Дыхательные движения и их регуляция
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии в 8 классе по теме "Дыхание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_cor.doc | 113 КБ |
dyhanie_8_klass.rar | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).
Город Дудинка Красноярского края.
ТМОУ «СОШ №3»
Учитель Кульбака Галина Владимировна. Класс 8 «А».
Тема: Дыхательные движения и их регуляция.
Цели и задачи:
Познавательные:
- сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;
- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.
Личностные:
- продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;
- поддержание интереса к изучаемому материалу;
- практическая направленность изучаемого.
Метапредметные:
продолжить формирование УУД:
- Умение работать на слух;
- умение сворачивать информацию в виде диаграмм или графиков и разворачивать (читать графики);
- умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы нм основании анализа полученных результатов;
- умение сравнивать;
- умение работать с компьютером; цифровыми источниками информации (интернет, учебные диски по предмету)
- навыки составления диаграмм и презентаций;
- навыки самостоятельной работы при подготовке домашнего задания;
- навык самопроверки и взаимопроверки;
- навыки логического мышления и умение делать выводы.
Оборудование и материалы: компьютер из кабинета БОС-дыхания, экран; слайды учителя по ходу урока; слайды с презентациями (диаграммами) учащихся; модель Дондерса, двойные листочки для самостоятельной работы; карандаши или ручки красные для самопроверки или взаимопроверки; диски «Открытая биология», «Биология. Школьный курс. Репетитор»; тематическое планирование; два учебника «Биология. Человек.» (Батуев и Дрогомилов), таблички с надписями (названия органов дыхания); листы с опорными конспектами изучаемой темы; листы с дополнительной информацией к теме (на случай, если останется время на уроке) о горной и кессонной болезни; две карточки с индивидуальными заданиями); сравнительные таблицы о работе нервной и гуморальной регуляции. На доске – план урока.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.
Методы:
- словесный (биологический диктант, объяснение нового материала),
- наглядный (использование ИКТ, модели),
- проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?», опережающее домашнее задание – лабораторная работа);
- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);
- самостоятельная работа (самопроверка и взаимопроверка);
- индивидуальная работа (индивидуальные карточки);
- работа в группах.
Ход урока:
1-2 Орг.момент. Постановка целей и задач. Учащимся при входе в кабинет выдаются листочки с надписями названий органов дыхательной системы: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Ученики должны расположиться за партами в порядке, соответствующем последовательности этих органов в дыхательной системе.
Здравствуйте, проверьте у всех ли на столе необходимые принадлежности: ручка, тетрадь, учебник, дневник, карандаш. Садитесь. Сегодня в кабинете работает аппаратура, поэтому соблюдайте правила техники безопасности: не трогайте шнуры и приборы. При входе в кабинет вам было предложено выполнить небольшое задание для разминки, с которым вы успешно справились. Скажите, пожалуйста, какую большую тему мы с вами сейчас изучаем? (Дыхательная система). Как вы думаете, для чего ее нужно изучать? (Чтобы знать из каких органов она состоит, как они работают, что нужно делать, чтобы дыхательная система работала без сбоев). На прошлом уроке мы с вами изучали строение и функции органов дыхательной системы человека. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему, готовы ли вы к тому, чтобы двигаться по пути познания этой важной для человека системы органов. Чтобы мы сумели использовать урок с максимальной эффективностью, предлагаю выполнить еще одно упражнение для разминки. Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и энергично покрутите его. Вот в таком же темпе мы и будем сегодня работать. Итак, начали.
3. Проверка домашнего задания.
У двоих учащихся на столах лежат индивидуальные задания. Вы выполняете их в течение того же времени, пока весь класс пишет биологический диктант. Все записываем дату, подписываем работу, нумеруем ответы – 12 пунктов. Внимание, начали.
Биологический диктант.
1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух.
2. Мельчайшие бронхи.
3. Орган дыхательной системы, отвечающий за формирование звука.
4. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях.
5. Воздухоносный путь, состоящий из хрящевых полуколец.
6. Часть гортани, защищающая вход в трахею.
7. Легочные пузырьки.
8. Пленка, покрывающая легкие?
9. Воздухоносные пути, состоящие из хрящевых колец.
10. Орган дыхательной системы, соединяющий носовую полость с глоткой.
11. В каких органах дыхательной системы происходит активный газообмен?
12. Полость между легкими и грудной клеткой.
Закончили работу. Обмениваемся работами, берем карандаш и приступаем к проверке. На слайде ответы и критерии оценки.
Ответы:
1. Носовая полость.
2. Бронхиолы.
3. Гортань.
4. Диафрагма.
5. Трахея.
6.Надгортанник.
7. Легочные пузырьки.
8. Плевра.
9. Бронхи.
10. Носоглотка.
11. Легкие.
12.Плевральная.
Возьмите каждый свою работу. Поднимите руки те, у кого она написана на «5», «4», «3», есть ли «2»? Положите ваши работы на край стола, дежурный соберет их и положит на учительский стол.
Следующий пункт плана нашего урока – изучение нового материала. После того, как мы изучили органы кровеносной системы, мы рассматривали вопрос: как эти органы работают. По аналогичной схеме мы будем работать и сегодня.
Теперь, когда вы знаете о строении и функциях органов дыхания, как вы думаете, каких знаний нам не хватает для полноты картины? (Мы не знаем, как происходит процесс дыхания и как он регулируется) Таким образом, мы с вами подошли к нашим целям и задачам на этом уроке:
1. Изучить, как происходит процесс дыхания /дыхательные движения/. Давайте запишем в тетради дату, тему урока и приготовимся к изучению новой темы.
Немаловажным моментом является вопрос – а для чего, собственно, все это нужно изучать? Как вы думаете? (Если мы будем знать как работает наша дых. система и механизмы ее регуляции, мы сможем влиять на ее работу, а значит на свое здоровье). Исходя из чего, вы пришли к этому ответу? (Мы проводили домашнюю лабораторную работу и получили интересные результаты.) Очень интересно, давайте познакомимся с ними.
Слово предоставляется 1 группе:
Какое задание вам было дано? (Выступающий демонстрирует и комментирует слайд-отчет).
Объектами исследования были 6 учащихся нашего класса. Мы должны были:
1. Зафиксировать количество дыхательных движений в покое _____
2. Зафиксировать количество дыхательных движений после физической нагрузки ______
3. Представить результаты в виде диаграммы или графика.
4. Сформулировать выводы на основании анализа полученных данных.
Мы заметили: 1) … 2) …
Вывод:
Следовательно, для восстановления дыхания эффективно использовать дыхательные методики.
Слово предоставляется 2 группе:
(Выступающий демонстрирует и комментирует слайд-отчет).
Объектами исследования были 6 учащихся нашего класса. Мы должны были:
1. Зафиксировать время, необходимое для восстановления дыхания после физической нагрузки без применения дыхательной гимнастики.
2. Зафиксировать время, необходимое для восстановления дыхания после физической нагрузки с применением дыхательной гимнастики.
3. Представить результаты в виде диаграммы или графика.
4. Сформулировать выводы на основании анализа полученных данных.
( 1. Для восстановления дыхания после физической нагрузки требуется некоторое время.
2. У разных учащихся на восстановление дыхания ушло разное количество времени, хотя нагрузка была одинаковая.
3. Меньше времени на восстановление дыхания потребовалось ребятам, которые занимаются спортом или танцами.)
Вывод:
Следовательно, для того, чтобы наши органы дыхания хорошо работали, нужно их тренировать, занимаясь спортом или физическими упражнениями.
Слово предоставляется 3 группе:
(Выступающий демонстрирует и комментирует слайд-отчет).
Объектами исследования были 6 учащихся нашего класса. Мы должны были:
1. Измерить рост 6 учащихся.
2. Измерить объем грудной клетки на вдохе и выдохе.
3. Сравнить результаты с нормой. (Норма - V грудной клетки должен быть равен половине роста).
4. Представить результаты в виде диаграммы или графика.
5. Сформулировать выводы на основании анализа полученных данных.
1. Объем грудной клетки в норме у ___ человек.
2. ниже нормы у ___ человек,
3. выше нормы у ___ человек,
(4. Проанализировав состав исследуемой группы, мы пришли к тому, что:
- ниже нормы объем грудной клетки у учащихся, которые не занимаются спортом ;
- выше нормы – у учащихся, которые занимаются спортом или танцами;)
Вывод:
Следовательно: Чтобы органы дыхания были хорошо развиты, нужно заниматься спортом или дыхательными упражнениями. Один из вариантов – петь или играть на духовых инструментах.
Давайте попробуем сформулировать общий вывод, исходя из ваших выступлений.
(1. Объем грудной клетки зависит от занятий спортом и физкультурой.
2. Объем грудной клетки зависит от использования дыхательной гимнастики или тренировок.
3. Чтобы наша дыхательная система служила нам верой и правдой долгие годы, необходимо вести здоровый образ жизни.)
Запишите, пожалуйста, выводы по итогам лабораторной работы в тетрадь.
Позвольте дополнить ваши выступления следующими фактами. В нашей школе проводятся занятия в кабинете БОС-дыхания. Кто знает, какие положительные результаты дает использование данной дыхательной методики? (1. Меньше число респираторных заболеваний. 2. Лучше снабжается кислородом головной мозг и все другие органы человека. 3. Улучшается внимание, память, сон. 4. Быстрее восстанавливается организм после нагрузок. 5. При правильном дыхании происходит массаж сердца, желудка, кишечника, следовательно, улучшается их работа.) Давайте вспомним, как правильно дышать во время такой гимнастики.
Физминутка.
Положите ладонь на живот. Сделайте активный вдох так, чтобы ваша грудь не поднималась, а живот надулся как шарик (рука фиксирует). Затем делаем медленный выдох, который должен быть в 4 раза медленнее, чем вдох. Повторим несколько раз.
4. Изучение нового материала.
Как же все-таки происходит процесс дыхания?
Давайте рассмотрим механизм работы наших органов дыхания, воспользовавшись обучающей программой «Открытая биология». Входим в программу, открываем нужную тему урока, включаем динамическую модель работы диафрагмы и легких, смотрим фрагмент. Еще раз зафиксируем все этапы дыхания при помощи модели Дондерса, изготовленной учащимися предыдущих классов. Я буду демонстрировать вам работу этой модели, а вы будете комментировать. Теперь мы знаем, как работают органы дыхания на вдохе и выдохе. Осталось выяснить механизмы регуляции этих процессов.
Давайте вспомним, какие виды регуляции работают в вашем организме? (нервная и гуморальная). Воспользуйтесь сравнительной таблицей на ваших столах. Как вы думаете, как эти виды регуляции будут работать применительно к органам дыхания? (нервная регуляция будет контролировать работу дых. системы при помощи импульсов, бегущих по нервным волокнам. Гуморальная – осуществляется при помощи гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции).
Приведите примеры, когда мы наблюдаем работу нервной регуляции. (увеличение числа дыхательных движений после физической нагрузки); А гуморальной? (учащение дыхания после эмоционального всплеска). Назовите гормон, способный резко увеличить число дыхательных движений (адреналин). Какими железами он вырабатывается? (надпочечниками). Знания, полученные вами на уроках «Регуляция работы сердца и сосудов» и «Регуляция работы органов дыхания» вам еще понадобятся при изучении темы «Железы внутренней секреции». Скажите, пожалуйста, как и где в жизни, можно применить знания, полученные на уроке сегодня? (Зная о зависимости работы органов дыхания от их состояния нужно заниматься дыхательными упражнениями и гимнастиками, вести здоровый образ жизни).
5. Закрепление изученного материала.
Давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Это позволит нам выяснить проблемные моменты и предотвратить ошибки на следующем уроке. Выполните тестовое задание, которое лежит у вас на столе (работа в парах с развивающим тестом на логику, анализ, синтез, умение делать вывод, сравнение). Обсуждение полученных результатов.
6. Запишите домашнее задание (выведено на экран).
7. Подведем итоги урока.
На этом уроке мы с вами познакомились с темой … (дыхательные движения и их регуляция). Вы провели домашнюю лабораторную работу и на уроке предъявили ее результаты в виде диаграмм и выводов. Вы активно участвовали в изучении новой темы. Скажите, пожалуйста, понравился ли вам урок? С каким чувством вы с него уходите? Какие навыки, полученные на уроке и при подготовке домашнего задания, вам пригодятся в будущем?
Всем спасибо за урок. До свидания.
Задания на закрепление изученного материала.
1. Анализ.
Выберите лишнее слово и объясните свой выбор:
А) вдох, газообмен, выдох, диафрагма;
В) легкие, диафрагма, межреберные мышцы, дыхательный центр.
Г) кессонная болезнь, горная болезнь, туберкулез, сонная болезнь.
2. Синтез.
О чем идет речь? Назовите 1-2 словами.
А) Происходит за счет нервных импульсов с огромной скоростью, влияет на частоту дыхания после физических нагрузок.
В) Трахея, нос, легкие, бронхи, носоглотка, гортань.
Г) Происходит за счет гормонов, влияет на частоту дыхания вследствие эмоциональных всплесков.
3. Сравнение.
Вдох | Выдох | |
1. | Диафрагма | |
2. | Межреберные мышцы | |
3. | Грудная клетка | |
4. | Объем легких |
4. Логика.
Восстановите правильную последовательность звеньев рефлекторной дуги:
А) продолговатый мозг; б) рецепторы аорты; в) дыхательные мышцы.
5. Вывод.
У человека при понижении кровяного давления частота дыхательных движений уменьшается. К какому выводу можно прийти?
Индивидуальная карточка №1.
1. Выполните работу №81 (1) в рабочей тетради №1 (Маш, Дрогомилов) стр.49. /Органы дыхательной системы/.
2. Выполните работу №82 (1) в рабочей тетради №1 (Маш, Дрогомилов) стр.50. /Строение и функции носа, носоглотки/.
Индивидуальная карточка №2.
1. Выполните работу №108 в рабочей тетради (Колесов, Маш) стр. 46. /Строение и функции гортани/.
2. Выполните работу №81 (2) в рабочей тетради №1 (Маш, Дрогомилов) стр.50. /Логика/.
Лист ответов.
_______ класс, Ф.И._____________________________
Дата | Анализ | Синтез | Сравнение | Логика | Вывод | ||||
Этап урока | Время | Цели | Задачи | Приемы и методы | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1.Организа-ционный | 2 мин | Настроить на восприятие нового материала. Обозначить место изучаемой темы в системе знаний по анатомии человека. | Обеспечить готовность уч-ся к началу урока. Обеспечить безопасность жизнедеятельности учащихся во время урока. | Деление учащихся на группы в соответствии с вводным заданием и опережающим домашним заданием (лабораторной работой) | Учащиеся располагаются по местам, согласно полученным карточкам, делятся на группы, готовят принадлежности. | Организует распределение учащихся по местам, проверяет наличие принадлежностей, готовность к уроку. Приветствует, заполняет журнал, подводит учащихся к формулированию целей и задач урока. |
2. Постановка целей урока. | 2 мин | Совместно с учащимися сформулировать цели урока, объявить план урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу, задать высокий темп работы. | Упражнение с карандашом. (активизация деятельности) | Формулируют с помощью учителя цели и задачи урока. Выполняют упражнение с карандашом. | Наблюдает, фиксирует правильность выполнения задания, оценивает обстановку. |
3. Проверка изученного материала. | 7 мин | Проверить качество подготовки домашнего задания. | Формирование навыка работы на слух. Организация индивидуальной работы. Отработать навык взаимопроверки. | Биологический диктант. Словесный метод. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Индивидуальная работа. | Оформляют работу. Работают на слух. Проверяют и оценивают работы друг друга. После проверки работы кладут на край стола. Дежурный собирает работы и кладет на учительский стол. | Организует индивидуальную работу с учащимися. Диктует понятия, определения, наблюдает. |
4. Переход к изучению нового материала. | 7 мин | Настроить на восприятие нового материала. | Обсудить результаты домашних лабораторных работ. Сделать выводы. Продолжить формировать навыки работы с компьютером, умения сворачивать и разворачивать информацию в виде диаграмм, умения анализировать и делать выводы. | Работа в группах на опережение. Наглядный. Проблемно-поисковый. Индуктивный. Самостоятельная работа. Беседа, обсуждение полученных результатов. | Записывают в тетрадь тему урока и дату. 3 группы делают доклады по домашней лабораторной работе, демонстрируют слайды с диаграммами, анализируют полученные результаты, делают выводы. Записывают в тетради общий вывод по лаб.работе. | Организует, наблюдает, при необходимости комментирует, задает наводящие вопросы, подводит к формулированию общего вывода. |
5. Физминутка. | 2 мин | Снятие напряжения. Смена деятельности. | Формирование навыков заботы о своем здоровье. | Словесный, наглядный. | Выполняют упражнения. | Демонстрирует упражнения, комментирует, наблюдает. |
6. Изучение новой темы. | 10 мин. | Изучить дыхательные движения и виды регуляции, вспомнить изученное и расширить знания о видах и механизмах регуляции (таблички на столах) | На базе полученных ранее знаний продолжить формирование мировоззрения здорового образа жизни. | Словесный, наглядный, индуктивный. | Слушают, анализируют, задают вопросы, участвуют в объяснении новой темы, используя знания в области физики (разница давления, выравнивание давления и т.п.) | Строит объяснение нового материала в виде беседы с учащимися. Использует в объяснении слайды, демонстрирует динамическую модель дыхательных движений с обучающего диска и модель Дондерса, изготовленную учениками. |
7. Закрепление полученных знаний. | 7 мин | Закрепить полученные на уроке знания. | Провести тестовый контроль по усвоенному материалу. | Тестовая работа, самостоятельная работа. | Самостоятельно выполняют тестовую работу. | Организует, наблюдает. |
9. Домашнее задание. | 2 мин | Записать домашнее задание. | Добиться, чтобы каждый ученик внес домашнее задание в дневник. | Словесный, наглядный (на слайде) | Записывают д/з. | Контролирует, проводит инструктаж, заинтересовывает в качественной подготовке домашнего задания. |
10. Подведение итогов урока. | 2 мин | Подвести итоги урока. | Проверить соответствие целей и задач урока и их достижения. | Словесный, наглядный. | Слушают, оценивают урок. | Подводит итоги урока, благодарит за урок, прощается. |
Подписи к слайдам:
План урока:
Проверка домашнего задания.Изучение нового материала: Обсуждение результатов домашней лабораторной работы.Формулирование выводов.Формулирование целей и задач нового урока; Повторение знаний о способах регуляции в организме;Изучение механизма вдоха и выдоха;Изучение механизмов регуляции работы органов дыхания;Научиться на практике применять полученные знания и навыки.Закрепление полученных знаний.
20.12.11Ф.И. классБиологический диктант
1. 2. 3. 4. 5. 6.
7. 8. 9. 10. 11. 12.
Носовая полостьБронхиолыГортаньДиафрагмаТрахеяНадгортанник
АльвеолыПлевраБронхиНосоглоткаЛегкиеПлевральная
Критерии оценок:«5» – 11-12 баллов«3» – 6-7 баллов«4» - 8-9 баллов«2» – 5 и меньше
Домашняя лабораторная работа
1
3
2
Диаграмма 3 группы
Выводы:
1. Занятиями спортом, танцами, дыхательными гимнастиками, пением можно влиять на:Объем грудной клетки;Скорость восстановления дыхания после нагрузки;2. Чтобы наша дыхательная система работала слажено и каче6ственно, необходимо вести здоровый образ жизни.
20.12.11
Тема урока: Дыхательные движения и их регуляция.Цели и задачи урока:Изучить механизм дыхательных движений.Продолжить формирование знаний о способах регуляции в организме.Сделать выводы о зависимости развитости органов дыхательной системы от ведения здорового образа жизни.
Регуляция дыхания.
Нервная
Гуморальная
Произвольная (сознательная)Центры - в коре больших полушарий. Сознательная задержка вдоха или выдоха; изменение частоты и глубины дыхания.
Непроизвольная(бессознательная)Центры – в продолговатом мозге. Нервные импульсы влияют на сокращение межреберных мышц и диафрагмы (вдох, выдох)
Срабатывает в моментыЭмоционального всплеска (выброс адреналина в кровь);Изменения уровня концентрации СО2 в крови (снижения уровня рН крови).
Ответьте на вопросы:
Назовите тему урока.Что нового вы сегодня узнали?Назовите основные моменты плана урока.Что вам понравилось?В каких сферах жизни вам могут пригодиться знания и навыки, приобретенные на данном уроке?
Домашнее задание.
П. 25 (учебник Батуева)П. 25 (уч-к Драгомилова)П. 28 (уч-к Колесова/Маша)Творческое дом.задание: составить кроссворд, приготовить сообщение о дыхательных гимнастиках.Яндекс «Анатомия для школьников (интернет)Диск «Открытая биология», «Биология.Репетитор»Портал www college.ru
Спасибо за урок!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательные движения и их регуляция
Урок по программе Н.И. Сонина. На уроке проводится самостоятельная работа по составлению опрных схем, лабораторная работа....
Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"
Методическаяразработка урока по биологии 8 класс с применением ИКТ...
Методическая разработка урока по теме "Газообмен в легких. Дыхательные движения"
Методическая разработка урока по линии УМК Н.И. Сонина 8 класс...
Урок биологии "Дыхательные движения. Регуляция дыхания", 8 класс
Урок преследует следующие цели:-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.- продолжить формировать активную позицию по вопросу вед...
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
•Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбу...
Дыхательные движения , их регуляция
Дыхательныу движения, их регуляция...
Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция"
Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Дыхательные движения и их регуляция". На уроке рассматриваются механизмы процессов вдоха и выдоха; выяснение условий, при которых происход...