Значение леса в жизни человека
методическая разработка по биологии по теме

Хафизова Гульсина Сильманфаризовна

Проект внеклассного мероприятия по биологии "Значение леса в жизни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Значение леса в жизни человека88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ТАТ.ЯНТЫКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проект внеклассного мероприятия

по теме:  

«Значение леса в жизни человека»

                                                         

                                         Хафизова Гульсина Сильманфаризовна,

 учитель биологии.

   

село Тат.Янтык, 2013 год

Актуальность темы

Леса покрывают 31 % поверхности суши нашей планеты. 13 % мировых лесов относятся к охраняемым территориям. Сокращение площади лесов в результате вырубки, деградации и пожаров вызывает тревогу у всего международного сообщества. Ведь леса занимают центральное место в процессе углеродного обмена между земными экосистемами и атмосферой и вносят огромный вклад в сокращение масштабов бедности. В последнее десятилетие темпы исчезновения лесов сократились с 16 миллиона гектаров в год в 1990-е годы до 13 миллионов гектаров в год. Тем не менее, они остаются на тревожно высоком уровне, особенно в Южной Америке и Африке. Об этом говорится в докладе Генерального секретаря ООН, направленном на рассмотрение девятой сессии Форума ООН по лесам. Внесены также изменения в Лесной кодекс Российской Федерации. Изменения, внесённые Федеральным законом в Уголовный кодекс Российской Федерации  и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают усиление уголовной и административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

Воспитать экологическое мышление, формировать экологическую культуру учащихся, мотивировать  интерес к изучению родного края, научить понимать значение лесных ресурсов для человека – это первостепенные задачи современной школы.

  Есть просто храм, есть храм науки,

  А есть ещё природы храм –

  С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.

  Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь,

  Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь!

                                                                                              (С. Викулов)

Цель данного мероприятия: 

  1. Воспитание  у учащихся  интереса к проблеме охраны и рационального использования лесных ресурсов.
  2. Знакомство с некоторыми лесными профессиями.

Задачи:

  1. воспитать у детей любовь к окружающему миру, пробудить интерес к  лесу и его  обитателям, учить видеть красоту леса;
  1. научить понимать значение леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины;
  2. воспитывать бережное отношение к  лесным ресурсам и стремление принять активное  участие в его охране.
  3. научить определять факторы отрицательного воздействия человека на

          окружающий мир;

  1. изучить основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
  2. ознакомить учащихся с профессиями лесника, лесного техника и лесного инженера.

Оборудование: плакат М.Пришвина “Охранять природу – значит, охранять Родину”, Красная книга,  картины с лекарственными растениями, картины о природе леса, кроссворды, кассета с музыкой о природе.

Место проведения: актовый зал школы (украшен декоративными листочками и цветами, оформлены выставки, картины, на которых изображена природа леса)

Участники мероприятия: члены команд - учащиеся 6-7 классов,  ведущие, Старичок – лесовичок, члены жюри, учитель биологии

Ход занятия

1 ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведём с вами интересное мероприятие, посвященное ... Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление зала и отгадайте загадки.

1. Весной веселит,
   летом холодит,
   осенью умирает,
   весной оживает.
(Лес)

2. Богатырь стоит богат,
   Угощает всех ребят
   Ваню – земляникой,
   Таню – костяникой,
   Машеньку – орешком,
   Петю – сыроежкой,
   Катеньку – малинкой,
   Васю – хворостинкой.
(Лес)

1 ведущая: Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего мероприятия «Знатоки леса». Мы совершим  с вами заочную прогулку в лес, проверим свои знания о лесе. А потом, сможем смело идти в лес на  настоящую экскурсию.  Лес – это наше богатство, это дом для зверей и птиц, это зелёный наряд нашей Земли. Лес – это наш друг, задерживая влагу, он помогает выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. В наших Янтыковских лесах много этого богатства. Наш Янтыковский лес является заказником (кабан, лось).

Наша главная задача на сегодняшний день – это подготовка к очной экскурсии. Потому что, скоро лето, и все мы с вами много и много раз  будем посещать лес и на отдых, и за ягодами и грибами.

Для оценивания ваших знаний о лесе предлагаем выбрать членов жюри из старшеклассников.

Из учащихся, желающих продемонстрировать свои знания о лесе, организуются 2 команды.

Названия командам отгадывают сами члены команд. Им предлагается отгадывать загадки.

1 ведущая: Какая команда первой отгадает загадку, получит название

1 загадка.   Стоит красавица – косы зелёные, платье белое,

                    Кора горючая, ветка плакучая, семя летучее

                    По всем странам славится стройная красавица:

                    Белые одежки, золото – серёжки,

                    С расплетенною косой, умывается росой,

                    Ветер пряди шевелит – заплетать их не велит.  (Берёза)

2 загадка.  Весной зеленела, летом загорала,

                   Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

2 ведущая.  Вот и названия командам отгадали. Ребята вы любите гулять в лесу? (Ответы детей)

Итак, мы с вами проведём заочную экскурсию в лес. Пошли все вместе. Давайте громко споем любимые песни о лесе.

1 ведущая. Подождите, подождите. Прежде вспомните правила, которые  нужно соблюдать в лесу.

На сцене появляется Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я хочу услышать,  знаете ли вы правила, как надо себя вести в лесу.

Ожидаемые ответы детей:

  1. Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.
  2. Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
  3. Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.
  4. Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.
  5. Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
  6. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.

Ученик из 1 команды. 

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ученик из 2 команды. 

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!

Ученик из 1 команды. 

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Ученик из 2 команды. 

Чтобы быть Земле полезным
Надо знать Устав железно:
Вовремя туши костер
Ведь огонь как лис хитер.

Ученик из 1 команды. 

С корнем куст не выдирай,
Мусор сразу убирай,
Муравейники не трогай
А иди своей дорогой

Ученик из 2 команды. 

Гнезда птиц не разоряй,
Водоем не засоряй

Старичок - лесовичок: Правильно ребята!

Сосны, елки, березы, клены
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.

Вижу вы хорошо знаете правила поведения в лесу. А теперь предлагаю вам участвовать в конкурсах о лесе. Итак, первый конкурс: «Главные деревья наших лесов» Командам раздаются загадки о деревьях, дети угадывают, жюри оценивает  ответы команд.

Загадки о деревьях

  1. Корни этого дерева в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты. Поэтому они хорошо удерживают почву. По-латински его название «пинус», что означает «скала». Очень любит свет. (Сосна.)
  2. У этого дерева быстро гниет древесина, дерево недолговечно, живет 80-100 лет. Листья осенью расцвечиваются. В это время года у нее, кроме листопада, происходит еще и ветвепад: дерево освобождается от лишних ветвей. (Осина.)
  3. Назовите два дерева-«пионера», которые заселяются на любой свободный клочок земли. (Береза и ольха.)
  4. Главный корень у этого дерева отмирает через 10-15 лет, и оно держится за счет боковых корней, поэтому при сильном ветре-урагане в таком лесу много поваленных деревьев. Древесина отличается однородностью (мало сучков и пр.), и из нее делают лучшие в мире скрипки и другие музыкальные инструменты. (Ель.)
  5. Шишки на этом дереве растут вверх, и после созревания чешуйки рассыпаются и остаются одни  стержни, как свечи. На коре много вздутий, которые содержат бальзам – пахучее вещество, защищающее дерево от холода и вредных насекомых. (Пихта.)
  6. Это дерево – прекрасный «пылесос», впитывает в себя пыль и сажу. Топором его рубить нельзя, так как он увязает в древесине. (Вяз.)
  7. Древесина этого дерева в воде не гниет, а становится еще крепче, Санкт-Петербург построен на сваях из этого дерева. Осенью оно сбрасывает свою хвою. (Лиственница.)
  8. Листья какого дерева всегда остаются зелеными? (Листья ольхи.)
  9. Какие два дерева могут предсказать изменение погоды, дождь? (Клен и каштан.)
  10. Это дерево отличается от других цветом коры. В ней содержится белое вещество – бетулин, отсюда и название дерева. В любую жару кора остается прохладной. (Береза.)

Старичок - лесовичок. Что ж, загадки вы отгадали, молодцы! Деревья знаете. Но в лесу кроме деревьев есть  кустарники и растения, давайте поговорим о них.

Предлагаю вам решить кроссворды.

1 команда решает кроссворд о кустарниках:  

1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)

2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)

3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.)

5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)

2 команда решает кроссворд  о лесных цветах

  1. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  2. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
  3. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  4. Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
  5. Какое растение называют часами? (Шиповник)
  6. Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
  7. Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)

2 ведущая: Ребята, вам понравилась экскурсия в лес?
– Что интересного вы узнали о лесе?
– Какие деревья вам встретились в лесу?
– С какими кустарниками вы познакомились впервые?
– О каких цветах говорили?
– Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес?

  1. ведущая:

Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете.

Старичок - лесовичок: Ребята, давайте теперь поговорим о том,  какую роль играет лес в нашей жизни, в жизни растений и животных.

Распределитесь самостоятельно на две группы и обсудите этот вопрос. (Тихо звучит музыка. Выслушиваются ответы каждой команды)

Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды

Лес – это «фабрика кислорода», которая создана самой природой  

Старичок – лесовичок: Как вы ребята поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ на следующие мои вопросы.

1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши поступки.

2. Ребята поставили палатки и пошли в лес за лапником ветками ели, чтобы приготовить место для ночлега.

3.Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать?

4. Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они заметили, что его нет рядом. Они его звали, кричали, но так и не нашли. Как вы поступите7

5.Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину.

6. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.

7. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.

8. Составь правила поведения в лесу.

Выслушиваются варианты ответов учащихся, жюри оценивает.

Заключительная часть мероприятия

Старичок – лесовичок:  пока жюри оценивает ваши ответы, наши ведущие расскажут вам  о некоторых лесных профессиях.

1 ведущая. Я вам расскажу о профессии лесника

Человеку, непосвященному в лесные дела, может показаться, что лес – это только природное явление. Такое представление не совсем верно. Лес – творение человеческих рук. Его растят, берегут, за ним ухаживают.

Работы, выполняемые лесоводами, условно можно было бы подразделить на два производства. В первое входит охрана леса, защита его от болезней и регламентация пользования его дарами,        во второе – лесохозяйственные работы по посеву и посадке леса, уходу за ним, прокладка лесных дорог, заготовка и переработка лесных продукции.

Первая часть работы в лесхозах выполняется лесной охраной. Лесохозяйственные работы производят чаще всего кадровые рабочие лесхозов и лесничеств.

Для удобства охраны лесов и ведения в них хозяйства все лесные земли страны делятся на небольшие участки - лесные кварталы. Площадь их зависит от того, где находится лес и какова его ценность. Сто гектаров – это оптимальная величина лесного квартала.

Лесник- первая рабочая должность лесной охраны. Он, помимо охраны леса, участвует во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его обходе. Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом.

Должность лесника требует определенной теоретической подготовки по биологическим и техническим данным, которые лесники приобретают в лесных школах, школьных лесничествах. ПТУ и на специальных занятиях и лесхозах. И все же одних теоретических знаний, которые получает человек, решивший стать лесником, мало. Есть таланты, которые проявляются только непосредственно при соприкосновении с делом. И среди них профессия лесника.

Лес, в котором трудишься, знать приходится досконально. И никакие книги личного знакомства с ним не заменят.

Лесники – посредники между обществом и природой. И нет ничего удивительного в том, что хорошее отношение к ним распространяется и на лес. Заслужить такое доброе отношение может только культурный, честный, добросовестный, работящий человек.

Лесники обладают и специфическими душевными качествами свойственными людям лесных профессий: это любовь к природе, смелость, находчивость, выносливость.

Подготовку лесников и высококвалифицированных рабочих кадров для лесного хозяйства ведут средние профессионально-технические училища.

2 ведущая. Техник и инженер лесного хозяйства

Учёные подсчитали, что человек за свою жизнь расходует 100 кубических метров древесины. Нет материала более универсального, чем она. Считают, что из древесины сейчас изготавливают не менее 20 тысяч видов различных изделий.

        Без древесины не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства. Известный русский лесовод Г.Ф. Морозов сказал однажды: «Если не было бы совсем лесов, а человечество нуждалось бы в древесине, то люди изобрели бы лес. Очевидно такой, какой существует в природе лес. Но лес требует ухода и охраны. Этим занимаются техники и инженеры лесного хозяйства. Профессор Г.В.Крылов говорит, что  «у лесоводов должен быть ум математика, биолога и  экономиста одновременно, торс – атлета, ноги – быстроходного бегуна, руки – хирурга, глаза – индийского охотника, художника, слух – музыканта, сердце – храбреца и эстета».

        Профессия лесоводов – одна из самых древнейших. В нашей стране её возраст определяется несколькими столетиями. Однако лесное хозяйство находится в постоянном диалектическом развитии. Развивается она быстро в связи с тем, что базируется на многих смежных науках. В еру интересов отрасли сейчас уже прочно вошли биохимия, инженерное производство, радиотехника, авиация, электронно-вычислительная и космическая техника.

        Специалистов лесных профессий высшей квалификации готовят более 20 вузов, специалистов среднего звена – 34 лесохозяйственных и 30 лесотехнических техникумов. Они выпускают техников-лесоводов, техников по лесозаготовкам, деревообработке, механиков, экономистов, бухгалтеров.

1 ведущая. Значение леса для жизнедеятельности человека

В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

  1. Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
  2. Источник энергии (дрова)
  3. Строительный материал
  4. Сырьё для производства (производство бумаги)
  5. Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления. В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности. Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса. В Германии эти леса называются «урвальд» — первобытный или древний лес. В них даже хвойные деревья (ель) доживают до возраста 400 лет.

 2 ведущая. Значение леса для здоровья человека

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные  (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения в частности пыль, углеводороды. Леса, особенно хвойные, выделяют  фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную усиливают двигательную и секреторную функции желудочно - кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

Учитель биологии. Лес всегда волнует. Лес очаровывает всех своей красотой. Когда оказываешься в лесу, такое чувство, что ты попал в волшебное царство. И действительно, лес – сказочная страна. Сколько здесь удивительных животных, для которых это родной дом, самое лучшее место для жизни на планете. Лес создает особый, неповторимый климат, очень удобный для всякой живности. Трудно представить себе землю без леса, деревьев. Но, к сожалению, есть люди, которые не понимают или не хотят этого понимать. Прошли по лесу небрежно: где сучок сломали, задев за ветку, где просто ради забавы кору дерева расцарапали – надписи и разные рисунки понаделали. Эти «любители природы» и не представляют, какой вред они наносят лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов трутовиков или поселятся вредные насекомые, кроме того, дерево теряет много сока, которое так для него нужно для жизни. Леса – хранители вод. Недаром говорят: «Лес – это вода, вода – урожай, урожай – жизнь». Лес сохраняет воду, необходимую в народном хозяйстве и быту человека. Так, давайте ребята, всегда будем в охране наших лесов.

Подведение итогов мероприятия. Жюри объявляет команду – победительницу. Награждение учащихся.

Использованная литература

1. Журналы «Биология в школе», 1985-2013 гг.

2. Журналы «Юный натуралист», 1985-2013 гг.

3. «Занимательная ботаника»,  Рохлов В., ТеремовА., Петросова Р. , Москва, АСТ-ПРЕСС, 1999 год.

4. «Знать и беречь природу», Миронов А.В., Казань, «Таткнигоиздат», 1984 год.

5. «Загадки о природе», Алексеева А.М., Казань, «Таткнигоиздат», 1990 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"

Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....

Что такое Лес? Роль леса в жизни человека

Конспект лекции "Что такое Лес? Роль леса в жизни человека" предназначен для теоретического занятия кружка "Юный лесовод" для детей 13-16 лет.. Цель занятия: познание природы родного края. Методи...

Конспект занятия по здоровому образу жизни «Значение осанки в жизни человека!»

Конспект занятия в рамках проекта «Здоровый образ жизни»«Значение осанки в жизни человека!»Цель занятия: пропаганда здорового образа жизни.Задачи: Коррекцилонно – развива...