(5)П1
Учащиеся дают ответы, учитель обобщает, проверяют правильность по слайдам.
Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка.
Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным.
В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, воронковидные, язычковые и ложноязычковые.
Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубкиков венчика. 5 тычинок тоже сростаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые.
Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей.
У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые.
Ложноязычковые цветки, в отличие от язычковых образованы лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими.
У одних видов Астровые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других- из разных типов, например, у ромашки: внутри трубчатые, по краям – язычковые;
у василька : внутри- трубчатые, по краям- воронковидные.
Корзинки астровых раскрываются и закрываются в определенное время. Это свойство может быть использовано для создания цветочных часов.
Дополнительная информация:
Топинамбур, или земляная груша, растение многолетнее и оно также родом из Северной Америки. Опушенные листья, а также жёлтый, но не крупный цветок, очень
напоминают подсолнечник. Но, как и у картофеля, у него под землёй образуются
разнообразные по форме клубни. Они съедобны, обладают диетическими качествами.
Декоративные растения.
Я хочу вам рассказать и показать декоративные растения с. Сложноцветные, которые всем хорошо знакомы. Я узнала о них много нового и интересного. Но сначала ответьте на вопрос, какой цветок является символом Японии и есть у нас в кабинете? Хризантема. История появления хризантем очень длинная. Она насчитывает не одну тысячу лет. С магическим действием цветка связана легенда о происхождении Японии. В Древние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов растет растение - хризантема, из которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может только человек с чистым сердцем. Император и его придворные были людьми грешными, поэтому на остров они отправили 300 юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору. Оставшись на острове они основали новое государство. Хризантема - это символ Солнца и Японии. На каждой могиле японского кладбища обязательно стоит стакан из бамбука со свежей хризантемой.
А в древности одуванчик применяли еще и таким образом: когда из глины формировали горшок, в нее добавляли семена одуванчиков. При обжиге семена выгорали и горшках образовывались мельчайшие поры. В таких горшках молоко долго хранилось, и всегда было холодным.
Закрепление
1. Распределите по группам растения семейства сложноцветные.
Пищевые. 1,3, 6.
Лекарственные. 2, 5, 8.
Декоративные. 4, 7, 9.
1. Салат 6. Подсолнечник
2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская
3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная
4. Хризантема 9. Цинния изящная
5. Мать - и - мачеха
5. Логические цепочки.
Найдите растение семейства сложноцветные 1 .Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.
Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным 2. Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.
V Домашнее задание. §27.
Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов).
Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данному семейству (пословицы, поговорки, загадки, литературные произведения, исторические факты).
VI. Рефлексия
1. По типу незаконченное предложение:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я выполнял(а) задания…
я понял(а), что…
теперь я могу…
я почувствовал(а), что…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
у меня получилось …
я смог(ла)…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
3. Рефлексия настроения:
Дорисовать рот
Спасибо за урок!
Тест №1
Выберите из списка растения относящиеся к семейству (крестоцветные, пасленовые, бобовые, розоцветные) семействам:
I - крестоцветные
II - розоцветные
III – бобовые
4.- пасленовые
1. вишня
2. горох
3. перец
4. горчица
5. груша
6. фасоль
7. земляника
8. капуста
9. дурман
10. баклажан
11. клевер
12. редис
13. томат
Тест№2
Соотнесите признаки с соответствующими семействами.
I- крестоцветные
II - розоцветные
III – бобовые
4.- пасленовые
1. Плод боб
2. Лепестка четыре, расположены крестиком
3. Тычинок множество
4. Плод ягода или коробочка
5. Плод яблоко, костянка, ягода.
6. Лепестки образуют парус, весла и лодочку.
7. 5 лепестков сросшихся, 5 чашелистиков сросшихся
8. Тычинок обычно десять
7. Лепестков пять свободных
9. Плод стручок или стручочек
10. Тычинок обычно 6
Бланк ответов
Семейство: | Номера правильных ответов |
ТЕСТ № 1 | |
ТЕСТ № 2 |
- Распределите по группам растения семейства сложноцветные.
Пищевые.
Лекарственные.
Декоративные.
1. Салат 6. Подсолнечник
2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская
3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная
4. Хризантема 9. Цинния изящная
5. Мать - и - мачеха
2. Логические цепочки.
Найдите растение семейства сложноцветные 1 .Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.
Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным 2. Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.
1. Распределите по группам растения семейства сложноцветные.
Пищевые.
Лекарственные.
Декоративные.
1. Салат 6. Подсолнечник
2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская
3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная
4. Хризантема 9. Цинния изящная
5. Мать - и - мачеха
2. Логические цепочки.
Найдите растение семейства сложноцветные 1 .Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.
Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным 2. Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.
- Распределите по группам растения семейства сложноцветные.
Пищевые.
Лекарственные.
Декоративные.
1. Салат 6. Подсолнечник
2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская
3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная
4. Хризантема 9. Цинния изящная
5. Мать - и - мачеха
2. Логические цепочки.
Найдите растение семейства сложноцветные 1 .Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.
Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным 2. Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.
- Распределите по группам растения семейства сложноцветные.
Пищевые.
Лекарственные.
Декоративные.
1. Салат 6. Подсолнечник
2. Ромашка аптечная 7. Астра китайская
3. Топинамбур 8. Пижма обыкновенная
4. Хризантема 9. Цинния изящная
5. Мать - и - мачеха
2. Логические цепочки.
Найдите растение семейства сложноцветные 1 .Яблоня - ромашка - вишня - роза - табак.
Найдите растение семейства не относящиеся к сложноцветным 2. Цикорий - пижма - горох - георгин - бархатцы.
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
Заполнить анкету (нужное подчернуть):
• 1.На уроке я работал активно / пассивно
• 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
• 3.Урок для меня показался коротким / длинным полезным / бесполезным
• 4.За урок я не устал / устал
• 5.Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен
• 6.Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным легким / трудным
• 7.Мое настроение стало лучше / стало хуже
Самоанализ урока.
Урок проходил в 7 А классе, предмет - биология, в классе 19 человек, на уроке присутствовало ___.
Тема урока: «Растения семейства Сложноцветных».
Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой, форма проведения: урок с элементами ролевой игры.
Данный урок 19-й в теме «Растения», на изучение которой отводится 24 часа и 8-й из 12 ч в подтеме «Покрытосеменные растения». Урок построен в соответствии с программными требованиями.
Цель: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Цель урока: изучить характерные особенности растений семейства Сложноцветные, их многообразие и значение, проверить знания об изученных ранее семействах.
Задачи, которые я ставила:
Образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Сложноцветные; показать разнообразие и значение растений данного семейства, систематизация знаний, полученных при изучении предыдущей темы.
Развивающие: продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания; реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать, развивать познавательную активность посредством решения проблемных задач, игровые моменты, воображение и творческие способности; развивать интерес к биологии при помощи творческих заданий; продолжить формирование умений по выявлению признаков семейств и определению видов растений.
Воспитательные: воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок; формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений семейства розоцветные в природе и жизни человека; создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии - наглядности. Урок содержит большой объем информации, имеет способствует подготовке к сдаче ЕНТ.
На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа по инструктивным картам, работа с гербариями, сообщения учащихся, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.
На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.
Урок состоит из 7 этапов:
1. Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение, эмоциональный и психологический настрой, рефлексия настроения).
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем (при сдаче ЕНТ). Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и индивидуально в форме тестирования, взаимопроверка, оценивание.
3. Изучение нового материала по теме «Растения семейства Сложноцветных». На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником при выполнении КОЗа, задания в инструктивных картах, работа в группах, сообщения учащихся, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха (рейтинговые вопросы).
4. Проверка знаний учащихся (тест), задача которого - проверить знания учащихся, взаимопроверка.
5. Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности)
6. Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Проведена по типу «незаконченное предложение». Деятельность учащихся - указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке. А также проведена рефлексия настроения в начале и конце урока.
Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.
Во время проведения урока, на мой взгляд, было неудачным то, что _______________________________________________
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Методы и приемы, использованные на уроке, способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.
По результатам само- и взаимооценки учащихся, качество знаний по
итогам урока
_________.
Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им понравился, настроение в ходе урока улучшилось.
Загадки о цветах.
Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками пор
осла. (Ромашка)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Выпускает он листы широченной широты.
Держится на стеблях крепких,
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь. (Репейник, лопух)
Колосится в поле рожь …
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый. (Василек)
На лугу среди букашек
Поднялся переполох.
Оттеснил семью букашек
Великан … (Чертополох)
Каждый лист разбит на дольки:
Посчитай - ка? Долек сколько?
8, 10, 20, 30.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть? (Тысячелистник обыкновенный)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Желтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит. (Подсолнечник).
Цель: обобщить, углубить и закрепить знания и умения по теме «Систематика растений».
Задачи:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие системного мышления.
- Расширение знаний о растениях.
- Закрепление навыков работы в команде.
Ход урока
При входе в класс учащиеся разбиваются на 5 команд, получая жетоны разного цвета, и занимают свой стол.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Классификация растений», который мы с вами проведем в виде игры, передвигаясь по заданному маршруту. Маршрутные листы лежат на ваших столах.
Обратите внимание: в маршрутном листе указаны названия этапов игры и максимальное количество балов, которые можно заработать.
Маршрутный лист:
- Разминка – 3 балла.
- Презентация – 8 баллов.
- Тропа препятствий – 5 баллов.
- Коктейль-зал – 2 балла.
- Ярмарка – 6 баллов.
- Подумай-отгадай – 3 балла.
Итак, начинаем игру!!!
I. Разминка.
Каждая команда получает задание. Вам необходимо в течение 1 минуты расшифровать слова, найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
№ | Задание | Ответ |
1. | суп + ката утка + яр рог + ох | Капуста – семейство Крестоцветные. Ярутка – семейство Крестоцветные. Горох – семейство Бобовые. Лишнее слово: горох – семейство Бобовые. |
2. | велк + ре люр + цена мур + дан | Клевер – семейство Бобовые. Люцерна – ь семейство Бобовые. Дурман – семейство Пасленовые. Лишнее слово: дурман – семейство Пасленовые. |
3. | лен + сап бал + ене р + сап | Паслен - семейство Пасленовые. Белена – семейство Пасленовые. Рапс – семейство Крестоцветные. Лишнее слово: рапс – семейство Крестоцветные. |
4. | пан + тюль бяр + чик коса + бир | Тюльпан – семейство Лилейные. Рябчик – семейство Лилейные. Абрикос – семейство Розоцветные. Лишнее слово: абрикос – семейство Розоцветные. |
5. | лапа +ткач шур + га арт + са | Лапчатка – семейство Розоцветные. Груша – семейство Розоцветные. Астра – семейство Сложноцветные. Лишнее слово: астра – семейство Сложноцветные. |
II. Презентация.
1 задание.
Каждая команда должна представить семейство растения, которое оказалось лишним (рассказать характерные признаки этого семейства). Полная презентация семейства оценивается в 4 балла.
2 задание.
Каждая команда должна отгадать описанное растение.
С первого раза – 4 балла.
Первая подсказка – 2 балла.
Вторая подсказка – 1 балл.
1. А) Цветет это растение 1 раз в жизни. Случается это раз в 50 и даже в 100 лет. В это время слой зерен на земле достигает 15 см. Настоящее пиршество для целых полчищ грызунов.
Б) Из стебля этого растения можно построить дом, изготовить мебель для него, провести в нем водопроводные трубы, сделать посуду и многое другое. А на вооружении японской армии еще в начале ХХ века были орудия со стволами из этого растения. Кроме того молодые побеги его съедобны.
В) Растет оно невероятно быстро, до 1 м в сутки. Его растущие побеги могут проложить асфальт. И высоты он огромной, до 37 метров.
(Бамбук.)
2. А) Иностранец, угощающийся в китайской столовой творогом и сыром, говядиной и рыбой, часто не подозревает, что все эти разнообразные блюда порой делаются из единственного продукта – семян растения ...
Б) В них рекордно много белка – до 45%.
(Соя.)
3. А) В Х веке из ткани, изготовленной из этого растения, шили прочную верхнюю одежду, паруса, из волокон делали канаты.
Б) Весной зеленые щи и витаминные салаты из молодых помогает вспомнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме.
В) О нем упоминается в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди». С его помощью Элиза спасает своих братьев.
(Крапива.)
4.
А) Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный,
Но кочевой ему был жребий дан:
Он стал жильцом холодного тумана,
Цветком Голландии, где неустанно
Соленым ветром дышит океан.
Б) В XVII это растение попало в Голландию и нашло там вторую Родину. Высокий стройный стебель придает растению гордый вид.
В) Весной степи Поволжья и Алтая покрываются красными, желтыми и пестрыми цветками этих дикорастущих растений. Благодаря запасу питательных веществ, отложенных в луковицах, оно зацветает рано. И один из первых радует глаз на бульварах и в скверах.
(Тюльпан.)
5. А) Самый ароматный и самый изящный из ранних весенних цветов. По латыни он называется конваллярия майалисс, что означает «лилия долин, цветущая в мае».
Б) Его цветки и листья используют для приготовления сердечных капель и в производстве духов и мыла.
(Ландыш.)
III. Тропа препятствий.
5 баллов.
Каждая команда получает тест (см. Приложение 1), на который должна ответить (3 минуты).
Выполнив тест, ответ записывают на листе с заданием.
Ответ: борщевик.
IV. Коктейль-зал.
В коробочках из-под киндер-сюрпризов находятся различные растения, которые надо отгадать по запаху. Задание выполняет 1 представитель от команды. Каждое угаданное растение – 2 балла.
V. Ярмарка
На столе лежат различные предметы:
- Цветная капуста.
- Белокочанная капуста.
- Сладкий перец.
- Помидоры.
- Яблоки.
- Груши.
- Малиновое варенье.
- Горошек консервированный (банка).
- Фасоль (банка).
- Картофель.
- Лук.
- Чеснок.
- Пшеничная мука (пакет).
- Ромашка аптечная (чай).
- Микстура от кашля (термопсис).
- Репа.
- Горчица (порошок).
- Плоды шиповника.
- Кукуруза (банка).
От команды выходит по 1 представителю, выбирают предмет, называют растение и семейство (по очереди 3 раза). Каждый правильный ответ – 2 балла.
- Цветная капуста; семейство крестоцветные.
- Белокочанная капуста; семейство крестоцветные.
- Сладкий перец; семейство пасленовые.
- Томат; семейство пасленовые.
- Яблоня; семейство розоцветные.
- Груша ; семейство розоцветные.
- Малина; семейство розоцветные.
- Горох; семейство бобовые.
- Фасоль; семейство бобовые.
- Картофель; семейство пасленовые.
- Лук; семейство лилейные.
- Чеснок; семейство лилейные.
- Пшеница; семейство злаковые.
- Ромашка аптечная; семейство сложноцветные.
- Термопсис, солодка; семейство бобовые.
- Репа; семейство крестоцветные.
- Горчица; семейство крестоцветные.
- Шиповник; семейство розоцветные.
- Кукуруза; семейство злаковые.
VI. Подумай-отгадай.
Каждая команда получает задание в виде «морфологического ящика» (задания составляются на знание признаков семейств покрытосеменных растений).
| Яблоко | Коробочка или ягода | Зерновка | Семянка | Коробочка | Боб | Стручок |
Крестоцветные | А | Б | В | Д | О | М | П |
Бобовые | О | Н | И | А | Л | Е | Р |
Пасленовые | Б | Т | О | В | К | М | С |
Сложноцветные | И | Б | Н | У | О | Б | И |
Розоцветные | Н | Р | Ю | Н | А | И | С |
Злаковые | Д | Е | И | К | Т | А | М |
Лилейные | О | П | И | Т | Я | Е | Д |
Ответ: петуния.
| Яблоко | Коробочка или ягода | Зерновка | Семянка | Коробочка | Боб | Стручок |
Крестоцветные | К | О | Г | Т | И | А | У |
Бобовые | В | Р | О | И | П | Г | Т |
Пасленовые | А | Л | Б | Г | Р | Е | И |
Сложноцветные | И | Г | А | Е | М | Л | Б |
Розоцветные | В | О | П | М | Е | З | М |
Злаковые | А | Т | О | С | Е | Ш | М |
Лилейные | Г | Р | А | И | Д | В | Ф |
Ответ: углевод.
| Ч5Л5Т*П*или 1 | Ч4Л4Т4+2П1 | Ч(5)Л5Т(9)+1П1 | Ч(5)Л(5)Т(5)П1 | Ч(2)+2Л0Т3П1 |
Розоцветные | Б | А | Л | И | Т |
Бобовые | К | Р | Е | О | Д |
Крестоцветные | А | Л | Т | М | Я |
Пасленовые | Т | И | Н | К | У |
Злаковые | Т | Л | Г | А | И |
Примечание: * – обозначает бесконечно много.
Ответ: белки.
| Ч5Л5Т*П*или 1 | Ч4Л4Т4+2П1 | Ч(5)Л5Т(9)+1П1 | Ч(5)Л(5)Т(5)П1 | Ч(2)+2Л0Т3П1 |
Розоцветные | Л | И | Р | Н | С |
Бобовые | А | Р | Ю | Г | М |
Крестоцветные | С | Т | О | А | И |
Пасленовые | А | Г | М | И | О |
Злаковые | Е | П | Т | А | К |
Примечание: * – обозначает бесконечно много.
Ответ: лютик.
| Пасленовые | Крестоцветные | Розоцветные | Сложноцветные |
Травы, реже кустарники. | Ж | Р | О | Н |
Многолетние деревья, кустарники, травы. | М | В | И | Д |
Обычно травы, преимущественно многолетние. | Н | А | О | Р |
Преимущественно дикорастущие травянистые растения. | П | Ы | Т | Д |
Ответ: жиры.
Закончился наш маршрут. Все этапы пройдены. И теперь команды подсчитывают свои заработанные баллы.
Учащиеся команды – победителя в журнал зарабатывают отличные отметки. Учащиеся команды, занявшей второе место, зарабатывают хорошие отметки в журнал.
Цель: сформировать у учащихся понятие о семействе Астровые.
Задачи :
Образовательные:
расширить и углубить знания учащихся о классе Двудольные; познакомить с основными признаками представителей семейства Астровые; определить значение этих растений в природе и жизни человека;
Развивающие:
развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать наблюдательность, внимание, экологическую культуру; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере использование легенд о растениях.
Основные термины и понятия: Класс Двудольные, семейство Астровые ( Сложноцветные).
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, тхнологические карты урока, учебники.
Тип урока: изучение новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Комплекс использованных методов и приемов: интерактивная лекция, групповая дискуссия.
Литературные источники: А. Ю. Білотіл "Педагогічни знахідки на уроках біології", Х. Основа, 2007 р., С. В. Мілюкова "Інтерактивні уроки з біології рослин", К. Шкільний світ, 2008 р., Ю. Г. Гамуля "Біологія 7 клас. Дидактичні матеріали до курсу", Х. Основа, 2007 р.
Структура урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ΙV. Изучение нового материала.
1. Положение семейства в системе органического мира.
2. Общая характеристика семейства Астровые.
3. Разнообразие астровых.
4. Значение в природе и жизни человека
V. Закрепление изученного материала
VΙ. Подведение итогов урока.
VΙΙ. Домашнее задание.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.
ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.
Давайте проверим, какой багаж знаний вы получили на прошлом уроке и принесли его с собой.
Прием "Верю- не верю" (Слайд № 2- 3)
- Верите ли вы, что семейство Бобовые по числу видов (18 тысяч) уступает только Сложноцветным? (да)
- Верите ли вы, что растения семейства Пасленовые имеют цветки с двойным 5-членным околоцветником? (да)
- Верите ли вы, что Бобовые выращивают на полях для обогащения почвы железом? (нет, азотом)
- Верите ли вы, что растения семейства Пасленовые имеют соцветие кисть? (да)
- Верите ли вы, что семена сои содержат большое количество жиров? (нет, белков)
- Верите ли вы, что характерной особенностью пасленовых является наличие на их корнях клубеньков? (нет, клубеньки характерны для Бобовых)
- Верите ли вы, что семейство Бобовые имеет еще одно название – Мотыльковые? (да)
- Верите ли вы, что характерной особенностью бобовых является присутствие в их органах ядовитых веществ? (нет, они содержатся в растениях семейства Пасленовые)
Прием "Установите соответствие" (Слайд № 4)
Учащимся предлагаются представители семейств Розовые, Бобовые, Пасленовые. Ребята должны установить соответствие семейство – растение.
Предлагаемые растения: горох, картофель, баклажан, малина, фасоль, вишня, соя, перец, слива, яблоня, клевер, акация, черемуха, шиповник.
Прием "Знаете ли вы?" (Слайд № 5)
Ученику предлагается текст с пропущенными словами (признаки растений, названия семейств).
Сетчатое, мочковатая, Капустные, Луковые, Розовые, Пасленовые, одна семядоля, Злаковые, две семядоли, параллельное, дуговое, стержневая.
Текст: У растений класса Однодольные корневая система мочковатая, у растений класса Двудольные стержневая корневая система. У двудольных зародыш семени имеет две семядоли, а у однодольных одну. У растений класса Однодольные параллельное и дуговое жилкование листьев, а у представителей класса Двудольные сетчатое жилкование. К классу Двудольные относятся семейства Капустные, Розовые, Пасленовые, к классу Однодольные относятся Злаковые, Луковые.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Эвристическая беседа.
- В какой природной зоне Украины мы с вами живем?
- А какие почвы характерны для этой территории?
- Какая важная масличная сельскохозяйственная культура произрастает у нас на полях?
- Можем ли мы представть себе Украину без бескрайних полей, засеянных подсолнечником? Конечно же нет.
Сегодня на уроке будем изучать семейство Астровые или Сложноцветные, представителем которых и является подсолнечник.
Сообщение темы и задач урока. (Слайд № 6)
- У каждого из вас вас на столе лежит технологическия карта урока. Давайте запишем туда тему урока - "Семейство Астровые или Сложноцветные".
Сегодня на уроке мы расширим и углубим наши знания о классе Двудольные, познакомимся с основными признаками представителей семейства Астровые, узнаем о значении этих растений в природе и жизни человека.
ΙV. Изучение нового материала.
Интерактивная лекция
- Начать изучение новой темы я хочу со строк стихотворения Всеволода Рождественского
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли «звездой»,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой…
Слово "астра" в переводе с греческого обозначает звезда. Именно астры с их яркими ветками – звездочками дали название семейству Астровые.
- Положение семейства в системе органического мира. (Слайд № 7)
Семейство Астровые – самое большое семейство двудольных. Оно насчитывает около 20 тысяч видов. В Украине к этому семейству принадлежит свыше 800.
(Слайд № 8)
Сложноцветные заселили всю Землю - от тундры до тропиков, от равнин до снеговой линии в горах.
(Слайд № 9)
Это обычно травянистые растения, только в тропиках втречаются кустарники и деревья.
- Общая характеристика семейства Астровые.
(Слайд № 10)
Общие признаки семейства:
Цветок Ч0 Л(5) Т(5) П(2)
Соцветие Корзинка
Плод Семянка
Листья Простые
(Слайд № 11)
Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка.
Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным.
В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, воронковидные, язычковые и ложноязычковые.
Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубкиков венчика. 5 тычинок тоже сростаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые.
Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей.
У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые.
Ложноязычковые цветки, в отличие от язычковых образованы лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими.
(Слайд № 11)
У одних видов Астровые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других- из разных типов, например, у ромашки: внутри трубчатые, по краям – язычковые;
у василька : внутри- трубчатые, по краям- воронковидные.
Корзинки астровых раскрываются и закрываются в определенное время. Это свойство может быть использовано для создания цветочных часов.
Стебли растений густо опушены. Это связано с тем, то растения живут в районах постоянной сухости или с резким изменение температуры.
(Слайд № 12)
Плод астровых — семянка. У одуванчика семянка с летучкой, которая позволяет ей далеко разноситься ветром. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние.
Опыляюся насекомыми- пчелами, осами, шмелями.
- Разнообразие астровых (Слайд № 13-22 в автоматическом режиме)
Мы уже знаем, что семейство Астровые– самое многочисленное.
А знаете ли вы, что растениям всегда находилось место и в войнах, и на банкетах, свадебных церемониях. Растениями украшали алтари и места жертвоприношений. Именно они были предметом исцеления и хранителями домашнего очага.
С ними связано очень много легенд, мифов, исторических рассказов.
Я прелагаю вашему вниманию несколько легенд, посвященных растениях семейства Астровые.
Приложение 2 (Выступления учащихся, получивших опережающие задания)
(Слайды № 23- 27)
- Значение в природе и жизни человека
Работа с учебником с. 199
Учащимся прелагается прочитать пункт "Какое значение имеют растения семейства Астровые?", при этом обратить внимание на группы растений. Запомнить представителей каждой из них. Затем учащиеся рассматривают преложенные учителем слайды с изображением растений и определяют, к какой группе они могут принадлежать.
К лекарственным растения относят: (Слайд № 28)
полынь горькая, ромашка лекарственная, пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, мать- и - мачеха.
Декоративные растения (Слайд № 29)
На цветниках и клумбах выращивают георгины, маргаритки, бархатцы, астры.
Сорные растения (Слайд № 30)
К злостным трудноискореняемым сорнякам относится осот полевой, амрозия. Пыльца амброзии, попадая в дыхательные пути, вызывает аллергию.
(Слайд № 31)
Среди растений семейства Астровые встречаются кормовые и технические растения, например, топинамбур или земляная груша, подсолнечник.
Подсолнечник - главная масличная культура. Подсолнечное масло употребляют в пищу, используют для изготовления маргарина, лаков, красок, мыла. Из семян готовят сладкую халву. Родина подсолнечника - Южная Мексика, где его выращивали много столетий. В Россию он был завезен во время правления царя Петра Ι в XVΙΙΙ веке. Прошло немало времени, пока подсолнечник стали выращивать как масличную культуру. В 1829 году крепостной крестьянин Воронежской губернии Даниил Бокарев придумал способ получения подсолнечного масла. Позже был построенин первый завод по производству масла.
С растения Красной книги Украины учащиеся знакомятся на стр учебника 199.
V. Закрепление изученного материала
1). Разгадайте кроссворд: (Слайды № 32- 38)
- Какой плод у Сложноцветных? (семянка)
- Какие листья характерны для растений семейства Астровые? (простые)
- Соцветие сложноцветных (корзинка)
- Какое растение было на родине сорняком, в Европе садовым цветком, а у нас стало масличным растением? (Подсолнечник)
- Какое из предложенных растений не относится к астровым?
(пижма, клевер, осот, мать – мачеха)
- Жизненная форма астровых, встречающаяся повсеместно. (травы)
2). Прием "Биологическая лаборатория"
Биология + Физика учебник стр. 200
Среди астровых есть растения, которые реагируют не только на свет. но и на влажность воздуха и другие атмосферные явления. Например, если корзинка одуванчика или осота в ясный день не раскрывается, нужно ждать дождя. Поэтому такие растения могут служить своеобразными барометрами. Что такое барометр? Какой принцип работы таких приборов?
VΙ. Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.
Этап рефлексии: (Слайд № 39 )
- Сегодня на уроке мне…
- Меня особенно удивило то, что…
- До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
- Было бы хорошо, если бы…
- Мне не понравилось…
Оценивание учащихся.
VΙΙ. Домашнее задание. (Слайд № 40)
- Выучить параграф 47 учебника
- По желанию: подготовить сообщение о растениях семейства Злаковые.
Технологическая карта урока
Тема урока …………………………………………………….
Астровые растут........................................
Жизненные формы......................................
Общие признаки семейства Астровые
Цветок
Соцветие
Плод
Листья
Распространение плодов...............................
Опыляются ..................................
Группы растений :
Лекарственные-
Декоративные-
Сорные-
Кормовые, технические -
Разгадай кроссворд
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…
Приложение 2
Эдельвейс
У народов гор цветок эдельвейса является символом счастья и любви. Существует очень красивая и печальная легенда о его возникновении. Пылкие сердца двух влюбленных не могли жить друг без друга. Но судьба распорядилась иначе — им предстояло расстаться навсегда. Единственный выход, как им казалось, остаться вместе навсегда — это умереть. Юноша и девушка решили вместе погибнуть, сбросившись со скалы, чем жить друг без друга. После их смерти скалы укрылись в знак торжественной и печальной победы любви над судьбой белоснежными цветами эдельвейса...
Георгин
В народе живет легенда, согласно которой этот красивый цветок обязан своим именем молодому садовнику Георгию. В далекие времена георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван георгином.
Хризантема
Японцы издавна отмечают праздник хризантем, т.к. с магическими свойствами цветка связана и легенда о происхождении Японии. В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями.
Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали триста молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство—Японию.
Василек
Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Подсолнечник
Однажды дочь солца гуляла на Земле. Она слушала как журчит река, шелестят листья, поют соловьи и решила остаться. Прошло время. И она стала скучать за отцом, за родиной.
-"Солнышко. Солнышко! Возьми меня к себе."
-Слишком долго ты была на чужбине, так долго. что ноги твои вросли в землю, как корни. Я уже не могу тебе помочь.
Девушка хотела пошевелить ногами, но земля крепко держала ее. Так она и осталась на Земле, превратившись в цветок, который скучая за родиной, всегда поворачивается к Солнцу. Вот почему этот цветок называют подсолнечником
Открытый урок по биологии в 7-м классе
Этапы урока:
- Самооценка (2–3 минуты).
- Биологический диктант – уровень А (3–4 минуты).
- Тест – уровень А и В (из трех заданий, 10минут).
- Контрольная практическая работа (определение трех растений изученных семейств цветковых растений по гербариям, используя карточки для определения растений) – уровень В (15–20 минут).
- Определение растений семейств, которые ранее не изучались (описать два растения, пользуясь определителями растений) – уровень С (5–7 минут).
- Подведение итогов.
Цели:
- в ходе заданий, полученных на уроке, оценить уровень усвоения теоретического материала и освоение навыков практической работы по данной теме;
- сравнить с самооценкой учащихся.
Задачи:
Обучающая:
- умение осуществлять взаимоконтроль,
- закрепление знаний на этапе итогового контроля по теме (при взаимопроверке).
Развивающая:
- на основе базовых знаний уровень – А, умение сравнивать, приводить примеры, анализировать и делать выводы – уровень В и С.
Воспитывающая:
- умение правильно (адекватно) оценивать уровень своих знаний.
Ход урока:
I. Учащимся предлагается выставить себе оценку, которая отражала бы, по их мнению, уровень освоения ими материала по теме.
II. Биологический диктант.
Уровень А
Какие признаки присущи (укажите номера признаков):
1 вариант: однодольным растениям.
2 вариант: двудольным растениям.
- Параллельное жилкование.
- Дуговое жилкование.
- Семена из двух семядолей.
- Стержневая корневая система.
- Сетчатое жилкование.
- Семена из одной семядоли.
- Мочковатая корневая система.
Следующие три задания учащиеся выполняют по карточкам (тест).
III. (1). Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства:
1 вариант. Бобовые | 2 вариант. Розоцветные |
1. Листья трочатосложные, перистосложные или пальчатосложные с прилистниками.2. Плод-стручок или стручочек. | 1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков. |
Уровень В
III. (2). Выпишите номера растений, относящихся к семейству:
1 вариант. Лилейные | 2 вариант. Сложноцветные |
1. Тюльпан лесной2. Василек луговой | 1. Мать-и-мачеха обыкновенная2. Клевер белый |
III. (3) Выпишите номера групп растений семейства
1 вариант. Злаковые | 2 вариант. Пасленовые |
против них запишите названия растений относящихся к этим группам | |
Пищевые:Кормовые: | Лекарственные: |
1. Мятлик луговой2. Тимофеевка луговая | 1. Картофель2. Красавка белладонна |
Выполнив работу, учащиеся обмениваются работами и оценивают работу соседа по парте, выставляют оценку в лист учета (взаимопроверка). Возможны два варианта: учащиеся самостоятельно оценивают правильность ответов, либо проверяют тесты по готовому ключу.
Консультанты выставляют оценки с листов учета на экран учета знаний по теме.
<...
Ф.И. учащегося | Самооценка | Биологический диктант | Тест | Контрольная практическая работа |
На Земле существует около 250 000 видов цветковых растений, каждый десятый из них (почти 25 000 видов) относится к семейству сложноцветных.
Характерный признак растения семейства сложноцветных -- наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множество мелких цветков, сидящих на общем ложе соцветия. Все эти цветки окружены оберткой из листочков, обычно зеленых. Такое соцветие, например желтую корзинку одуванчика, можно принять за крупный одиночный цветок с большим числом лепестков.
Глава 1. Методические рекомендации по изучению темы «Семейство сложноцветных»
Подсолнечник -- типичный представитель семейства сложноцветных Учитель определяет задачу урока: изучить особенности строения цветка и соцветия сложноцветных и выяснить, почему семейство так называют. В беседе выясняется строение цветка и плода изученных семейств. К уроку подготовлена таблица, на которой представлены схемы цветков и плодов. Учащиеся комментируют их строение и называют семейство. В беседе выясняются знания учащихся о соцветии корзинка, о строении цветка. Изучение семейства сложноцветных лучше проводить на типичном представителе сложноцветных -- подсолнечнике. К уроку можно подготовить сообщения учащихся об истории происхождения подсолнечника, о русских и советских селекционерах, о возделывании его. Демонстрируется крупное растение подсолнечника, на котором изучаются особенности строения соцветия и цветков. Учитель делает схематические рисунки на доске и показывает детали строения на разборной модели цветка или через кодоскоп. Для дальнейшего изучения подсолнечника проводится лабораторная работа.
Лабораторная работа. Подсолнечник -- представитель семейства сложноцветных
1) Изучите гербарий молодых растений подсолнечника и запишите в таблицу характеристику вегетативных органов и соцветия. Найдите обвертку, цветки, расположенные по краю соцветия и в центре. 2) Рассмотрите цветки под лупой. Найдите язычковые и трубчатые, сравните их с моделями. Зарисуйте. 3) Выясните с помощью учебника, как называют плод подсолнечника и к какому классу и семейству относится это растение.
После оформления лабораторной работы учитель уточняет понятия «трубчатый» и «язычковый» цветки, где они располагаются в соцветия, как устроены. Возникает вопрос: все ли цветки в корзинке дают плоды и семена? Ответ учащиеся могут найти, читая текст учебника. Следует усвоить, что семейство сложноцветных насчитывает более 12 тыс. видов (самое многочисленное). Большинство из них травянистые растения, реже кустарники. Среди сложноцветных подсолнечник является наиболее важной продовольственной и технической культурой. Заслушиваются сообщения учащихся о выдающемся советском селекционере В. С. Пустовойте. В нашей стране подсолнечником занято более 5 млн. га. Есть сорта, которые используются на корм скоту; они дают до 1 тыс. ц. с 1 га зеленой массы. Необходимо отметить, какие задачи определены Продовольственной программой по производству подсолнечника в нашей стране. На уроке используется местный материал.
Многообразие и общие признаки сложноцветных (экскурсия)
Урок-экскурсию лучше провести после прохождения темы «Классификация цветковых растений». Учитывая, что в осенние месяцы остается немного цветущих культурных и дикорастущих растений, можно перенести проведение экскурсии на более ранние сроки. Место и время проведения экскурсии определяются конкретными условиями школы. В VI классе -- это первая экскурсия, поэтому учителю необходимо тщательно ее подготовить: распределить учащихся по звеньям; определить содержание работы звеньев и задание каждому члену звена; провести беседу о поведении школьников на экскурсии, о выполнении заданий по изучению растений. Если экскурсия проводится на типовой учебно-опытный участок школы, то-в систематическом и коллекционном отделах находятся представители всех изучаемых семейств. В начале экскурсии следует повторить признаки наиболее распространенных представителей семейства сложноцветных. В систематическом отделе учащихся знакомят с астрами, георгинами, ромашками, календулой, цинией, маргаритками и другими растениями. Многие из названных растений еще цветут осенью, а у отцветших хорошо видны корзинки и плоды. В процессе беседы выясняются названия растений и общие признаки в их строении. Учащиеся рассматривают соцветия различных растений и под руководством учителя отмечают особенности строения трубчатых, язычковых, воронковидных и ложноязычковых цветков. Учитель поясняет, что трубчатые цветки можно рассмотреть на примере астры или маргариток (по краям у них видны ложноязычковые цветки). Затем учитель показывает язычковые цветки у цикория, кульбабы осенней, одуванчика. Воронковидные цветки изучаются на примере васильков. При сравнении воронковидных цветков с трубчатыми следует найти их общие и отличительные признаки. При этом важно отметить, что у воронковидных цветков у основания хорошо выражена сростнолепестность, наверху лепестки имеют зубцы. Учащиеся самостоятельно изучают строение плодов на различных представителях семейства. Во время экскурсии используются стихи, загадки о растениях семейства сложноцветных и изучается их практическое значение.
... В нсхолодавшее небо глядится
Астра, лучистая астра-звезда.
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли «звездой».
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой... (Вс. Рождественский)
После ознакомления с разнообразными представителями сложноцветных учащимся предлагается сделать выводы о строении цветка, соцветия и плодов. Затем обобщаются знания школьников об изученных семействах класса двудольных и проводится самостоятельная работа.
Самостоятельная работа. Семейства класса двудольных
Задание 1. 1) Найти на делянках растения семейства крестоцветных. 2) Какие работы проводятся в цветнике осенью? 3) Собрать для гербария сорные растения семейства сложноцветных.
Задание 2. 1) Выяснить, какие растения семейства розоцветных выращивают, на делянках. 2) Познакомиться с растениями полевого севооборота (записать в блокнот перечень культур). 3) Собрать для гербария сорные растения семейства крестоцветных.
Задание 3. 1) Выяснить, какие растения семейства пасленовых выращивают на учебно-опытном участке. 2) Познакомиться « растениями овощного севооборота (записать в блокнот перечень овощных культур). 3) Собрать для гербария сорняки семейства сложноцветных.
Задание 4. 1) Выяснить, какие растения из семейства бобовых выращивают на учебно-опытном участке. 2) Познакомиться с цветущими растениями в цветнике (записать в блокнот представителей семейства крестоцветных). 3) Собрать для гербария дикорастущие растения семейства бобовых.
Задание 5. 1) Познакомиться с растениями семейства сложноцветных, выращиваемых в коллекционном, отделе. 2) Какие работы проводятся в полевом севообороте осенью? 3) Собрать сорняки сложноцветных для определения.
Самостоятельная работа проводится под руководством учителя. В заключение урока-экскурсии следует сделать краткий обзор по изученным семействам класса двудольных, обратить внимание на подготовку растений к зиме. Учащиеся знакомятся с растениями, занесенными в Красную книгу, находящимися на участке. Учитель определяет задания по гербаризации и оформлению отчетов об экскурсии.
Глава 2. Класс двудольные. Семейство сложноцветные (астровые)
Как вы уже знаете, на Земле существует около 250 000 видов цветковых растений, каждый десятый из них (почти 25 000 видов) относится к семейству сложноцветных.
Характерный признак растения семейства сложноцветных -- наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множество мелких цветков, сидящих на общем ложе соцветия. Все эти цветки окружены оберткой из листочков, обычно зеленых. Такое соцветие, например желтую корзинку одуванчика, можно принять за крупный одиночный цветок с большим числом лепестков.
Цветки сложноцветных имеют двойной околоцветник, но чашечка либо не развита, либо представлена щетинками или волосками, образующими хохолок.
Венчик состоит из 5 сросшихся в трубку лепестков. Тычинок тоже 5, их пыльники соединены в тычиночную трубку, расположенную вокруг столбика. В цветке 1 пестик, из завязи которого формируется плод -- семянка. Семянки многих сложноцветных имеют летучки -- приспособления к распространению плодов ветром. Эти летучки развиваются из хохолков.
В зависимости от особенностей строения венчика у сложноцветных растений различают несколько типов цветков.
В корзинке одуванчика все цветки одинаковые -- язычковые. Лепестки каждого цветка внизу срастаются в трубку, а наверху -- в узкий язычок с 5 зубчиками на конце, 5 тычинок каждого цветка тоже срастаются в трубку, внутри которой находится столбик пестика с двулопастным рыльцем. Из завязи пестика развивается очень мелкая семянка с пучком волосков (летучкой) на длинной ножке, которую легко переносит ветер.
Бодяк полевой -- многолетнее сорное растение имеет корзинку, образованную только трубчатыми цветками. Плоды бодяка -- семянки с хохолком также разносит ветер.
У василька синего в центре корзинки расположены трубчатые, а по краю -- крупные синие воронковидные цветки, не имеющие ни тычинок, ни пестиков. Из завязей трубчатых цветков развиваются семянки с маленьким хохолком каждая. Вдоль дороги и на лугах встречается василек луговой. Воронкообразные цветки его соцветия розовые.
В семействе сложноцветных очень много декоративных растений: астры, георгины, маргаритки, ноготки, хризантемы и др.
Многие сложноцветные являются лекарственными растениями: ромашка аптечная, девясил, василек, мать-и-мачеха, пижма, череда и др.
Есть среди сложноцветных и трудноискоренимые сорняки: бодяк полевой, осот полевой.
Из сельскохозяйственных растений семейства сложноцветных наиболее ценный подсолнечник.
«Цветком солнца» назвали в Европе привезенное из Мексики растение с ярко-желтым соцветием.
В нашу страну подсолнечник попал в XVIII в. тоже как декоративное растение. И лишь через много лет люди обнаружили хозяйственную ценность семян подсолнечника.
Теперь подсолнечник -- важнейшее масличное растение, которое возделывают главным образом в степной полосе на черноземных почвах. Подсолнечное масло -- ценный пищевой продукт, его используют при изготовлении маргарина, халвы, а также олифы, лаков, мыла. Подсолнечник служит хорошим кормом для животных, в северных районах его выращивают на силос.
Подсолнечник -- однолетнее высокое растение с крупными цельными листьями. На верхушке его стебля расположено огромное соцветие корзинка. Снизу корзинка покрыта листочками обертки.
В корзинке подсолнечника бывает до 1000 цветков. Среди них различают трубчатые и ложноязычковые. В ложноязычковых цветках, расположенных по краю корзинки, нет ни тычинок, ни пестиков. Они лишь привлекают насекомых, опыляющих рыльца малозаметных трубчатых цветков, из завязей которых развиваются плоды-семянки.
Семянки содержат много жира, который из них выжимают для получения масла.
Из других пищевых растений семейства сложноцветных у нас широко возделывают топинамбур, или земляную грушу, и салат.
Глава 3. Методические разработки по теме «Семейство сложноцветные»
Урок-лекция. Подкласс астерид (астровидных)
Астериды -- самый крупный (свыше 65 тыс. видов) подкласс двудольных и самый прогрессивный. Представители его наиболее древних порядков: деревья, кустарники и травы -- особенно широко представлены в южных странах. Среди них упомянем семейство мареновых, к которому относятся хинное и кофейное деревья, семейство кутровых (олеандр) и горечавковых. В особый порядок выделяют ясень, маслину, жасмин и сирень. Маслину из-за ее костянок, дающих ценное оливковое масло, разводят в Средиземноморье не менее 5 тыс. лет. Упомянем еще семейство жимолостных, куда относятся жимолость, бузина и калина, и семейство валериановых (вспомните «валерьянку» -- настой из корневищ валерианы лекарственной).
К порядку синюховых относятся всем известные вьюнки. Один из видов -- батат («сладкий картофель») стал важнейшим пищевым растением во многих тропических странах. Хорошо известны губоцветные (их еще называют яснотковыми -- по весьма распространенному роду). Это обычно травы с четырехгранным стеблем и неправильными цветами, у которых венчик срастается в трубку с двугубым зевом. Губоцветные изобилуют ароматическими эфирными маслами, применяемыми в парфюмерии, пищевой промышленности и в медицине (розмарин, мята, лаванда, шалфей, майоран, пустырник).
Как правило, это летние травы с соцветиями в виде корзинок. Корзинка сама по себе напоминает цветок, так тесно прилегают друг к другу мелкие одиночные цветки со сростнолепестными венчиками. Всего известно пять типов цветков. В корзинке могут быть только язычковые цветки (одуванчик), внутренние трубчатые и краевые ложноязычковые (подсолнечник, ромашка) и г. д. Корзинки могут быть от 60 см (у некоторых сортов подсолнуха) до 2 мм у полыни, порой они сами образуют соцветия (у тысячелистника, полыни). Плод сложноцветных -- семянка, часто с хохолком или парашютиком, облегчающим разнос ветром (например, одуванчик).
Еще одна особенность астровых: в их корневищах откладывается не крахмал (полимер глюкозы), а инулин (полимер фруктозы), рекомендуемый диабетикам. Кроме астровых инулин встречается только у колокольчиковых.
На лугу, в степи, на пустыре нельзя сделать и одного шага, не встретить сложноцветное растение -- одуванчик или мать-и-мачеху, ястребинку или полынь. Многие стали злостными корневищными сорняками: таковы бодяк, осот, чертополох, василек и множество других Полезных, важных в сельском хозяйстве растений среди сложноцветных нет, за одним исключением. Еще в XVI в. из Мексики в Европу завезли подсолнечник и долго его использовали как декоративное растение. Лишь в 30-х годах прошлого века крепостной графа Шереметева Д. И. Бокареа догадался, что из подсолнечных семян можно получать прекрасное пищевое масло. Теперь подсолнух как мастичное растение вытеснил лен и коноплю, получены сорта, в семенах которых содержится до 50% масла.
Менее известен близкий родич подсолнечника -- топинамбур, или земляная груша, возделываемый ради съедобных клубней и как кормовое растение. В пищу употребляют также зелень и незрелые соцветия ряда видов (салат-латук, артишок). Многие сложноцветные используют в медицине: ромашка, календула (ноготки), пижма, ряд видов полыней, тысячелистник, мать-и-мачеха, лопух, маралий корень и др. И конечно, все знают и любят декоративные сложноцветные растения: астры и хризантемы, георгины (Даллии) и циннии, бархатцы (тагетес) и садовые васильки и ромашки.
Глава 4. Познавательно-развивающие задания по теме «Семейство сложноцветные»
Решите кроссворд
По горизонтали:
1. Растение семейства Крестоцветные.
Однородная группа культурных растений одного вида.
Систематическая группа.
Соцветие, характерное для злаковых.
Систематическая группа, объединяющая близкородственные семейства.
9. Крупная систематическая группа.
11.Разновидность капусты.
Растение семейства Сложноцветные.
Сложное соцветие.
Стебель злаков.
По вертикали:
Растение семейства Пасленовые.
Растение семейства Лилейные.
7.Систематическая группа, в которую объединяются близкородственные виды.
8.Форма совместного существования разноименных организмов.
10. Систематическая группа, объединяющая близкородственные роды.
12.Группа растений, сходных по строению и жизнедеятельности и дающих плодовитое потомство при скрещивании.
3. Рассмотрите рисунок. Надпишите названия растений и семейств, к которым они относятся.
Тема:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок "Подсолнечник-пищевое сложноцветное растение"
Познакомить обучающихся с биологическими особенностями подсолнечника...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...