Строение и работа сердца
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Разработка урока по биологии в 8 классе "Строение и работа сердца" по уч. Пономаревой И.В., презентация к уроку, интерактивные модели (фазы сердечной деятельности, работа клапанов во время сердечного цикла) ресурсы ЦОР, матрица ответов для проверки и актуализации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._stroenie_i_rabota_serdca.docx | 500.1 КБ |
stroenie_i_rabota_serdca.ppt | 942.5 КБ |
matrica.docx | 12.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Гарбузова Оксана Васильевна,
учитель биологии МОУ СОШ №1,
г. Одинцово Московской области
План-конспект урока на тему
«СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА»
(к учебнику «Биология. 8 класс), А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
М.: Вентана-Граф, 2010)
Цель:
- формирование знаний о строении и работе сердца, фазах сердечной деятельности;
- развитие у учащихся общебиологических понятий о взаимосвязи строения и функции сердца.
Знать: строение, механизм работы сердца.
Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах.
Средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power Point,
таблицы с изображением строения сердца, на каждый стол – карточки
«Строение сердца», ЦОР: «Фазы сердечной деятельности», «Работа
клапанов во время сердечного цикла».
Тип урока: урок с использованием ИКТ, ресурсов ЦОР.
Структура урока
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Индивидуальная работа по карточкам:
Карточка №1. (приложение)
Карточка №2. (приложение)
- Беседа по вопросам (фронтально, индивидуально):
- группы крови человека;
- донор, реципиент;
- групповая совместимость крови.
- Сбор работ по карточкам (заслушивание ответов).
- Задание (с использованием ИКТ). Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий (слайды 2-13)
- Результаты выполнения задания (самопроверка, слайды 14-15), оформление результатов - матрица (приложение). Подведение итогов, выставление предварительных оценок учащимися в свои тетради.
- Изучение нового материала.
Демонстрация таблицы, интерактивного рисунка «Строение сердца»
(слайд 17).
Обращается внимание на:
- Положение сердца в грудной полости. Почему сердце так называется? (Название происходит от слова «середина».) Размеры сердца. (Соответствует сжатому кулаку.) Масса сердца взрослого человека. (Примерно равна 300г)
- Строение сердца: камеры сердца, оболочки сердца, клапаны, определение правой и левой стороны сердца (слайд 18).
Объяснение сопровождается схемой:
правое предсердие | левое предсердие |
правый желудочек | левый желудочек |
(слайд 19)
Перикард – околосердечная сумка
Эпикард – наружная оболочка
Миокард – сердечная мышца
Эндокард – внутренняя оболочка, образует:
створчатые клапаны полулунные клапаны
(между предсердиями и желудочками) (между желудочками и артериями)
3-ств. 2-ств. Прав. Жел. Лег. Арт.
Прав. Пред. Лев. Пред. Лев. Жел. Аорта
Прав. Жел. Лев. Жел.
- Работа сердца. Фазы работы сердца (слайд 20 со ссылкой на рес. ЦОР).
Самостоятельная работа (заполнить таблицу « Сердечный цикл», слайды 21-22)
Фаза сердечного цикла | Положение клапанов (открыты/закрыты) | Время (сек) |
Сокращение (систола) предсердий | створчатые - открыты полулунные - закрыты | 0,1 |
Сокращение (систола) желудочков | створчатые - закрыты полулунные - открыты | 0,3 |
Общая пауза (диастола) | створчатые - открыты полулунные - закрыты | 0,4 |
- Закрепление знаний.
Задание. Используя рис.41(в учебнике), конспект, интерактивный рисунок (доска) найти и показать: правую и левую стороны сердца, камеры сердца, клапаны, сосуды, выходящие из сердца и входящие в сердце (слайд 23). (Учащиеся вклеивают в тетради карточки с изображением внутреннего строения сердца и подписывают его части.)
Домашнее задание: § 17 (до стр.81), конспект.
Приложение
- Раздаточные карточки с изображением внутреннего строения сердца (каждому ученику).
- Карточка №1. Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?
Карточка №2. Что такое резус-фактор? Что происходит при переливании резус-положительной крови резус-отрицательному больному?
- Карточка-матрица для выполнения задания (с использованием ИКТ). Раздается каждому ученику.
8-А кл. Фамилия________________
№ | Термин | +/ - |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
Всего: |
- Используемая литература и источники:
1. Учебник «Биология. 8 класс», А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Поурочные планы «Биология. Человек. 8 класс» к учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша / авт.-сост. О.Л. Ващенко – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Цифровые образовательные ресурсы: «Фазы сердечной деятельности» (интерактивная модель) , «Работа клапанов во время сердечного цикла» (интерактивная модель).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка знаний Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 1. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и форменных элементов…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 2. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 4. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 5. Форменные элементы крови, имеющие ядро и выполняющие защитную функцию в организме…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 7. Пожирание и переваривание лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 8. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 9. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 10. Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые был обнаружен у макак…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 11. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания больному…
Задание. Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий: 12. Человек, получающий кровь при переливании…
Проверьте себя: 1 – кровь 2 – плазма 3 - свертывание 4 – эритроциты 5 – лейкоциты 6 – иммунитет 7 – фагоцитоз 8 – вакцина 9 – лечебная сыворотка 10 – резус-фактор 11 – донор 12 - реципиент
Оцените результаты: Критерии оценок Кол-во правильных ответов Оценка 11 – 12 5 9 – 10 4 6 – 8 3 5 и меньше 2
Что такое сердце? Камень твёрдый? Яблоко с багровой красной кожей? Может быть, меж рёбер и аортой Бьётся шар, на шар земной похожий? Так или иначе, всё земное Уменьшается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего ему есть дело. Э. Межелайтис
Строение сердца
Работа с терминами Перикард – околосердечная сумка Эпикард – наружная оболочка (соединительная ткань) Миокард – сердечная мышца (мышечная ткань) Эндокард – внутренняя оболочка (эпителиальная ткань) , образует: створчатые клапаны полулунные клапаны (между предсердиями и желудочками) (между желудочками и артериями)
Фазы работы сердца
Заполните таблицу: «Сердечный цикл» Фаза сердечного цикла Положение клапанов (открыты/закрыты) Время (сек) Сокращение (систола) предсердий створчатые - полулунные - Сокращение (систола) желудочков створчатые - полулунные - Общая пауза (диастола) створчатые – полулунные -
Давайте проверим! Фаза сердечного цикла Положение клапанов (открыты/закрыты) Время (сек) Сокращение (систола) предсердий створчатые - открыты полулунные - закрыты 0,1 Сокращение (систола) желудочков створчатые - закрыты полулунные - открыты 0,3 Общая пауза (диастола) створчатые - открыты полулунные - закрыты 0,4
Домашнее задание § 17 (до стр. 81), конспект, вопросы к параграфу (устно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"
урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...
Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"
Комбинированый урок с применением проблемной технологии....
Урок "Строение и работа сердца"
-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....
урок "Строение и работа сердца человека"
урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...
Строение и работа сердца
Тема: Строение и работа сердца Задачи: выяснить особенности строения сердца в связи с выполняемыми функциями, регуляцию деятельности сердца, ритмичность сокращения и расслаблен...
Контрольная работа по теме "Строение и работа сердца"
Проверочная работа...
Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» из опыта работы
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаим...