Открытый урок по биологии "Подводное путешествие" 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме
Тема урока: «Подводное путешествие».
Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.
Тип урока: внеклассное мероприятие
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.
Цель урока: углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 7 класса, развитие познавательного интереса,
воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.
Задачи:
Обучающие - закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие - развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной
и коммуникативной компетентностей.
Оборудование: плакат с изображением кроссворда; удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках; карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №5; для конкурса №6 - кегли (5-6 штук), на которые прикреплены вырезанные из бумаги акульи пасти, мяч; экспертные (оценочные) листы для жюри.
ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.
Образовательные технологии: использование ИКТ.
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование, исторический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvodnoe_puteshestvie.7_kl.biologiya.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области
Открытый урок по биологии
«Подводное путешествие»
7 класс
Автор: Колбанова Светлана Васильевна
Должность: учитель биологии и географии
Суходол 2013г.
«Подводное путешествие» (слайд № 1)
Цель:
Образовательные задачи:
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
- развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Структура и ход открытого урока
Ведущий: Добрый день! Давайте мы с вами сегодня тоже совершим путешествие, но путешествие необычное – «Подводное путешествие» (слайд № 2). Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира. В этом путешествии участвуют учащиеся 7 класса и наше жюри. Для того, чтобы начать игру, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Оценивать наше жюри по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!
Конкурс 1. «Загадок» (слайд № 3)
Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
- В буйном море-океане
Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами. (слайд № 4) (Акула) (слайд № 5)
- С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник стоит? (слайд № 6) (Дельфин) (слайд № 7)
- Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан. (слайд № 8) (Кит) (слайд № 9)
- Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах - испуг. (слайд № 10) (Краб) (слайд № 11)
- Этот белый парашют
Волны к берегу несут. (слайд № 12) (Медуза) (слайд № 13)
- Этот зверь клыкастый,
Вместо ног - ласты,
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится. (слайд № 14) (Морж) (слайд № 15)
- Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал. (слайд № 16) (Морской еж) (слайд № 17)
- Пять морских ежей схватила
Я в подводной глубине
И, спокойно проглотив их,
Ярче вспыхнула на дне. (слайд № 17) (Морская звезда)
(слайды № 18 - 20)
- Жить люблю в седых морях я,
В темных водах корм ищу.
Хвост свой, как надежный якорь,
Я бросаю, где хочу. (слайд № 21) (Морской конек) (слайд № 22)
- Возле скал под ветром влажным,
Кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах
Загорает у морей? (слайд № 23) (Морской котик) (слайд № 24)
11. Проплывает не тревожась,
Хоть и рядом рыбаки.
Рот свой закрыть не можем,
Так как зубы велики. (слайд № 25) (Мурена) (слайд № 26)
12. Рано-рано на рассвете
И в вечерний тихий час
Не на удочку, не сетью,
А кувшином ловят нас. (слайд № 27) (Осьминог) (слайд № 28)
13. На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдёт задом наперёд. (слайд № 29) (Рак) (слайд № 30)
14. Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю. (слайд № 31) (Рыба) (слайд № 32)
Рыба капля (слайд № 33)
Это всего лишь одно из странных существ, которыми полны океанские глубины. Ни чешуи, ни выраженных плавников не видно. Только желеобразная поверхность, большие глаза, нос, похожий на человечий. И все-таки это рыба.
Рыба-капля живет так глубоко под водою, что просто не может позволить себе иметь мускулатуру – любые мышцы не смогут выдержать давление водяной толщи в 800 метров. И рыба-капля приспособилась к этой жизни вот как – завела себе тело, плотностью немногим меньше, чем плотность воды вокруг рыбы-капли. Вот и плавает она совсем недалеко от дна, расслабленная и апатичная рыба-капля. А пища почти сама идет к ней в рот – ведь это почти жидкое существо не смогло бы охотиться при всем желании. Поэтому и питается рыба-капля в основном планктоном, которого возле морского дна вполне хватает.
Может быть, из-за того, что эта рыба живет так глубоко, об ее повадках и образе жизни известно мало. Говорят, правда, что даже в условиях темного холодного глубоководья умудряется рыба-капля сохранять родительские чувства к своим скользким чадам. Рыбы-капли организуют целые «детские сады» для мальков, помогая им вырасти в безопасности и покое.
Благо, естественных врагов у рыбы-капли не так уж много.
15. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе его везёт,
Очень медленно ползёт. (слайд № 33) (Улитка) (слайд № 34)
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. «Подводный кроссворд» (слайд № 35)
Учитель: Участвуют по одному человеку от каждой команды. Им надо решить кроссворд, вписав в клетки названия рыб. Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 5 баллов.
(слайд № 36) Кроссворд
- уплощенное тело и возможность вырабатывать электрический ток сделала эту рыбу известной.
- хищная рыба. Обитатель озер.
- хрящевой скелет для нее не помеха для звания " гроза морей и океанов".
- эту маленькую рыбку мы часто видим в консервной банке в томате.
- тело сплюснуто и глаза находятся на одной его стороне.
| С | А | |||||
Щ | |||||||
А | |||||||
К | |||||||
К |
(слайд № 37) В Калининградской области в Мамоново в день города 19 июля 2008 года торжественно открыли памятник балтийским шпротам. Двухметровая скульптура представляет собой большой мраморный стол с водруженной на нём банкой с двенадцатью кильками. Одна из рыбок увенчана золотой короной. Бронзовую консервную банку со шпротами изваял известный в регионе скульптор Федор Мороз. Рыбоконсервный комбинат действует в городе с 1949 года, а потому Мамоново можно считать родиной отечественных шпрот. Стоимость памятника составила около 500 тысяч рублей.
(слайд № 38) Ответы: 1. Скат, 2. Щука, 3. Акула, 4. Килька, 5. Камбала.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «Рыболов» (слайд № 40)
Ведущий: Участникам дается удочка с магнитом на леске и рыбки со скрепками на плавниках. В какой команде улов окажется больше? За каждую пойманную большую рыбку команда получает 2 балла, а за каждую среднюю – 1 балл, а за маленькую – 0,5 балла.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 4. «Внешнее строение рыб» (слайд № 41)
Ведущий: Командам раздаются карточки – задания. На изображении показать части тела рыб (I - III) и дать название плавников (1 – 5). На обдумывание дается 2 минуты. Затем приглашаются от каждой команды по одному участнику к мультимедийному экрану. Максимальное количество 5 баллов.
I – голова
II – туловище
III – хвост
1 – грудные плавники
2 – брюшные плавники (слайд № 42)
3 – анальный плавник
4 – хвостовой плавник
5 – спинной плавник
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 5. «Золотая рыбка» (слайд № 43)
Ведущий: Есть много рыб. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение рыбки, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить. Кто быстрее? За правильно сложенное изображение и быстроту команда получает 5 баллов. (слайд № 44)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 6. «Бухта Акул» (слайд № 45)
На кегли (5-6 штук) прикрепляются вырезанные из бумаги акульи пасти. Каждый участник команды с определенного расстояния должен мячом с одного броска сбить хотя бы одну «акулу». За каждую сбитую «акулу» команда получает по 1 баллу. Затем баллы суммируются.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель. (слайд № 46)
Ведущий: Друзья! Вот и подошло к финалу наше подводное путешествие. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и вы узнали много нового о подводных обитателях.
Литература
1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. http://www.zoopicture.ru (рыба - капля)
3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)
4. http://top10best.ucoz.ru– памятник шпротам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...