Что такое Лес? Роль леса в жизни человека
учебно-методический материал на тему

Буренкова Стелла Ивановна

Конспект лекции "Что такое Лес? Роль леса в жизни человека" предназначен для теоретического занятия кружка "Юный лесовод" для детей 13-16 лет.. Цель занятия: познание природы родного края. 

Методическая разработка может использоваться учителями биологии и географии, педагогами дополнительного образования, организаторами внеклассной и внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях  и  центрах  детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_les.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Белоберезковская средняя общеобразовательная школа № 1                                     п. Белая Березка Трубчевского района Брянской области

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

   ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

КРУЖКА «ЮНЫЙ ЛЕСОВОД»

для учащихся 13-16 лет

 

Автор:

руководитель кружка «Юный лесовод»,

руководитель школьного лесничества

Буренкова Стелла Ивановна

 Белая Березка

2010

Цель: познание природы родного края

Форма занятия: лекция

Что такое лес???

   На первый взгляд ответ на этот вопрос понятен: лес - это место, где растет много деревьев. Вопрос только в количестве этих самых деревьев: одно дерево - это, очевидно, еще не лес. Два, три дерева, аллея из нескольких десятков деревьев - вроде бы тоже еще не лес. А вот сотню - другую растущих рядом больших деревьев уже, кажется, вполне можно назвать лесом. 
  На самом деле, ответ не так прост.
Лес - это сложная экосистема, в состав которой входят деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, животные, разнообразные микроорганизмы. Почва, на которой (или в которой) живет все это разнообразие живых существ - тоже часть леса. Мелкие речки, ручейки, родники, просто лужи с водой - тоже часть леса. Даже воздух в лесу отличается от воздуха за его пределами, и мы вполне можем его тоже считать частью леса. Конечно, деревья являются обязательной и в каком-то смысле главной частью леса - но лишь одной его частью. Без остальных частей лес был бы не лесом, а, например, парком, садом, древесной плантацией или чем-нибудь еще. 
Что же именно делает лес лесом, и чем он отличается от всего остального? 
Важнейшей чертой леса является так называемая лесная среда - особая совокупность условий, свой характерный микроклимат, формирующийся в лесу под защитой полога деревьев. Условия под пологом леса могут очень существенно отличаться от условий открытой местности. Также лес создает условия для жизни множества исключительно лесных видов растений, для которых лес служит домом. Многие из лесных трав и кустарников практически не могут существовать вне леса. Для многих животных лес тоже служит защитой от холодных зимних ветров или летнего зноя. Даже для самих деревьев лесной микроклимат очень важен.
Второй важной чертой лесной экосистемы является ее способность к самоподдержанию. То есть лес может прожить значительно дольше, чем каждое из растущих в нем деревьев. По мере роста, развития, старения и гибели старые деревья заменяются более молодыми, но в целом лес остается. Конечно, дикие леса, в которых многие поколения деревьев естественным образом сменяют друг друга, сохранились в основном в самых удаленных уголках Земли. В густонаселенных районах Европейской России, юга Сибири и Дальнего Востока таких лесов уже не найти - практически все растущие здесь леса сформировались после рубок или пожаров, или вовсе на заброшенных сельскохозяйственных землях. Но если оставить эти леса без какого-либо хозяйственного воздействия - они останутся лесом и в дальнейшем, и постепенно они приобретут облик коренных лесов, способных тысячелетиями жить без вмешательства человека. 
  Все компоненты лесной экосистемы в той или иной степени связаны друг с другом, зависят друг от друга в своем развитии. Например, многие птицы и млекопитающие питаются желудями дуба или орешками кедра - и одновременно с этим разносят желуди и орешки на большие расстояния от взрослых деревьев. Различные грибы, живущие на гниющей древесине, зависят от деревьев. Но и деревья тоже зависят от деятельности этих грибов. Такого рода связей между разными компонентами лесной экосистемы множество, и далеко не все эти связи известны и хорошо изучены. Но стоит человеку вмешаться в жизнь лесной экосистемы, многие из этих связей начинают проявляться. В большинстве регионов центра Европейской России в лесах человеком практически полностью уничтожены волки, медведи, рыси и другие крупные хищники. В результате поголовье копытных (лосей, кабанов) теперь приходится регулировать искусственно, иначе риск возникновения эпидемий различных болезней, а также степень повреждения копытными подроста деревьев становятся слишком велики. 
  Если рассматривать лес именно как экосистему, то становится понятным, что далеко не любая группа взрослых деревьев - это лес. Например, фруктовый сад - это не лес: он не способен к самоподдержанию после того, как растущие в нем деревья достигнут предельного возраста; без помощи человека он просто погибнет. Городской парк - тоже не лес; его компоненты созданы и поддерживаются человеком искусственно, и если работники парка перестанут за ним ухаживать, постепенно он потеряет облик парка. Чем больше площадь, занятая лесной экосистемой, тем лучше выражена лесная среда, тем большее количество видов растений и животных способно сосуществовать внутри леса, тем более устойчива лесная экосистема в целом.

    Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).

Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности - тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка" РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной  фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского ...

Презентация "Роль химии в жизни человека"

На первом уроке химии с помощью этой презентации можно наглядно показать насколько велика роль химии в нашей жизни....

Роль права в жизни человека, общества,государства.

Обобщение и систематизация материала по теме право. Умение работать детей с материалом по праву. Проверка усвоение важного материала....

Презентация "Роль жаргонизмов в жизни человека"

Дополнитеоный материал к уроку "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова" в 6 классе...

Роль книга в жизни человека и общества.

Первый урок литературы в 5 классе по программе Коровиной....

“Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”

Разработка урока бисероплетения по теме “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”...

Значение леса в жизни человека

Проект внеклассного мероприятия по биологии "Значение леса в жизни человека"...