Урок "Строение костей"
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме
Проблемно-деятельностный урок биологии в 8 классе с применением ЦОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_kostey.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей.
Цель урока: создать условия для усвоения функций ОДС и изучения особенностей строения и состава костей.
Задачи:
Образовательные: выявить значение опорно-двигательной системы, раскрыть особенности состава и строения костей, обеспечивающие прочность и относительную легкость скелета, показать, что кость – живой орган.
Развивающие: способствовать развитию мышления, умений анализировать, обобщать.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной компетентности, умению работать в малых группах.
Тип урока: проблемно-деятельностный.
Ход урока.
Актуализация и мотивация.
Функции опорно-двигательной системы: (эвристическая беседа)
- Опорная
- Двигательная
- Защитная
- Кроветворная
- Участие в обмене веществ (кальция и фосфора)
Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы
Скелет образован костями. В организме человека их около 200. Кости очень прочные. Они выдерживают растяжение почти так же, как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.
- Как вы считаете, сколько весит скелет человека, имеющего массу 70 кг? (8 – 10 %, т. е. 6-7 кг, дети, как правило, называют большие числа).
- Как объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?
(дети высказывают предположения, формулируют цели и задачи урока)
Проблема урока: Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя ее масса только 200г. Почему, несмотря на свою легкость, кость столь прочна, тверда и упруга?
Выдвижение предположений и обоснование гипотезы
Работа в парах с текстом учебника и ЦОРами по изучению
- Макроскопического строения кости (учебник: статья «Макроскопическое строение кости», ФЦИОР: «Строение костей» http://fcior.edu.ru/card/15039/praktika-skelet-cheloveka-stroenie-kostey-detalizirovannoe-predstavlenie.html)
- Микроскопического строения кости (учебник: статья «Микроскопическое строение кости», ФЦИОР: «Строение костей» http://fcior.edu.ru/card/15039/praktika-skelet-cheloveka-stroenie-kostey-detalizirovannoe-predstavlenie.html)
- Химического состава кости (учебник: статья «Химический состав костей», ФЦИОР: «Строение, свойства костей (химический состав)» http://fcior.edu.ru/card/8705/stroenie-svoystva-kostey.html)
Проверка правильности решения проблемы.
Отчет групп о проделанной работе.
Демонстрация опыта.
На демонстрационный стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально. Один лист бумаги сворачивается в полоску (гармошкой), другой – в трубку..
- Бумажную полоску вставляют в кольца и укрепляют так, что ее середина свободно провисает между кольцами. На бумажную полоске вешают чашку аптекарских весов, которую затем нагружают грузом до тех пор, пока лист не согнется.
- Между кольцами закладывают трубку и сразу вешают на нее чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Учащиеся видят, что эта нагрузка не может согнуть трубку. Чашку весов нагружают до критической величины груза, после чего сравниваются результаты первого и второго испытаний. Учащиеся делают вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.
Применение знаний.
- Два учащихся спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
- Объясните, в чем проявляется то, что прочность костей зависит от их состава и строения.
- Кости, составляющие скелет, - наиболее прочные образования организма. Они сохраняются в течение многих десятилетий, а в отдельных случаях и тысячелетий после смерти человека. Почему?
- У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
- Давно известно, что если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения костей другой ноги. Дайте объяснение этому явлению.
- У детей или стариков кости чаще прогибаются под тяжестью тела? У кого из них чаще ломаются кости?
Рефлексия.
Домашнее задание: § 10, задания в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»
Разработка урока «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей» с презентацией....
Урок по биологии в 8 классе на тему "Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей."
На этом уроке рассмотривается строение скелета, изучается строение и состав костей, соединение костей. ...
Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».
2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...
Презентация урока: "Типы соединения костей" с лабораторной работой "Внешнее строение кости"
Презентация к уроку "Типы соединения костей". Красочная презентация с четкими понятными рисунками...
Коста вершин,Коста долин...
...Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег ... И пишу я не для того , чтобы писать и печатать, потому что и многие другие это делают.Нет! Ни лавр...
Мероприятие по биологии "Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей"
Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей...
Строение костей. Типы соединения костей.
Строение костей. Типы соединения костей. Для проверки знаний в 8 классе по теме "Опорно-двигательная система". Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ....