Строение и работа сердца
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Андреева Людмила Николаевна

строение и работа сердца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_b-_8_kl.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ « Ерсубайкинская основная школа»

« Строение и работа сердца»

Андреева Людмила Николаевна

Учитель биологии

                                                             Ерсубайкино- 2013

Урок-37. Тема: «Строение и работа сердца»

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о строении и работе сердца, о влиянии нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца.

Развивающие: уметь работать с текстом учебника, схемами, развивать способность к детальному анализу полученной информации, тренировать память, внимание, усидчивость и любознательность

Воспитательные: воспитывать любовь к биологии, понимание необходимости знаний о строении собственного организма, а также чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, воспитывать аккуратность выполнения записей в тетрадях.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Оборудование:  учебник; муляж сердца, таблица « Строение сердца», видеофильм и презентация  « строение и работа сердца», проектор, ноутбук.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала.

Демонстрация презентаций  «строение и работа сердца »

4.Закрепление изученного материала

5.Задание на дом.

Ход урока

1.Орг. Момент( приветствие, наличие учеников)

2.Проверка Д\З. 

Учитель:Я предлагаю вам в качестве проверки домашнего задания сыграть в игру « Поле чудес». На доске написано слово, которое закрыто листочками бумаги, вы должны отвечать на мои вопросы, каждый правильный ответ дает вам право отвечающему на открытие любой буквы. Итак, начинаем.

1.Раз, два, три,четыре,пять

Вышел зайчик погулять

Вопрос: где окажется кровь, вышедшая из сердца, за это время пока я читала эти строчки стишка? ( кровь из сердца успевает добежать до макушки и пяток)

Молодцы, я предлагаю вам открыть 2 букву. Это буква «е».

2.Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика  стреляет

Пиф-паф….

Вопрос: где кровь окажется за это время? ( опять вернется в сердце)

Молодцы, я предлагаю вам открыть 3 букву. Это буква «р».

3.Представьте, что вы уговорили приятеля лечь на качели, чтобы его голова и ноги уравновешивали друг друга. Если предложите решить ему арифметическую задачу, то равновесие нарушится, почему?  ( голова пойдет вниз, а ноги вверх. Для решения задачи мозгу необходимо  много крови, его сосуды расширяются, кровь приливает к голове и голова перевешивает)

Молодцы. Я предлагаю открыть первую букву. Это буква «с»

4.Вы наверняка заметили, что после неторопливого сытного обеда, клонит ко сну. Почему? ( для переваривания обильной пищи расширяются сосуды желудка и кишечника, к ним притекает больше крови. В это время мозг получает мало крови и поэтому ему не хочется думать, а хочется спать.)

Молодцы. Я предлагаю открыть 6 букву. Это буква «е».

5.Александр македонский обладал исключительной памятью и знал в лицо и по имени каждого из своих 40 тысяч солдат. Но в самые трудные и решающие моменты он посылал в бой тех солдат, которых отбирал лично. Как производил отбор  солдат Македонский и почему? ( при волнении в период опасности люди бледнеют, а другие краснеют. Именно краснеющих отбирал Македонский. У краснеющих кровь приливает не только к лицу, но и к сердцу, голове, и они в критических ситуациях быстрее находят решение, энергичнее действуют)

Молодцы.  Я предлагаю вам открыть 4 букву. Это буква «д».

6.Какие кровеносные сосуды видны на тыльной стороне руки? ( вены)

Молодцы вот и справились с заданиями, какое слов у нас получилось ? ( сердце).

3. Изучение нового материала « Строение и работа сердца».

(Звучит спокойная музыка. На экран проектируется слайд № 1).

Учитель:  Я предлагаю вам отгадать загадки, которые  вы видите на слайде и  назовите тему сегодняшнего уровня, т.е о чем мы с вами будем говорить на этом уроке

Слайд №2. «отгадайте загадки»

Это орган кровь толкает

Орган главный каждый знает,

А внутри есть клапан- «дверца»,

Что за орган это..  (сердце)

Без крылье летит

Без ног бежит

Без огня горит

Без ран болит ( страстное сердце)

Учитель: молодцы, отгадали мои  загадки. Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о сердце.

Цель нашего урока: Рассмотреть положение сердца, особенности его строения и работы.

Учитель: Сердце человека почти не отличается по строению от сердца высших млекопитающих., убедимся посмотрев  Слайд № 3, 4. «Строение сердца»

 Вам в ходе просмотра необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  1. От какого слова происходит слово « сердце» ( середина)
  2. Где располагается сердце?  ( сердце расположено в середине между правым и левым легким и лишь слегка смещено в левую сторону)
  3. Что такое околосердечная сумка и какова ее функция? ( околосердечная сумка соединительнотканный «мешок»,неплотно прилегающий к сердцу , внутренние стенки которого выделяют жидкость, снижающую трение стенки сердечной сумки)

После просмотра видеосюжета на экран проектируется крупным планом строение сердца

Слайд № 5. «Факты из жизни»

Учитель: За 8,5 часа лыжного пробега сердце человека перекачивает из артериальной в венозную систему целую цистерну крови – 30 т., за сутки сердце человека перекачивает около 10 тыс. л. крови, а за 70 лет – 200 тыс. л.

Учитель: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни?

В чем секрет его неутомимости и работоспособности?  ( она состоит в последовательном сокращении и расслаблении с короткими промежутками для отдыха; обильное кровоснабжение сердца,  в состоянии покоя  в него подается 250-300 см3 крови в минуту, а при физической работе- до 2000 см3.

Слайд № 6. «Сердечный цикл»

Рассматриваются последовательность фаз, длительность фазы, в каком состоянии находятся клапаны сердца в каждой фазе цикла и обращает внимание учащихся на длительность каждой фазы. После анализа сердечного цикла учащимся предлагается сделать вывод о причинах неутомимости сердца, и заполнить таблицу « Сердечный цикл»

Названия фазы сердечного цикла

Продолжительность фазы

Состояние предсердий

Состояние желудочков

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных  клапанов

Первая фаза

0, 1 с

сокращаются

расслабляются

Открыты

закрыты

Вторая фаза

0, 3 с

расслабляются

сокращаются

Закрыты

Открыты

Третья фаза-пауза

0, 4 с

расслабляются

расслабляются

открыты

Закрыты

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Вывод: Половину времени жизни человека мышца сердца находится в расслабленном состоянии. (Вывод записывается в тетрадь)

Слайд  №7 « Пословицы и поговорки»

 Слайд № 8. «Выводы»

  1. Закрепление изученного материала

Учитель проводит беседу по вопросу: В чем видна взаимосвязь строения и функций сердца?

Слайд № 9. «Задание»

Задание: установите соответствие между терминами и определением.

1.Способность сердца ритмически сокращаться под влияние импульсов, возникающих в нем самом.  (Б)

2.Недостаток двигательной активности, вследствие чего слабеет сердечная мышца.(В)

3.Самая крупная артерия, идущая от сердца. (Д)

4.Сокращение предсердий. (А)

5. Общая пауза.  (Г)

Термины:

А. Систола,
Б. Автоматия,
В. Гиподинамия,
Г. Диастола,
Д. Аорта

 Учитель: Сегодня на уроке мы с вами говорили о самом важном органе нашего организма – сердце.

Слайд № 10. «Сердце – самый работоспособный двигатель»

Завершить наш разговор о сердце, хочется словами известной песни.

Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

  1. Задание на дом с.130-131  читать, вопр 1-8 на с.132 , рубрика « Подумайте» (у)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....

Урок "Строение и работа сердца"

-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....

урок "Строение и работа сердца человека"

урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...

Строение и работа сердца

Разработка урока по биологии в 8 классе "Строение и работа сердца" по уч. Пономаревой И.В., презентация к уроку, интерактивные модели (фазы сердечной деятельности, работа клапанов во время сердечного ...

Строение и работа сердца

Тема:  Строение и работа сердца  Задачи: выяснить особенности строения сердца в связи с выполняемыми функциями, регуляцию деятельности сердца, ритмичность сокращения и расслаблен...