Дыхательные движения и их регуляция
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Астахова Лариса Николаевна

Урок по программе Н.И. Сонина. На уроке проводится самостоятельная работа по составлению опрных схем, лабораторная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deihatelniee_dvigeniy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок биологии в 8 классе.

Астахова Лариса Николаевна

учитель биологии МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты

Дыхательные движения и их регуляция.  

 

Цели урока:

Образовательные разъяснить процесс осуществления дыхательных движений и их регуляцию.  

Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить , оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, Воспитательные:  воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения.  

Тип урока: комбинированный.

          Методы обучения:  

1. По источнику знаний:

Объяснительно-иллюстративные - рассказ, самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблиц.

Продуктивные – составление схем, таблиц, решение биологических задач, тестовых заданий.

2. По характеру деятельности учителя - проблемные.

3. По характеру деятельности учащихся – частично-поисковые

 

Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник   для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр;  электронная презентация.

Проверка знаний.

Тестированный опрос по теме: Газообмен в легких и тканях.

Актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

- Ребята, задайте интересующий вас вопрос по теме урока, о чём – бы вам хотелось сегодня узнать.

(ребята задают вопросы по теме,  которые фиксирует учитель на доске).

Далее схожие по смыслу вопросы объединяются, и выделяются наиболее существенные вопросы, отражающие суть темы.

    На уроке таких вопросов оказалось несколько:

- как, за счёт чего в организм человека поступает воздух?

- почему после физической нагрузки увеличивается частота дыхания?

Почему учащается дыхание в душном помещении?

(в конце урока  окажется,  что каждый ребёнок получит ответ в ходе урока именно на свой вопрос).  

Изучение нового материала.

- Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?

 (грудная клетка то поднимается, то опускается)  

 Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха. Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга.

Дыхательный цикл: вдох            выдох

-  Но почему воздух то входит в лёгкие, то выходит из них? (вопрос к классу)

 (дети не могут дать ответ, они хотят получить ответ на этот вопрос)

- Хотите узнать?  Почему же воздух то входит в лёгкие, то выходит из них?

Вместе с учителем учащиеся выясняют причину.

- Есть в легких мышцы?

- Нет!

- А что это значит?

- Они не могут самостоятельно сжиматься и расширяться!

- Отсюда следует,  легкие расширяются и сжимаются пассивно, следуя за движением грудной клетки!

 - В чем причина движения грудной клетки?

- Она поднимается и расширяется, опускается и сжимается. Ее поднимают и опускают мышцы.

- Какие мышцы принимают участие в дыхании?

- Дыхательные мышцы: наружные и внутренние межреберные, диафрагма.

Самостоятельная работа с текстом учебника. Учащимся предлагается прочить статью «Дыхательные движения» и графически представить информацию.

Вдох

Сокращение наружных             ребра                            диафрагма становится

межреберных мышц                поднимаются                      плоской

Объем грудной                             легкие                              Рл < Ратм.

 клетки увеличивается                  расширяются

воздух входит в легкие

Выдох

Расслабление внутренних             ребра                            диафрагма становится

межреберных мышц                опускаются                                выпуклой

Объем грудной                             легкие                              Рл >Ратм.

 клетки уменьшается                  сжимаются

воздух выходит из легких

При глубоком вдохе принимают участие мышцы шеи, живота, грудной стенки.

- Почему дыхательные мышцы сокращаются и расслабляются производя вдох и выдох?

- Их сокращение и расслабление рефлекторны, под контролем ЦНС (продолговатого мозга)

Задание: прочитайте тест учебника с. 166 «Регуляция дыхания»

Составьте в тетрадях схему:

Регуляция дыхания

Гуморальная

Увеличение СО2 в крови возбуждает ДЦ , что вызывает учащение дыхания.

              Нервная

ДЦ продолговатого мозга регулирует мышечные сокращения. Под контролем коры мозга, мы по собственному желанию можем изменить ЧДД

Дыхательные рефлексы.

Их дуги проходят через ДЦ,

1. При погружении в холодную воду «захватывает дух»

2. При резком запахе задерживается дыхание, смыкаются голосовые связки.

3. Кашель, зевота.

4. Чихание – резкий выдох.

5. Смех – быстрые прерывистые выдохи.

Т.о. возбуждение дыхательного центра могут вызвать: химический состав крови, термические рецепторы кожи, обонятельные рецепторы.

ЧДД может меняться:

Во время бодрствования – 16 дд/мин

Во время сна – 12

Физическая нагрузка – 32 и более

 « Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта».

Иммануил Кант (1724-1804гг.)

Не секрет, что наши исследования для науки не новы. Нам с Вами предстоит «переоткрыть» открытое.  

Далее проводится лабораторная работа

«Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений»

Цель: (учащиеся формулируют самостоятельно)

Ход работы:

  1. Подсчитать количество дыхательных движений в положении сидя в течение минуты  и записать показания в таблицу.
  2. Встать с места, выйти из-за стола и  сделать   15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.

   

Количество дыхательных движений при нормальном состоянии        

Количество дыхательных движений после физической нагрузки

        

 

3)        Вывод: (объяснить, почему происходит изменение частоты дыхания?)  …………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………

Закрепление.

1. Сравните 2 явления:

1. Грудная клетка человека во время вдоха расширяется, а во время выдоха сжимается.

2. Воздух то входит в легкие, то выходит из них.

Объясните:

Какое из этих явлений следует считать причиной, а какое из них следствием?

2. Большинство людей не подозревают, как велико значение выдоха в жизни людей. Объясните.

(на выдохе говорят, смеются, кашляют)

3. В спокойном состоянии через легкие человека проходит около 8 литров воздуха за 1 минуту, а при напряженной работе до 120 л и более. За счет чего повышается пропускная способность легких.

(за счет частоты и глубины дыхания)

4. Человек часто зевает без видимых причин утром после сна, днем во время работы. Однако в период интенсивной работы такого не наблюдается, почему?

(зеваем когда заторможенное состояние клеток коры головного мозга сочетается с накоплением  СО2 в крови. Зевота – безусловный рефлекс, непроизвольный дыхательный акт, состоящий из глубокого медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Это позволяет обогатить кровь О2 и освободиться отСО2. Напряжение мышц ротовой полости, лица, шеи, способствует увеличению скорости кровотока в сосудах, при этом улучшается снабжение мозга питательными веществами и О2

Подведение итогов урока:

Итак, получили ли вы ответы на свои вопросы, поставленные вначале урока?  (да)

Какие выводы по уроку можно сформулировать?

 -  Дыхательные движения   обеспечивают смену воздуха в легких.

- Воздух поступает в легкие благодаря расширению грудной полости  и выходит при её сжатии.

- В дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы и диафрагма.

- Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 секунды в дыхательном центре продолговатого мозга.

- Физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений.

Выставление оценок

Домашнее задание.

С. 164 – 166,

 Подготовить сообщения:

  1. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез.
  2. Действие курения на органы дыхания.
  3. Гигиена воздуха в помещении.

Принести к следующему уроку: зеркальце, сантиметровую ленту, калькулятор, воздушный шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные движения и их регуляция

Урок биологии в 8 классе по теме "Дыхание"...

Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"

Методическаяразработка урока по биологии 8 класс с применением ИКТ...

Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"

Методическая разработка урока по линии УМК Н.И. Сонина 8 класс...

Урок биологии "Дыхательные движения. Регуляция дыхания", 8 класс

Урок преследует следующие цели:-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.- продолжить формировать активную позицию по вопросу вед...

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

•Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбу...

Дыхательные движения , их регуляция

Дыхательныу движения, их регуляция...

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция"

Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция". На уроке рассматриваются механизмы процессов вдоха и выдоха; выяснение условий, при которых  происход...