ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (9-11 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ».
учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме
В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая аттестация проводится не только за курс средней школы в форме ЕГЭ, но и за курс основной школы в новой форме необходимо уже с начальной школы внедрять такие формы контроля, которые позволяют предусмотреть проверку:
- Во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки,
- Во-вторых, глубину сформированности учебных компетентностей,
- В-третьих, умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения.
Одной из таких форм контроля является тестирование.
Всем хорошо известно, какой большой по объему материал необходимо проверить по итогам каждого класса. В ходе проведения промежуточной итоговой аттестации очень удобно использовать тесты вместо контрольных работ и зачетов. Положительным в этом можно считать следующее:
- охват большего по объему материала для проверки в отличие от контрольной работы или зачета;
- быстрая проверка и даже самопроверка;
- подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации в новой форме;
актуальность и соответствие современным методам контроля и проверки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_t.n.testovye_zadaniya.docx | 40.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (9-11 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ».
Павлова Т. Н., учитель биологии I категории
МКОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 3» г. Исилькуля.
Экологические факторы. Вставьте пропущенные слова.
Условия живой и неживой природы, влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества, называют … .
Различают три группы факторов: 1) …, 2) …, 3) … .
Компоненты неживой природы, среди которых наиболее важны свет, температура, влажность и др. называют … .
Взаимодействия между различными особями в популяциях – называют … .
Вся разнообразная деятельность человека, которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых организмов – называют … .
Восстановите текст, расположив предложения в нужном порядке. Вариант 1.
- Дополнительные трудности для травоядных животных возникли вследствие изменения природных условий в конце палеолита.
- Если мелкие травоядные могли восполнять потери от преследования охотниками высокой рождаемостью, то крупные животные в силу эволюционной истории были лишены этой возможности.
- Первая созданная человеком культура – палеолит (каменный век) продолжалась примерно 20-30 тыс. лет; она совпала с длительным периодом оледенения.
- На стоянках человека каменного века находят многочисленные кости диких животных – свидетельство успешной охоты.
- Экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных: благородного и северного оленей, шерстистого носорога, осла, лошадь, мамонта, тура.
- Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.
Изучите глобальные экологические проблемы, их причины и последствия и заполните таблицу.
Глобальные экологические проблемы | причины | последствия |
«Парниковый эффект»
Выбросы в атмосферу фреонов, запуск космических ракет
Изменение климата
Разрушение памятников архитектуры
Кислотные дожди
Загрязнение окружающей среды
Ухудшение качества продукции
Биоконцентрация
Выбросы в атмосферу оксидов азота и серы
Сокращение биоразнообразия
Выбросы сточных вод, содержащих ртуть, свинец
Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере
Разрушение озонового экрана
Ухудшение здоровья
Разрушение и видоизменение ландшафтов и пейзажей.
«ПРИСПОСОБЛЕНЕ ОРГАНИЗМОВ К СЕЗОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ В ПРИРОДЕ».
Вариант 1.
Что изучает экология? Вставьте пропущенные слова.
Окружающая нас живая природа – это не беспорядочное и случайное сочетание живых существ, а устойчивая и организованная … .
Экология изучает … .
Большое значение имеет экология для развития различных отраслей народного хозяйства. Наиболее важные области применения экологических знаний – это … .
Вариант 2. Вставьте пропущенные слова.
Зимний покой не просто остановка развития, а очень сложное физиологическое приспособление. Значительно снижена интенсивность ________. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много ________. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение ________. Реакция организмов на продолжительность дня получила название ______.
Реакция организмов на продолжительность дня и ночи показывает, что они способны измерять время, т.е. обладают «________ часами».
Вставьте пропущенные слова.
Загрязнение окружающей среды.
В современных условиях постепенно возрастает содержание … в атмосфере, что приводит к нарушению теплоотдачи атмосферы и повышению температуры на планете (… эффект).
Промышленные выбросы вредных газов …, …, соединяются в атмосфере с водой, что приводит к выпадению … дождей. Последствия: в водоёмах - …, в почвах … , разрушение памятников архитектуры.
Самое опасное загрязнение водоёмов - …. Смыв с сельскохозяйственных угодий удобрений стимулирует процессы эвтрофикации - ….
Опасность представляет … загрязнение, вызванное выносом реками тёплых вод.
… загрязнение, связанное с авариями на АЭС, испытаниями ядерного оружия и затоплениями радиоактивных отходов на дне Мирового океана.
В природе всё взаимосвязано. Приведенные здесь беспорядочные факты выстройте в логической последовательности.
- Водоёмы и прибережье были обработаны ядохимикатом
ДДТ.
- На Филиппинах стало много комаров, заражающих человека малярией.
- От ДДТ погибли комары, тараканы отравились и стали малоподвижными.
- Расплодились крысы.
- Опасность эпидемии чумы была устранена.
- Кошки, поедая малоподвижных ящериц, перестали охотиться на крыс.
- В джунгли самолётами на парашютах был сброшен десант здоровых кошек.
- Крысы распространяют блох – переносчиков чумы.
- Ящерицы, поедая отравленных тараканов, сами становились малоподвижными.
- Кошки сократили численность крыс.
- Чума опаснее малярии.
Вспомните экологический термин.
- Разные виды растений стараются отвоевать друг у друга территорию, выживают друг друга. Что это за явление?
- Как называется окраска тигра, зебры? Можно ли быть невидимкой, имея такую окраску?
- Место, в котором живёт животное или растение. Поле, на котором живёт мышь, или лес, где стоит сосна. Что это за место для мыши или сосны? Как его называет эколог?
- Как называются вещества, которыми растения убивают или подавляют рост других растений и микроорганизмов?
- Совокупность условий среды, необходимая для жизни организма. Как её называет эколог?
- Животное спит зимой в своём тёплом убежище. Если его потревожат, оно проснётся. Как называется это состояние животного?
Тест по теме «Организм и среда». Вариант 1.
- Термин «экология» ввёл в науку в 1869 г.
А) М. Мёбиус б) Э. Геккель в) А. Тенсли г) В. Сукачёв
2) К абиотическим факторам окружающей среды относятся
А) рельеф, климат, температура, свет, влажность, солёность воды
Б) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность
В) солёность воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет
Г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами
3) К биотическим факторам окружающей среды относятся
А) растительный опад, минеральный состав почвы, влажность
Б) солёность воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет
В) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами
Г) газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами
4) Экологическими факторами, ограничивающими распространение живых организмов в условиях тундры, являются
А) недостаток тепла Б) недостаток влаги и тепла
В) недостаток пищи и влаги Г) избыток влаги и недостаток пищи
5) Основным фактором, регулирующим сезонные циклы у большинства растений и животных, является изменение
А) влажности; Б) температуры и влажности
В) продолжительности дня и температуры; Г) влажности, температуры и продолжительности дня
6) Из перечисленных биологических явлений суточным биоритмам подчиняется
А) открывание и закрывание цветков у растений
Б) миграции лососевых рыб на нерест в реки
В) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков
Г) распускание почек и листопад у деревьев и кустарников
7) Из перечисленных биологических явлений приливно-отливным биоритмам подчиняется
А) открывание и закрывание устьиц на листьях у растений
Б) миграции лососевых рыб на нерест в реки
В) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков
Г) распускание почек и листопад у деревьев и кустарников
Тест по теме «Организм и среда». Вариант 2.
- Наиболее эффективно действие экологических факторов на организм проявляется при его значениях
А) минимальных б) максимальных
В) оптимальных г) А и Б
2) К антропогенным факторам окружающей среды относятся
А) солёность воды, минеральный состав почвы, газовый состав атмосферы
Б) растительный опад, останки погибших животных и минеральный состав почвы
В) гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами
Г) загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами
3) Экологическими факторами, ограничивающими распространение живых организмов в условиях пустыни, служат
А) избыток тепла;
Б) недостаток влаги и пищи;
В) избыток тепла и недостаток пищи;
Г) отсутствие почвы и недостаток пищи
4) Основным фактором, регулирующим сезонные циклы у большинства растений и животных, является изменение
А) влажности;
Б) температуры и влажности
В) продолжительности дня и температуры;
Г) влажности, температуры и продолжительности дня
5) Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняется
А) открывание и закрывание устьиц на листьях растений
Б) миграции лососевых рыб на нерест в реки
В) открывание и закрывание раковин у морских моллюсков
Г) изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных
6) Экологические факторы воздействуют на живые организмы
А) одновременно и совместно друг с другом
Б) одновременно и изолированно друг от друга
В) совместно друг с другом, но в определённой последовательности
Г) изолированно друг от друга и в определённой последовательности
7) Учение о биогеоценозе разработал
А) А. Тенсли б) Э. Геккель в) В. Сукачёв г) М. Мёбиус
Самостоятельная работа по теме «Биологическое разнообразие организмов».
По короткому описанию морфологических особенностей определите название организма.
Признаки | Название организма |
Птицы
|
Изучите примеры взаимных приспособлений организмов (коадаптации).
Вариант 1.
- Шмель, опыляющий клевер.Шмель: тело покрыто волосками, относительно крупные размеры, грызуще-сосущий ротовой аппарат
Клевер: яркое соцветие, аромат, нектар
- Человеческая аскарида, обитающая в кишечнике человека.
Человек:
Человеческая аскарида:
- Лиса, охотящаяся за зайцем.
Лиса:
Заяц:
Изучите примеры взаимных приспособлений организмов (коадаптации).
Вариант 2.
- Дятел, питающийся личинками насекомых.
Дятел: длинный долотообразный клюв, длинный язык, жёсткое оперение хвоста, цепкие лапки.
личинки насекомых: грызущий ротовой аппарат, червеобразное тело, делают ходы в коре и древесине.
- Лев, охотящийся на антилопу.
Лев:
Антилопа:
- Повилика, паразитирующая на клевере.
Повилика:
Клевер:
Укажите тип биотических связей.
- Олени и волки
- Гриб и водоросль образуют лишайник
- В норке сурка обитают личинки насекомых
- Гриб пеницилл и бактерии
- Окунь и дафния
- Актиния и рак-отшельник
- Стая волков
- Человек и человеческая аскарида
- Инфузория, обитающая в кишечнике коровы
- Овод и корова
- Колорадский жук и картофель
- Стадо оленей
- Гиены и львы
- Плоские черви обитают в жабрах мечехвоста и питаются его объедками
- Муравей и божья коровка
- Канадская и европейская норки
- Жгутиковые простейшие и термиты
- Копытные млекопитающие в саваннах
- Лисица и волк
- Божья коровка и тля
- Серая ворона и большая синица
- Клевер и повилика
- Человек и кишечная палочка
- Берёза и лишайник
- Клевер и клубеньковые бактерии
- Берёзы и ели в смешанном лесу
Исправьте ошибку В пресноводных водоёмах всегда много водорослей. Как правило, эти растения с крупными плавающими листьями и большим корневищем. Там запасается очень много питательных веществ. Таковы частуха, сусак, семена этих водорослей, отделяясь от материнского растения, быстро намокают и тонут. | Исправьте ошибку Очень сходные формы растений формируются в пустынях и на верховых болотах. И там, и тут организмам не хватает почвенной влаги, минеральных веществ. Поэтому во внешнем облике трав проявляются ксерофитные черты: маленькие кожистые листья, низкий рост и глубоко уходящие в почву корни. |
Исправьте ошибку Самые маленькие растения – мхи. У многих из них нет стеблей и листьев. Маленькими корешками они прочно прикрепляются к различным поверхностям. При этом они растут в самых неблагоприятных условиях – в пустыне, степи, на стенах, на поверхности металла и даже на ледниках и в тёмных пещерах. | Исправьте ошибку Мхи – очень низенькие растеньица. Их слабые корешки не могут всасывать воду с больших глубин, и маленькие размеры помогают её экономить, поэтому их так много в засушливых районах. |
На любом огороде есть сорняки и, сколько ни борись, они остаются. Как они защищаются от хозяина огорода? | Соединить популяции биоценотическими связями, вставив недостающие звенья: «муха - … - человек» |
Соединить популяции биоценотическими связями: «воробей - …- собака» | Соединить популяции биоценотическими связями: «одуванчик - … - кошка» |
Соотнесите понятия с соответствующими определениями и запишите в тетрадь.
Понятия | Определения |
| А) приспособления, выражающие морфологическое сходство у неродственных видов Б) совместные приспособления В) ряды, в которых можно проследить пути расходования биомассы и энергии Г) комплекс живых организмов и факторов окружающей среды, функционирующий за счёт обмена веществ и потока энергии Д) совокупность видов, объединённых одинаковым положением в пищевой цепи Е) совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий их среды на конкретной территории Ж) биомасса консументов и редуцентов З) биомасса продуцентов И) на каждый следующий трофический уровень переходит не более 10% энергии К) количество ресурсов биотопа Л) положение вида в биогеоценозе М) пространственно-территориальное положение вида (по вертикали) |
Тест по теме «Биогеоценозы». Вариант 1.
- Виды-доминанты – это
А) преобладают по численности и биомассе
Б) паразитируют на других видах
В) быстро захватывают территорию
2) Сукцессия – это
А) стабильное, не меняющееся сообщество
Б) несезонная, направленная смена сообществ
В) резкая смена сообществ в середине мелового периода
3) Виды-двойники – это виды, которые
А) морфологически сходны, изолированы, не скрещиваются друг с другом
Б) морфологически сходны, занимают одну и ту же территорию, свободно скрещиваются друг с другом
В) морфологически сходны, занимают одну и ту же территорию, не скрещиваются друг с другом
4) Как называются виды, которые обладают способностью осваивать разные среды обитания?
А) виды-эндемики Б) виды-двойники
В) стенотопные виды
Г) эвритопные виды
5) Агроценоз – это биоценоз, в состав которого входит
А) один или более видов культурных растений
Б) один или более культурных видов, сопровождающие их сорные растения
В) один или более культурных видов, сопровождающие их сорные растения и вредители
6) Биоценоз – это
А) устойчивая саморегулирующаяся экосистема
Б) сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии
В) сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга
Г) группы различных популяций со своими ареалами
Тест по теме «Биогеоценозы». Вариант 2.
- Роль растений в биоценозе заключается
А) в создании среды обитания
Б) в том, что они первичные продуценты
В) в их клетках происходит фотосинтез
Г) являются пищей для травоядных животных
Д) все перечисленные значения
2) Среда обитания – это
А) место обитания организма Б) ареал вида
В) комплекс факторов необходимых для существования вида Г) среда обитания
Д) территория, на которой совместно проживают разные виды
3) Экологическая ниша – это
А) место обитания организма Б) ареал вида
В) комплекс факторов, необходимых для существования вида Г) среда обитания
Д) территория, на которой совместно проживают виды
4) Биогеоценоз характеризуется
А) числом видов живых организмов
Б) числом видов, плотностью популяций
В) числом видов, плотностью популяций, биомассой
Г) числом видов, плотностью, биомассой, скоростью мутационного процесса
5) Примером пространственной структуры биоценоза является
А) ярусность б) видовой состав
В) соотношение биомассы г) пищевая цепь
6) Экосистема в отличие от биогеоценоза может быть представлена
А) только естественными комплексами
Б) только искусственными комплексами
В) естественными и искусственными комплексами
7) Состав биоценоза определяется
А) естественным отбором
Б) искусственным отбором
В) не зависит от абиотических факторов.
__________________________________________________________________________
Тест по теме «Биотические связи». Вариант 1.
- Структура пищевой цепи в экосистеме
А) редуценты – продуценты – консументы
Б) продуценты – редуценты – консументы
В) продуценты – консументы – редуценты
2) Топическими связями между организмами называют связи, при которых
А) одни организмы служат источником пищи для других
Б) одни организмы создают среду обитания для других
В) организмы образуют симбиотические сообщества
3) Примером взаимоотношений типа интерференция служат
А) отношения грибов и корневой системы покрытосеменных
Б) отношения рака-отшельника и актинии
В) отношения бактерий и корневой системы представителей семейства бобовые
Г) отношения разных видов муравьёв на одной охотничьей территории
4) Потребители (консументы) второго порядка – это
А) хищники
Б) последнее звено в пищевой цепи
В) потребители энергии растений (органического вещества растений)
Г) сверххищники и паразиты животных
5) Потребители (консументы) третьего порядка – это
А) последнее звено в пищевой цепи
Б) потребители органического вещества растений
В) потребители органического вещества травоядных
Г) сверххищники и паразиты животных
_________________________________________________________________________
Тест по теме «Биотические связи». Вариант 2.
- Интерференция – это такие взаимоотношения между организмами, когда
А) одни организмы создают среду обитания для других
Б) одни организмы служат источником пищи для других
В) одни организмы убивают других, так как не хватает ресурсов для совместного существования
Г) организмы занимают одну среду обитания и существуют на взаимовыгодных друг для друга условиях
2) К топическим связям можно отнести
А) паразитизм Б) хищничество
В) микоризы Г) фотосинтез
Д) интерференцию
3) Межвидовая конкуренция может возникать лишь только тогда, когда
А) виды проживают на одной территории
Б) виды используют один вид пищи, который в избытке
В) общий ресурс ограничен
Г) один вид хищник, другой жертва
4) Мутуализм – это форма взаимоотношений, которая относится к
А) симбиозу
Б) конкуренции
В) нейтрализму
Г) хищничеству
5) Какая форма взаимоотношений отрицательно сказывается на обоих взаимодействующих видах
А) мутуализм
Б) комменсализм
В) нейтрализм
Г) конкуренция
Самостоятельная работа по теме «Биосфера».
Вставьте пропущенные слова. Вариант 1.
На нашей планете различаются 3 оболочки: …
На оболочки Земли в течение 4 млрд. лет влияли живые организмы. В результате на Земле возникла биосфера – это …
В настоящее время высота распространения живого в литосфере захватывает … метров, в атмосфере - … километров, в гидросфере - … километров под уровнем моря.
Учение о биосфере было создано учёным … . Компоненты биосферы это - …. Живое вещество выполняет следующие функции: … . С появлением человека возникла ещё одна оболочка планеты - … . Она включает в себя … .
Самостоятельная работа по теме «Биосфера».
Вставьте пропущенные слова.
Вариант 2.
Особая роль в круговороте веществ принадлежит продуцентам – это … .
Зелёные растения поглощают из атмосферы … и создают … на свету и с участием хлорофилла. При этом в воздух выделяется …, который необходим для дыхания всем аэробным организмам. Синтез органических веществ из неорганических идёт за счёт энергии … .
Следующим звеном в цепях питания являются потребители органического вещества или … .
Первичные потребители – это …, например … .
Вторичные потребители – это …, например … .
Третичные потребители – это …, например … .
Продукты выделения и останки трупов разрушают … .
Самостоятельная работа по теме «Биосфера». Вариант 3.
Отнесите понятия к соответствующему уровню.
А) Биогеоценоз
Б) Биосфера
1) популяции различных видов
2) живое вещество
3) биологический глобальный круговорот веществ
4) деятельность человека
5) взаимодействие живых организмов с окружающей средой
6) биотоп
7) ноосфера
8) агроценоз
9) косное вещество
10) количество ресурсов биотопа
11) взаимодействие живых организмов
12) биогенное вещество
13) цепи питания
14) биокосное вещество
15) редуценты
16) продуценты
17) консументы
18) биосистема
Самостоятельная работа по теме «Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе»
Вариант 2. Вставьте пропущенные слова.
Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Ещё не распустив листья, зацветают ______ ; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки _______ ; прилетают _________; появляются насекомые.
В середине лета у многих растений прекращается _______. Вторая половина лета и ранняя осень – период созревания _______ и накопления ________ в тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается _______, перелётные птицы_______ .
Изучите круговороты веществ и проставьте стрелки.
Круговорот углерода в биосфере.
Природный круговорот углерода
Углекислый газ в атмосфере: лесные пожары
Фотосинтез
Дыхание
Разложение
Растворение
Соединения углерода в растениях Соединения углерода в воде
Соединения углерода в животных Известняк
Антропогенная деятельность
- производство электроэнергии
- промышленное сжигание топлива
- образование выхлопных газов
- обогрев жилья
- обработка земель
Природный круговорот серы
Соединения серы в атмосфере
Соединения серы в живых организмах Соединения серы, растворённые
в воде
сульфаты в почве
сульфиды неорганическая сера
железистые сульфиды глубоких слоёв почвы и осадочных пород
Антропогенная деятельность
- оксиды, образующиеся при сжигании топлива
- добываемая самородная сера
Круговорот азота в биосфере
Природный круговорот азота
Соединения азота в атмосфере Органические соединения азотфиксирующие бактерии
азота в живых организмах
Аммиак
Нитриты нитраты
Соединения азота в
океанических осадках
Антропогенная деятельность
- оксиды азота в выхлопных газах автомобилей
- оксиды азота в выбросах промышленных предприятий
- нитраты из удобрений
Круговорот фосфора в биосфере
Природный круговорот фосфора
Фосфатсодержащие породы
Морские птицы Фосфаты, растворённые в воде
Бактерии
Животные
Растения
Мелководные осадки
Глубоководные осадки
Антропогенная деятельность
- фосфатные удобрения
- промышленные стоки, содержащие фосфаты
- фосфаты в отходах горнодобывающей промышленности
Самостоятельная работа по теме «Экосистемы».
Вариант 2. Выберите 3 верных ответа.
- К устойчивым экосистемам относят
А) пруд
Б) таёжный лес
В) пшеничное поле
Г) берёзовую рощу
Д) дубраву
Е) заливной луг
2) Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что
А) численность деревьев сокращается в результате лесного пожара
Б) волки ограничивают рост численности кабанов
В) массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев
Г) численность белок зависит от урожая семян ели
Д) популяция кабанов полностью уничтожается волками
Е) совы и лисицы ограничивают рост численности мышей
3) В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся
А) лоси, зубры
Б) кроты, бурозубки
В) зайцы, косули
Г) клесты, снегири
Д) волки, лисицы
Е) синицы, поползни
4) К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы
А) сокращение численности сов, ежей, лис
Б) большой урожай семян ели
В) увеличение численности паразитов
Г) рубка деревьев
Д) глубокий снежный покров зимой
Е) уменьшение численности паразитов
Самостоятельная работа по теме «Естественные биогеоценозы и агроэкосистемы». Вариант 1.
- Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями? Почему?
А) увеличение численности растений
Б) сокращение численности хищников – жаб, ежей
В) сокращение численности болезнетворных организмов, паразитов
2) Почему лосей в экосистеме смешанного леса относят к первичным консументам?
А) питаются растениями
Б) используют в пищу готовые органические вещества
В) используют заключённую в органических веществах энергию
3) Чем структура смешанного леса отличается от структуры биоценоза берёзовой рощи?
4) Почему отношения между собакой и таёжным клещом считают примером паразитизма?
Самостоятельная работа оп теме «Естественные биогеоценозы и агроэкосистемы».
Вариант 2.
- Какие абиотические факторы ограничивают распространение высоких деревьев в тундре?
А) многолетняя мерзлота
Б) низкая температура воздуха
В) заболоченность, небольшая мощность почв
2) Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом?
А) шмели питаются нектаром цветков клевера
Б) клевер опыляют шмели
В) оба организма приносят друг другу пользу
3) Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
4) Влияние каких факторов испытывают на себе организмы, составляющие один биоценоз?
Тест по теме «Охрана окружающей среды». Вариант 1.
- Что такое мониторинг?
А) это комплексная система контроля за изменением состояния окружающей среды
Б) это система законодательных мероприятий запрещающих любой вид деятельности
В) это система мероприятий, направленных на восстановление биогеоценоза
2) Что является объектом биосферного мониторинга?
А) радиоактивное излучение
Б) лесные экосистемы и агроэкосистемы
В) гидросфера и атмосфера
3) Что является объектом геосистемного мониторинга?
А) приземный слой воздуха и поверхностные и грунтовые воды
Б) радиоактивное излучение
В) лесные экосистемы и агроэкосистемы
В) гидросфера и атмосфера
4) Охрана природы – это система мероприятий, которая обеспечивает возможность сохранения
А) природных невозобновимых ресурсов
Б) генофонда
В) природных возобновимых ресурсов
Г) рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой
Д) всё перечисленное
5) Памятник природы – это
А) территория, на которой обитают редкие и исчезающие виды
Б) территория, на которой обитают виды-эндемики
В) природный объект, имеющий научное, историческое и культурно-эстетическое значение.
Тест по теме «Охрана окружающей среды».
Вариант 2.
- Заказник – это природная территория, на которой
А) охраняются отдельные виды и разрешена хозяйственная деятельность
Б) охраняются природные комплексы и не разрешена никакая деятельность
В) охраняются отдельные виды и разрешён отдых и туризм
2) Биосферные заповедники – это территория, которая
А) охраняется законом
Б) охраняется законом и является эталонным участком биосферы
В) охраняется законом, является эталонным участком биосферы и является базой для фундаментальных научных исследований
3) В биосферном заповеднике
А) запрещён любой вид хозяйственной деятельности
Б) частично ограничена хозяйственная деятельность
В) ведётся рациональная хозяйственная деятельность
4) Акклиматизация – это
А) интродукция
Б) искусственное возвращение исчезнувшего вида в определённые природные условия
В) интерференция
5) К невозобновимым природным ресурсам относятся
А) плодородие почвы
Б) залежи руды
В) фауна суши
Г) солнечная энергия
Самостоятельная работа по теме «Экосистемы».
Вариант 1. Выберите 3 верных ответа
- В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
А) берёзами и елями
Б) берёзами и грибами-трутовиками
В) тлями и муравьями
Г) ежами и насекомоядными птицами
Д) берёзами и подберёзовиками
Е) черёмухой и опыляющими её мухами
2) Примеры смены экосистем в процессе саморазвития сообщества (сукцессии)
А) образование гари на месте леса в результате пожара
Б) появление полей на месте степей после их распашки
В) зарастание скал лишайниками
Г) зарастание водоёма и образование болота
Д) заболачивание пойменных лугов при постройке плотины на реке
Е) зарастание старицы реки
3) Поле капусты - неустойчивая агроэкосистема, так как в ней
А) отсутствуют пищевые сети
Б) преобладают продуценты одного вида
В) небольшое число видов
Г) нет пищевых цепей
Д) короткие цепи питания
Е) отсутствуют редуценты
4) Смешанный лес более устойчивая экосистема, чем берёзовая роща, так как в смешанном лесу
А) более плодородная почва
Б) больше видов
В) более длинные и разветвлённые цепи питания
Г) есть продуценты, консументы и редуценты
Д) замкнутый круговорот веществ
Е) сложная пищевая сеть
Круговорот кислорода. Вставьте пропущенные слова. Кислород атмосферы накоплен за счёт … . Накопление кислорода в атмосфере началось ещё в … эру, благодаря … . В современной атмосфере его содержится …%. В верхних слоях тропосферы под влиянием УФ излучения из кислорода образуется … . Его роль:… . Благодаря накоплению кислорода в атмосфере на Земле появились … - организмы, использующие кислород для дыхания. |
Круговорот азота. Вставьте пропущенные слова. Основная масса азота находится в воздухе и составляет …%. Растения не могут непосредственно усваивать азот воздуха, лишь в виде ионов аммония или нитратов. Зато … бактерии могут превращать газообразный азот в аммоний в ходе азотфиксации. Эти бактерии обитают на … . |
Круговорот углерода. Вставьте пропущенные слова. Углекислый газ поступает в атмосферу за счёт … организмов. Расходуется углекислый газ на процесс … . В современной атмосфере его содержится …%. Благодаря … поддерживается постоянство газового состава атмосферы. |
Круговорот фосфора. Вставьте пропущенные слова. Фосфор вносится на поля как минеральное удобрение, которое называется … . Затем фосфор вымывается стоком дождевой воды из литосферы в гидросферу. Фосфор входит в состав … тканей живых организмов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание по биологии в 8 классе по теме"Строение и значение кожи""
Предложенное тестирование можно провести в конце изученной темы "Строение и значение кожи" в 8 классе....
Тестовые задания по биологии 10 класса по теме: "Структура и функции клетки".
Методическая разработка по биологии "Тестовые задания по теме: Структура и функции клетки" предназначена для проведения в конце изучения раздела «Структура и функции клетки» в курсе изучен...
Методическая разработка по теме:" Примерные задания по биологии при подготовке к ГИА" в 9 классе.
Примерные задания по биологии при подготовке к ГИА" в 9 классе....
Учебно - методическое пособие по теме: Примерные задания по биологии при подготовке к ЕГЭ в 11 классе.
Задания по биологии при подговке к ЕГЭ в 11 классе....
Тестовые задания по биологии по теме: "Клетка и её химический состав"
тестирование позволяет проводить мониторинг качества знаний; выявлять реальные результаты знаний в ходе освоения тем....
Тесты "Экосистемы и присущие им закономерности"
Тесты для подготовки к Егэ в 11 классе...
Комплекс многоуровневых заданий по биологии для подготовки учащихся к ЕГЭ (или ОГЭ) по теме "Сравнительная характеристика эукариот и прокариот"
Комплекс заданий по теме "Сравнительная характеристика эукариот и прокариот" по уровням: знакомые задачи, малознакомые задачи и незнакомые задачи...